Как зовут бога красоты. Афродита — Греческая богиня любви и красоты. Как выглядит Афродита

Прекраснейшая дочь грозного Зевса, кружившая голову и величественным богам, и смертным людям, - богиня красоты и любви, о которой по сей день ходят легенды Древней Эллады. Замужество с тружеником Гефестом не помешало юной прелестнице наслаждаться любовными приключениями. Роковая связь с Аресом, смерть возлюбленного Адониса, ревностная жажда признания своей безупречной красоты, любовная страсть и бесконечная власть над влюбленными.… Впрочем, все по порядку.

Боги Древней Эллады

Древняя Эллада подарила миру множество мифов и легенд о бесстрашных героях и мореплавателях, бросивших вызов грозным богам Олимпа. Еще со школьных времен у всех на слуху такие имена, как Зевс, Аполлон, Арес, Посейдон. Но у этих могущественных богов были не менее известные жены и дочери - греческие богини, «хозяйки» Олимпа, которые вложили свою немалую лепту в историю Древней Греции. Умело манипулируя мужьями и сплетая сети коварных интриг, они добивались своих целей и повелевали смертными.

И если вспомнить мифы о прекрасных и жестоких дочерях славного Олимпа, то становится очевидным, что ими оставлено немало следов пребывания до того момента, когда наступил час ухода гордых богинь Эллады. И неважно, что события были не столь значимыми и заметными, как у мужской половины Пантеона.

Рождение Афродиты

По одной легенде, прекраснейшая Афродита - дочь Зевса, богиня любви. Рожденная верховной богиней Дионой (Герой), она обладала невероятной красотой, но была настолько легкомысленной, что не только внушала безудержную страсть всем, кто ее видел, но также бесконечно влюблялась сама.

Согласно другому мифу, Афродита явилась из морской пены. Во время первой войны за Олимп Уран был оскоплен первым из титанов Кроносом. Кровь и семя его, попавшие в морские воды, образовали белоснежную пену, которая и породила божественно красивую Афродиту. Впрочем, это не помешало ей быть жестокой и коварной к тем, кто отказывался признавать ее совершенство. Но таких было немного.

История Афродиты

По желанию верховной богини Геры юная прелестница Афродита была отдана замуж за сильного и трудолюбивого Гефеста, который слыл среди богов Олимпа самым искусным мастером. К сожалению, могучий Гефест был некрасив и хромал на одну ногу. Целыми днями он трудился в мастерской, пока его ветреная жена нежилась в опочивальне или путешествовала, нанося сердечные раны богам и людям и влюбляясь в ответ.

Среди известных любовников непостоянной Афродиты был молодой бог охоты Адонис, который очаровал ее своим красивым телом. Она настолько сильно влюбилась в юношу, что после его трагической смерти от клыков посланного Аресом кабана попыталась излечиться от своей страсти, бросившись с Левкадской скалы.

Так, потеряв одного временного избранника, богиня красоты и любви подарила себя коварному и жестокому, но пылко влюбленному в нее богу войны Аресу. Именно он стал той последней каплей для супруга Афродиты Гефеста, когда тот решился отомстить ветреной жене. Он искусно выковал тончайшую сеть и набросил ее на кровать тайных любовников. В разгар плотских утех ловушка захлопнулась, опозоренная перед специально приглашенными Гефестом богами, Афродита вынуждена была бежать на Кипр, где немного позже родились ее сыновья: Арес-Фобос и Деймос. Гордый Гефест остался доволен поражением противника и простил прекрасную Афродиту.

Страсть и любовное безумие - вот истинное оружие Афродиты

Богиня любви Афродита является одной из самых старших олимпийских богинь. К ее помощи обращается сама Гера, когда чувствует охлаждение своего божественного супруга Зевса. Несмотря на то что главным оружием Афродиты считается внушаемая ею плотская страсть и любовное безумие, она еще является богиней жизни и плодородия. В этих ипостасях ее символами являются розы, мирты, нарциссы, голуби и воробьи. А еще богиня любви в Греции признана морской богиней, символ которой - дельфин.

Любимый сын Афродиты

Любимого сына Афродиты от Ареса звали Эросом, иначе Купидоном или Амуром - богом любви плотской. Именно поэтому он всегда был помощником и спутником своей матери в путешествиях по миру. Их объединяла общая цель - рождение любви и продолжение жизни, в которой роль Эроса заключалась во внушении сексуального влечения.

Эрос (Эрот) управлял сердцами и волей как богов, так и людей, и поэтому в его власти было соединять брачные пары.

Наследие богини любви и красоты

Греция, Кипр, древний город Пафос, где когда-то из шипящей морской пены вышла Афродита, богиня любви. Это место является ее великим наследием, которое ценят и женщины, и мужчины. Издавна здесь бытует странное поверье, что та девушка, которая вступит в интимную связь с первым встречным мужчиной в пределах божественного храма Афродиты, на всю жизнь получит ее благословение.

А еще в этом храме находилась купальня богини, в которой она восстанавливала свою непревзойденную красоту и молодость. Гречанки полагали, что если сюда войти, то можно надолго сохранить свою юную свежесть.

Романтическая легенда о храме Афродиты

В наше время любой турист жаждет посетить руины, оставшиеся от храма Афродиты на Пафосе. Ведь, по преданию, каждому, кто найдет на побережье камешек в форме сердца, богиня красоты и любви подарит вечную беспрекословную любовь. Этим и объясняется популярность данного места.

Древние богини любви

Объектом всеобщего поклонения и творческого вдохновения во все времена была не только Афродита. К примеру, высшим женским божеством в Древнем Междуречье у шумеров была Иштар - богиня не только плотской любви, но и плодородия. Культ подразумевал свободу сексуального выбора, помощь в родах и принесение в жертву девственности.

Древние египтяне называли свою богиню неба, любви, музыки и веселья именем Хатор. По легенде она была небесной коровой, родившей солнце, поэтому изображалась с коровьими рогами.

Богиня любви в Древнем Иране известна под именем Анахита, причемее культ был широко распространен в Армении до самого принятия христианства. Юная богиня описывалась как сильная и прекрасная, статная, родовитая девушка.

В источниках литературы можно найти множество уникальных скульптурных изображений богини любви и красоты, фото. Богиня любви Лакшми у индуистов считалась богиней счастья и матерью бога любви Камы. Появившись в момент сотворения мира, Лакшми всплыла из первозданных вод на цветке лотоса. Другие ее имена - Индира и Лола (прекрасная и непостоянная).

Прообразом греческой Афродиты в Риме является богиня любви Венера. Здесь все мифические герои переименованы, но легендарные сюжеты сохранены. К примеру, Зевс зовется Юпитером, Эрот - Амуром, а Посейдон - Нептуном.

А вот в скандинавской мифологии мечтой всех отважных викингов является жена верховного бога Одина - Фрейя (Фрия), которая контролирует выбор павших в сражениях воинов. У восточных славянских народов богиню любви звали Лада и Макошью, о которой найдены сведения в древних летописях.

В заключение отметим, во-первых, что приведенный список далеко не полный. Во-вторых, что христианство неоднозначно относилось и теперь относится к понятию "любовь", адресуя его, прежде всего, к Богу. Любое же поклонение плотской любви к женщине или поклонение ее красоте отвергается и считается еретическим. В данном контексте идеал любви и женской красоты в православии - Богоматерь, а в католичестве - Дева Мария, но это нечто другое, большее. В-третьих, в любой ипостаси древние богини любви являлись для людей символами женской красоты и сексуальности.

В большинстве известных по историческим источникам и сохранившимся артефактам политеистических религий, называемых также языческими, важное место в пантеонах занимают богини любви и красоты. Часто в качестве высших мифологических существ, являющихся покровителями любви, выступают не богини, а боги, например, Эрот и Амур - в Древней Греции и Древнем Риме, или бог Кама - в индуистском пантеоне. Но этот рассказ не о них, а о прекрасных богинях, которые являлись объектами поклонения в прошлом и источником художественного творчества во все времена.
Я постарался расположить богинь любви и красоты в соответствии с хронологией, хотя это не всегда возможно, поскольку иногда очевидны прямые заимствования божеств одних этносов другими, а также из-за синхростадиальности языческих цивилизаций прошлого.

Первой известной богиней любви являлась ИШТАР - высшее женское божество у народов Древнего Междуречья - шумеров (у которых она называлась ИНАННА), аккадцев, а позже - в Вавилонии. Еще позже она была заимствована греками под именем АСТАРТА, а в иудейской и христианской мифологии стала суккубом. ИШТАР - богиня плодородия и плотской любви, ее культ был связан с проявлениями сексуальной свободы, принесением в жертву девственности жрицами, а также помощью при родах.

ИНАННА - ИШТАР - АСТАРТА

В Древнем Египте в качестве богини любви, веселья и музыки почиталась богиня неба - ХАТОР, которую в древнейших период истории Египта считали небесной коровой, родившей солнце. Поэтому впоследствии ее изображали женщиной с рогами, а иногда и с ушами коровы.
В поздний период Хатор отождествлялась с Исидой, а древние греки отождествляли ее с Афродитой.

ХАТОР

У древних иранцев - зороастрийцев почиталась богиня-мать, богиня плодородия и любви АРДВИСУРА АНАХИТА, которая являлась дочерью самого Ахурамазды, подарившей ему Заратуштру. В "Авесте" Адвисура Анахита описывается как "девушка прекрасная, сильная, стройная, высоко подпоясанная, прямая, знатного рода, благородного." Ее культ под именем АНАХИТ был широко распространен в Армении вплоть до официального принятия христианства. В эллинистический период Адвисура Анахита также отождествлялась с Афродитой.

АДВИСУРА АНАХИТА

В индуистской мифологии богиней счастья и красоты является ЛАКШМИ. Согласно наиболее распространенные представлениям, Лакшми - супруга Вишну и мать бога любви Камы. Лакшми возникла в самом начале творения мира, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса (поэтому ее часто называют Камалой - "лотосной"). В числе ее других имен - Индира ("прекрасная") и Лола ("непостоянная").

ЛАКШМИ

Про древнегреческую богиню любви и красоты известно, конечно же, всем, поэтому много писать о ней не стоит, тем более, ее имя уже неоднократно упоминалось. Упомяну лишь о том, что будучи богиней любви, Афродита не отличалась верностью своему супругу - самому искусному мастеру и самому некрасивому среди олимпийских богов - Гефесту. Среди ее многочисленных любовников числились Зевс, Посейдон, Арсес и Гермес. От любви Афродиты и и бога войны Ареса родились постоянные спутники Ареса - Фобос и Деймос ("страх" и "ужас"), а также Эрот - постоянный спутник своей матери, крылатый мальчик, вооруженный луком и стрелами, вселяющими любовь. Сын Афродиты от Гермеса - Гермафродит, также хорошо известный персонаж древнегреческим мифов.

АФРОДИТА

Римская богиня любви ВЕНЕРА - это та же самая греческая Афродита. Мифология Древнего Рима вторична по отношению в древнегреческой мифологии, схожи сюжеты мифов, переиначены лишь имена главных героев: как Афродита стала Венерой, так и Зевс - Юпитером, Посейдон - Нептуном, Арес - Марсом, а Эрот - Амуром.

ВЕНЕРА

Другое дело, скандинавская и германская мифология. Скандинавская богиня плодородия, любви и красоты ФРЕЙЯ ("госпожа" - с древнеисландского), она же - ФРИЯ ("возлюбленная") в мифологии древних германцев - жена верховного бога Одина (Водана). Вместе со своим супругом эта богиня - мечта всех викингов - осуществляет отбор павших на полях сражений воинов, то есть выполняет функции валькирий (или контролирует их выбор). Кстати, Фрейя, подобно другим богиням любви, также не отличается целомудренностью.

ФРЕЙЯ - ФРИЯ

В славянской мифологии богиней любви считается ЛАДА. Несмотря на то, что большинство современных историков аргументированно полагают, что Лада является продуктом искусственно сконструированного Б. А. Рыбаковым "пантеона славянских богов", которого на самом деле не существовало (попытка князя Владимира Святославича его создать окончилась полным провалом), мне хочется верить в то, что и у славян существовала богиня любви.
Никакой Лады в исторических источниках плоть до XV века не упоминается (поздние упоминания Лады относятся к польским текстам, к которых она проклинается как демон). И все-таки, я склонен отожествить Ладу с реально существовавшей в мифологии восточных славян богиней МАКОШЬЮ, о которой в летописях сведения есть.

ЛАДА - МАКОШЬ

Увы, мне не удалось отыскать богинь любви и красоты в пантеонах Древнего Китая, Японии, а также цивилизациях Американского континента: майя и ацтеков.
Насчет монотеистических религий.
Подобных божеств в цивилизациях исламского мира я даже и не искал, так как, известно, что несмотря на насыщенность эротическими подтекстами стихов Саади или рубаи Омара Хайяма, ислам жестко запрещает не то что изображение женщины, но и всякого одушевленого существа. Ибо, "Нет бога, кроме Аллаха...". Не о гуриях же, которые, богинями не являются, здесь писать.
В христианстве, во всех его конфессиях, понятие "любовь" относилась прежде всего к Богу, а всяческое поклонение земной любви к женщине или к ее красоте считалось кощунственным, еретическим и всячески отвергалось. Идеалом любви и красоты являлась Дева Мария (в католицизме) или Богоматерь (в православии), но это - совершенно другая любовь и другая красота, нежели в политеистических религиях. Прекрасные лики православных святых женщин на русских иконах, так же как и образы Девы Марии на фресках католических соборов и картинах, например, Рафаэля, не имеют никакого отношения к рассматриваемой теме.
В иудаизме, который является основой как христианства, так и ислама, прекрасные женщины - это прежде всего, служительницы Самюэля, то есть, суккубы. Многие из них ранее были богинями, как, например, Иштар - Астарта, но превратились в демонов, поэтому тоже не могут попасть в наш список богинь.
И все же, этот список, я уверен, далеко не полный.
Буду благодарен, если вы поможете мне его дополнить!

Благодарю за внимание.

Сергей Воробьев.

Возможно, стандарты красоты за века и изменились, но все люди до сих пор подвержены вполне объяснимому с точки зрения биологии стремлению - производить потомство. Следовательно, для людей чрезвычайно важны любовь и сексуальное влечение, что в итоге оказало влияние на божеств из разных пантеонов. Это неудивительно, так как наши боги - это отражение нас самих.

1. Шочикецаль, мифология ацтеков

Имя Шочикецаль в переводе с языка науатль означает «Драгоценный легчайший цветок» - подходящее имя для ацтекской богини любви. Она покровительствует и другим аспектам жизни - цветам, беременности и проституткам, что делает её одним из самых популярных божеств ацтекского пантеона. Праздник в её честь, на котором почитатели надевали маски животных, устраивался каждые восемь лет. Из-за своей связи с браком Шочикецаль считается женой бога дождя Тлалока.

В отличие от большинства ацтекских богинь плодородия, Шочикецаль обычно изображается, как красивая молодая женщина, что становится причиной вражды с другими богами пантеона. Хотя она замужем за Тлалоком, однажды её похитил Тецкатлипока, бог ночи, и заставил выйти замуж за него, после чего она и взошла на престол богини любви. От другого своего мужа она родила Кетцалькоатля - пернатого бога-змея.

2. Клиодна, ирландская мифология

Клиодна - ирландская богиня, которая иногда изображается, как баньши или даже королева баньши (или фей, в зависимости от трактовки мифов и перевода). Тем не менее, она так же и богиня любви, возможно, потому, что считалась самой красивой женщиной в мире.

В отличие от многих других связанных с любовью божеств, Клиодна хранила целомудрие, пока не встретила смертного мужчину Киабана (Ciabahn) - по счастливой случайности он оказался самым красивым мужчиной из всех, кто когда-либо жил на Земле. Клиодна полюбила его так сильно, что покинула ради него Тир Тэйрнгир (Tir Tairngire), землю богов.

Но другие ирландские божества заключили союз, чтобы вернуть её, когда узнали о случившемся. Когда Киабан был в отъезде, Клиодну убаюкала музыка менестреля на морском берегу, и богиню унесли волны. С тех пор волны в той области называют волнами Клиодны. У легенды два окончания - очень несчастливое и не очень счастливое в зависимости от источника: Клиодна или утонула в море, или вернулась обратно в Тир Тэйрнгир.

3. Ту Эр Шен, китайская мифология

Относительно небольшое божество из китайского пантеона Ту Эр Шен, также известный под именем Ху Тяньбао, был когда-то смертным и лишь потом стал божеством гомосексуальной любви и брака.

Тяньбао, родившийся во время правления династии Цин, увлёкся чиновником из местного самоуправления и начал шпионить за ним через отверстие в стене его ванной. В итоге его обнаружили и избили до смерти. Боги, полные сочувствия к неразделённой любви, сжалились над ним и воскресили, сделав попутно божеством гомосексуальных отношений.

Кролики в Китае считаются символом гомосексуальной эротики - возможно, потому что «кроликами» часто называют гомосексуалистов, и Ту Эр Шен на многих посвящённых ему святынях изображается, как кролик. К сожалению, во многих местах, где ему поклоняются, гомосексуализм остаётся уголовно наказуемым преступлением.

4. Хатор, египетская мифология

Хатор - одна из самых почитаемых и древнейших египетских богинь, первые упоминания о ней появляются ещё во времена второй династии фараонов (около 2890–2686-х годо в. до н. э.) или даже раньше. Хатор почитали так долго, потому что она была покровительницей многих сторон жизни: любви, красоты, музыки и горнодобывающих ремёсел. Также она была частью Ока Ра - этот термин египтяне придумали для женского аналога Ра, и попеременно это звание носили разные богини, в том числе и дочь Ра, Хатор.

Найденная в гробнице фараона Тутанхамона история об «уничтожении человечества» рассказывает о времени, когда Хатор по настоянию Ра превратилась в богиню войны Сехмет, чтобы наказать людей за грехи. Когда кровожадная богиня вышла из-под контроля, Ра попытался остановить дочь, но безуспешно. К счастью, Ра удалось опоить её вином прежде, чем она убила последнего человека на Земле.

Очнулась она уже как Хатхор, полностью забыв о том, что сделала, и вернулась к нормальной жизни. В другой истории, возможно, не менее тревожной, она танцевала для своего отца стриптиз, чтобы поднять ему настроение.

5. Эрос, греческая мифология

Греческая версия римского Купидона, Эрос был сыном Афродиты и богом желания и сексуального влечения. Как и его римский двойник, Эрос часто изображается в виде мальчика с крыльями, вооруженного луком и стрелами. Он любил свою мать, хотя часто её не слушался. Этот известный бог является одним из главных героев знаменитого мифа.

Молодую женщину по имени Психея люди начали называть прекраснейшей женщиной в мире и пророчили ей занять место Афродиты. Богиня разгневалась и послала к Психее своего сына, чтобы тот поразил её своей стрелой и заставил в качестве наказания влюбиться в самого безобразного человека на земле.

Но красота Психеи оказалась настолько неотразимой, что Эрос и Психея полюбили друг друга - желание матери бог не выполнил и забрал Психею в свои чертоги. Эрос никогда не говорил ей, кто он такой, но любопытство Психеи взяло верх, и она посмотрела на него, пока он спал. Поражённый предательством своей любимой, бог сбежал, а Психея скиталась по Земле, пока Зевс не позволил Эросу и Психее сочетаться браком.

6. Рати, индуизм

Более известная как жена Камы, бога любви, Рати в индуизме играет большую роль как богиня любви и страсти. У неё много имён, и все они говорят о её немыслимой красоте, что для богини сексуального влечения вполне естественно.

В зависимости от источника, она считается дочерью либо Дакши, либо Брахмы - в последнем случае она также стала причиной самоубийства бога, который пожелал её, а получить не смог. Рати, правда, после этого тоже покончила с собой. Но боги есть боги, так что оба быстро воскресли и вернулись к своим делам.

Но самым странным деянием Рати было то, что она затмила разум Шивы: разрушитель поклялся следовать пути аскета после смерти своей первой жены, но из-за Рати ему пришлось полюбить снова. В отместку он убил Каму, превратив его третий глаз в пепел. Позднее Рати убедила Шиву позволить ей воскресить мужа, но с условием, что для вечности Кама останется невидимым.

7. Ошун, мифология йоруба

Богиня красоты, любви и эротики Ошун очень почитаема среди западноафриканских последователей религии йоруба. Известная своей красотой, она обычно изображается, как человеческая женщина в драгоценных украшениях, а иногда как русалка.

Ошун превосходит силой всех остальных женских божеств религии йоруба и требует к себе соответствующего уважения. Когда боги впервые создавали Землю, они забыли попросить о помощи Ошун, и она сделала так, что без неё боги не смогли создать абсолютно ничего - так что обратиться за помощью к капризной богине им всё-таки пришлось.

Благодаря своей кристально чистой репутации Ошун также ассоциируется с пресной водой - чрезвычайно важным ресурсом для народов Западной Африки. Кроме того, она защищает женщин и детей во время родов и считается защитником от страшных болезней, в особенности оспы.

8. Гименей, греческая мифология

Бог брака и любви в браке Гименей не слишком известен по сравнению с другими богами греческого пантеона. В зависимости от источника, он считается сыном Аполлона и одной из Муз или Диониса и Афродиты.

Гименей вёл лёгкую жизнь и благодаря своей красоте получал всё, что хотел, пока не влюбился в деву, чьё имя не называется - но без взаимности. Когда Гименей пытался ухаживать за ней, её и ещё нескольких женщин похитили пираты. Бог оказался среди похищенных девушек - из-за красоты пираты приняли его за женщину, в некоторых версиях мифа говорится даже, что у бога была девственная плева.

Так или иначе, Гименей оказался на том корабле, убил пиратов, спас девушек и убедил любимую выйти за него замуж. Их брак был настолько успешным, что стал тем идеалом, к которому стремилась каждая греческая пара, а имя Гименея было включено в свадебные песнопения, чтобы на молодожёнов пало его благословение.

9. Юэ Лао, китайская мифология

Юэ Лао, иначе известный как «Человек под луной», - популярная фигура в китайской мифологии, так как он является свахой и свидетелем гетеросексуальных браков. Юэ Лао часто рассматривается как доброжелательное божество и владелец красных нитей судьбы, соединяющих сердца двух людей посредством брака.

Самая известная история с участием Юэ Лао - это история человека по имени Вэй Гу, искавшего себе жену. После нескольких лет неудачных поисков Вэй Гу наткнулся на Юэ Лао, когда тот читал книгу браков. Вэй Гу вынудил бога показать ему его будущую жену и увидел старуху с маленьких ребёнком, живущую в нищете. Испугавшись, что эта девочка-нищенка и станет его женой, Вэй Гу приказал своему слуге убить младенца.

Но девочка выжила и даже избежала серьёзной травмы, а через много лет Вэй Гу нашёл себе подходящую невесту и заметил шрам на её лбу. Она рассказала ему, что когда была ребёнком, некто попытался убить её, и Вэй Гу с ужасом понял, что сам её чуть не погубил жену. Вероятно, он ей об этом так и не сказал - некоторые секреты лучше не выдавать.

10. Фрейя, скандинавская мифология

У Фрейи в скандинавской мифологии было несколько предназначений. Она была богиней любви и королевой Фолькванга - похожего на Валгаллу места, куда после смерти попадает половина тех, кто погиб в бою. Но у Фрейи есть и другая, злая, чёрная сторона, связанная с ревностью, жадностью и дурными делами. Помимо прочего, считается, что именно она дала людям знание о колдовстве, которое у скандинавов считается злом.

Часто она конфликтовала с Локи, то и дело пытавшимся мучить богиню или выкрасть некоторые её волшебные вещи, в том числе её знаменитое ожерелье Брисингамен, которое в итоге досталось Хеймдаллю. Фрейя постоянно бродила по земле в поисках своего бесследно исчезнувшего мужа, время от времени плача золотыми слезами. Путешествовала Фрейя на удивительной повозке - в её колесницу были запряжены кошки.

Афродита (Венера у римлян) - богиня любви и красоты.
Она мыслилась богиней вечной весны, цветения и плодородия. Покровительствовала красоте и влюбленным, поэтам, прославляющим любовь, и художникам, воплощающим красоту. Все красивое в этом мире было творением Афродиты. Она предпочитала жизнь и мир войне и смерти, потому ее восхваляли, когда хотели спокойного процветания или избавления от смерти.

Богине были подвластны не только люди и звери, но и сами боги.
"Золотистая" - самый частый эпитет у греков при описании Афродиты, означавший для них "прекрасная". Согласно Паулю Фридриху, известному знатоку Афродиты, слова золотой мед, золотая речь, золотое семя лингвистически связаны, символизируя деторождение и вербальное творчество - глубочайшие ценности Афродиты.

Миф
Существуют две мифологические версии рождения и происхождения Афродиты. Гесиод и Гомер рассказывают две противоречивые истории.
По версии Гомера, Афродита родилась обычным образом. Она была дочерью Зевса и морской нимфы Дионы.
По версии Гесиода, Афродита родилась в результате насилия. Коварный Кронос взял серп, отсек детородные органы своего отца Урана и бросил их в море. Их покрыла белоснежная пена, смешавшаяся с семенем, из чего и родилась Афродита, возникнув из морских волн совсем взрослой богиней.

Согласно мифам, Афродита впервые ступила на берег то ли острова Киферы, то ли острова Кипр. Затем, сопровождаемая Эросом, она была доставлена на Олимп и стала прекраснейшей из богинь в сонме богов.
Многие из богов, сраженные ее красотой, соперничали как претенденты на ее руку и сердце. В отличие от других богинь, не выбиравших своих супругов или любовников, Афродита была свободна в своем выборе. Она выбрала Гефеста, хромого бога огня и кузнечного мастерства. Таким образом, отверженный сын Геры становится мужем Афродиты - и будет часто обманутым ею. Афродита и Гефест не имели детей. Их брак может представлять союз красоты и мастерства, из которого рождается искусство.
Своих любовников Афродита предпочитала выбирать из второго поколения олимпийцев - поколения сыновей, а не отцов (Зевса, Посейдона и Гадеса).

Архетип
Архетип Афродиты управляет способностью женщины наслаждаться любовью и красотой, сексуальностью и чувственностью. Соприкосновение со сферой любви приводит в действие могущественные силы у многих женщин. Будучи истинно женской силой, Афродита может быть столь же требовательной, как Гера и Деметра (два других сильных инстинктивных архетипа). Афродита побуждает женщин осуществлять и творческую, и детородную функции.

Красота
Когда девушка впервые чувствует себя красавицей, в ней пробуждается архетип богини Афродиты. Ощущение или осознание собственной красоты дает вдохновение и силу, чувство нереальности («парения над землей») и ощущение власти над окружающим миром. Это нереальное, поистине архетипическое ощущение, совершенно преображающее женщину. Без таких переживаний и опыта наш мир был бы куда скучнее, грустнее, мрачнее. Мы получаем удовольствие и от лицезрения подобной красоты, способны любоваться другими, растворяясь в этом переживании. И такое переживание — тоже из архетипа Афродиты: именно эта богиня учит нас видеть прекрасное в мире и Других людях, восхищаться и ценить его, получать удовольствие оттого, что это просто существует.

Архетип Афродиты во многом диктует образ идеальной женщины. Так мы можем наблюдать некий культ телесного совершенства. Когда женщина садится на диету, делает косметическую операцию, ходит в салон красоты, отчаянно сражается с целлюлитом, тщательно накладывает макияж, — она пытается сотворить некое телесное совершенство, подобие богини. Если недостаточно развиты архетипы независимых богинь, то собственная внешность для женщины становится единственной ценностью в мире.

Миролюбие
Афродита была сугубо мирной богиней. Она никогда не встревала в войны: Троянская война была исключением, да и то бессмертная лишь хотела защитить своих любимцев. Этому архетипу и людям, в него включенным, глубоко чужда идея насилия, агрессии и войны. Хотя Афродита была в любовной связи с богом войны — Аресом, но ложе любви — это, пожалуй, единственное место, где Афродита хотела бы его видеть. Ей милы захваты любовные, а не политические, и нежная борьба в постели, а не на поле брани. Она дарит людям страсть, способность любить и давать жизнь, а не мучить и убивать. Характерным в связи с этим оказывается и лозунг хиппи 1960-70-х: «Занимайтесь любовью, а не войной».

Влюбленность
Состояние влюбленности - это состояние «здесь и сейчас», которое изнутри кажется потрясающей и удивительной вечностью, в которое можно окунаться как в животворящий источник. Это чувство наполненности любовью, это ощущение внутренней ноющей «ломки» тела от невозможности соединиться, слиться, просто приблизиться или, наоборот, в предвкушении этого. Все эти признаки «сладкой муки» и очень похожи, и индивидуальны. Но неизменно узнаваемы. Это тоже то, что дает именно Афродита. Женщина под влиянием этой грани архетипа не обращает внимания ни на что вокруг, для нее важна лишь любовь. Такими становятся все влюбленные люди.

Двое влюбленных видят друг друга в особом, возвышающем, "золотистом" свете Афродиты, привлекающем их своей красотой. Воздух пропитывается магией; возникает состояние очарованности или страстной влюбленности. Каждый ощущает себя прекрасным, особенным. Энергетическое поле между ними становится эмоционально заряженным, генерируется эротическое "электричество", которое, в свою очередь, создает взаимное магнетическое притяжение. В "золотистом" пространстве вокруг них повышается сенсорная восприимчивость: они слышат музыку более ясно, запахи - более четко, вкус и осязание влюбленного усиливаются.

Любовница
Каждая женщина, влюбленная в человека, отвечающего ей взаимностью, становится в этот момент персонификацией Афродиты. Временно преображенная из обычной смертной в богиню любви, она ощущает себя привлекательной и чувственной архетипической любовницей.

Если Афродита - главный архетип в женской личности, то женщина влюбляется часто и легко.
Когда чувственность и сексуальность в женщинах обесцениваются - как во многих патриархальных культурах, - женщина, воплощающая Афродиту-любовницу, рассматривается как искусительница или блудница. Этот архетип, когда он ярко выражен, может привести женщину к противоречию с нормами морали. Женщины-Афродиты могут быть изгнаны из общества.

Широко известный «комплекс девственницы и шлюхи» связан именно с существованием — и противопоставлением — архетипов Афродиты и Гестии. Все существующие или встречаемые женщины подвергаются проекции лишь этих двух архетипов, каждый из которых выражается крайне предельно и примитивно. И пока мужчина не увидит, что в одних и тех же женщинах сочетаются разные образы и архетипы, или — что еще лучше, но менее вероятно, — поймет, что это его собственные фантазии и проекции, он будет искать крайностей.
Впрочем, некоторые мужчины очарованы именно этой разновидностью архетипа Афродиты, так называемой Афродитой Пандемос («всенародной»). Они ищут женщин, которые в наибольшей степени ему соответствуют.

Жажда любви
Неутолимая жажда любви обуревает нас, когда мы уже влюблены, но не знаем, взаимно ли это чувство или есть ли хоть какая-то возможность ему стать таковым. Или когда еще нет ни любви, ни ее объекта, но душа томится по этому чувству, по востребованности желаний и тела, страстным всплескам и душевной гармонии. Архетип Афродиты часто нам является именно в таком обличье. Это то, что побуждает нас совершать разные безрассудства и странности, глупости и великие дела или же большие ошибки.

Инстинкт продолжения рода
Афродита представляет побуждение, обеспечивающее продолжение человеческого рода. Как архетип, связанный с половым побуждением и силой страсти, Афродита может превратить женщину в "сосуд порождающий".

В отличие от женщины-Деметры, вступающей в близкие отношения ради желания иметь ребенка, женщина, находящаяся под влиянием Афродиты, имеет ребенка потому, что испытывает страсть к мужчине или желание сексуального либо романтического переживания. Они с удовольствием рожают детей от любимых мужчин-они не связывают чадорождение с законными узами Гименея как Гера, но и не считают детей смыслом всей своей жизни, как Деметра. Для Афродиты дети — это прекрасные «плоды любви».

Творчество
Афродита представляет огромную силу изменения. Благодаря ей происходит притяжение, соединение, оплодотворение, вынашивание и рождение новой жизни. Когда этот процесс между мужчиной и женщиной имеет место исключительно на физическом уровне, происходит зачатие ребенка. Но и во всех других творческих процессах последовательность та же самая: притяжение, соединение, оплодотворение, вынашивание и новое творение. Абстрактный творческий продукт может быть представлен как вдохновенное соединение двух идей, что в конечном счете дает рождение новой теории.

Творческая работа происходит в состоянии напряженного и страстного вовлечения - почти как с любовником, когда один (художник) взаимодействует с "другим", чтобы привнести нечто новое в жизнь. Этим "другим", всепоглощающим и очаровывающим в течение какого-то времени, может стать картина, форма танца, музыкальная композиция, скульптура, поэма или рукопись, новая теория или изобретение. Творчество для многих людей представляет также "чувственный" процесс; это - "внутри-моментное" сенсорное переживание, включающее прикосновение, звук, образы, движение, а иногда даже запах и вкус. Художница, погруженная в творческий процесс, нередко, подобно любовнице, обнаруживает, что все ее ощущения усиливаются и она воспринимает чувственные впечатления через многие каналы. Когда она работает над зрительным образом, вербальной фразой или танцевальным движением, могут взаимодействовать многочисленные чувственные ощущения, порождая результат.

Как Афродита-любовница может проходить через цепочку любовных связей, так и Афродита - творческая сила - может вовлекать женщину от одного напряженного творческого акта к другому. Когда заканчивается один проект, возникает другая привлекающая ее возможность.

Муза
Известно, что Афродита даровала вдохновение поэтам, музыкантам, художникам, скульпторам. Так же и женщины, в которых силен этот архетип играют роль муз для творческих, умных и образованных людей.
Такая женщина играет особую роль в осуществлении Мечты мужчины. Она дает возможность придать Мечте форму и помогает жить ради нее. Она разделяет ее, верит в него как в героя Мечты, дает свое благословение и обеспечивает убежище, помогая выразить его честолюбивые желания и взлелеять надежды.

Эта особая женщина подобна описанной Тони Вулф "женщине-гетере" (древнегреческий аналог куртизанки, которая была образованна, культурна и необычайно свободна для тех дней; в некоторых отношениях она была похожа на японскую гейшу), чьи близкие отношения с мужчинами имеют как эротический, так и дружеский оттенок. Она может быть его музой. Согласно Вулф, гетера оплодотворяет творческую сторону мужчины и помогает ему в творчестве. Иногда женщина обладает даром притягивать к себе нескольких или многих мужчин, воспринимающих ее как особую женщину; она обладает способностью увидеть их потенциальные возможности, поверить в их мечту и вдохновлять их на достижения.

Нарушение правил
Иногда в одной женщине присутствуют оба аспекта Афродиты - и творческий, и романтический. В этом случае она вступает в интенсивные близкие отношения, переходя от одной связи к другой, и погружается в творческую работу. Подобная женщина следует за своими чарующими увлечениями в любви и творчестве и может вести жизнь, чуждую условностям, как танцовщица Айседора Дункан и писательница Жорж Санд.

Афродита нарушает правила. Богиня не только сама изменяла своему мужу, делила мужчин с другими женщинами и предавалась любви даже со смертными, но и понуждала к этому других богов.
«Лучше быть дурной женщиной, но счастливой, чем порядочной, но несчастной», — это, конечно, девиз Афродиты.

Женщина Афродита
Архетип Афродиты излучает личное обаяние - магнетизм или электричество, - что в соединении с внешними данными и делает женщину "Афродитой".
Выглядящая вполне обыкновенной женщина не притягивает мужчин на расстоянии, но, если ее активный архетип представляет Афродита, то, стоит им подойти поближе, и они находят ее очаровательной и обаятельной. Многие не обладающие особой красотой женщины с качествами Афродиты притягивают мужчин магнетическим теплом своей личности и своей естественной, бессознательной сексуальностью. Этих "простушек" всегда окружают мужчины, в то время как их более одаренные, действительно хорошенькие сестры могут ждать у телефона или сидеть в одиночестве на танцах, недоумевая: "Что в ней такое, чего нет у меня?"

Детство и родители
Будучи ребенком, маленькая Афродита может быть невинной маленькой кокеткой. Она обладает бессознательной сексуальностью, способностью вызывать интерес и отклик в мужчинах. Она наслаждается, будучи центром внимания, ей нравится носить красивую одежду и наряжаться. Обычно она не является застенчивым, робким ребенком, и ее даже могут называть "маленькой актрисой" за ее импровизированные представления и другие привлекающие внимание действия, уже тогда очаровывающие ее зрителей.

Пробуждая архетип Афродиты, родители могут воспитывать девочку как маленькую принцессу, наряжая в самые чудесные платьица, или вдохновлять на творческие подвиги вроде чтения стихов или исполнения песенок перед гостями. Если этим занимаются оба любящих родителя, тогда девочка вырастает в атмосфере дружелюбия и принятия. Иногда это результат тщеславных стараний одного родителя. Навязывая ребенку роль «маминого (или папиного) солнышка» родители требуют, чтобы девочка всегда выглядела довольной, радостной и счастливой, в противном случае ее упрекнут в злостной неблагодарности. Родители также могут желать своему ребенку славы и известности, буквально «пропихивая» его на сцену или подиум, мучая с ранних лет дисциплиной, тренировками и многочасовыми бдениями перед зеркалом в руках парикмахера или визажиста.

К сожалению, бурное поощрение развития этого архетипа в д евочке может привести к слишком ранней «взрослости», к переживаниям и опыту, уместному в более взрослом возрасте. В том числе и к опыту травматичному. Для того чтобы девочка слишком рано начала проявлять непосредственный (не естественно-испытательский, вроде вопросов «Откуда берутся дети?») интерес к сексуальной жизни, обычно должен найтись кто-то, кто спровоцирует ее к этому, научит, возможно, заставит. Это случается не так редко, как можно было бы подумать. И за это чаще всего несут ответственность близкие родственники.

Самые лучшие родители не переоценивают и не придают слишком много значения свойствам Афродиты и не обращаются со своей дочерью как с хорошеньким объектом. Родители оценивают привлекательность дочери так же, как другие качества, такие, как интеллект, доброта, способности в искусстве. В случае ситуации со свиданиями родители вводят ограничения, соответствующие возрасту и степени зрелости дочери. Привлекательность для мужчин рассматривается как факт, о котором девочка должна быть осведомлена (а не порицаема).

Отрочество и юность
Юность и молодость - решающее время для женщины-Афродиты, которая может обнаружить себя зажатой между возбуждением Афродиты внутри себя и реакцией окружающих.
Молодые женщины получают мало помощи в обращении с их настойчивой внутренней Афродитой. Их главный выбор, который может иметь серьезные последствия, - это как выразить свою сексуальность. Некоторые из них просто ее подавляют. При этом те, кто чувствует сильное религиозное давление, в любом случае могут ощущать вину, порицая себя за "недопустимые" чувства. Другие выражают сексуальность в устойчивой близкой связи - хороший выбор, если Гера также является сильной частью личности, хотя результатом может стать раннее замужество.

Если и Афина, и Афродита обе являются сильными элементами в молодой женщине, она может использовать сочетание стратегии и сексуальности, в том числе и для самозащиты.
Когда женщина-Афродита поступает в колледж, возможно, наиболее важными для нее будут социальные аспекты. Она может выбрать "партийную школу" - колледж, отмеченный скорее социальной активностью, чем академическими занятиями.

Она обычно не сосредоточивается на дальних академических целях или на карьере. Ее пробудившийся интерес к профессиональной карьере подрывается скучной перспективой принимать необходимые трудные условия. Она способна окунуться в работу колледжа, только блистая в какой-либо - чаще всего творческой - области, включающей взаимодействия с людьми

Работа
Работа, не захватывающая женщину-Афродиту эмоционально, не представляет для нее интереса. Ей нравится разнообразие и интенсивность, а повторяющиеся задачи, так же как домашняя работа, работа в конторе или лаборатории надоедают. Она хорошо выполняет работу, только когда может полностью творчески погрузиться в нее. Таким образом, ее можно встретить в области искусства, музыки, сочинительства, танцев, драмы или среди людей, особо значимых для нее, таких, например, как учитель, терапевт, редактор.
Вынужденная же выбрать себе профессию (или решившаяся на это, потому что «иначе скучно»), молодая женщина пойдет туда, где есть возможность общаться с большим количеством людей, блистать своей внешностью и производить впечатление .

Как следствие, она либо ненавидит свою работу и, вероятно, выполняет ее посредственно, либо любит ее и не жалеет сил и времени. Почти всегда она предпочитает работу, которую находит интересной, той, которая лучше оплачивается, но не столь привлекательна для нее. Она может достигнуть успеха, но, в отличие от Афины и Артемиды, не нацелена на достижения.

Взаимоотношения с женщинами: дружба или соперничество
У женщины, которая ярко воплощает в себе архетип Афродиты, бывает много подруг и много завистниц. Приятельницам нравятся ее непосредственность, динамичность и обаяние. Некоторые могут лишь мечтать о такой жизни и потому опосредованно проживают ее «через подругу». Другие обладают теми же качествами Афродиты, быть может, «разбавленными» свойствами других богинь, и живут той же веселой и радостной жизнью, приветствуя каждый новый день.

Женщине-Афродите другие женщины склонны не доверять, что особенно характерно для женщин типа Геры. Чем меньше Афродита сознает свое воздействие на мужчин и отвечает за него, тем более разрушительным элементом становится. Когда женщины (особенно ревнивая и мстительная Гера) сердятся на нее, женщина-Афродита часто бывает шокирована. Она редко разделяет недоброжелательность других женщин, и, поскольку сама не ревнива и не собственница, ей обычно трудно понять причину враждебности по отношению к себе.
Завистницы могут встретиться и среди таких же Афродит-соперниц, возможно, зацикленных на собственной внешности и наличии поклонников больше, чем на чем-либо.

Взаимоотношения с мужчинами:
Женщины-Афродиты тянутся к мужчинам, не обязательно подходящим для них. Если не влияют архетипы других богинь, их выбор часто похож на выбор самой Афродиты - это мужчины творческие, сложные, легко поддающиеся переменам настроения или эмоциональные, как Гефест, Арес или Гермес. Такие мужчины не стремятся на профессиональные вершины или позиции власти, не хотят возглавлять семью или быть мужьями и отцами.
Порой все внимание женщины, в которой главенствует архетип Афродиты, может быть сконцентрировано на самой себе: своей внешности, успехе у противоположного пола и на заслуженной награде — «красивой жизни». Партнер или любовник бывает ценен лишь тогда, когда может обеспечить ее, дать ту жизнь, которой она, по ее мнению, достойна. Эти женщины знают, чего хотят, и умеют добиться своего.

Существует тип женщин-Афродит, которые любят многих. Это очень яркий и, пожалуй, самый известный тип женщин. Часто они как будто живут одним днем, отказываясь от постоянных отношений и стабильности, в жажде новых увлечений и авантюр. В каждом новом романе они могут быть чрезвычайно страстными и эмоционально требовательными. Им нравится опьянение любви — они ждут от партнера постоянного подтверждения своей сексуальной привлекательности.

Но бывают женщины с сильным архетипом Афродиты, влюбляющиеся быстро и пылко, но умеющие находить себе если не хороших мужей, то каких-нибудь «особенных» любовников. Они выбирают себе харизматичных, ярких, сильных мужчин. Часто это «сильные мира сего» (или примерно то же самое, но в меньших масштабах). Это могут быть и «великие таланты» своего времени. Женщины не ищут тут выгоды — они привлечены особой силой и энергетикой могущественного или талантливого мужчины. Как истинная Афродита, такая женщина умеет видеть, понимать и ценить красоту, силу или гений мужчины.

Если Афродита - один из нескольких сильных архетипов, включающих в себя и Геру, то ее присутствие усиливает и оживляет брак сексуальностью и страстностью. Однако выдержать моногамный брак для женщины-Афродиты бывает весьма затруднительно. Если другие богини имеют мало влияния на замужнюю Афродиту, или брак - просто случайное соединение, она, вероятно, будет следовать схеме серии близких связей.

Дети [ 1 ]
Женщине-Афродите нравятся дети, и наоборот. Ребенок чувствует, что эта женщина смотрит на него не осуждающими, но умеющими ценить глазами. Она извлекает наружу детские чувства и способности таким образом, что ребенок ощущает себя прекрасным и благосклонно воспринятым. Часто она исподволь внушает ему ощущение своей избранности, придавая ребенку уверенность и помогая развивать способности и таланты. Она очень легко может проникнуться духом игры и фантазии. Она очаровывает детей своей манерой вести себя и вдохновляет их своим заразительным энтузиазмом во всем, что представляет для нее интерес. Это прекрасные качества для матери. Дети женщины-Афродиты преуспевают и развивают свою индивидуальность, особенно если в ней присутствуют еще и качества Деметры.

Мать-Афродита может очаровывать своих детей, видящих ее прекрасной и обольстительной, но, если (из-за нехватки архетипа Деметры) она не учитывает их потребности в эмоциональной безопасности и постоянстве, она будет непоследовательной, противоречивой, что грозит для них негативными последствиями. В этом случае ее дети упиваются ее полным вниманием в один момент, но, когда в другой момент ее внимание переключается на что-то иное, они ощущают себя покинутыми и несчастными.

Средний возраст
Неизбежность старения может стать для женщины-Афродиты опустошающей реальностью, если привлекательность была для нее главным источником удовлетворения. В средние годы женщина-Афродита нередко ошибается в своем выборе партнеров. Она может осознать, как часто ее привлекают чуждые условностям и иногда неподходящие мужчины. Теперь она может захотеть успокоиться - возможность, которую прежде с презрением отвергала.

Однако средний возраст не является трудным для женщин-Афродит, занимающихся творческой работой. Типично, когда такие женщины сохраняют свой энтузиазм и по-прежнему с головой бросаются в интересующую их работу. И сейчас они обладают большим опытом, чтобы чувствовать вдохновение, и более высоко развитым мастерством, чтобы выразить себя.

Старость
Некоторые женщины-Афродиты сохраняют способность видеть красоту в предмете своего сосредоточения и всегда быть немного влюбленными. Они входят в старость с изяществом и жизненной энергией. Их интерес к другим или включение в творческую работу остаются наиболее важной частью жизни. Они продолжают находиться в юношеской позиции, так как неосознанно движутся от переживания к переживанию, от человека к человеку, очаровываясь тем, что приходит в следующий момент. Юные душой, они притягивают к себе других людей и имеют друзей всех возрастов.

Психологические проблем ы
Нелегко иметь Афродиту в качестве ведущего архетипа. Женщины, следующие инстинктивной сексуальности Афродиты, часто зажаты между собственным желанием половой близости и склонностью порождать эротическую энергию в других, с одной стороны, и культурой, полагающей женщину неразборчивой , если она действует согласно своим желаниям, - с другой.

Женщина-Афродита, вырастающая в атмосфере осуждения женской сексуальности, может попытаться подавить свой интерес к мужчинам, затушевать свою привлекательность и считать себя плохой из-за своих половых влечений. Но ощущение вины и внутренний конфликт, сопровождающие проявления ее природы Афродиты, приводят к депрессии, тревожности и подавленности.

Женщины-Афродиты склонны жить в настоящем, воспринимая жизнь так, как будто она является только чувственным опытом. Под давлением момента такая женщина может реагировать, забывая о последствиях своих поступков, и/или не соблюдать верности, порождая тем самым конфликты. Эта ориентация влечет за собой импульсивные действия, разрушительные по отношению ко всему, чего касается.

Мужчины могут стать жертвами женщины-Афродиты, когда она "любит их и оставляет их" . Она очень легко влюбляется, убежденная каждый раз, что нашла совершенного мужчину. Магия момента позволяет ему чувствовать себя богом, любимым богиней, пока она не бросает его и не начинает встречаться с другим. Как следствие, за ней тянется цепочка раненых, обиженных, негодующих, подавленных или рассерженных мужчин, чувствующих себя использованными и брошенными.

Современные жертвы Афродиты - это женщины, связанные своей несчастливой любовью . Некоторые из них ищут психиатрической помощи, позволяющей освободиться от страданий.
Женщина может находится в любовных отношениях с мужчиной, плохо с ней обращающимся или унижающим ее . Всю свою жизнь она ставит в зависимость от "крошек" внимания, которые время от времени перепадают от него. Ее вовлечение может быть недолговечным, но может и тянуться годами.

Также порой женщина влюблена в мужчину, который ясно дает понять, что не хочет быть с ней . Он по возможности избегает ее и чувствует на себе проклятие ее безответной любви. И снова ее мучительная одержимость им может продолжаться годами, фактически препятствуя возможности любой другой близкой связи.

Требуются огромные усилия, чтобы избежать искушения увидеть его и снова попасться в собственные сети. Но она должна сделать это, чтобы суметь направить свои эмоции на другую цель.

Фотоматериалы взяты с ресурса pinterest . com

. Джин Шинода Болен «Богини в каждой женщине: Новая психология женщины. Архетипы богинь» издательства «София», 2007 год.

. Галина Борисовна Бедненко «Греческие богини. Архетипы женственности». - Серия: Библиотека психологии и психотерапии независимой фирмы «Класс», 2005

Также можно преобрасти электронное издание книги по адресу http:// halina. livejournal. com/1849206.html

czarstvo-diva.livejournal.com 2013

Афродита рождается из пены морской. Афродита, одна из самых почитаемых богинь Олимпа, родилась из белоснежной пены морских волн около острова Кипр [поэтому называют ее Киприда, «Рожденная на Кипре»] , а оттуда подплыла к священному острову Кифера [от названия этого острова пошло еще одно ее прозвище — Киферея] . На прекрасной раковине добралась она до берега. Окружили богиню юные оры, богини времен года, нарядили ее в златотканую одежду, увенчали венком из цветов. Где только ни ступала Афродита — там все расцветало, а воздух наполнялся благоуханием.

Прекрасна Афродита! Дивным светом любви горят ее очи, глубокие, как море, из которого она вышла; кожа ее бела и нежна, как морская пена, родившая ее. Высокая, стройная, золотоволосая, сияет Афродита своей красотой среди богов Олимпа. Богиня любви и красоты, царит Афродита над всем миром, и даже боги подвластны ей. Только Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу.

Афродита будит любовь в сердцах богов и простых смертных, в сердцах животных и птиц. Когда идет она по земле, за ней попарно следуют все животные, и в этом их шествии олень безопасно идет рядом с кровожадным волком, а свирепые львы припадают к ногам богини, как играющие щенята. Дает она красоту и юность девушкам, благословляет счастливые браки. В благодарность за свой брак девушки перед свадьбой приносили в жертву Афродите вытканные ими самими пояса.

Но не только девушки молятся Афродите. Овдовевшие женщины тоже почитают ее и просят о том, чтобы она позволила им вступить в новый брак. Милостива богиня, и часто снисходит она к просьбам смертных. Ведь, хотя самим бракосочетанием занимается Гименей, связывающий пары своими прочными узами, именно Афродита возбуждает в людях ту любовь, которая заканчивается их бракосочетанием.

Прозвища Афродиты.

На золотой колеснице, запряженной воробушками, мчится она на землю с Олимпа, и все люди с нетерпением ждут ее помощи в своих любовных делах.

Афродита покровительствовала всякой любви. Если то была любовь грубая, необузданная, то она находилась в ведении Афродиты Пандемос («Всенародной»); если же это было возвышенное чувство, то ему покровительствовала Афродита Урания («Небесная»).

Прекрасно чувство, внушаемое людям Афродитой, и потому многие ее прозвища были ласковыми, отражали ее красоту. Ее называли «золотой», «фиалковенчанной», «сладкоумильной», «прекрасноокой», «пестротронной».

Пигмалион. Тем, кто верно служит ей, дарит Афродита счастье. Вот что произошло с Пигмалионом, царем острова Кипр. Был он еще и скульптором и любил только искусство, женщин избегал, жил очень уединенно. Многие кипрские девушки испытывали к нему нежную и преданную любовь, да только сам он не обращал внимания ни на одну из них. Тогда взмолились девушки к Афродите: «О золотая Киприда! Накажи этого гордеца! Пусть сам он испытает те муки, которые приходится терпеть из-за него нам!»

Однажды изваял Пигмалион из блестящей слоновой кости изображение девушки необычайной красоты. Казалось, что она дышит, что вот-вот сойдет с места и заговорит. Часами смотрел мастер на свое творение и влюбился в созданную им самим статую. Он дарил ей драгоценные украшения, одевал в роскошные одежды... Часто шептал художник: «О, если бы ты была живая — как был бы я счастлив!»

Афродита оживляет статую. Наступили дни праздника Афродиты. Принес Пигмалион богатые жертвы богине и взмолился, чтобы послала она ему в жены женщину столь же прекрасную, как его статуя. Ярко вспыхнуло жертвенное пламя: приняла прекраснокудрая богиня жертву Пигмалиона. Вернулся Пигмалион домой, подошел к статуе и вдруг заметил, что порозовела слоновая кость, будто бы заструилась по жилам статуи алая кровь; коснулся ее рукой — теплым стало тело: бьется сердце статуи, жизнью светятся глаза. Ожила статуя! Назвали ее Галатея, счастливым сделала их брак Афродита, а они всю жизнь славили величие богини, подарившей им счастье.

Мирра, Адонис и Артемида. Афродита дарила счастье любящим и любимым, однако сама она знала и несчастную любовь. Некогда почитать Афродиту отказалась Мирра, дочь одного из царей. Разгневанная богиня жестоко наказала ее — внушила преступную любовь к ее родному отцу. Он был обманут и поддался соблазну, а когда узнал, что с нем была не посторонняя девушка, а родная дочь, проклял ее. Боги сжалились над Миррой и превратили в дерево, которое дает благовонную смолу. Вот из треснувшего ствола этого дерева и появился на свет прекрасный младенец Адонис.

Афродита положила его в ларец и отдала на воспитание Персефоне. Прошло время. Ребенок вырос, но богиня преисподней, очарованная его красой, не захотела вернуть его Афродите. Пришлось богиням обратиться за решением спора к самому Зевсу. Отец богов и людей, выслушав спорщиц, постановил: треть года Адонис находится с Персефоной, треть — с Афродитой, треть — с кем пожелает он сам. Так Адонис стал спутником и возлюбленным Афродиты.

Однако счастье их длилось недолго. Адонис чем-то прогневил Артемиду, и во время охоты его смертельно ранил огромный кабан. Из крови Адониса выросли роза, а из тех слез, что пролила оплакивающая его Афродита — анемоны.

Поклонение Афродите.

Люди приносили жертвы Афродите Понтии («Морской»), надеясь, что она защитит их во время морских путешествий, и Афродите Лимении («Портовой»), покровительнице гаваней и стоящих в них кораблей.

Афродите были посвящены многие животные и растения. Как богине любви и плодородия, ей принадлежали петухи, голуби, воробьи и зайцы, то есть те существа, которые, по мнению греков, были самыми плодовитыми; как морской богине ей служили дельфины. Из растений Афродите были посвящены многие цветы, в том числе фиалки, розы, анемоны, маки — цветы дарят любимым и по сей день; а из плодов — яблоко, плод, который в древних брачных обрядах невеста подавала жениху.

Обнаженная Афродита.

Так как Афродита была богиней красоты, ее (единственную из всех великих олимпийских богинь!) довольно часто изображали обнаженной. Как думали греки, в отличие от Артемиды, которая сгубила случайно увидевшего ее наготу Актеона, или от Афины, которая за то же самое поразила слепотой сына одной из своих нимф, Тиресия, - Афродита относилась благосклонно к изображению ее в таком виде. Да это и понятно — ведь невозможно было осознать всю красоту богини, когда она была одета в просторные и бесформенные греческие одежды.

Первым осмелился изобразить нагую Афродиту греческий скульптор Пракситель, человек, безмерно влюбленный в красоту женского тела. Говорят, что Афродиту он ваял из мрамора больше десяти раз, и среди этих его статуй была Афродита Книдская — статуя, ради которой в древности в Книд, где она находилась, приезжали тысячи людей — только бы ее посмотреть.

Читайте также: