Спиноза, бенедикт. Бенедикт спиноза (1632–1677) Как называется политическое произведение спинозы

Бенедикт Спиноза (Барух де Спиноза; Benedictus de Spinoza ; 1632-1677) – нидерландский философ-материалист, пантеист, атеист, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени.

Родился в Амстердаме в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Возглавив после смерти отца (1654) его дело, Спиноза одновременно завязал научные и дружеские связи вне еврейской общины Амстердама, особенно среди лиц, оппозиционно настроенных по отношению к господствовавшей в Нидерландах кальвинистской церкви. Большое влияние на Спинозу оказал его наставник в латинском языке ван ден Энден, последователь Ванини, антимонархист и сторонник демократических преобразований, а также Акоста – представитель евр. вольномыслия. Руководители евр. общины Амстердама подвергли Спинозу «великому отлучению» (херем). Спасаясь от преследований со стороны руководителей евр. общины, а также амстердамского магистрата, Спиноза жил в деревне, вынужденный зарабатывать шлифовкой линз, затем в Рейнсбурге, предместье Гааги, где и создал свои философские произведения.

В борьбе против олигархического руководства еврейской общины Спиноза стал решительным противником иудаизма («Богословско-политич. трактат», в кн.: Избр. произв., т. 2, М., 1957, с. 60–62). Близостью Спинозы к мелкобурж. движению рейнсбургских сектантов-пантеистов (отчасти и англ. квакеров) объясняются отзвуки некоторых идей утопического коммунизма в его сочинениях (см. там же, т. 1, М., 1957, с. 323–24, 583–84 и т. 2, с. 51, 559–60). В идейно-политических воззрениях Спинозы, сторонника респ. правления и противника монархии, отразилась также его близость к партии де Витта (ученого математика и фактич. главы тогдашнего нидерл. гос-ва), к-рая боролась против оранско-монархич. партии.

Философские воззрения Спинозы складывались первоначально под влиянием евр. ср.-век. философии (Маймонид, Крескас, Ибн Эзра). Ее преодоление явилось результатом усвоения Спинозы пантеистическо-материалистического воззрений Бруно, рационалистического метода , механистического и математического естествознания, а также философии Гоббса, оказавшего наибольшее влияние на социологическую доктрину Спинозы. Опираясь на механико-математич. методологию, к-рую он считал единственно научной, Спиноза стремился к пониманию «…первопричины и происхождения всех вещей» (там же, т. 2, с. 388). При этом создание целостной картины природы Спиноза мыслил как одновременное раскрытие генезиса всех предметов и явлений. Продолжая традиции пантеизма, Спиноза сделал центральным пунктом своей онтологии тождество бога и природы, к-рую он понимал как единую и единственную, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существование к.-л. др. начала, и тем самым – как причину самой себя (causa sui ). Признавая реальность бесконечно многообразных отд. вещей, Спиноза рассматривал их как совокупность модусов – единичных проявлений единой субстанции.

В этой связи Спиноза выдвинул знаменитое диалектич. положение: «…ограничение есть отрицание…» (там же, с. 568): всякая вещь в качестве модуса, в ее определенности должна мыслиться как результат ограничения бесконечной субстанции.

Осмысливая целостность природы, Спиноза разработал категории целого и части, раскрывающие универсальное соответствие природных вещей друг другу. В противоположность многим своим современникам Спиноза считал невозможным разложить целое на части (см. тамже, с. 525) и полагал, что следует, наоборот, идти от целого к его частям. Вместе с тем Спиноза не преодолел механистич. воззрения на явления и процессы природы лишь как результат пространств. перемещения вещей. В его онтологии т. зр. актуально бесконечной субстанции, вне времени порождающей мир своих модификаций и трактуемой как порождающая природа (natura naturans), сочетается с т. зр. потенциально бесконечных единичных вещей, изменяющихся во времени и истолкованных как порожденная природа (natura naturata ).

Качественная характеристика субстанции дается у Спинозы в понятии атрибута как неотъемлемого свойства субстанции. Число атрибутов в принципе бесконечно, хотя конечному человеческому уму открываются только два из них – протяжение и мышление. В противоположность Декарту, дуалистически противопоставлявшему протяжение и мышление как две самостоятельные субстанции, монист Спиноза видел в них два атрибута одной и той же субстанции.

При рассмотрении мира единичных вещей Спиноза выступал как один из наиболее радикальных представителей детерминизма и противников телеологии, что было высоко оценено Энгельсом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 350). Вместе с тем, истолковывая детерминизм только как механистический, отождествляя причинность с необходимостью и рассматривая случайность только как субъективную категорию, Спиноза приходил к т. зр. механистич. фатализма. Спиноза был убежден в том, что весь мир представляет собой математич. систему и может быть до конца познан геометрич. способом. По замыслу Спинозы бесконечный модус движения и покоя должен связывать мир единичных вещей, находящихся во взаимодействии друг с другом, с субстанцией, мыслимой в атрибуте протяженности. Др. бесконечным модусом является бесконечный разум (intellectus infinitus), к-рый должен связывать мир единичных вещей с субстанцией, мыслимой в атрибуте мышления. Спиноза утверждал, что в принципе одушевлены все вещи, хотя и в различной степени. Однако осн. свойство бесконечного разума – «познавать всегда все ясно и отчетливо» (Избр. произв., т. 1, с. 108) – относилось у Спинозы лишь к человеку.

Спиноза натуралистически-материалистически истолковывал человека как часть природы, рассматривая с этой т. зр. его тело и душу. Понимая душу как частицу «бесконечного разума бога» (см. тамже, с. 412), Спиноза определял ее как идею, объектом (идеатом) к-рой является человеческое тело. Фактически душа состоит всегда из совокупности идей. Спиноза решал психофизич. проблему в духе взаимной независимости телесных и духовных действий человека, выводимой из онтологич. независимости двух атрибутов субстанции. Это воззрение сочеталось у него с материалистич. тенденцией в объяснении мыслит, деятельности человека, связанной с концепцией единой субстанции. Зависимость мыслит. деятельности человека от его телесного состояния обнаруживается, согласно Спинозе, на стадии чувственного познания. Последнее Спиноза определял как представление или воображение (imaginatio ) и считал единств. источником смутных идей. Чувственное познание составляет первый род знания, называемый также мнением (opinio ). Он распадается на два способа восприятия: через беспорядочный опыт (ab ехреrientia vaga ) и понаслышке (ex auditu ). Без опыта, по Спинозе, невозможна повседневная жизнь людей; на нем основываются и такие науки, как медицина и педагогика. Однако, будучи сторонником рационализма, Спиноза невысоко расценивал теоретические значение одного лишь опытного, чувственного познания, связывая именно с ним заблуждение. Считая, что любое заблуждение заключает в себе известный элемент истины, Спиноза определял ложную идею как неадекватную, поскольку она претендует быть истиной полной и завершенной, а в действительности отражает свой объект лишь частично, в том или ином аспекте, в соответствии с чувственной детерминацией. Критика Спинозы ограниченности чувственного знания дополняется критикой знания абстрактного, к-рое основывается как на восприятии из беспорядочного опыта, так и на восприятии понаслышке. Спиноза дал глубокую критику схоластических всеобщих понятий, или универсалий (notiones universales ) – примера несовершенства обобщений, основанных на чувственном опыте. Критика схоластики перерастает здесь у Спинозы в критику злоупотреблений языком. Считая слова «знаками вещей», как они «…существуют в воображении, а не в разуме…» (там же, с. 350), Спиноза призывал различать «образы, слова и идеи» и уточнять философскую терминологию, чтобы избежать неправильного применения названий к вещам.

Рационализм Спинозы с наибольшей силой проявлялся в противопоставлении им понимания (intellectio ) как единств. источника достоверных истин чувственному познанию. Понимание выступает у Спинозы как второй род познания, составляющий рассудок (ratio ), a также разум (intellectus ). Только на этой стадии возможна адекватная истинность, выражающаяся в общих понятиях (notiones communes). Последние принципиально отличаются от чувственных идей представления тем, что относятся к геометрич. и механич. свойствам тел, т.е. к тому, что можно было бы назвать первичными качествами. Всеобщие же и абстрактные понятия, или универсалии, выражают лишь наше чувственное отношение к ним. Достижение адекватных истин становится, по Спинозе, возможным в силу того, что человеческая душа как модус атрибута мышления единой субстанции способна постичь все, что вытекает из последней. Оно возможно также в силу основоположного тезиса рационалистич. панлогизма, отождествляющего принципы мышления с принципами бытия: «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» (там же, с. 407). Адекватная истинность предполагает связность всех истин в разуме, к-рый, в отличие от случайных ассоциаций представления, основывающихся на памяти, развивает свои положения по строгим законам дедукции, действуя как «некий духовный автомат» (см. тамже, с. 349).

Третий род познания составляет интуиция, являющаяся фундаментом достоверного знания.

Генетически учение Спинозы об интуиции связано с учениями мистического пантеизма о «внутреннем свете» как источнике недискурсивного, непосредств. общения с богом и с учением Декарта об аксиомах «ясного и отчетливого ума» как выражении его «естественного света» и фундаменте всего прочего знания. При этом картезианское понимание интуиции взяло верх в филос. развитии Спинозы: интуиция истолковывается им как интеллектуальная. Адекватная идея, достигаемая благодаря деятельности интуиции и дедукции, выражает свою истинность в аналитич. суждениях. Последние преодолевают скептицизм и доставляют имманентный критерий истинности: «Как свет обнаруживает и самого себя и окружающую тьму, так и истина есть мерило и самой себя и лжи» (там же, с. 440). С помощью интуиции как целостного знания, дающего понятие общего, возможно адекватное познание частного. Интуиция дает познание вещей sub specie aeternitatis (с т. зр. вечности) – не как случайных и разрозненных предметов, изменяющихся во времени и такими представляющихся нашему воображению, а как абсолютно необходимых, тождественных целому модусов единой субстанции.

В антропологии Спиноза отвергает идею свободы воли, к-рой придерживался Декарт. Воля совпадает у Спинозы с разумом. Распространяя на человеческое поведение законы механистич. детерминизма, Спиноза доказывал необходимый характер всех без исключения действий человека. В аффектах, или страстях, проявляется порабощенность человека, неосознанная зависимость от внешних обстоятельств его жизни; на уровне представления эта зависимость иллюзорно воспринимается сознанием как свобода. Спиноза противопоставлял свободу не необходимости, а принуждению. Одновременно он обосновывал диалектич. идею о совместимости необходимости и свободы, выражающуюся понятием свободной необходимости (libera necessitas ) – центр, понятием его этич. доктрины. Свобода, достигаемая у Спинозы при помощи достоверного знания, не устраняет аффектов, – это невозможно, а проясняет их благодаря, осознанию их места в цепи универсальной мировой детерминации. Поскольку свобода отождествляется у Спинозы, с познанием, стремление к самопознанию становится у Спинозы сильнейшим из человеческих влечений. В этой связи Спиноза выдвигает знаменитое положение об интеллектуальной любви к богу (amor Dei intellectualis ) и идею вечности человеческой души. Эта идея связана с рационалистически-панлогич. гносеологией Спинозы и пантеистич. представлениями о смерти человека как возвращении в единую субстанцию. Спиноза отвергал религ. догму личного бессмертия: смерть каждого человека, согласно Спинозе, означает разрушение его памяти, благодаря к-рой идеи сочетаются в индивидуальной деятельности личности.

Этика завершает философскую систему Спинозы. Рационализм, детерминизм, натурализм привели мыслителя к принципам всецело секуляризированной морали, с ее центр. понятием «свободного человека», руководствующегося в своей деятельности только разумом. Это понятие примыкает к традиции как стоицизма, так и эпикуреизма. В духе Эпикура Спиноза считает, что «человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни» (там же, с. 576). Принципы гедонизма и утилитаризма соединяются у Спинозы с положениями аскетич.-созерцат. этики.

Подобно др. представителям теории естественного права и общественного договора Спиноза выводил закономерности общества из особенностей неизменной человеческой природы и считал возможным гармоничное сочетание частных эгоистических интересов граждан с интересами всего общества.

Пантеистическая по своему облику философия Спинозы заключала в себе глубоко атеистич. содержание. Преодоление Спинозы концепции двойственной истины дало ему возможность заложить основы науч. критики Библии. Страх, согласно Спинозе, является причиной религ. суеверий. Антиклерикализм Спинозы, связан с осознанием им политич. роли церкви как ближайшего союзника монархич. правления. Вместе с тем в духе идей «естественной религии» Спиноза утверждает, что следует различать подлинную религию, основой к-рой является философской мудрость, и суеверие. Библия излишня для «свободного человека», руководствующегося только разумом, но необходима для подавляющего большинства людей, для «толпы», к-рая живет лишь страстями и не способна к руководству разума.

Атеизм Спинозы оказал огромное влияние на передовое вольномыслие в странах Зап. Европы в 17–18 вв. Атеистич. и натуралистич. идеи Спинозы нашли свое продолжение у Дидро и др. франц. материалистов 18 в., но еще более непосредств. влияние оказали на нем. философию конца 18 – нач. 19 вв., в особенности на Лессинга, Гёте, Гердера, а затем на Шеллинга и Гегеля (в особенности панлогизм, диалектика целостного истолкования мира и диалектич. концепция свободы в ее связи с необходимостью), а также на Фейербаха. Сторонники романтизма и Шлейермахер сделали попытку интерпретации учения Спинозы в религ.-мистич. духе. Позднее, в конце 19–20 вв. в условиях кризиса религ. сознания ряд бурж. философов – Ренан, Брюнсвик, Дельбос, Гебхардт, Хессинг и др. пытались истолковать учение Спинозы в духе идей «новой» религии, свободной от ограниченности т.н. позитивных религий.
В. Соколов. Москва.

Сочинения

  • «Этика» – главное произведение Спинозы. Написана на лат. яз. в 1662–1675. По построению сходна с учебником геометрии. Каждая из пяти частей состоит из определений, аксиом и постулатов, теорем и лемм, короллариев (выводов) и схолий (пояснений) и т.д. Впервые изд. в 1677 в кн.: «Opera posthuma» и одновременно в голландском пер. под назв. «Zedekunst» . Лат. текст оригинала многократно переиздан. Имеются переводы: на нем. яз. (1868, 1875; 5 Aufl., 1893 и др., лучший – 1955); англ. яз. (1883, 1884, 1949, 1951); франц. яз. (1842, в кн.: Oeuvres, t. 2; 1861, там же, t. 3; 1872, там же, t. 3; 1909); исп. яз. (1913, 1920. 1940); итал. яз. (1914, 1928, 1938, 1941); болг. яз. (1955); польск. яз. (1914); чешск. яз. (1925); венг. яз. (1918, 1952); тур. яз. (1934); иврит (1885); идиш (1923). На рус. яз. имеются два перевода: В. И. Модестова (1886, 4 изд. 1904) и Н. А. Иванцова (1892, 2 изд. 1911; переизд. 1932, 1933 с предисл. А. Топоркова, и в 1957 в 1 т. «Избр. произв.»).
  • «Трактат об усовершенствовании разума» – раннее произведение Спинозы – содержит в основном взгляды Спинозы на теорию познания. Вероятно, должен был послужить введением к «Этике». Написан на лат. яз. ок. 1661, издан в 1677 в однотомнике «Opera posthuma» под назв. «Tractatus de emendatiae intellectus» . Переведен на голл. яз. (1677, 1897); франц. яз. (1842, в кн.: Oeuvres, t. 2; 1861, там же, t. 3; 1937); англ. яз. (1895); чешек, яз. (1925, в кн.: Spisy filosofické); идиш (1932, в кн.: И. Шатцкий, Спиноза бух); рус. яз. (1893, пер. Г. Полинковского; 1914, введ. и прим. В. Н. Половцовой; 1934, пер. Я. М. Боровского, вступ. ст. и прим. Г. С. Тымянского. Этот же пер. вошел в 1 т. «Избр. произв.»). Л. Азарх. Москва. Opera, Bd 1–4, Hdlb., 1925; Oeuvres complètes, P., 1954; Oeuvres, t. 1–3, P., 1964–65; Correspondence, N. Y., 1928.

Литература

  • Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 139–42, 144–46, 154; т. 20, с. 350; т. 29, с. 457;
  • Ленин В. И., Филос. тетради, Соч., 4 изд., т. 38;
  • Введенский А. И., Об атеизме в философии Спинозы, «Вопр. филос. и психол.», 1897, кн. 37;
  • Соловьев В. С., Понятие о боге (в защиту философии Спинозы), там же, кн. 38;
  • Половцова В. Н., К методологии изучения философии Спинозы, там же, 1913, кн. 118;
  • Фишер Куно, История новой философии, т. 2– Спиноза, его жизнь, сочинения и учение, пер. с нем., СПБ, 1906;
  • Робинсон Л., Метафизика Спинозы, СПБ, 1913;
  • Кечекьян С. Ф., Этич. миросозерцание Спинозы, М., 1914;
  • Шилкарский В. С., О панлогизме у С., М., 1914;
  • Луначарский А. В., От Спинозы до Маркса, М., 1925;
  • Быховский Б., Психофизическая проблема в учении Спинозы, «Тр. Белорусского гос. ун-та», 1927, No 14–15;
  • Деборин А. М., Спинозизм и марксизм, «Летописи марксизма», 1927, кн. 3; его же, Мировоззрение С., в кн.: Очерки по истории материализма 17–18 в., М.–Л., 1930; его же, Б. Спиноза, там же;
  • Асмус В. Ф., Диалектика необходимости и свободы в этике Спинозы, «ПЗМ», 1927, No 2–3;
  • Брушлинский В. К., Спинозовская субстанция и конечные вещи, там же;
  • Быховский Б. Э., Был ли Спиноза материалистом, Минск, 1928;
  • Маньковский Л. Α., Спиноза и материализм, М.–Л., 1930;
  • Луппол И. К., Философская система Спинозы в кн.: Историко-философ. этюды, М.–Л., 1935;
  • Мильнер Я. Α., Б. Спиноза, М., 1940;
  • Беленький М. С., Спиноза, М., 1964;
  • Соколов В. В., Философия Спинозы и современность, М., 1964;
  • Коников И. Α., Философско-этические воззрения Спинозы, в сб.: Проблемы этики, М., 1964;
  • Avenarius R., Über die beiden ersten Phasen des Spinozischen Pantheismus und das Verhältnis der zweiten zur dritten Phase, Lpz., 1868;
  • Joel M., Spinoza’s theologisch-politischer Traktat auf seine Quellen geprüft, Breslau, 1870; его же, Zur Genesis der Lehre Spinoza’s mit besonderer Berücksichtigung des kurzen Tractate «Von Gott, dem Menschen und dessen Glückseligkeit», Breslau, 1871;
  • Freudenthal J., Spinoza und die Scholastik, в кн.: Philosophische Aufsätze. E. Zeller zu seinem fünfzigjährigen Doctor Jubiläum gewidmet, Lpz., 1887;
  • Grunwald M., Spinoza in Deutschland, В., 1897;
  • Die Lebensgeschichte Spinozas. In Quellenschriften, Urkunden und nichtamtlichen Nachrichten, hrsg. von J. Freudenthal, Lpz., 1899;
  • Couchoud P. L., Benoit de Spinoza, P., 1902;
  • Meinsma K. О., Spinoza und sein Kreis, В., 1909;
  • Lebensbeschreibungen und Gespräche, übertragen und hrsg. von K. Gebhardt, Lpz., 1914;
  • Сamerer Th., Die Lehre Spinoza’s, 2 Aufl., Stuttg., 1914;
  • Delbоs V., Le Spinozisme, P., 1916;
  • Die Hauptschriften zum Pantheismusstreit zwischen F. H. Jacobi und M. Mendelsohn, hrsg. von H. Scholz, В., 1916;
  • Chronicon Spinozanum, t. 1–5, Hague comitis, 1921–27; Spinoza. 1897–1922, hrsg. von W. Meijer, Hdlb.–Amst., 1922 (Bibliotheca Spinozana, t. 1);
  • Сhmaj L., De Spinoza a Bracia Polscy, Kr., 1924;
  • Roth L., Spinoza, Descartes and Maimonides, Oxf., 1924; его же, Spinoza, L., 1954; Freudenthal J., Gebhardt C., Spinoza Leben und Lehre, Tl 1–2, Hdlb., 1927;
  • Gebhardt С., Spinoza. Vier Reden, Hdlb., 1927; его же, Spinoza, Lpz., 1932; Spinoza-Literatur…-Verzeichnis, W., 1927;
  • Vaz Dias A. M., Spinoza, Mercator et Autodidactus, ‘s-Gr., 1932;
  • Dunin-Borkowski S., Spinoza nach dreihundert Jahren, В.–Bonn, 1932; его же, Spinoza, Bd 2, Münster, 1933; Rivand Α., Documents inédits sur la vie de Spinoza, «Revue de métaphysique et de morale», 1934, année 41, No 2;
  • Frances M., Spinoza dans les pays néerlandais de la seconde moitié du 17 siècle, P., 1937;
  • Kayser R., Spinoza. Portrait of a spiritual hero, N. Y., ;
  • Sérouya H., Spinoza. Sa vie, sa philosophie, P., 1947;
  • Wolfson H. A., The philosophy of Spinoza. Unfolding the latent processes of his reasoning, 2 ed., v. 1–2, Camb. (Mass.), 1948;
  • Saw R. L., The vindication of metaphysics. A study in the philosophy of Spinoza, L., 1951;
  • Brunschvieg L., Spinoza et ses contemporains, P., 1951;
  • Vernière P., Spinoza et la pensée française avant la révolution, pt. 1–2, P., 1954;
  • Hampshire S., Spinoza, L., ;
  • Hallet H. F., В. de Spinoza, L., 1957;
  • Kołakowski L., Jednostka i nieskończoność. Wolność i antynomie wolnośći w filozofii Spinozy, Warsz., 1958;
  • Feuer L. S., Spinoza and the rise of liberalism, Boston, ;
  • Revah I. S., Spinoza et le dr. Juan de Prado, P.-La Haye, 1959; Spinoza — dreihundert Jahre Ewigkeit. Spinoza-Festschrift. 1632-1932, hrsg. von S. Hessing, 2 Aufl, Haag, 1962;
  • Alain E. A. C, Spinoza, P., 1965;
  • Zac S., Spinoza et l’ interprétation de l’écriture, P., 1965.

СПИНОЗА, БЕНЕДИКТ (Spinoza, Benedictus) (1632–1677), или Барух д"Эспиноза, известный голландский философ, один из крупнейших рационалистов 17 в. Родился в Амстердаме 24 ноября 1632. Родители Спинозы были еврейскими эмигрантами, переселившимися из Португалии, и он был воспитан в духе ортодоксального иудаизма. Однако в 1656, после конфликта с городскими властями Спиноза был подвергнут «великому отлучению» еврейской общиной за еретические взгляды (в основном касавшиеся христианства – община опасалась ухудшения отношений с властями), а в 1660 был вынужден покинуть Амстердам и перебрался на несколько лет в деревушку Рейнсбург близ Лейдена, где продолжал поддерживать связи с кружком коллегиантов – религиозного братства, позднее объединившегося с меннонитами. Из Рейнсбурга он переселился в Ворбург – селение вблизи Гааги, а с 1670 до своей смерти 21 февраля 1677 жил в самой Гааге. Спиноза зарабатывал на жизнь изготовлением и шлифовкой линз для очков, микроскопов и телескопов, а также частными уроками; в последующие годы его доход пополнялся скромной пенсией, которая выплачивалась двумя знатными покровителями. Благодаря этому он вел независимый образ жизни и мог позволить себе занятия философией и переписку с ведущими учеными того времени. В 1673 ему было предложено место профессора на кафедре философии в Гейдельбергском университете, однако Спиноза отказался от предложения, сославшись на враждебное отношение к нему со стороны официальной церкви. Главными его произведениями являются Богословско-политический трактат (Tractatus Theologico-Politicus ), опубликованный анонимно в Амстердаме в 1670, и Этика (Ethica ), начатая в 1663 и законченная в 1675, но изданная только в 1677 на латинском языке в книге Посмертные произведения (Opera Posthuma ) вместе с незаконченными трактатами о научном методе (Трактат об усовершенствовании разума , Tractatus de Emendatiae Intellectus ), о политической теории (Tractatus Politicus ), грамматикой древнееврейского языка (Compendium Grammatices Linguae Hebraeae ) и письмами. Единственной книгой, изданной при жизни Спинозы и под его именем, был труд Начала философии Рене Декарта, части I и II, доказанные геометрическим способом (Renati des Cartes Principiorum Philosophiae Pars I et II, More Geometrico Demonstratae, per Benedictum de Spinoza , 1663).

Годы жизни Спинозы совпали с началом эпохи Нового времени. В своем творчестве он осуществил синтез научных идей эпохи Возрождения с греческой, стоической, неоплатонической и схоластической философией. Одна из трудностей, с которыми сталкиваются исследователи, пытающиеся осмыслить идеи его самой известной работы – Этики , состоит в том, что Спиноза часто использует схоластические термины в совершенно другом, не принятом в схоластике смысле. Поэтому, чтобы понять настоящий смысл этого труда, необходимо учитывать существенно новые научные и онтологические предпосылки, на которые опирался философ.

Главной сферой интересов Спинозы является философская антропология, исследование человека в его отношении к обществу и всему мирозданию. Оригинальность его идей заключалась в попытке распространить «коперниканскую революцию» на сферы метафизики, психологии, этики и политики. Иначе говоря, Спиноза рассматривал природу в целом и человеческую природу в частности объективно и беспристрастно – так, как если бы это были геометрические проблемы, и пытался по возможности исключить по-человечески понятное стремление принимать желаемое за действительное, например, предполагать существование целей или конечных причин в природе. «Геометрический способ», которым изложена Этика , – не что иное, как попытка избежать обвинений в пристрастии к определенным взглядам. Следуя Джордано Бруно, Спиноза рассматривал космос не как конечную, но как бесконечную систему и придерживался гелиоцентрической, а не геоцентрической гипотезы, принятой в схоластике. Природа, согласно Спинозе, является причиной самой себя (causa sui). Спиноза считал человека частью природного порядка, а не каким-то особым творением, не подчиняющимся универсальным законам природы. Бог – это динамический принцип, имманентный природе в целом (natura naturans, порождающая природа), а не некий трансцендентный творец природного порядка. В качестве динамического принципа спинозовский Бог, в сущности, является безличностным Богом науки – Богом, который выступает объектом «интеллектуальной любви» (amor Dei intellectualis), но, в отличие от библейского Бога, не отвечает взаимностью на человеческую любовь и не особенно заботится о благополучии подопечных ему индивидов.

Отталкиваясь от декартовского дуализма, Спиноза выдвинул теорию параллелизма тела и сознания, согласно которой сознание, подобно телу, также подчиняется определенным законам. В отличие от Декарта, Спиноза рассматривал «протяжение» и «мышление» как атрибуты единой субстанции. Он считал сознание неким «духовным автоматом», подчиняющимся собственным необходимым законам, точно так же как тело подчиняется законам движения. Кроме того, Спиноза наряду с Гоббсом одним из первых применил закон инерции Галилея к психологии и этике, высказав мысль о том, что по природе вещей всякая форма жизни стремится пребывать в своем существовании и сохранять его до бесконечности, пока не сталкивается с препятствием в виде некоторой превосходящей силы. Введение Спинозой понятия о первичности стремления (conatus) к самосохранению – впоследствии разработанного Дарвином с эволюционно-биологической точки зрения – означало полный разрыв с теорией схоластов, считавших, что все природные формы направлены к заранее заданным целям, или конечным причинам, и что человеческая природа существует ради некой трансцендентной, сверхприродной цели.

В Этике Спиноза пытается построить психологию эмоций как динамических сил, подчиняющихся законам, которые могут быть логически выведены из трех первичных аффектов или эмоций, а именно удовольствия (радости), неудовольствия (печали) и желания. Идея Спинозы о том, что эмоциональная жизнь подчиняется некой логике, а эмоции – не просто иррациональные силы или болезни, которые должны быть каким-то образом подавлены или преодолены, нашла признание только после возникновения психоанализа.

В этике оригинальность Спинозы проявилась в переоценке им традиционных моральных ценностей – факт, впоследствии признанный Ф.Ницше , – и истолковании добродетели как состояния свободы. Моральная теория Спинозы натуралистична и апеллирует к миру сему, она противостоит религиозному трансцендентализму, утверждающему, что земная жизнь есть лишь приуготовление к жизни загробной. Не печаль и чувство греха или вины, но радость и спокойствие духа суть главные мотивы спинозовской философии жизни. Во всей его психологической и этической теории центральную роль играет идея о том, что мы должны познать человеческую природу, чтобы научиться ею управлять (идея, которую Ф.Бэкон высказывал в отношении всей природы в целом).

В учении Спинозы этика и религия взаимосвязаны. Его философия жизни представляет собой классическую для Нового времени попытку построить рациональную, универсальную систему, обходящуюся без сверхприродных санкций и какого-либо обращения к библейскому откровению. Такой подход сделал взгляды Спинозы особенно привлекательными для людей науки, например Эйнштейна, поэтов – Гёте и Вордсворта, искавших единения с природой, и многих свободомыслящих людей, не принимавших догматизма и нетерпимости официальной теологии. Взгляды Спинозы оказали огромное влияние на развитие философской мысли Нового времени, в частности, на немецкую классическую философию.

Автором наиболее разработанной, полной и обоснованной философской системы Голландии (Нидерландов) Нового времени стал Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 — 1677) — последователь Рене Декарта и яркий представитель европейского рационализма. Предметом философских исследований Спинозы были: проблема субстанции, теория познания и этика (вопрос соотношения свободы и необходимости).

Философия Бенедикта Спинозы: кратко о самом главном

Бенедикт Спиноза (1632-1677) — нидерландский философ, противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма.

Монизм Спинозы носил пантеистический характер: Бог отождествлялся у него с природой.

Бенедикт Спиноза был последователем и исходил из математической строгости в применении разума.

Основным источником познания Декарт называет интуицию, открывающую истину. Из установленных с помощью интуиции истин (аксиом) выводятся дедуктивно по методу математики все остальные выводы и заключения.

Он ввел термин «врожденные идеи» — это знания и представления, которые не могут быть приобретены, потому что не имеют отношения к чувственному миру(к ним относятся логические аксиомы; моральные ценности и т.п.).

Интеллектуальной интуицией Декарт, а позже и Спиноза называли понимание сути предмета, которое получено с помощью интуиции (духовного видения), непосредственное понимание сущности вещи.

Учение Бенедикта Спинозы о субстанции

Важная философская заслуга Бенедикта Спинозы — подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанции Декарта, с которой Бенедикт Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную. Главным недостатком декартовой теории субстанции Спиноза считал ее дуализм, видя в нем противоречивость, которая заключалась в том, что, по Декарту: субстанция — это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя; все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самого себя, тем не менее сотворены кем-то (чем-то) иным — высшей и единственной истинной субстанцией — Богом и в своем существовании полностью зависит от него. Отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций от всех других субстанций и одновременной зависимостью их всех (и в отношении сотворения, и в отношении существования) от другой субстанции — Бога.

Данное противоречие Бенедикт Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в следующем:

  • не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотворенными им другими субстанциями;
  • существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее; данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога;
  • природа и Бог — едины; не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой; Бог внутри Природы;
  • только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» — единичные вещи; единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями — «модусами» единой субстанции — Природы-Бога;
  • внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования;
  • сама субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами: существует, самостоятельна и независима от кого-либо; имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя; обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых — мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение — свойства всей субстанции, а не отдельных модусов, как у Декарта); бесконечна в пространстве и времени; вечна (несотворима и неуничтожима) и неподвижна.

Познание Бенедикта Спинозы

Изучая проблемы гносеологии, Бенедикт Спиноза выделяет три ступени познания:

  • « познание в чистом виде», которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин, — высший вид познания;
  • познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций), — второй уровень, менее истинный;
  • чувственное отражение окружающего мира , согласно Спинозе, полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания.

Ключевыми в этике Бенедикта Спинозы являлись проблемы детерминизма (обусловленности всего в природе) и соотношения свободы и необходимости. Исследуя их, философ пришел к выводу о том, что свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно целое. Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости. Модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в «тисках» необходимости. Желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим течением и вынужден мириться с необходимостью. Путь к свободе — это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю, поскольку свобода — это и есть познанная необходимость. Но чтобы достичь большей степени свободы человеку необходимо: во-первых, максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога), а, во-вторых, освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.), так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости. В связи с последним стал популярен девиз Спинозы: «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».

(Бенедикт) (1632-1677) - великий голландский философ - материалист и атеист; по политическим взглядам - идеолог демократических слоев буржуазии. Мировоззрение Спинозы сложилось в период усиленного развития капиталистических отношений в Нидерландах. Это были годы борьбы голландского народа против посягательств на свободу Голландии со стороны Испании и других государств Западной Европы, борьбы буржуазии против феодальных устоев общества. Отражая интересы восходящей буржуазии, Спиноза проповедовал свободу научного знания, ратовал за просвещение, видя в нём средство от всех общественных бед. Его философская система должна была явиться теоретическим обоснованием буржуазных свобод.

Спиноза отвергал бога как творца природы, считая, что сама природа есть бог. Называя природу богом, Спиноза тем самым подчёркивал, что природа есть причина самой себя, что она является причиной существования и сущности всех вещей. Энгельс очень высоко оценил знаменитый принцип Спинозы («причина самой себя»). «Нужно признать,- писал Энгельс,- величайшей заслугой тогдашней философии... что она, начиная от Спинозы и кончая великими французскими материалистами, настойчиво пыталась объяснить мир из него самого, предоставив детальное оправдание этого естествознанию будущего».

Подвергнув резкой критике дуализм (см.), Спиноза создал монистическую систему, в которой мышление и протяжённость объявляются атрибутами (существенными свойствами) единой субстанции - природы. Признавая мышление атрибутом всей материи, Спиноза тем самым ошибочно отстаивал идею о всеобщей одушевлённости материи. Спиноза понимал движение как механическое перемещение тел в пространстве и, не считая его атрибутом субстанции, приписывал движение только единичным вещам. Согласно философии Спинозы, изменяются только отдельные вещи, а природа в целом всегда остаётся неизменной, существует вне времени. Спиноза решал метафизически не только вопрос о движении, о развитии, но и вопрос о причинности, необходимости и случайности.

Строгий детерминизм, согласно взглядам Спинозы, несовместим с признанием случайности. С его точки зрения всё, что совершается в природе, необходимо. Это было метафизическим пониманием необходимости и случайности. В действительности одно не исключает другого, ибо сама случайность есть форма проявления необходимости.Однако в философской теории Спинозы имеют место и элементы диалектики. Например, принцип Спинозы «causa sui» выражает взаимодействие, связь, взаимозависимость вещей. Диалектически подходил Спиноза и к вопросу о свободе и необходимости, полагая, что свобода есть осознанная необходимость. В психологическом учении Спинозы значительное место занимает теория аффектов (удовольствие, неудовольствие и т. п.).

Будучи осознанными, аффекты превращаются в желание. Бессилие человека ограничить, укротить аффекты Спиноза называет рабством. Наоборот, господство над аффектом есть свобода. Аффект разума должен взять верх над всеми остальными аффектами. В теории познания Спиноза был продолжателем рационализма Декарта и считал, что истинное познание добывается самим разумом, без помощи чувств. В своих философских исследованиях Спиноза применял геометрический метод. Подавляющее большинство буржуазных историков философии неправильно считает Спинозу пантеистом, в действительности же он был атеистом и резкр критиковал религию, за что в 1656 г. был проклят еврейской общиной и изгнан из неё.

В понимании общества Спиноза - идеалист и метафизик. Организацию «разумного» общества он ставит в зависимость от «очищения» интеллекта, от познания «истинной» природы человека. Материализм Спинозы оказал большое влияние на французских материалистов и немецкое просвещение XVIII в. Основные его труды: «Трактат об усовершенствовании интеллекта», «Бого-словско - политический трактат» (1670), «Этика» (1662-1675). Над «Этикой», в которой изложено ядро философских воззрений Спинозы, он работал свыше 12 лет. Она была опубликована после смерти мыслителя его друзьями и составила центральную часть его «Посмертных сочинений». В 1678 г. «Посмертные сочинения» были запрещены за «кощунственные и безбожные учения».

Барух (Бенедикт) де Спиноза, второй сын Мигеля де Эспинозы и Аны Деборы, появился на свет в Амстердаме. Его отец был португальским евреем, торговавшим овечьей шерстью, чье купеческое дело процветало. Мать умерла, когда мальчику было всего шесть лет.

Юный Спиноза преуспевает в изучении языков: португальского, еврейского, испанского, голландского, французского и латинского. Начальное образование Спиноза, воспитанный в лучших еврейских традициях, получает в иешиве, усердно изучая каноны Корон Торы.

Мальчик учился как у учителей – сторонников традиционных взглядов, так и у прогрессивно мыслящих педагогов, а потому имел многогранное мышление. В школе Спиноза блистал талантами, имея все необходимые достоинства, чтобы в будущем стать раввином. Однако преждевременная, трагическая смерть старшего брата в 1650 г. вынуждает его оставить обучение и заняться семейным делом.

Научная деятельность

В 1653 г. Спиноза начинает изучение латинского языка под руководством Френсиса ван дер Енде – вольнодумца, открывшего перед мальчиком двери в новый мир схоластики и современной философии.

После смерти отца в 1654 г. Спиноза проводит одиннадцать месяцев в чтении кадиш – еврейской молитвы скорбящих. Он отказывается от наследства в пользу своей сестры Ребеки.

Какое-то время Спиноза занимается семейный делом по ввозу шерсти в Голландию, которое, однако, сталкивается со значительными финансовыми сложностями в период Первой англо-голландской войны. Стремясь отделаться от кредиторов, Спиноза объявляет себя лишённым наследства и отходит от дел.

После этого он наследует имение матери, и раз и навсегда посвящает себя философии и оптике.

Он берёт себе латинское имя, Бенедикт де Спиноза, и занимается учительством. Здесь начинается важный этап его жизни, поскольку именно в это время Спиноза, благодаря своим связям с антиклерикальной сектой ремонстрантов, знакомится с рационализмом.

Спиноза внимательно следит за тем, как ряд антицерковных групп восстаёт против общепринятых догм. Это новое направление философской мысли формирует его собственную идеологию, явившуюся причиной распрей между ним и властями, а также представителями традиционной философии.

Всё чаще он выступает против традиционализма, и в 1656 г., опасаясь, что за связь с ним еврейская община Амстердама может быть подвергнута гонениям, представители религиозной школы Талмуд-Торы накладывают запрет на просветительскую деятельность Спинозы за проповедование радикальной теологии.

Однако это известие не только не смутило философа, но и было воспринято им с большим облегчением, поскольку радикальные взгляды давно наводили его на мысль о необходимости отделения от конгрегации Талмуд-Торы.

Спиноза больше не посещает синагогу и, в конце концов, выражает чувство глубокого отвращения и антагонизма к иудаизму. Существует мнение, что позже он принёс «извинение» старейшинам этой церкви, в котором защищал свою позицию против ортодоксальной религии. Однако некоторые исследователи считают, что никаких извинений не было принесено вовсе.

Слухи о том, что, после изгнания из иудаистской церкви, Спиноза обратился в христианство, имеют под собой мало оснований, однако латинское имя он себе оставляет. Несмотря на то, что Спиноза имеет тесные связи с христианской общиной и даже живёт в коллегиальном поселении, крещение он так никогда и не примет, а потому становится первым светским евреем современной ему Европы.

Вслед за запретом и изгнанием из Амстердама, Спиноза некоторое время живёт в деревушке Удеркерк-аан-де-Амстел, однако вскоре возвращается обратно в город. Во время своего пребывания в Амстердаме, он берёт частные уроки философии и усердно изучает строение линз.

Где-то между 1660-1661 г.г. Спиноза навсегда покидает город и отправляется жить в Риджнсбург в общине Лейден. Именно здесь появятся самые значимые его труды.

В 1663 г. Спиноза пишет одну из основных работ всей своей жизни, «Трактат о Боге, человеке и его благополучии». Этот научный труд был стремлением донести миру свои взгляды на метафизику, эпистемологию и мораль.

В это же время он работает над написанием своей трактовки трудов Декарта «Основы философии», которую закончит всё в том же 1663 г. Это толкование станет единственной работой, вышедшей под его именем за всю его жизнь. В этом же году Спиноза перебирается в Воорбург.

Его встречи с различными учёными, философами и теологами, имевшие место в этом городе, лягут в основу нового труда «Этика». Чтобы заработать на жизнь, Спиноза трудится в мастерской по изготовлению линз.

И в это же время он работает над своим трудом «Богословско-политический трактат» в защиту светских и конституционных властей, который будет издан анонимно в 1670 г. Скандальный труд вызвал бурю негодования в обществе и был официально запрещён в 1674 г.

В 1670 г. Спиноза переезжает в Гаагу. Здесь он работает над написанием «Политического трактата», а также ряда других работ, в том числе и «Трактата о радуге» и научных заметок «О вычислении вероятности». Помимо этого, Спиноза продолжает трудиться над работой на еврейском языке, а также берётся за голландский перевод Библии, который вскоре сам же уничтожит.

Свой шедевр «Этика» Спиноза закончит в 1676 г. В этой работе он безжалостно критикует традиционные верования и философские концепции Бога, человеческого существа, природы и Вселенной в целом. В пух и прах он разносит религиозные, богословские и моральные устои. Парадокс состоит в том, что именно в этом труде Спиноза провозглашает, что Бог есть мир, отождествляя Бога с природой.

Личная жизнь и наследие

После того, как Спиноза, приняв латинское имя, начинает преподавать в школе, у него впервые возникают романтические чувства к дочери учителя той же школы, Кларе. Однако любовь его была безответной, и вскоре девушка отвергает его ради человека более богатого и успешного.

В 1676 г. здоровье Спинозы пошатнулось, и, на протяжении года, состояние его будет лишь ухудшаться. 21 февраля 1677 г., вследствие болезни лёгких, приобретённой в процессе вредной работы в мастерской по шлифовке линз, сердце Спинозы остановилось. Похоронили его на церковном кладбище при Новой христианской церкви в Гааге.

Согласно его волеизъявлению, «Этика», наряду с другими его трудами, была издана посмертно в 1677 г. Труд всей его жизни, «Этика», состоял из пяти разделов: «О Боге», «Природа и истоки человеческой мысли», «Природа и начало эмоций», «Путы, сковывающие человека, или Сила эмоций» и «Сила понимания, или Свобода человека».

Голландский философ Спиноза был радикальным мыслителем, чей посмертно изданный труд «Этика» произвёл революцию философской мысли и сделал его величайшим рационалистом XVII столетия.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Читайте также: