Как научить ребенка быть дружелюбным. Как подружиться в школе: простые советы для всех детей. Рассказываем ребенку о дружбе

Годы детства - это прежде всего воспитание сердца.

Предмет по кругу.

Представить предмет, передать по кругу. Что передавал называет каждый. (умение адекватно понимать и передавать информацию= разговор на одном языке)

или назвать себя ласково, как в детстве (настрой на понимание детей)

Ассоциации.

Передать предмет и назвать – что для меня главное в воспитании ребенка .(ставим задачи, ищем способы реализации).

Притча

«Какие люди живут в этом городе?»

Старик сидел возле оазиса у ворот одного ближневосточного города. К воротам подошёл юноша и спросил: «Я впервые в этих краях. Скажите, какие люди в этом городе?»

Старец посмотрел на него внимательно и ответил:

«А что за люди жили в том городе, из которого ты ушел?»

«О, там живут злые и эгоистичные люди. Поэтому я и ушёл».

«В этом городе ты встретить таких же», - был ответ старика.

Через некоторое время другой человек подъехал к воротам города и спросил старца:

«Какие люди в этом городе?»

В ответ старец и ему сказал: «А что за люди жили в том городе, из которого ты ушел?»

«Это были гостеприимные, добрые и отзывчивые люди. Я успел полюбить их всей душой и очень огорчен, что мне пришлось с ними расстаться».

«Здесь ты встретишь таких же», - опять ответил старик.

В это время один купец поил невдалеке своих верблюдов и наблюдал за стариком. «Почему ты разным людям по-разному ответил на один и тот же вопрос?» - возмущенно спросил купец старика.

«Разве? Каждый человек носит свой мир в сердце своем. Тот, кто видел в прошлом только плохое, и здесь не найдет ничего хорошего. Напротив, тот, кто умеет ценить друзей, и здесь найдет хороших людей. Ибо, люди, окружающие нас являются лишь отражением того, что мы видим в них».

Как научить ребенка дружить

Истоки умения дружить закладываются у ребенка в дошкольном возрасте за счет опыта общения со сверстниками. В этот период закладывается очень важное умение отстаивать свои интересы, не нарушая интересы других, и возможно это только в среде сверстников.

Общение друг с другом у дошкольников происходит в основном в процессе игры. Они распределяют роли, придумывают сюжет игры, договариваются о том, кто какие игровые действия производит. Если задействованы игрушки, то обсуждают, кто какой игрушкой будет играть. Когда игра надоедает, они ее заканчивают, переходя к другой. Что общего во всех названных сейчас действиях? Их слаженность, приспособленность друг к другу.

Чтобы играть вместе, необходимо предлагать, уступать, договариваться, т.е. уметь приспосабливаться к интересам других детей.

Такого не может быть в играх ребенка с взрослым. Ему не надо договариваться с ребенком, в какую игру играть. Выбор за малышом. Получается, что взрослый всегда приспосабливается к ребенку. Который, в свою очередь, не получает опыта приспособления к интересам других.
У ребенка нет необходимости придумывать какую-либо игру поинтереснее, чтобы другие захотели в нее играть или доказывать им, к примеру, чтобы игрушки распределялись почестному.

К умению приспосабливаться к коллективу относят и овладение малышом своими агрессивными импульсами.

К 4-5 годам у нормального ребенка обычно учащаются агрессивные проявления. У девочек они могут принимать форму обзывательств, препирательства или жалоб взрослым. У мальчиков преобладают физическая агрессия: намерения толкнуть, плюнуть, ударить. Самое интересное, что попытки завязывания дружеских отношений поначалу сопровождаются агрессивными проявлениями как следствие обид друг на друга.

К концу дошкольного возраста ребенок приспосабливается к требованиям среды сверстников, и агрессивные проявления ослабевают. Дети уже умеют отстаивать свои интересы, не прибегая к агрессии. Хотя не следует говорить о том, что в идеальном варианте агрессия совсем сойдет на нет. У ребенка с высоким уровнем общительности должна присутствовать здоровая агрессивность. И, наоборот, полное отсутствие агрессивности вероятнее всего говорит о боязливости ребенка или же о его эмоциональной неустойчивости.

Аналогично нужно относиться и к конфликтам детей. Их не нужно считать показателем неумения общаться и не стоит особо акцентировать на них внимание. Более того, участие в конфликтах ребенку-дошкольнику даже необходимо, поскольку постепенно он вырабатывает конструктивные стратегии их разрешения. Намерения детей 3-4 лет в основном импульсивны и удовлетворяют собственные потребности. Поэтому дети используют, толкают друг друга, отнимают или ломают игрушки, дразнят, обзывают. Дети 5-6 лет уже принимают во внимание потребности других. Могут использовать убеждение и компромисс. Можно сказать, что дошкольное детство вносит весомый вклад в развитие «социабельности» или социальной привлекательности детей.

Ребенок, которого признают другие дети, как правило, умен, изобретателен в играх, эмоционально устойчив, надежен, готов сотрудничать и восприимчив к чувствам других.

Отвергаемые дети , напротив, чаще конфликтны, настаивают на выполнении их желаний, не понимают внутренний мир сверстников. Многие из них имеют трудности с установлением границ между собой и другими людьми.

Они, с одной стороны, позволяют себе нарушать границы других детей – пристают к ним, вмешиваются в их игры, с другой, – не умеют держать свои границы. Поэтому сверстники могут их спокойно обижать, брать их игрушки.

Игнорируемый ребенок – это тревожный, не имеющий социальных навыков, в особенности не умеющий интересно играть. Нередко при этом такой ребенок может прекрасно общаться с взрослыми, комфортно чувствовать себя именно в их среде.

Стоит иметь в виду, что мнение взрослых очень важно при выработке отношения детей друг к другу.

Научить малыша дружить, общаться и играть с другими детьми и взрослыми людьми можно, показав ему пример. Дети учатся общаться, наблюдая за взрослыми.

Не стоит ждать, что достаточно будет только однажды объяснить и помочь , – ситуации могут быть разные. Когда-то обмен и совместная игра могут состояться, а иногда может быть так, что другой ребенок играть и делиться не захочет. В этом случае нужно поддержать своего ребенка, помочь ему справиться с разочарованием и направить активность в другое русло : «Мальчик сейчас хочет поиграть своей машинкой сам, один. Может быть, позже или в другой раз захочет с тобой. Пойдем скорей, посмотри, там освободились качели!»

Основа дружбы - это уважение к потребностям и желаниям другого человека, это умение найти компромисс для того, чтобы игра все-таки состоялась.

Для того, чтобы продолжать учить ребенка дружить, важно обращать внимание своего ребенка на чувства и переживания другого как в конфликтных ситуациях, так и в радостных.

«Посмотри, Ваня так расстроился от того, что вы теперь не играете вместе. У него грустные глаза (он плачет). А как ты? Как ты себя чувствуешь?»

Ребенок может высказаться и, с вашей помощью, заметить как нехорошо Ване. Дальше можно предложить детям компромиссный вариант, несколько вариантов, которые в силу небольшого жизненного опыта для детей были неочевидны.

Почему с ребенком никто не дружит?

Немаловажную роль играет темперамент ребенка . Например, сангвиники и холерики по природе своей общительные, а вот флегматики и меланхолики, несколько замкнуты, живут в своем внутреннем мире. Однако это совсем не означает, что у всех флегматиков и меланхоликов нет, и не будет друзей. Они достаточно общительны, но при этом очень редко идут на контакт первыми.

Следующая причина, по которой у ребенка нет друзей – это его отношение к ним. К сожалению, не всем детям родители объясняют всю важность дружбы, как нужно относиться к друзьям. Порой ребенок относится к сверстникам неуважительно, осознанно обижает, оскорбляет их. Естественно, что с такими детьми никто не захочет общаться, ведь дружба строится на уважении друг к другу. Если один человек пытается занять главенствующую позицию по отношению к другому, то такая дружба быстро распадается.

Третья причина может заключаться в том, что ребенка не научили общению с другими людьми.

Отдавая ребенка в детский сад, родители часто уверены, что там-то он и научится общаться, приобретет друзей. Но нередко именно с этим возникают проблемы. Неудачно сложившиеся взаимоотношения в группе детского сада могут привести к стойким нарушениям в сфере общения.

Дети достаточно часто конфликтуют, им тяжело согласовывать свои действия, уступать другим, сопереживать . В конфликтных ситуациях ребенок видит только, что сверстник ему мешает в достижении его целей (ломает постройку, хочет забрать игрушку).

Это связано с тем, что ребенок дошкольного возраста еще не понимает, что другой ребенок – это личность, со своими чувствами, интересами.

В конфликте с одной стороны, находятся желания и права одних детей, а с другой стороны, - желания и права других.

Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания другому и взаимных уступок.

Особенности общения детей со сверстниками меняются с возрастом. Обычно в раннем возрасте малыши с удовольствием начинают играть со сверстниками, но хватает их ненадолго, и игра часто заканчивается слезами.

К концу дошкольного детства возникают конфликты по поводу распределения ролей в игре, соблюдение правил игры.

5-6 лет. Споры о том, во что играть, в этом возрасте возникают все реже. Больше дети конфликтуют по поводу сюжета игры : какие в ней будут ситуации, персонажи и действия этих персонажей.

Могут возникать конфликты по поводу правил игры : это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.

Для решения конфликтов дети часто пользуются «угрозами» пожаловаться взрослому, перестать играть, перестать дружить вообще. Начинают появляться и первые логические обоснования: «Я первый», «Я тоже хочу», «Это мое»; отсылки к своей роли в игре - «Я врач и знаю, как надо лечить», риторические вопросы: «Зачем ты все сломал?», «Чего ты сюда зашел?».

Профилактика конфликтов - задача родителей. Полностью предотвратить конфликты между детьми в детском саду нельзя, да и не нужно. Эти ситуации и выход из них – основа социализации ребенка в будущем.

Помочь малышу правильно вести себя в ссорах и спорах – задача родителей в процессе воспитания.

Важную роль в профилактике детских конфликтов играют именно родители. Избежать конфликтов в детском саду невозможно, да и необходимости в этом нет, так как решение конфликтных ситуаций сейчас помогает социализации ребенка в будущем. А вот научить ребенка правильно себя вести во время споров родителям необходимо.

Тут родители часто впадают в крайности :

проявляют чрезмерное участие в ссорах малыша, пытаясь защитить его, или же совсем не принимают участие , и не помогают ребенку, даже когда в этом есть необходимость. Если у родителей в детстве были проблемы в общении со сверстниками, то она могут чересчур остро воспринимать несправедливое отношение к ребенку. Поэтому прежде чем подсказать ребенку, как действовать в той или иной ситуации, необходимо абстрагироваться от собственных воспоминаний детства.

Дочка приходит из детского сада в слезах, выясняется, что сегодня ее лучшая подруга весь день играла с другой девочкой, а на нее не обращала внимания. Первоклассник еле сдерживает слезы, потому что друг пригласил на свой день рождения всех, кроме него... Часто первая реакция родителей: «Не переживай». Но это не лучший вариант поддержки ребенка в данной ситуации.

✽ Обязательно разделите чувства ребенка , позвольте ему рассказать о своей обиде, своей злости, своем отчаянии, позвольте называть вещи своими именами. Если ребенок твердит, что друг его «предал», значит в его восприятии это действительно предательство. Создайте ребенку условия, чтобы он высказался. Для этого важно начинать разговор не с расспросов, а с отражения эмоций: «Ты обижен», «Такое ощущение, что ты на кого-то злишься». Позвольте ребенку выразить чувства и немного побыть в них, не «пытая» бесконечными вопросами. Только когда эмоции поутихнут, помогите ребенку разобраться в ситуации: «Почему друг так поступил, как думаешь? Как ты отреагировал? Знает ли друг, что обидел тебя этим?»

Если в беседе обнаружится, что причины такого поступка друга частично кроются и в поведении вашего ребенка, мягко скажите ему о вашем предположении. «Получается, вчера у тебя было плохое настроение, и ты грубо ответил Ване, когда он позвал тебя погулять? Может, поэтому он сегодня не стал предлагать тебе включиться в игру?»

✽ Помогите ребенку найти адекватное решение ситуации. Если ребенок решил прервать дружбу, убедитесь, что это не сгоряча, предложите сначала взять таймаут. Если ребенок решил мстить, подтолкните его к тому, чтобы он нашел другие способы высказать свои негативные эмоции другу. Если решил простить и ничего не заметить, присмотритесь к тому, двигает ли ребенком страх остаться одному, или он действительно увидел, что все не так страшно.

Иногда дети склонны называть другом любого ребенка, с которым пару часов поиграли на площадке, а на следующий день искренне обижаться, что «новый друг» играет с другим ребенком. Ясно, что со второй стороны ситуация может выглядеть совсем иначе. Рассказывайте ребенку про то, что такое настоящая дружба, что она создается не день и не два. Введите для ребенка понятия «приятель», «товарищ», поясните, что это человек, с которым интересно и весело играть, общаться, и таких приятелей в жизни человека может быть много. Друзья же – это те ребята, с которыми не просто интересно играть, а в помощи и поддержке которых ты уверен. И их не может быть много.

Также важно говорить о том, что друг не принадлежит тебе, как собственность, и может играть и с другими детьми, не переставая быть твоим другом.

Нужно учить детей дружить! А следовательно, нужно учить детей справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других, сопереживать и помогать другим людям.

1. Научите детей знакомиться!

Знакомство – важный этап детской дружбы, поэтому необходимо учить детей знакомиться! Можно поиграть с детьми в игру «Давай познакомимся! » Пусть знакомятся игрушки, подскажите, как можно подойти к другому ребенку, улыбнуться, предложить познакомиться, представиться, узнать его имя, предложить поиграть.

Также проиграйте ситуацию, в которой ребенок получил отказ, объясните, что нужно реагировать спокойно, так как другой ребенок может быть просто стесняется.

Меняйтесь ролями.

Такие ролевые игры объяснят ребенку все гораздо доступнее, чем обычные нравоучения и воспитательные беседы.

2. Покажите собственный пример.

Если родители сами не очень общительны, и видят в людях только их отрицательные черты, обсуждая это дома, то такую же модель поведения может позаимствовать и ребенок. Приглашайте гостей, ходите в гости, радуйтесь встрече с друзьями, хвалите их, помогайте им – это лучший урок общения для ребенка.

Кроме того, рассказывайте ребенку о друзьях своего детства, как познакомились, во что играли, из-за чего могли поссориться и как мирились. То поможет ребенку не только научиться дружить, но и улучшит ваши с ним отношения.

3. Способствуйте расширению круга общения ребенка.

Помогите своему ребенку найти друзей. Ходите на детские площадки, различные детские мероприятия, приглашайте в гости знакомых с детьми .

Не обсуждайте и не осуждайте при ребенке поступки других детей, не вешайте «ярлыки» - «Вася - плохой мальчик», дайте ребенку самому разобраться и выбрать себе друзей.

4. Читайте сказки и смотрите мультфильмы о дружбе!

Тема дружбы прекрасно раскрыта в детских книгах и мультфильмах, а может быть они будут поучительны и для вас. После просмотра или чтения у ребенка постепенно будет складываться свое видение дружбы, понимание как хорошо уметь дружить и иметь друзей. Возможно, ему захочется тоже быть настоящим другом, быть добрым, щедрым, защищать слабых. После просмотра или чтения можно обсудить с ребенком, какой персонаж ему понравился, почему, поступал ли он хорошо, и как можно еще поступить в данной ситуации.

«Нехорошие» друзья

С этой проблемой сталкиваются и родители подростков, и родители дошкольников. Иногда мы всерьез задумываемся о том, чтобы запретить ребенку дружить с тем или иным ребенком. Дошкольник после общения с новым другом стал употреблять нецензурные выражения, подросток начал курить и поздно возвращаться домой...

Прежде задумайтесь, что же ребенок в них находит. Возможно, вы ограничиваете свободу ребенка, правила в семье слишком жесткие, и ребенок набирается смелости нарушить их, чувствуя плечо друга-авантюриста. Возможно, ему не хватает уверенности, и он чувствует себя сильнее рядом со смелым другом. Если ребенок находит в этой дружбе что-то важное, запреты, прежде всего, бесполезны, ведь дело не в конкретном товарище, не будет его – найдется другой. Важнее – устранить причину, помочь ребенку стать более самодостаточным. Научить говорить «нет» и противостоять влиянию тоже иногда необходимо.

Материальные аспекты. Нередко возникает ситуация, когда друзья меняются, а то и просто дарят друг другу какие-то дорогие вещи. Важно поговорить с собственным ребенком о том, какими вещами он может распоряжаться исключительно по своему усмотрению, а какими – только по согласованию с вами. Поясните, что в другой семье правила могут быть иными. Важно сказать и о том, что свое отношение к другу всегда можно выразить и нематериальными способами, и если друг требует подарков, то это повод задуматься об отношениях.

Безусловно, такая дружба может завязываться и случайно, например по-соседски. Можно ли как-то избежать влияния «нехорошего» друга? Прежде чем предпринимать какие-то меры, убедитесь, что ваше мнение объективно. Пригласите ребенка домой, так вы сможете лучше узнать товарища вашего сына или дочери, а заодно посмотреть, как строится их общение. Например, иногда родители с удивлением обнаруживают, что заводилой в этой паре является именно их ребенок, а не «нехороший» друг.

В любом случае запретами ничего не добиться.

Поговорите с ребенком о ваших опасениях, делая акцент не на его поведении, а на собственных чувствах.

Мультфильмы о дружбе:

«Кот Леопольд»

«Золотая антилопа»

«Король Лев»

«Чебурашка и Крокодил Гена»

«Тимка и Димка»

«А что ты умеешь?»

«Однажды утром»

«Он попался!»

«Жил-был пес…»

«Раз – горох, два – горох…»

«Радуга»

«Алим и его ослик»

«Крошка Енот»

Фильмы про дружбу:

«Королевство кривых зеркал»

«Белый Бим Черное ухо»

«Та сторона, где ветер».

Песни о дружбе:

«Вместе весело шагать»

«От улыбки станет всем светлей»

«У друзей нет выходных»

«Песенка о доброте и дружбе»

«Все мы делим пополам».

Читайте о дружбе:

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Чилик М. С. «Дружбу надо заслужить»

Л. Завальнюк «Как Прошка друга искал»

Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

В. Драгунский «Денискины рассказы».

Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана)

Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)

У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу.

Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?

Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…

Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. У одного это лень, у других – жадность, лесть, тщеславие, высокомерие, трусость…

Задумаемся над словами Л.Н. Толстого: “Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!”

Видеоролик.

Ребенку необходимо общение со сверстниками - с этим фактом не поспоришь. Малыш, который не имеет друзей, вызывает опасение с точки зрения полноценного развития личности. Даже самые тесные отношения с родителями не могут заменить игру с другими детьми. Хотя случается, что мамы решают до школы "поберечь" малыша от друзей.

Чему может научить ссора?

К мелким конфликтам между детьми надо относиться спокойно. Ссоры, как известно, нет лишь там, где один человек. Гулять только с родителями для ребенка не лучший вариант. Ему нужно учиться выстраивать отношения, общаться, заводить друзей. Дошкольный период - возраст развития инстинкта жить в коллективе, приобретения коммуникативных навыков, умения отвечать не кулаком, а словом, заслуживать доверие и уважение. Конфликты - это часть человеческого общения; опасаться надо, если их никогда не бывает между детьми. Это противоестественно.

Вместо того чтобы убегать при малейшей проблеме, понаблюдайте за своим ребенком. Характер конфликта может много рассказать вам. Из-за чего возникает спор? Вашему малышу нужны только чужие игрушки? Он упорно утверждает, что птичка говорит "Чик-чирик", а не "Пи-пи-пи"? А может, упрямый кроха ни за что не соглашается подвинуться на лавочке? Приглядитесь - вы лучше узнаете своего ребенка, а возможно, и проведете работу над ошибками.

Елена: "Мы выходили с Катей (ей 3 года) на детскую площадку, но, когда какой-то мальчик отобрал у нее игрушку, его мама даже слова не сказала, моя разревелась, я забрала ребенка, куклу и ушла. На другой день еще хуже: Катеньку девочка толкнула прямо в снег, дочка хотела взять у нее лопатку. Я отругала чужого ребенка и под недовольство ее мамы опять ушла. Зачем нужно такое общение? Чему могут научить ссоры? Теперь мы гуляем в парке вдвоем или с папой. Надеюсь, до школы Катя научится давать сдачи".

Что делать с этим хулиганом?

В ситуации нездорового общения мы должны понять, что четырехлетний хулиган с неадекватным поведением - всего лишь малыш с проблемой, и его мама, которая не знает, как помочь непоседе, испытывает не меньшие трудности, чем весь вовлеченный в воспитание двор. Перед нами не преступник, перед нами ребенок. Не надо выступать в роли судей. Может, малышу просто нечем заняться? Его не научили играть, не научили дружить. Самое время отложить философские беседы на темы "купить или не купить" и "что приготовить на обед", встать с лавочек и творчески подойти к ситуации. Поможем детям организовать совместную игру. Если уж это обстрел снежками - начнем строить снежную крепость, ни один мальчишка не откажется от "Ледового побоища". Если на дворе лето, бросаться будем мячами, а крепь строить, например, из коробок бытовой техники. Придумаем любую общую игру, и вся компания опять будет "мирно проводить время". Вот тогда спокойно вернемся на лавочки продолжать задушевные беседы.

Простое правило: относись к так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе, диктует модель поведения. Не нужно кричать повышать голос, раздраженно высказывать свое мнение; и, конечно, никакого рукоприкладства. Выступая в роли надзирателя и арбитра, благоприятных результатов достичь невозможно.

Лучшей позицией, как ни странно, психологи считают невмешательство. И вот почему. Представьте ситуацию: вашего ребенка обидели, скажем, не дали игрушку. Он весь в слезах: так долго просил, что его просто оттолкнули. Вы подходите и, может, и мягко объясняя другому малышу, что нехорошо жадничать, надо делиться, уговариваете его сдаться. Итак, на стороне вашего ребенка двое, один из которых - взрослый. На стороне того "скряги" - только один малыш. У вас явный перевес. Вы думаете, как поступит бабушка, гуляющая с маленьким "жадиной"? Конечно, заступится. Ну, вот и дождались: в конфликт вовлечены уже четверо. Кого звать следующего? Папу?

Если бабушка уже заняла позицию невмешательства, то и тут дети не в выигрыше. Ваш испытывает мстительное удовлетворение, а его "друг" жажду мести. Вмешательство не дает возможности решить проблему самому, препятствует развитию умения находить компромисс. Бесспорно, случаются ситуации, где бездействовать, мягко говоря, сложно. Если вам не повезло и все же пришлось стать "разнимателем", дайте высказаться всем участникам конфликта, а не только тому, кого вы уже посчитали правым. Не вставайте на сторону одного ребенка: выясните, кто чего хочет, и помогите договориться. Как правило, в конфликтах виноваты оба: они его начали, они в нем участвовали, а значит, упрекать кого-то одного не имеет смысла. Если мы делаем при детях вывод "виноват Вася", то и в дальнейшем малыши будут трактовать поведение этого ребенка отрицательно, реагируя на любое его неверное движение, вплоть до перешагивания через песочный город.

Надежда: "К обычным конфликтам я отношусь легко, но поведение одного мальчика спокойно переносить не могу. Как только он выходит, мамы на лавочке тяжело и довольно громко вздыхают, а дети начинают прятать свои игрушки и подвигаться ближе к родителям. Никита (4 года) подбегает, начинает задираться, а потом в ответ на недовольство детей кидается снежками. Может, и безобидно, но летом-то это были камни и песок. Провоцирует драки, отбирает игрушки, в общем, разгоняет всех мирно проводящих время. Что делать с этим хулиганом? Его маме все равно, она не реагирует на наши постоянные упреки и замечания. И что остается нам? Нашлепать ребенка?"

Как не ругаться мамам?

Научить дружить наших малышей мы сможем только тогда, когда сами перестанем ссориться. Конфликты родителей на детских площадках не редкость. Интересно, что чаще всего они длятся гораздо дольше, чем "разборки" драчунов. Посмотрите, дети уже давно помирились и играют вместе, а мы все продолжаем выяснять, какой подход к воспитанию правильнее, чей ребенок лучше и кто же все-таки был виноват в их ссоре.

Разумеется, можно дать общие рекомендации предъявления претензий типа: говорите спокойно и дружелюбно, используйте объединяющее слово "мы", посмотрите на ситуацию глазами собеседника. Но в порыве "праведного" гнева, в процессе обсуждения случившегося, во время выслушивания ответных обвинений так трудно следовать правилам. Да и, становясь "волком в овечьей шкуре", можно вызвать даже более агрессивное поведение. "Конечно, и ребенок у нее правильный, и сама такая вся правильная, только мы плохие" - чувство матери, чей малыш не сумел вести себя хорошо, ничем не меньше обиды за расплакавшегося кроху. Если есть искреннее желание сдружить детей, найти общие пути решения, а не выплеснуть свою злость на собеседника - рекомендации не нужны: вы обязательно договоритесь.

Если так случилось, что разъяренная мама идет с недовольным лицом к вам, соберите волю в кулак и постарайтесь выйти с достоинством из разговора. Прежде всего, дайте даме накричаться, пусть выплеснет ту самую злость. Примите обвинения и спокойно извинитесь, сейчас не время отстаивать свои позиции и провоцировать конфликт при детях.

Лариса: "Максим (5 лет), мой сын, - спокойный, добрый мальчик, никогда не дерется и мухи не обидит. Однажды к нему подбежала девочка лет трех и стала яростно стягивать его с качелей. Максим увертывался, а Полина начала его колотить, а потом укусила. Сын заплакал. Я не стала ругать маленькую девочку, но решила обратиться к ее маме. Сказала только: "Смотрите за своим ребенком!" Слово за слово - и разразился настоящий скандал. Как не ругаться мамам, если их дети причиняют друг другу боль. Мой тоже не удержался и толкнул Полину. Он еще и оказался виновным: "старшие же должны уступать".

Как помочь завести друзей?

Часто причины конфликтного поведения кроются в неуверенности, низкой самооценке одного из участников. Ребенок старается заслужить уважение и привлечь внимание любым способом: сильнее ударить, больнее укусить, напакостить, обсыпать, обкидать, ущипнуть, отобрать. Если кроха спровоцировал драку или обидел другого ребенка, подойдите к пострадавшему, пожалейте и извинитесь за своего. Подсознательно проказник ждет, что вы отругаете его, он начнет плакать и тут, наконец, получит свое: утешение и заботу. Обращайте внимание на малыша, когда он хорошо себя ведет, а не когда все жалуются на его проделки.

Бывает и другой вариант поведения: кроха пытается сдружиться с помощью подарков и приглашения к себе в гости. "Мама, дай конфеты, я отдам их Свете и Ксюше, а они будут со мной играть". Такая хитрость будет, конечно, срабатывать, но недолго. Через несколько лет этот прием не пройдет, и ребенок опять окажется отвергнутым.

В обоих случаях относитесь к ребенку как к личности, цените его достижения, больше хвалите, не сравнивайте со сверстниками, подчеркивайте его возможности и способности. И тогда малышу не нужно будет "выбивать" авторитет. Дети всегда тянутся к тому, кто выступает в роли лидера и выделяется на общем фоне уверенностью в себе.

Михаил: "Мой сорванец часто обижает детей, дерется, плохо ладит со сверстниками. Постоянно приходится выслушивать претензии родителей, но меня волнует не это. Как наладить его отношения с другими малышами? Как помочь завести друзей? Игорь (5 лет) сам, кажется, переживает из-за ссор с детьми".

Доброе время суток:-)
Мне кажется, что у Вашей дочки нет чувства защищенности,отсюда и агрессия. Любить можно по-разному...Разговор по душам позволит ребенку высказать свои внутренние переживания.Мы часто не дооцениваем маленьких детей, думаем что они не способны анализировать, делать выводы...Не надо гадать, просто скажите, что очень сильно любите ее и хотите чтобы она была самой счастливой девочкой на свете.Спросите,что по ее мнению для этого нужно сделать.Задавайте больше простых вопросов, предлагайте свои варианты, если она растеряется.
Мой сынуля полгода назад на мой вопрос "долго ты еще будешь сидеть на горшке?", озвучил: Долго-долго буду еще сидеть...И умру...один.
Я была неприятно удивлена такой реакцией. Подумала, что видимо, ему не хватает внимания.Призадумалась.Приняла меры. Теперь вроде все в порядке.После того, как я стала сама интересоваться что его волнует, сын постепенно стал сам объяснять мне причины своих поступков.

01.11.2007 16:38:14, Ирина

Как сделать, чтобы не было замкнутого круга. Моя девочка 3,5 г. часто бывает агрессивно настроена к детям, я думаю потоиу что не получается простых дружеских отношений, мы переехали, в садик почти не ходили. Но эта агрессия и мешает завести дружбу. У нас получалось играть с детьми, но чаще она предпочитает каких- нибудь жучков мучить или позавидовав игрушке громко плакать и просить купи мне такую. Если завести 2 ребёнка, или хотя бы кошку, но я беспокоюсь что она и их будет обижать, да и проблема это. Ещё меня беспокоят частые истерики, "хочу, что-бы меня увезли в больничку, хочу сломать ручки, ножки, Зачем ты меня защищала от злой собаки, я сама злая." А в остальном нормальный ребёнок. Очень чувтвительный, но любимый и любящий.

06.09.2007 08:52:48

Мы живем в социуме, поэтому умения дружить и сотрудничать очень важны для человека. На протяжении жизни нам часто приходится вливаться в новый коллектив и заводить товарищей. Впервые мы самостоятельно сталкиваемся с такой необходимостью в школе. Иногда ребенку бывает очень сложно адаптироваться в новом окружении и найти друзей. Именно таким деткам мы хотим дать несколько дельных советов, которые помогут подружиться с одноклассниками и стать частью коллектива.

Конечно же, первоклассникам не обойтись без помощи первой учительницы. Хорошая классная мама сделает все, чтобы раззнакомить детей, создать новый дружный коллектив. Интересные игры на переменах с участием всех малышей, экскурсии для первоклашек и увлекательные уроки - методы, которые помогут учительнице создать сплоченную команду под названием «наш 1 класс».

Но состояние и готовность самого ребенка вливаться в коллектив (особенно если он меняет школу или класс) тоже очень важны. Малышу нужно научиться знакомиться и заводить друзей - эти умения ему не раз пригодятся.

Хочешь помочь ребенку? Тогда дай крохе такие напутствия:

1. Будь собой

Это, наверное, один из самых важных советов. Пусть не старается выглядеть лучше в глазах других. Люди ценят искренность. Врунов не любят и, когда правда выходит наружу, они теряют друзей, доверие, иногда оказываются объектами насмешек.

2. Проявляй доброту. Чаще улыбайся

«Дружба начинается с улыбки», - эти слова неспроста появились в доброй детской песенке. Утром перед школой настрой малыша на позитивный лад. Ведь знакомиться - это так интересно! Пусть ребенок готовится встречать новых одноклассников с улыбкой и открытой душой. Среди них много хороших, интересных и близких ему по духу людей. Он обязательно скоро это осознает и подружится с коллегами по классу.

3. Представься и познакомься со всеми.

Это не только правило вежливости, но и первый шаг к построению хороших отношений с новыми одноклассниками. , конечно, поможет ребятам познакомиться и узнать друг друга на первом уроке. Но пусть не стоит тихонько в углу, ожидая начала занятий. Попроси его подойти к одноклассникам и сверстникам, представиться и пообщаться.

Первоклассникам в этом нелегком деле могут помочь мамы: запланируйте какой-то совместный досуг для ребят. Поход в кино, театр, цирк или просто на прогулку в парк - отличный способ раззнакомить и сплотить детей.

4. Старайся поддержать разговор.

Малыш видит, как его новые одноклассники что-то обсуждают. Пусть не стоит в сторонке, а подключится к разговору, рассказывает ситуации со своей жизни! Тема ему не близка? Тогда пусть постарается заинтересовать сверстников, при возможности начав новый разговор.

5. Ищи общие интересы.

Ребенок узнал, что он с одноклассником/одноклассницей чем-то похож? Ура! Это хорошо, ведь у них есть общая тема для беседы и занятие, которое сближает. Посоветуй почаще спрашивать об увлечениях новых знакомых и рассказывать о своих. Таким способом можно завести дружбу со всеми одноклассниками не только в школе, а и за ее пределами.

Кстати, сосед/соседка по парте и одноклассники, живущие недалеко, - первые потенциальные друзья малыша. У них уже есть общее место за партой и общая дорога домой. С такими ребятами проще сблизиться.

6. Делай искренние комплименты, хвали.

Люди любят, когда их хвалят. Если малышу нравится прическа одноклассницы или новые кроссовки одноклассника, пусть скажет об этом. Но не нужно учить ребенка делать комплементы просто так, чтобы угодить или понравиться кому-то. Явная лесть - не лучший способ подружиться.

7. Помогай и не бойся просить о помощи.

Ребенок видит, что кому-то нужна помощь? Пусть предложит ее. Это сблизит малыша с одноклассником. Он сам не справляется с чем-то? Подскажи крохе попросить кого-то об одолжении. И пусть он обязательно поблагодарит помощника и предложит ему обращаться при необходимости. Взаимовыручка - часть дружеских отношений.

8. Делись.

Научи ребенка делиться книжками, ручками, линейками, игрушками и другими предметами (если у него есть такая возможность, конечно). Это поможет наладить хорошие отношения с ребятами и получить запасную ручку, когда она понадобится твоему крохе. Хорошо, если в портфеле окажется лишний бутерброд или конфета, чтобы угостить нового товарища (маме на заметку).

9. Не спорь и избегай конфликтов

Дети не всегда могут договориться. Иногда случаются , ссоры и даже драки. После таких нехороших инцидентов с человеком тяжело наладить отношения. Научи ребенка вовремя промолчать, не затевать споры, не лезть на рожон, мирно выходить из конфликтов. Иногда лучше уступить и сберечь хорошие отношения с одноклассником.

Надеемся, эти советы помогут ребенку стать частью нового коллектива и завести много друзей. Твоему малышу сейчас нужна поддержка: у него трудный период. Не забывай об этом и сделай все, чтобы облегчить крохе адаптацию.

Консультация для родителей «Учим детей дружить»

У всех нас есть друзья: мы ходим к ним в гости, общаемся, гуляем, вместе отмечаем праздники, помогаем и поддерживаем друг друга. Часто со многими из них мы знакомы и дружим ещё с детства.
Мы ценим дружбу и хотим, чтобы и у нашего ребёнка было много хороших и верных друзей. Но многие из нас даже не задумываются, что в приобретении друзей малыш нуждается в нашей помощи. Дружба включает в себя очень много вещей: внимание и уважение к другому человеку, к его мнению и характеру; сочувствие, помощь и поддержка; забота, доброта и щедрость; умение справляться со своим эгоизмом; секреты и тайны, горести и радости. Известно, что полноценное развитие ребёнка во всех его проявлениях очень сильно зависит от отношения малыша со своими друзьями. И, конечно, мама с папой могут научить ребёнка знакомиться и дружить, помочь ребенку разобраться в этом замечательном и сложном чувстве, понять с кем ему интересно и весело общаться и играть. Чем в более раннем возрасте начать учить ребенка дружбе, тем легче и быстрее он сможет в дальнейшем общаться с другими детьми и заводить друзей.

Глаза в глаза

Конечно, готовых инструкций о том, как завести друзей, не существует. Однако вы все же можете помочь ребенку. Что же рекомендуют психологи (между прочим, многие их советы подходят не только детям, испытывающим трудности в общении, но и взрослым с аналогичными проблемами)?

1. « Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется », - почаще напоминайте ребенку слова этой известной песенки. Объясните ребёнку, что знакомиться нужно с улыбкой и дружелюбием, если подойти с хмурым и сердитым видом с ним вряд ли захотят общаться. В самом деле, стоит вашему чаду сменить настороженность на доброжелательность, застенчивость на заинтересованность, и сверстники в ответ станут гораздо отзывчивее.

2. Приучите ребенка смотреть в глаза собеседнику - по мнению психологов, люди с «бегающим» взглядом не вызывают у окружающих доверия.

3. Посоветуйте ребенку интересоваться другими детьми . Специалисты утверждают, что именно невнимательность к окружающим, зацикленность на собственных ощущениях нередко приводят ребенка к изоляции. Порой дети так сосредотачиваются на своей персоне, что не могут даже описать внешность постоянного партнера по играм! Чтобы отучить ребенка от забывчивости, предложите ему время от времени рисовать своих приятелей (пусть и схематично) - это сделает его более наблюдательным к окружающим.

4. Делиться своим имуществом - еще один шаг навстречу другим . Как утверждал американский философ Эмерсон, « единственный способ иметь друга - научиться самому быть другом ». Необязательно раздавать все до последней игрушки, но и держать их «под замком» не по-товарищески. Исключение можно сделать только для самых любимых, заветных вещей. Вместе с тем не принуждайте сына или дочь делиться (и тем более не выхватывайте у чада из рук игрушку, выговаривая: «Как можно быть таким жадным!»), но всегда щедро хвалите за уступчивость и доброту – тогда во взрослой жизни у него не будет проблем с общением, ведь он с детства приучится искать компромисс.

5. Воздерживайтесь от нелестных отзывов о друзьях ребенка, по крайней мере, в его присутствии . Ведь если он выбрал друга сам, значит, он к нему привязан. Ругая приятеля сына или дочки, вы автоматически даете понять отпрыску, что он не умеет разбираться в людях. Если вам не нравятся какие-то друзья ребёнка, постарайтесь не осуждать их, относитесь ко всем одинаково хорошо, уважайте выбор своего ребенка. Возможно, с некоторыми ребятами он потом расстанется или прекратит общаться - ничего страшного, это будет его опыт и научит ребёнка в дальнейшем отличать настоящих друзей от мнимых.

6. Разрешите ребенку приглашать к себе домой друзей - уютная домашняя обстановка способствует развитию дружеских отношений. Если ребенок не решается позвать к себе приятелей, сделайте это сами, придумав какой-нибудь повод (неважно какой, хоть первый день лета!).

7. Помните, что дети интуитивно отказываются воспринимать реплики с «не» . Фразы наподобие: «Ты сделал не так!» едва ли достигнут детского сознания. Потому подбирайте другие аргументы: «Ты накричала на Машу, после чего она обиделась».

8. Научите сына или дочь мириться . Объясните, что в случае проступка человек обязательно должен извиниться или попросить прощения. Конечно, нужно иметь определенное мужество, чтобы признать в себе недостатки, но ведь только сильный человек видит и осознает собственные несовершенства.

9. Не оставляйте ребенка наедине с его переживаниями . Например, если его обижают сверстники, нет смысла призывать его не расстраиваться: он все равно расстроится. Достаточно сказать, что вы понимаете его чувства. Можете привести пару примеров из собственной биографии. Допустим, вспомните, что вас дразнили в детстве «Лимоном» или «Пышкой», но вы старались не обращать внимания. Объясните чаду, что обидчики, выдумывая разные прозвища, рассчитывают как раз на то, что человек разозлится и выйдет из себя. Если же, невзирая на колкости и ехидство, он будет сохранять спокойствие, «пакостники» быстро потеряют к нему интерес.

9. Если у вас стеснительный ребёнок или почти не проявляющий интерес к общению с другими детьми – обязательно периодически выделяйте некоторое время и общайтесь с ним на тему знакомства и дружбы: рассказывайте ему о своих друзьях в детстве, как вы познакомились и что делали вместе, показывайте ему мультики про дружбу, читайте сказки о ней и обсуждайте их вместе – это поможет ребёнку понять и разобраться что такое дружба гораздо лучше, чем наставления и нравоучения. Рассказывайте не только хорошие моменты своего опыта дружбы, но и сложные и печальные, чтобы малыш знал, как бывает в жизни. 10.Периодически устраивайте общие игры с другими детьми: приглашайте их к себе домой, играйте на улице, ходите вместе на прогулки, в театр или зоопарк, друг к другу в гости, на праздники и дни рождения. Часто, подобные детские отношения перерастают со временем в долгую и крепкую дружбу. Научите ребенка делать друзьям приятные сюрпризы и подарки, как на праздники, так и просто так: можно сделать вместе с ним красивую открытку подружке и купить маленькую машинку другу, вместе испечь вкусное печенье или небольшой простой пирог. Заведите дома несколько разных интересных коллективных игр для детей, чтобы дети могли играть вместе у вас в гостях. Иногда играйте вместе с ними - вы увидите, как ваш ребёнок общается с другими детьми, и если заметите ошибки, спокойно обсудите это с ним после ухода гостей и скажите, как лучше было поступить.

ВСПОМНИМ ДЕТСТВО!

Учить детей дружелюбию можно (и нужно!) в игре. Ведь это их стихия! Играя, дети расслабляются, чувствуют себя более уверенно и спокойно, а стало быть, лучше «впитывают» все то, что им говорят родители. Малышам, например, можно показать кукольный спектакль, где один персонаж будет упрямым и вредным, а другой - добрым и отзывчивым (только не забудьте про мораль: победить должно добро!). Обязательно вовлекайте в игру и вашего мужа (можете даже передать ему инициативу); по мнению психологов, самых хороших результатов в обучении достигают семьи, где папа хотя бы 15 минут в день играет с ребенком. Причем «мужская составляющая» в равной степени важна как для мальчиков, так и для девочек.

Ребенка постарше можно обучить игре в гандбол, волейбол, прыжкам через резинку и пр. - то есть всему тому, что вам когда-то самим нравилось в детстве. Не ведите себя чопорно, «по-взрослому», - позвольте себе вспомнить детство! Чем азартнее и непосредственнее вы окунетесь в игру, тем увлекательнее покажется процесс вашему чаду, и он непременно расскажет о нем сверстникам. А значит, в следующий раз он уже не будет отсиживаться дома в одиночестве, а отправится гулять с детьми.

Кстати, в процессе игры вы сможете подкорректировать и некоторые изъяны характера ребенка. Например, если он зашуган, привык беспрекословно слушаться взрослых, предложите ему придумать собственные правила и играйте по ним - это разовьет в нем инициативность и смелость. Идеальны для робких детей занятия танцами, театральная студия - это их раскрепощает, помогая тем самым сблизиться с окружающими. Если, напротив, ребёнок отличается вздорным, импульсивным нравом, обязательно напомните ему, что поведение игроков должно соответствовать правилам и что любые проявления агрессии недопустимы (можно даже придумать систему штрафов вроде лишения мороженого и конфет за упрямство). Приструнить его несложно, отдав, например, в футбольную секцию - ребёнок волей-неволей научится считаться с правилами и с мнением других людей.

При обучении ребёнка дружбе и общению с другими детьми, проявите терпение, рассудительность, спокойствие и доброжелательность - малыш сможет научиться и у него будет много хороших и верных друзей.

Желаем счастья Вам и вашим детям!


Наталья Невердовская
Консультация для родителей «Зачем нужна ребенку дружба со сверстниками»

Зачем нужна ребенку дружба со сверстник ами ?

Что такое дружба ?

Дружба – это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» (Толковый словарь Ожегова) .

Как происходит общение детей со сверстниками в возрасте от 2-х до 7лет?

Младший дошкольный возраст : присуще избирательное отношение к сверстникам , объект дружбы еще часто меняется , нет длительных дружеских объединений .

Средний дошкольный возраст : формируются вполне осознаваемые дружеские привязанности , отмечается наличие друзей, дети в этом возрасте уже могут мотивировать выбор друга.

Старший дошкольный возраст : дети не только осознают свою дружбу , но и делают попытки объяснить само понятие «дружба » , придают большое значение нравственным качествам сверстников , поступкам, пытаются даже разобраться в мотивах дружбы , дошкольники проявляют постоянство, привязанность в дружбе , чаще всего в этом возрасте дети дружат по 3-4 человека , реже - по 2.

Так нужно ли малышу общаться с другими детьми? Или от взрослых он может получить все необходимое для своего развития?

Общаясь со взрослым, ребенок просто воспринимает его точку зрения, но не переосмысливает ее, не перепроверяет. Взрослый для ребенка - образец , практически трудно достигаемый.

Какова же специфика общения со сверстниками ? Общение со сверстниками более многообразно , чем общение со взрослыми. В игре детей могут проявляться те качества и личностные характеристики, которые не проявляются в общении со взрослыми, например, способность придумывать новые игры. В общении со сверстниками всем видам деятельности присуща яркая эмоциональная насыщенность. Ребенок приобретает способность сочувствовать другому, переживать чужие радости и печали как свои собственные, становиться эмоционально на точку зрения другого. Все формы обращения к сверстникам гораздо менее нормативны и регламентированы. В общении со сверстниками у ребенка больше возможности проявлять инициативу. Общаясь со сверстником , ребенок расширяет свой словарный запас значительно лучше, чем при общении с родителями . Потребность быть понятым в общении, в игре заставляет детей высказываться яснее и правильнее. В результате речь, обращенная к сверстнику , становится более связной, понятной, развернутой и лексически богатой.

Соревнуясь и демонстрируя друг другу свои возможности, дети учатся проявлять свободную активность и инициативу, что в дальнейшем окажет огромное влияние на становление его собственной жизненной позиции. Ребенку с дошкольного возраста жизненно необходима компания как важное условие его личностного и социального развития, в том числе и подготовки к школе. К чему может привести отсутствие дружбы ? ребенок не умеет «говорить» со сверстниками на их языке и естественно отторгается ими; неудовлетворенность в общении может привести к раздражительности и агрессии, либо наоборот к замкнутости и депрессии.

Для нормального развития ребенку необходимо не только общение со взрослыми, но и общение со сверстниками .

Публикации по теме:

Консультация «Зачем малышу нужна дружба?» Еще Аристотель утверждал, что «Человек по своей природе есть существо общественное», и поэтому, есть смысл развивать это его «коллективное».

Консультация для родителей «Какая мама нужна ребёнку?» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Центр развития ребёнка-детский сад №7» Консультация.

Консультация для родителей «Культура общения со сверстниками» В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но.

Консультация для родителей «Медлительные дети. Особенности взаимодействия медлительного ребенка со сверстниками в игре» МЕДЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ Медлительные дети есть в каждом детском коллективе; все реакции таких детей имеют нечеткий характер: смеются негромко,.

«Модели взаимодействия у старших дошкольников в процессе совместной деятельности со сверстниками» Дошкольное детство является благоприятным.

Консультация педагога-психолога для родителей «Как помочь ребенку наладить отношения со сверстниками» Консультация педагога-психолога «Как помочь ребенку наладить отношения со сверстниками»Ребёнок развивается в деятельности, воспитывается.

Читайте также: