Отец Николай Гундяев: дед говорил нам - никого не бойтесь, кроме Бога (брат Патриарха делится своими воспоминаниями - материалы СМИ). Патриарх Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев). Досье Обед с митрополитом

Поиск по "Николай Гундяев ". Результатов: гундяев - 44 , николай - 5123 .

Результаты поиска:

1. Путеводитель по Женеве. Дочь Николая Аксененко - первого заместителя Председателя Правительства РФ в 1999-2000 гг., министра путей сообщения в 1997-2002 гг. Леонид Чешинский (Chemin Byron 21B).
Члены совета фонда: Наговски Татьяна и Михаил Гундяев , племянник Патриарха РПЦ Кирилла.
Дата: 17.10.2018 2. Кому править русской церковью? Старший брат Николай тоже был рукоположен в священный сан, он – профессор духовной академии. Сам Владимир Гундяев – так в миру именовали владыку Кирилла – в отличие от большинства своих сверстников не был членом ВЛКСМ.
Дата: 09.07.2003 3. Курорт под каблуком УДП. В Дивноморском расположились резиденции Патриарха всея Руси Кирилла (Гундяева ), главы Сбербанка Германа Грефа, министра обороны Сергея Шойгу, экс-министра финансов Алексея Кудрина. Здесь же находится геленджикский курортный комплекс «Меридиан» Дмитрия Артякова, сына экс-губернатора Самарской области Владимира Артякова, Станислава Чемезова, сына главы «Ростеха» Сергея Чемезова, Майи Болотовой, дочери президента «Транснефти» Николая Токарева.
Дата: 22.04.2015 4. Самые влиятельные в РПЦ. Об аппаратном влиянии митрополита можно судить по тому, что уволенный им настоятель, 75-летний Николай Гундяев , приходится старшим братом патриарху Кириллу. В 2014 году Варсонофий поставил вместо него своего человека: нынешний настоятель храма Николай Брындин тоже прежде служил в Мордовии. Помимо Гундяева Варсонофий сменил в Петербурге еще нескольких настоятелей храмов; каждая рокировка становилась событием для города - прежде тут настоятелей с такой скоростью не меняли.
Дата: 27.11.2015 5. Экономика РПЦ В различные «рыбные» скандалы были замешаны как минимум двое митрополитов (Смоленский Кирилл (Гундяев ) и Нижегородский Николай (Кутепов)), не говоря уж о десятках менее значимых фигур. 6. Церковный офшор. Между прочим, вопреки молве, вовсе не глава Отдела внешних церковных связей Кирилл (Гундяев ) является «табачным митрополитом», а его бывший заместитель, архиепископ Климент (Капалин), только что назначенный управделами Патриархии и в самом деле...
Церковный историк Николай Митрохин считает, что «льготы церкви начинаются с того, что в храмах законодательно разрешено не ставить кассовые аппараты».
Дата: 22.03.2004 7. "Золотая" пыль патриарха. Собственник квартиры в "Доме на набережной" Владимир Гундяев против устроившего ремонт соседа Юрия Шевченко, врача-кардиолога в сане священника Оригинал этого материала © ИА "Росбалт", 22.03.2012, Фото: patriarchia.ru "Золотая" пыль патриарха Михаил...
Он полностью погружен в медицину, при этом ведет священническую деятельность в Национальном медико-хирургическом Пироговском центре, где выстроил Храм Святого Николая Чудотворца, - отмечают близкие Шевченко.
Дата: 23.03.2012 8. Правая рука Алексия II архиепископ Арсений. Синод упорно сопротивлялся, но благодаря помощи императора Николая II необычный устав все же был утвержден.
Его похождения сравнимы только с подвигами его старшего собрата - митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева ). Но он умудрился перещеголять Гундяева - недавно на сайте российских геев, которые признали Арсения за своего, появились...
Дата: 28.07.2006 9. Второе пришествие Кирилла и Мефодия. Среди фаворитов называются два известных иерарха РПЦ - председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев ) и глава Историко-правовой комиссии РПЦ митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов). Из досье "НГ" Митрополит Мефодий Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (в миру Николай Федорович Немцов) родился 16 февраля 1949 г. в г. Ровеньки Луганской области в семье служащих.
Дата: 15.01.2003 10. Команды Алексия II и Кирилла делят финансовые потоки. Команда Кирилла В 2009 году новый патриарх Кирилл решил восстановить ликвидированное Пархаевым финансово-хозяйственное управление РПЦ. Во главе управления Кирилл поставил человека из своей команды, настоятеля храма святителя Николая в Хамовниках...
... территории Калининградской области завод по сборке дорогих автомобилей, не превышала $300 тысяч в месяц, а в общей сложности «Витал» управлял активами $20–25 млн», - пишет газета «НГ-Религия», которая всегда отличалась лояльностью к Кириллу (Гундяеву ...
Дата: 06.06.2014 11. Патриоты в законе. Однако практика строительства резиденций Путина, Гундяева , Ткачева, Ремезкова, Сердюкова и т.д. показала, что при наличии административного ресурса и наглости никакие законы не действуют.
Средний сын Николай c 2008 года учится в Великобритании в частной школе Malvern College, которую закончил и старший брат Степан (фото из соцсети ВКонтакте).
Дата: 03.06.2013 12. "Примерный семьянин". Вынужден разочаровать уважаемый "Росбалт": единственную сестру г-на Гундяева зовут Елена. ...В этой семье выросли дети, отдавшие жизнь Богу. Брат Патриарха - протоиерей Николай Гундяев , профессор Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель Спасо-Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Сестра - Елена Михайловна - директор православной гимназии. Елена Гундяева это настоящая (и повторяю: единственная) сестра г-на Гундяева - Елена.
Дата: 26.03.2012 13. Состояние Гундяева оценивается в $4 млрд. Состояние Гундяева оценивается в $4 млрд.
... активов среди иерархов РПЦ МП. В 2004 году научный сотрудник Центра исследований теневой экономики при РГГУ Николай Митрохин выпустил монографию о теневой экономической деятельности РПЦ. Состояние митрополита Кирилла оценивалось в этой работе в $1,5 ...
Дата: 30.01.2009 14. Стучащие в терновнике. А судьи кто? ... теле- или радиоэфире заместителю председателя ОВЦС епископу Егорьевскому Марку или священнику Николаю Балашову, чтобы выяснить роль ОВЦС в жизни Русской церкви. Вместо ответа на журналиста обрушился шквал новой клеветы. Причем митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев ) по-прежнему продолжает прятаться за спины подчиненных. Клевещет финансируемый им сайт и те, кто напрямую зависит от его денег. Быть может, владыка Гундяев попробует все же выйти из тени и вступит в открытую полемику...
Дата: 29.08.2006 15. Слухи о своих высокопоставленных подопечных о.Тихон распускает в прессе сам. На том же поле и с той же паствой в минувшем году стал активно работать митрополит Кирилл (Гундяев ), председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП), сосредоточивший в своих руках контроль над всеми ключевыми...
Опора Политической опорой архимандрита Тихона является блок "Родина", в составе которого в Госдуму прошли ближайшие соратники архимандрита - главный редактор холдинга "Русский дом" Александр Крутов и генерал КГБ в отставке Николай Леонов.
Дата: 23.01.2004 16. Голубые несут потери. Активно поддерживал голубых и митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл (Гундяев ), которого никак нельзя отнести к епископам нетрадиционной сексуальной ориентации.
Еще один любитель мальчиков, архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), рвался на вакантную после смерти митрополита Николая Нижегородскую кафедру.
Дата: 19.07.2001 17. Табачный митрополит Кирилл (Гундяев ). © Московский комсомолец, 25.05.2001 Митрополит из табакерки Как-никак, а без Гундяева никак!
Учредителем банка “Пересвет” стало также акционерное общество открытого типа “Надежда и спасение” (председатель Николай Маслов), обещавшее опекать одиноких стариков, которые завещали свои квартиры АООТ “Надежда и спасение”.
Дата: 25.05.2001 18. Табачный митрополит Отдел, возглавляемый митрополитом Кириллом (Гундяевым ), занимает особое положение, становясь как бы церковью в Церкви.
Он унаследовал от Николая Егорова пост председателя Совета по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте РФ. Пост этот выдумал авторитарный Егоров - его не существовало. 19. Тайный список "Аэрофлота"-2. ... РФ (будущий глава Сбербанка РФ) F PS в-м 124 Гриб В. В. Председатель правления Союза юристов 275 Гринштейн Г. Ген дир. а/к “Дельта” F PS в-м 125 Громов Б.В. Губернатор Московской области F PS в-м 156 Грызлов Б.В. Председатель Госдумы F PS в-м 128 Гундяев В.М. Председатель отдела внешних связей РПЦ F PS в-м 129 Дарькин С.М. Губернатор Приморского края F PS в-м 131 Дзамашвили М.Ш. Гендиректор “Аэрофест” F PS в-м 132 Демченко Б.Г. Гендиректор ГУАП “Пулково” F PS в-м 133 Дроздов Н.Н. C PS в-м 134 ...
Дата: 25.10.2007 20. Заговор против Патриарха. ... Час-медиа» и журнала «Вслух о…» состоялся телемост Москва-Лондон, в котором встретились следователь по особо важным делам Николай Волков и известный предприниматель Борис Березовский.[...] Б.Б[Б.А.Березовский]: "[...]Наконец, следующая элита – это...
Если же кто-то удосужится посмотреть историю Кирилла (Гундяева ) до церкви (историю естественно не сфальсифицированную), то возможно усмотрит параллели с "Дроздовым", простите, Алексием.
Дата: 09.07.2003

Официальная биография

Родился 20 ноября 1946 в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге), в семье священника. Дед - Василий Гундяев - по профессии механик-железнодорожник, один из активных борцов с обновленчеством в Нижегородской области под руководством митрополита Сергия (Старгородского, впоследствии Патриарха), был арестован в 1922 году, отбывал срок на Соловках; вернувшись из заключения, в середине 50-х годов стал священником. Отец, протоиерей Михаил Васильевич Гундяев - в 30-е годы был репрессирован, в 40-х был ведущим инженером одного из военных заводов блокадного Ленинграда, в 1947 году рукоположен во священника, служил в Ленинградской епархии. Брат, протоиерей Николай Михайлович Гундяев, с 1977 года настоятель Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга, профессор СПбДА. Сестра - Елена, православный педагог.

В школе не вступал по религиозным убеждениям в пионеры и комсомол; стал героем антирелигиозной публикации в городской газете.

В 1961 году уехал из родительского дома (семья с 1959 года жила в г.Красное Село под Ленинградом) и поступил на работу в картографическое бюро Ленинградской комплексной геологической экспедиции. Параллельно учился в вечерней школе, которую окончил в 1964 году.

В 1965-67 годах по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) учился в Ленинградской духовной семинарии (ЛДС).

В 1967-69 годах учился в Ленинградской духовной академии (ЛДА), которую закончил с отличием. 1 июня 1970 получил степень кандидата богословия за сочинение "Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной Церкви о ее благодатном характере".
В студенческие годы в марте-апреле 1968 года участвовал в 3-м Всехристианском Мирном конгрессе (ВМК) в Праге; в июле 1968 - в IV Ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Упсале. Был участником ежегодных заседаний Центрального комитета ВСЦ в качестве молодого советника, был вице-председателем молодежной комиссии Христианского мирного конгресса (ХМК).

3 апреля 1969 митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество, 7 апреля 1969 года рукоположен во иеродиакона, 1 июня 1969 года - во иеромонаха.

После окончании академии был оставлен при ЛДА профессорским стипендиатом, преподавателем догматического богословия и помощником инспектора ЛДАиС.

С 30 августа 1970 - личный секретарь митрополита Никодима (Ротова), председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС).

12 сентября 1971 возведен в сан архимандрита, затем - назначен представителем Московской Патриархии при ВСЦ в Женеве, настоятелем прихода Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1971 году представлял духовные школы РПЦ на Генеральной ассамблее всемирной православной молодежной организации СИНДЕСМОС (на этой ассамблее духовные школы РПЦ стали членами СИНДЕСМОСа) и был избран членом его исполкома.

В 1972 году сопровождал Патриарха Пимена в его поездке по странам Ближнего Востока, а также в Болгарию, Югославию, Грецию и Румынию.

26 декабря 1974 назначен ректором ЛДА и С с освобождением от должности представителя МП при ВСЦ.

С декабря 1975 года - член ЦК и Исполкома ВСЦ. 9 сентября 1976 года назначен постоянным представителем РПЦ в пленарной комиссии ВСЦ.

В ноябре 1975 года на экуменической ассамблее в Найроби осудил письмо о. Глеба Якунина о гонениях на верующих в СССР и отрицал факты нарушения прав верующих.

В декабре 1975 избран членом Центрального и Исполнительного комитетов ВСЦ.

3 марта 1976 на заседании Священного Синода определен быть епископом Выборгским, викарием Ленинградской епархии. Одновременно введен в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. Хиротонисан 14 марта 1976.

27-28 апреля 1976 года в составе делегации Московского патриархата участвовал в переговорах собеседованиях с представителями «Пакс Кристи Интернационалис».

С 18 ноября 1976 по 12 октября 1978 - заместитель Патриаршего Экзарха Западной Европы (по рапорту от 4 ноября 1976 года митрополита Никодима (Ротова), Патриаршего Экзарха Западной Европы, о необходимости в связи с пятым инфарктом назначить ему заместителя - с предложением кандидатуры Кирилла).

С 22 по 31 января 1977 г. возглавлял делегацию от Ленинградской и Новгородской епархии на юбилее Патриарших общин в Финляндии.

С 19 по 26 июля 1977 г. во главе делегации от духовных школ РПЦ присутствовал на IX Генеральной ассамблее Синдесмоса в Шамбези.

С 12 по 19 октября 1977 г. совместно с Патр. Пименом с официальным визитом находился у Патр. Димитрия I (Константинопольский Патриархат). С 23 ноября по 4 декабря 1977 г. во главе делегации РПЦ посетил Италию. 23-25 декабря 1977 г. с делегацией РПЦ во главе с Патриархом Пименом участвовал в интронизации Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II.

22-27 июня 1978 г. присутствовал с делегацией РПЦ на Пятом Всехристианском Мирном Конгрессе в Праге. 6-20 октября 1978 г. участвовал в переговорах с представителями Римско-Католической Церкви.

12 октября 1978 освобожден от должности Заместителя Патриаршего Экзарха Западной Европы и назначен управляющий патриаршими приходами в Финлянди (окормлял их до 1984 года).

С 27 по 29 марта 1979 г. участвовал в Консультации «Ответственность Церквей СССР и США за разоружение».

С 12 по 24 июля того же года возглавил делегацию РПЦ на Всемирной Конференции «Вера, наука и будущее» в Кембридже (США).

С 9 по 24 ноября 1979 г. в составе делегации РПЦ по приглашению Французской Епископской Конференции посетил Францию.

С 28 по 31 января 1980 г. присутствовал в Будапеште на встрече представителей Церквей из социалистических стран Европы и руководящих деятелей ВСЦ.

29 мая 1980 г. участвовал от РПЦ на первой встрече Смешанной православно-римско-католической комиссии на о. Патмос и Родос.

14-22 августа 1980 г. - участник 32-го заседания Центр. комитета ВСЦ в Женеве. 22-25 августа - член делегации представителей Церквей в СССР и в США (Женева).

25-27 ноября 1980 г. в составе делегации РПЦ участвовал в Болгарии в праздновании 1300-летия основания Болгарского государства.

С 30 ноября по 12 декабря того же года возглавил паломническую группу представителей и студентов ЛДА при поездке на Св. Землю.

23 декабря 1980 г. назначен членом Комиссии по организации празднования 1000-летия Крещения Руси d 1988.

30 октября-3 ноября 1981 г. в Университете Британской Колумбии (Ванкувер, Канада) принял участие в заседаниях Комитета по подготовке VI Ассамблеи ВСЦ.

5-7 ноября 1981 года участвовал в праздновании 30-летия со дня основания Национального Совета Церквей в США.

23-27 ноября в Амстердаме (Нидерланды) от христиан СССР входил в группу слушания по ядерному разоружению.

3-16 января 1982 г. в Лиме (Перу) участвовал в заседании Комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство».
В том же году (19-28 июля) принял участие в 34-м заседании Центрального комитета ВСЦ в Женеве.

С 28 сентября по 4 октября 1982 находился в Финляндии, а с 25 октября по 1 ноября - в Японии.

С 24 июля по 10 августа 1983 г. - участник VI Ассамблеи ВСЦ в Ванкувере (Канада), на которой избран в новый состав Центрального комитета ВСЦ.

26-27 ноября того же года в составе делегации РПЦ участвовал в торжествах празднования 30-летия подворья Русской Православной Церкви в Софии.

С 31 мая по 7 июня от Русской Православной Церкви участвовал в заседании Смешанной богословской комиссии между Римско-Католической Церковью и
Поместными Православными Церквами, проходившей на о. Крит.

В составе советской общественной делегации участвовал в международной конференции ученых и религиозных деятелей с 19 по 23 ноября 1974 в Италии.

Перевод в Смоленск являлся для архиепископа Кирилла понижением и свидетельствовал об опале со стоороны государственных надзирающих органов ("...О причинах, по которым он впал в немилость, ходят разные слухи. Одни связывают это с его реформаторской активностью в сфере богослужения: он не только практиковал использование русского языка в богослужении, но и служил вечерню вечером, а не утром, как это принято в РПЦ до сих пор. Другой причиной устранения владыки Кирилла из "северной столицы" России называют его отказ проголосовать против резолюции ЦК Всемирного Совета Церквей, осудившей ввод советских войск в Афганистан. Между тем, "за" он тоже не голосовал, всего лишь "воздержался", что, впрочем, по тем временам тоже было чуть ли не подвигом." - Наталия Бабасян. Звезда митрополита Кирилла// "Русский Журнал", 01.04.1999).

Сам Кирилл считает, что он пал жертвой закрытого постановления ЦК КПСС о борьбе с религиозностью, принятого в преддверии празднования 1000-летия Крещения Руси, за чрезмерную активность на посту ректора Духовной Академии: во время его ректорства был открыт доступ в ЛДА и С выпускников светских вузов, а в 1978 году - создано регентское отделение, на которое могли поступать и женщины.

Со 2 по 9 июня 1985 г. в составе делегации РПЦ находился на VI Всехристианском Мирном Конгрессе в Праге.

30 ноября 1988 архиепископу Кириллу была поручена разработка Положения о Духовных Училищах - новом типе православных 2-летних учебных заведений, готовящих церковнослужителей и призванных облегчить решение кадровой проблемы.

Определением Св. Синода от 10-11 апреля 1989 г. был изменен архиепископский титул Кирилла: вместо "Смоленский и Вяземский" - «Смоленский и Калининградский».

С 14 ноября 1989 - председатель Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) и постоянный член Священного Синода. Это назначение фактически свидетельствовало о снятии с него "государственной опалы".

20 февраля 1990 после ликвидации зарубежных Экзархатов архиепископу Кириллу поручено временное управление приходами Корсунской (до 1993 года) и Гаагско-Нидерландской (до 1991 года) епархий.

В 1990 году входил в Комиссию Священного Синода по подготовке Поместного Собора. 20 марта 1990 назначен председателем Комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности. 8 мая 1990 вошел в состав Синодальной Библейской комиссии. 16 июля 1990 назначен членом Комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 27 октября 1990 назначен председателем Синодальной комиссии по подготовке изменений в Уставе об управлении РПЦ.

В начале 1993 с санкции Патриарха Алексия II вошел в Международный подготовительный комитет по созыву Всемирного Русского собора в Москве (с инициативой которого выступил "Всемирный Русский Конгресс" Игоря Кольченко, РАУ-корпорация Алексея Подберезкина, "Роман-газета" Валерия Ганичева, а также журналы "Наш современник" и "Москва"). Став одним из пяти сопредседателей подотовительного комитета, провел 26-28 мая 1993 в Свято-Даниловском монастыре I Всемирный Русский Собор.

В феврале 1995 г. руководил II Всемирным Русским Собором. Незадолго до этого президент Ельцин в ходе общения с Кириллом в неофициальной обстановке пообещал ему возвратить Церкви конфискованные у нее после революции земли, а затем (под давлением Анатолия Чубайса) взял обещание назад. На Соборе Кирилл выступил со слабо завуалированной критикой властей за неморальную и антинациональную политику. Было декларировано учреждение "Всемирного Русского Собора" как "постоянного надпартийного форума" под эгидой Церкви, избрано четыре сопредседателя Собора (митрополит Кирилл, И.Кольченко, В.Ганичев, Наталья Нарочницкая). Под влиянием радикалов (Михаил Астафьев, Ксения Мяло, Н.Нарочницкая, И.Кольченко) Собор принял ряд чисто политических довольно радикальных антизападнических деклараций, принятию которых церковные иерархи во главе с Кириллом не препятствовали.

В промежутке между февралем и декабрем 1995 Кирилл умерил оппозиционность возглавляемого им "надпартийного форума", а на III Всемирном Русском Соборе в начале декабря 1995 не допустил принятия никаких резких политических заявлений. Организация была переименована во Всемирный Русский Народный Собор, Главой которого был единогласно избран Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а его одним из его заместителей - митрополит Кирилл.

Со 2 августа 1995 - член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

В 1996 году - член Совместной Комиссии Константинопольского и Московского Патриархатов по "эстонскому вопросу".

С 6 июня 1996 - председатель рабочей группы Священного Синода по выработке проекта концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом.

В 1996 году вошел в состав совета директоров банка "Пересвет".

В сентябре 1996 года газета "Московские новости" (N34) опубликовала сообщение о том, что ОВЦС, возглавляемый митрополитом Кириллом, в 1994-96 гг. организовал в 1994-96 годах ввоз подакцизных товаров (в первую очередь, сигарет) в обход таможенных пошлин, под видом гуманитарной помощи, на суммы в десятки миллионов долларов и в количестве десятков тысяч тонн. Обвинения были поддержаны другими популярными светскими газетами (в частности, "Московским комсомольцем" - журналистом Сергеем Бычковым). Считается, что негласным инициатором этих обвинений был тогдашний управлящий делами МП архиепископ Солнечногорский Сергий (Фомин). Для расследования этих сообщений была создана внутрицерковная комиссия во главе с архиепископом Сергием (Фоминым).

Однако позиция митрополита Кирилла, который отрицал умышленный ввоз в страну сигарет и говорил, что церковь не могла отказаться от навязанного ей подарка, была поддержана Архиерейским Собором РПЦ 1997 года.

Активно участвовал в подготовке закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", утвержденного Президентом Ельциным 26 сентября 1997 года.

В марте 2001 выступил с предложением перечислять часть подоходного налога россиян в бюджет религиозных организаций, в том числе Русской православной церкви.

Хобби - горные лыжи.
Живет в официальной резиденции ОВЦС в Серебряном Бору (Москва). В 2002 году купил пентхаус в Доме на набережной с видом на храм Христа Спасителя (квартира зарегистрирова на Гундяева Владимира Михайловича, "о чем есть соответствующая запись в кадастровой ведомости").

Вербовка, "семейная жизнь" и бизнес нового Патриарха
Материал от 2008 г. с элементами неофициальной биографии

1. Частная жизнь . Эта сторона неофициальной биографии митрополита Кирилла наименее исследована - фрагментарные сведения о ней
появлялись преимущественно в зарубежной прессе и почти не публиковались на русском языке. Сам митрополит, рассказывая о своих увлечениях, предпочитает ограничиваться приведенным выше перечнем хобби, большинство из которых носит достаточно аристократический характер и требует высокого уровня доходов. Известно, в частности, что, удовлетворяя свое увлечение горнолыжным спортом, председатель ОВЦС МП останавливается в собственном доме в Швейцарии. Есть предположения, что он имеет недвижимость и в других странах, но в большинстве случаев она не зарегистрирована непосредственно на митрополита. В Москве, по собственному признанию, иерарх живет в просторной квартире в одной из "сталинских" высоток, но часто останавливается на даче ОВЦС в Серебряном бору - живописном дачном поселке в черте города.

Пару раз в прессу просачивались туманные намеки на "семейную" жизнь главы ОВЦС. Сначала один немецкий журнал назвал его "примерным семьянином", потом одно российское издание попыталось предположить, что стоит за подобными слухами, циркулирующими в церковной среде, в том числе - внутри Отдела, которым руководит митрополит Кирилл. Согласно версии "Огонька", речь может идти о давнем знакомстве митрополита Кирилла с Лидией Михайловной Леоновой, дочерью повара Ленинградского обкома КПСС. "Вот уже 30 лет их связывают самые теплые отношения", - говорилось в журнальной статье. В настоящее время Лидия Михайловна проживает в Смоленске и по ее домашнему адресу зарегистрирован ряд коммерческих предприятий.

Одновременно среди недоброжелателей митрополита Кирилла в РПЦ МП и за ее пределами, в основном представляющих радикально-консервативные церковные течения, распространено мнение о том, что глава ОВЦС МП неслучайно покровительствует церковным активистам "нетрадиционной ориентации", в том числе бывшим сотрудникам ОВЦС, в настоящее время занимающим различные епископские кафедры. Но, несмотря на обилие слухов о "голубом лобби" в епископате РПЦ МП, практически ни одно обвинение подобного рода не было подкреплено документально и зафиксировано в судебном приговоре. Многим экспертам кажутся достаточно убедительными и косвенные признаки существования этого феномена - например, история с отзывом из Парижа епископа Гурия (Шалимова), которого обвинили в "сексуальных домогательствах" собственные иподиаконы (один из них ныне в сане митрополита возглавляет непризнанную Белорусскую Автокефальную Православную Церковь) и прихожане. Прислушавшись к этим обвинениям и наказав епископа, ОВЦС и Священный Синод РПЦ МП дали основания говорить об их справедливости и обоснованности.

2. Коммерческая деятельность . Первые попытки митрополита Кирилла заниматься бизнесом через подведомственные Смоленской епархии кооперативы имели место еще в конце 1980-х годов, но они не приносили сколько-нибудь существенных доходов. Серьезных оборотов бизнес ОВЦС МП, который не всегда представляется возможным отделить от частного бизнеса митрополита Кирилла, достиг к 1994 году. Пользуясь налоговыми льготами, предусмотренными для бизнес-структур, учрежденных религиозными организациями или отчисляющих часть своей прибыли на деятельность религиозных организаций, ОВЦС МП выступил учредителем коммерческого банка "Пересвет", благотворительного фонда "Ника", АО "Международное экономическое сотрудничество" (МЭС), АО "Свободное народное телевидение" (СНТ) и ряда других структур. Фонд "Ника" оказался ключевым звеном знаменитого "табачного скандала", который до сих пор припоминают митрополиту его наиболее непримиримые оппоненты, пытающиеся закрепить за председателем ОВЦС МП кличку "Табачный". "Ника" осуществляла основную часть оптовых продаж сигарет, ввозившихся в Россию ОВЦС МП под видом гуманитарной помощи и потому освобождавшихся от таможенных пошлин. Количество ввезенной структурами митрополита Кирилла табачной продукции исчислялось миллиардами сигарет, а чистая прибыль - сотнями миллионов долларов США. Захватив значительную часть рынка, структуры митрополита Кирилла нанесли серьезный ущерб бизнесу других импортеров табака, которые вынуждены были платить таможенные пошлины и потому не могли на равных конкурировать с церковными торговцами сигаретами. Вероятнее всего, что именно конкуренты обеспечили утечку в прессу информации о табачном бизнесе митрополита Кирилла, который стал темой журналистских расследований в десятках российских и зарубежных изданий, изрядно подорвав репутацию председателя ОВЦС МП. Однако, невзирая на скандал, обороты табачного бизнеса ОВЦС МП продолжали нарастать: лишь за 8 месяцев 1996 года ОВЦС МП ввез в Россию примерно 8 млрд. беспошлинных сигарет (эти данные были обнародованы Комиссией правительства РФ по вопросам международной гуманитарной и технической помощи), что составило 10 % отечественного рынка табачной продукции. Пикантность этому скандалу придавало то обстоятельство, что традиционно в церковной среде, особенно русской, табакокурение осуждается как грех, а от заболеваний, вызванных этой вредной привычкой, в России ежегодно погибают сотни тысяч человек. Вместе с тем, каждая десятая выкуренная россиянами в 1994-96 гг. сигарета была ввезена в страну по "гуманитарному" коридору ОВЦС МП. Непосредственно "растаможивание" и реализацию "гуманитарной помощи" курировали заместители председателя ОВЦС МП архиепископ Климент (Капалин) (ныне управляющий делами РПЦ МП, член Общественной палаты РФ) и протоиерей Владимир Верига - своего рода коммерческий директор в команде митрополита Кирилла.

Когда "табачный скандал" разразился на полную мощность, митрополит Кирилл попытался переложить ответственность на правительство РФ. В одном из интервью он заявил: "Люди, которые этим занимались (то есть сам митрополит Кирилл, архиепископ Климент и протоиерей Владимир Верига), не знали, что же делать: сжечь эти сигареты или отправить их обратно? Мы обратились к правительству, и оно вынесло решение: признать это гуманитарным грузом и предоставить возможность его реализовать". Источники в правительстве РФ категорически опровергли эту информацию, из-за чего у Патриарха Алексия II возникли некоторые сложности в отношениях с властью. В результате была создана Комиссия по вопросам гуманитарной помощи при Священном Синоде, которую возглавил викарий Патриарха епископ Алексий (Фролов) и которой было предоставлено эксклюзивное право контактов с правительством на предмет гуманитарной помощи.

Другим, еще более доходным бизнесом, с которым был связан митрополит Кирилл, стал экспорт нефти. Бизнес-партнер митрополита епископ Виктор (Пьянков), ныне проживающий как частное лицо в США, входил в Совет директоров АО МЭС, которое в середине 90-х вывозило из России по несколько миллионов тонн нефти в год. Ежегодный оборот компании составлял около $ 2 млрд. Под ходатайствами МЭС в правительство РФ об освобождении от пошлин очередных сотен тысяч тонн экспортной нефти, нередко стояла подпись самого Патриарха, который, таким образом, принимал свое участие в этом бизнесе. Объем и степень участия митрополита Кирилла в нефтяном бизнесе в настоящее время неизвестны, потому что подобная информация в "путинской" России перестала быть доступной для журналистов. Однако вояжи партнеров митрополита Кирилла по бизнесу (например, епископа Феофана (Ашуркова)) в Ирак накануне операции США и их союзников против режима Хусейна дают некоторые основания для предположений, что этот бизнес вышел на более широкий, чем в середине 90-х, международный уровень.

В 2000 году в прессе появились сведения о попытках митрополита Кирилла внедриться на рынок морских биоресурсов (икра, крабы, морепродукты) - соответствующие правительственные структуры выделили учрежденной иерархом фирме (АО "Регион") квоты на отлов камчатского краба и креветок (общий объем - более 4 тысяч тонн). Прибыль от этого предприятия оценивается в 17 млн. долларов. Крабовое мясо уходило преимущественно в США, поскольку половина акций фирмы принадлежала американским партнерам. Несколько лет назад в своих интервью митрополит Кирилл с иронической усмешкой говорит о том, как его недоброжелатели настолько обезумели, что даже попытались обвинить его в попытке уничтожить несколько ценных видов краба. Трудно не согласиться с тем, что на фоне финансовых поступлений из других источников прибыль от торговли крабом выглядит смехотворно низкой.

Журналисты также выяснили, что митрополит как правящий архиерей епархии РПЦ МП в Калининградской области участвовал в автомобильном СП в Калининграде. В бизнес-команду митрополита помимо уже упоминавшихся архиепископа Климента и протоиерея Владимира входят и другие люди: например, бывший генерал КГБ, который лично возглавляет ряд аффелированных коммерческих структур.

ОВЦС МП является учредителем ряда СМИ, однако это преимущественно малотиражные церковные издания. В середине 90-х митрополит Кирилл учредил "Свободное народное телевидение", которое претендовало на 11-й дециметровый канал в Москве, но так и не появившись в эфире. При участии главы ОВЦС МП создано "Православное информационное телеагентство", позже преобразованное в ИА РПЦ, которое выпускает на Первом канале программу "Слово пастыря". Ведомство митрополита Кирилла контролирует основную часть официальной информации РПЦ МП через Службу коммуникации ОВЦС МП, которая регулярно выпускает пресс-релизы и бюллетени, производит аккредитацию журналистов на церковные мероприятия, устраивает пресс-конференции и интервью митрополита Кирилла, поддерживает наиболее активный из официальных интернет-сайтов РПЦ МП. Председатель ОВЦС МП охотно участвует в рейтинговых ток-шоу на популярных телеканалах и дает интервью крупным российским и зарубежными СМИ.

3. Политическая деятельность митрополита Кирилла может быть условно разделена на две части: церковно-политическая (отношения с другими Церквами и кадровая политика внутри РПЦ МП) и светская политическая (контакты с высшими российскими чиновниками, влияние на политических лидеров страны). По обоим направлениям можно выделить как успехи, так и неудачи.

Основными достижениями митрополита Кирилла в сфере церковной политики можно считать "воссоединение" с РПЦЗ(Л) на условиях, сформулированных ОВЦС МП, бурный рост количества приходов РПЦ МП в дальнем зарубежьи, включая экзотические КНДР, Вьетнам, Индонезию, Филиппины, Иран, Ирак, ОАЭ, ЮАР, Исландию и т.д., предотвращение перехода большинства приходов Сурожской епархии (Великобритания) в Константинопольский патриархат и сдерживание роста Русского экзархата Константинопольского патриархата, относительную стабилизацию отношений РПЦ МП с Ватиканом после смерти Папы Иоанна Павла II. Определенным успехом для митрополита Кирилла является и сохранение членства РПЦ МП во Всемирном Совете Церквей, на выходе из которого еще три-четыре года назад настаивали РПЦЗ(Л) и некоторые консервативные епископы в самой РПЦ МП. Членство это важно как в плане удержания общих геополитических позиций РПЦ МП, так и с чисто практической точки зрения - по линии ВСЦ осуществляется основная часть гуманитарных программ по поддержке РПЦ МП из-за рубежа. Безусловно, главным направлением внешней политики РПЦ МП при митрополите Кирилле является борьба с "проамериканским" Константинопольским патриархатом за лидерство в православном мире, где позиции Москвы стали ослабевать после развала социалистического блока (в границах которого действовали 8 поместных православных Церквей) и после масштабного церковного раскола в Украине. Можно признать, что тактический перевес в этом соревновании пока имеет РПЦ МП, но стратегические позиции выглядят более предпочтительными у Константинополя. Последний одержал за время руководства митрополита Кирилла внешними связями Московского патриархата ряд мелких, но символически важных побед: признание двух "параллельных" юрисдикций в Эстонии (из-за спора о юрисдикции над приходами в этой стране Москва и Константинополь даже разрывали каноническое общение в 1996 году), принятие в юрисдикцию Вселенского патриархата "беглого" епископа РПЦ МП Василия (Осборна) вместе с группой приходов в Великобритании, начало признания Украинской Автокефальной Церкви через принятие в юрисдикцию Константинополя иерархии этой Церкви в диаспоре. Очевидно, Украина станет главным полем для борьбы двух патриархатов в ближайшие годы, поскольку юрисдикция над этой страной обеспечивает тому или другому патриархату численное лидерство в православном мире.

Внутри РПЦ МП митрополит Кирилл значительно укрепил свои позиции за последние четыре года. Во-первых, продолжает усиливаться роль, которую играет в церковной жизни его Отдел - наиболее организованное и профессиональное подразделение РПЦ МП. Отдел курирует вообще все контакты РПЦ МП с внешним (для Церкви) миром: политические, экономические, культурные. Во-вторых, в высшем руководстве РПЦ МП произошла в 2003 году, на фоне длительной тяжелой болезни Патриарха, "кадровая революция", которая значительно усилила позиции митрополита Кирилла. Были удалены со своих постов влиятельные митрополиты Сергий и Мефодий, рассматривавшиеся в качестве достаточно равновесных конкурентов митрополита Кирилла в борьбе за патриарший престол. Управляющим делами РПЦ МП стал бывший первый заместитель митрополита Кирилла митрополит Климент (Капалин), который, впрочем, занял на новой должности относительно самостоятельную позицию. Наряду с улучшением имиджа митрополита Кирилла внутри РПЦ МП за счет радикализации его консервативной риторики, эти факторы делают его наиболее вероятным кандидатом в Патриархи в случае возникновения необходимости избрания нового предстоятеля Московского патриархата.

Контакты главы ОВЦС МП с высшими органами власти в России носят двоякий характер: с одной стороны, они поддерживают бизнес "церковного олигарха", а с другой - идеологически поддерживают чиновников, снабжают их концепциями, обслуживающими политику "консервативного синтеза" и имперского реванша в современной России. Ярким примером последней функции этих контактов является популяризация среди высших чиновников разработанных под руководством митрополита "Основ социальной концепции" РПЦ МП. По мере превращения российской Конституции в декоративную декларацию все более востребованными становятся явно антиконституционные высказывания председателя ОВЦС МП, наподобие этого: "Мы должны вообще забыть этот расхожий термин: "многоконфессиональная страна". Россия - это православная страна с национальными и религиозными меньшинствами". Хотя, при возникновении чрезмерного межконфессионального и межнационального напряжения в России, митрополит Кирилл охотно смягчает подобные формулировки. Поддерживая радикальные церковно-общественные движения (типа "Союза православных граждан" или "Евразийского движения"), глава ОВЦС МП нередко выступает с весьма радикальными призывами: произвести реституцию церковной собственности, ввести изучение православия в светских школах, институт военного духовенства, церковный налог и т.п. Часто идеи митрополита Кирилла формулирует или озвучивает его заместитель, отвечающий за связи с общественностью, протоиерей Всеволод Чаплин.

Председатель ОВЦС МП имеет немалые политические амбиции - по его настоянию, в "Основы социальной концепции" было внесено положение о возможности гражданского неповиновения православных власти, разработаны православные концепции прав человека и хозяйственной деятельности, а недавно митрополит признался, что раздумывал о выдвижении своей кандидатуры на выборах президента РФ в 1996 году. Однако осенью 2005 года наблюдатели отметили некоторое охлаждение в отношениях митрополита Кирилла с Кремлем, что наиболее ярко выразилось в отказе включить его в состав Общественной палаты РФ. Впрочем, в последние месяцы эти отношения нормализовались и даже активизировались.

Владеет виллой в Швейцарии
Материал от 2009 года

[...] Человек, который больше двадцати лет дружил с отцом Кириллом, Вадим Мельников в свое время был консулом представительства СССР в Женеве.:
...
- Вы не интересовались у него, почему он стал монахом?

Кирилл говорил, что его к этому шагу подтолкнул митрополит Никодим - его учитель и наставник. Кирилл ведь с детства рос верующим мальчиком. В школе отказался вступать в пионеры, не стал и комсомольцем. Потом судьба свела его с Никодимом. Тот, в свою очередь, и посоветовал ему поступить в семинарию. А потом наставник сказал: “Если хочешь достигнуть высокого поста, значит, надо быть монахом”.

Вы успели познакомиться с митрополитом Никодимом?

Да, мы познакомились в Женеве. Он приезжал туда в составе делегации. Кирилл предупредил его, что я консул, но имею отношение к спецслужбам. Я боялся этой встречи, знал, что Никодим с ненавистью относился к органам. Но, как ни странно, первое, что произнес митрополит при знакомстве: “Все, Вадим Алексеевич, вы с нами, с нами!”.
...
- Отец Кирилл всегда стремился к власти?

Да, и не скрывал. Но это естественно! Если ты офицер, почему бы тебе не быть генералом!
...
Cупруга Мельникова Тамара Константиновна.

Он вообще-то добрый был, Кирилл. Когда мой муж разбил свою машину, он ему тысячу франков дал на ремонт. [середина 1970-х. К.Ру]. Причем когда мы пытались вернуть долг, Кирилл наотрез отказался! [...]

Аскеза Патриарха Кирилла. Он носит часы за?30 тыс. Фото
Ремешок часов сделан из кожи крокодила (материал 2009 года)

Предоставляем фото как доказательство того, что часы Breguet действительно пренадлежат Патриарху Кириллу. Кадры были сделаны в тот момент, когда Святейший наклонился к иконе.

Часы Breguet

Такая деталь заставляет совсем иначе воспринимать слова Кирилла о необходимости ограничивать потребности своей плоти и помнить об аскезе, которые он произнес в эфире телеканала «Интер». Напомним их: «Очень важно научиться христианской аскезе. Аскеза - это же не жизнь в пещере. Аскеза - это не постоянный пост. Аскеза - это способность регулировать свое потребление, в том числе и идеями и состоянием своего сердца. Это победа человека над похотью, над страстями, над инстинктом. И важно, чтобы этим качеством владели и богатые, и бедные. Вот ответ церкви. Мы должны научиться управлять своими инстинктами, мы должны научиться управлять своими страстями. И тогда цивилизация, которую мы построим, не будет цивилизацией потребления».

На фоне скандала с "прослушками", Патриарх Кирилл официально благословил генерала Шаманова
"Ваш авторитет будет способствовать укреплению воинского духа и обороноспособности нашего Отечества" (от 2009 года)

История с "утечками" в прессу скандальных переговоров главкома ВДВ генерала Шаманова с подчиненными получила неожиданное развитие. Пока "демократическая общественность" клеймит военачальника за вероятную "связь с криминалом" и подозревает его в попытке использовать армейский спецназ для защиты бизнес-интересов своего сына, предстоятель РПЦ демонстративно берёт его под свою защиту и опеку. "Демонстративно" - потому, что никаких формальных поводов для приглашения генерала Шаманова к Патриарху именно в эти дни не было.

Как сообщает официальный сайт Московской патриархии, 1 октября 2009 года в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял командующего Воздушно-десантными войсками генерал-лейтенанта В.А. Шаманова. В начале встречи Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что очень рад встретиться с командующим ВДВ и "преподать ему благословение на важное и нужное служение Отечеству". «Ваш авторитет будет способствовать укреплению воинского духа и обороноспособности нашего Отечества», - сказал Патриарх Кирилл.

Характерно, что визит генерала Шаманова к Патриарху был фактически проигнорирован российскими СМИ.

Патриарх и "голодомор"
Кирилл посетил с Ющенко памятник "жертв голодомора" (материал от 2009 г.)

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл считает, что голод 1932-1933 годов был вызван «совершенно конкретными политическими причинами» и усугублен природными катаклизмами. В свою очередь, Президент Украины Виктор Ющенко напомнил, что всегда отмечал, что Голодомор - это не вина России или российского народа.

Об этом он заявил после совместной с Президентом Украины Виктором Ющенко церемонии возложения цветов к памятнику жертвам Голодомора 1932-1933 г. в Украине.

По словам Патриарха, он хотел бы дать пояснения всем тем, кто сомневается в правомерности его присутствия возле памятника жертвам Голодомора.

Он отметил, что этот голод имеет к нему лично самое непосредственное отношение, поскольку его дед был священником, 30 лет провел в тюрьмах и лагерях, и был арестован именно в то время, а его семья не погибла голодной смертью только благодаря непоколебимой вере его деда в Господа Бога.

«Этот голод, страшный голод, порожденный совершенно конкретными политическими причинами и усугубленный еще и природными катаклизмами, привел к тому, что огромное количество людей погибло», - сказал Патриарх Кирилл, добавив, что люди погибли в Украине, в Поволжье, на Урале, в Сибири, в Казахстане.

По словам Патриарха, это общая беда всего народа, который в то время жил в одной стране.

«Поэтому нет ничего удивительного, что мы молимся по безвинных жертвах, мы вспоминаем тех, кто погиб, и одновременно молимся о том, чтобы никогда ничего подобное больше не произошло», - отметил Патриарх Кирилл.

В свою очередь, Президент Украины Виктор Ющенко напомнил, что всегда отмечал, что Голодомор - это не вина России или российского народа.
По словам В.Ющенко, ему чрезвычайно приятно, что Патриарх Московский и Всея Руси КИРИЛЛ пришел к памятнику и почтил память жертв Голодомора.

Патриарх Кирилл назвал славян животными и людьми второго сорта
Материал от 2010 года

Очередной скандал вокруг главы РПЦ МП патриарха Кирилла. В сентября 2010 года, отвечая на вопросы корреспондента телеканала "Россия", патриарх Кирилл явно увлекся и открыл свое истинное лицо - лицо космополита, чуждого и России, и всему славянскому миру.

Насмотря на то, что слова, сказанные Кириллом о славянах, отнюдь не красят патриарха и всю РПЦ, сайт "Православный мир" с тупоголовстью мартышки перепечатал все интервью.

На вопрос о коренных народах севера патриарх ответил:

"Православная Церковь хранит в своей истории, в своем Предании замечательные имена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В каком-то смысле мы Церковь Кирилла и Мефодия. Они вышли из просвещенного греко-римского мира и пошли с проповедью славянам. А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери . И вот к ним пошли просвещенные мужи, принесли им свет Христовой истины и сделали что-то очень важное - они стали говорить с этими варварами на их языке, они создали славянскую азбуку, славянскую грамматику и перевели на этот язык Слово Божие."

Любопытно, что патриарх РПЦ не только, как выяснилось, проповедует откровенно нацистскую идеологию, но и плохо разбирается в истории собственной церкви.

Кирилл и Мефодий не были ни греками, ни римлянами. Они происходили из византийского города Салоники. Из "Краткого жития Климента Охридского" известно, что Кирилл и Мефодий были болгарами. Салоники, в которых родились братья, в то время входил в состав славянской территории и являлся культурным центром Македонии.

"славяне, будучи этническими ублюдками, способны воспринять и нести великое наследие Арийской расы, и вообще славяне не годятся для того, чтобы быть носителями культуры. Они не творческий народ, это стадные животные, а не личности, совершенно не приспособленные для умственной деятельности."

Пауль Йозеф Геббельс, 1942, "Дневники"

Некорректные высказывания митрополита Кирилла в адрес покойного патриарха (Видео)

Скандальные выдержки из речи митрополита Кирилла на смерть Патриарха Алексия, с которой он выступил на первом канале российского телевидения появились в Интернете

Если это правда, то это полный финиш. Святейший Синод должен расследовать это заявление и дать каноническую оценку таким словам.

"бывает так, что иногда Господь некоторое время даёт Церкви некое испытание, когда во главе её стоит человек престарелый и практически уже неспособный к управлению. Это очень трудное время для Церкви.

Святейший Патриарх ушёл, оградив нашу Церковь от этого трудного времени"

Эти слова - крупнейший скандал внутри Русской Православной Церкви сегодня...

"Кадиллаки" Кирилла
Материал от 2010 г.

Патриарх Кирилл (второй слева)

[…] 4000 милиционеров охраняли патриарха РПЦ Кирилла в Днепропетровске.

Нам даже не разрешили в окна посмотреть на Кирилла! - сетовали жители домов, расположенных по соседству с Севастопольским парком (патриарх возлагал там цветы к братской могиле погибших в русско-турецкой войне). - Даже нельзя было на балкон выйти или форточку открыть! Велели все позакрывать, а самим лучше на это время уйти из дому. На крышах кто-то даже видел снайперов!

А еще днепропетровцы заметили, что ракетная установка (уже недействующая, стоит как часть городской диорамы, посвященной ВОВ), находившаяся неподалеку от Свято-Преображенского собора, где вчера патриарх Кирилл правил службу, куда-то пропала. Оказалось, что ее накрыли камуфляжной сеткой. […]

В Днепропетровске патриарха РПЦ возили на здоровенном черном джипе «Кадиллак Эскалейд» (его цена - около 100 тысяч долларов). А трапезничал Святейший в ресторане «Хуторок», где в свое время обедали Леонид Кучма с Владимиром Путиным. Ночевал российский первосвященник в пятизвездочном отеле «Украина» (сутки в президентском номере стоят 810 долларов). Кстати, всю ночь с субботы на воскресенье под его окнами стояли десятки верующих. Милиция, правда, оттесняла их от стен и крыльца отеля на расстояние 15 метров.

В Спасо-Андрониковом монастыре на территории кладбища нелегально работает кабак «Хлебный домъ в Андрониках», принадлежащий сыну директора Музея имени Андрея Рублева. Более того, все происходит по одобрению Патриарха Кирилла. Православные миряне из прихода Спасского собора протестуют против работы «ресторана на костях». Но ни Патриархия, ни Министерство Культуры никак не реагируют на жалобы прихожан и членов Профкома ЦМиАР.

«С такими средствами добыл он в непродолжительное время то, что называют хлебное местечко, и воспользовался им отличным образом» (Николай Гоголь «Мертвые души»)

На фоне того, как страна скорбит по жертвам теракта в московском аэропорту «Домодедово», а в храмах и монастырях проводятся поминальные службы, Музей имени Андрея Рублева, расположенной в Спасо-Андрониковом монастыре, фактически подвергается разрушению. Более того, из-за этого в Музее имени Андрея Рублева даже не проводились праздничные мероприятия в минувшие дни двунадесятых непереходящих праздников Рождества и Крещения.

Все эти «странности» в работе Музея имени Андрея Рублева связаны с недавним скандалом, вызванном информацией о тайном вывозе уникальных икон из Музея имени Андрея Рублева в США. Как выяснилось, ПОСЛЕ решения американского суда по библиотеке Шнеерсона может быть в любой момент наложен арест на коллекцию музея, расположенного в Спасо-Андрониковом монастыре.Кстати, если учесть тот факт, что министр культуры Александр Авдеев публично заявил, что ему ничего неизвестно о российской выставке в Америке, то становится понятно, что министр вполне может быть не в курсе тех бесчинств, которые сейчас происходят в Музее имени Андрея Рублева, имеющем федеральное значение. Так вот - в этом древнейшем московском монастыре, названном в память о его основателе преп. Андронике († 1373), прямо на монастырском кладбище недавно начал свою работу частный ресторан с кощунственным названием «Хлебный домъ в Андрониках».

Материал подготовил Владимир Александров ,
"КомпрИнфо.Ru"

Источники информации: "Первый канал" , "МК" , "Новая газета" , "ЗАГС.ру" , "КомпрИнфо.Ru" , БД "Лабиринт"

Свершилось. Патриарх всея Руси и папа Римский встретились впервые в мировой истории. В начале этой встречи предстоятель РПЦ Кирилл и Папа Римский Франциск трижды обменялись крестным братским целованием и обнялись. Первые слова папы Римского Франциска, обращённые к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу: "Наконец-то, теперь мы - братья". На что патриарх Кирилл ответил: "Теперь всё легче. Мы встречаемся в правильное время" . Папа Франциск подытожил: "Очевидно, что это - божья воля. В нашем сердце большие ожидания от этой беседы".

Папа Франциск патриарху Кириллу: "Теперь мы - братья!" И какие вы теперь друг другу братья? Братья - еретики?

По итогам своей исторической встречи при закрытых дверях, патриарх всея Руси и главный еретик на планете подписали совместную Декларацию для гоев, официальный текст которой сразу же был размещён на сайте Московской Патриархии, видимо для успокоения и умиления своей гойской паствы.

Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» (2 Кор. 13:13).

1. По воле Бога и Отца, от Которого исходит всякий дар, во имя Господа нашего Иисуса Христа, содействием Святого Духа Утешителя, мы, Франциск, Папа Римский, и Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, встретились ныне в Гаване. Мы воздаем благодарность в Троице славимому Богу за эту встречу, первую в истории.

С радостью мы встретились как братья по христианской вере, увидевшиеся, чтобы «говорить устами к устам» (2 Ин. 12), от сердца к сердцу, и обсудить взаимоотношения между Церквами, насущные проблемы нашей паствы и перспективы развития человеческой цивилизации.

2. Наша братская встреча произошла на Кубе, на перекрестке путей между Севером и Югом, Западом и Востоком. С этого острова - символа надежд «Нового света» и драматических событий истории ХХ века - мы обращаем наше слово ко всем народам Латинской Америки и других континентов.

Мы радуемся тому, что сегодня здесь динамично развивается христианская вера. Мощный религиозный потенциал Латинской Америки, ее многовековые христианские традиции, реализуемые в жизненном опыте миллионов людей, являются залогом великого будущего этого региона.

3. Встретившись вдали от старых споров «Старого света», мы с особенной силой ощущаем необходимость совместных трудов католиков и православных, призванных с кротостью и благоговением дать миру отчет в нашем уповании (1 Пет. 3:15).

4. Благодарим Бога за те дары, которые мы получили через явление в мир Его Единородного Сына. Мы разделяем общее духовное Предание первого тысячелетия христианства. Свидетелями этого Предания являются Пресвятая Матерь Божия, Дева Мария, и святые, которых мы почитаем. Среди них — бесчисленные мученики, явившие верность Христу и ставшие «семенем христианства».

5. Несмотря на общее Предание первых десяти веков, католики и православные на протяжении почти тысячи лет лишены общения в Евхаристии. Мы разделены ранами, нанесенными в конфликтах далекого и недавнего прошлого, разделены и унаследованными от наших предшественников различиями в понимании и изъяснении нашей веры в Бога, единого в Трех Лицах - Отца, Сына и Духа Святого. Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21).

6. Осознавая многочисленные препятствия, которые предстоит преодолеть, мы надеемся, что наша встреча внесет вклад в дело достижения того богозаповеданного единства, о котором молился Христос. Пусть наша встреча вдохновит христиан всего мира с новой ревностью призывать Господа, молясь о полном единстве всех Его учеников. Пусть она - в мире, который ожидает от нас не только слов, но и деяний - станет знамением упования для всех людей доброй воли.

7. В решимости прилагать все необходимое для того, чтобы преодолевать исторически унаследованные нами разногласия, мы хотим объединять наши усилия для свидетельства о Евангелии Христовом и общем наследии Церкви первого тысячелетия, совместно отвечая на вызовы современного мира. Православные и католики должны научиться нести согласное свидетельство истины в тех областях, в которых это возможно и необходимо. Человеческая цивилизация вступила в период эпохальных перемен. Христианская совесть и пастырская ответственность не позволяют нам оставаться безучастными к вызовам, требующим совместного ответа.

8. Наш взор устремлен, прежде всего, к тем регионам мира, где христиане подвергаются гонениям. Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки наши братья и сестры во Христе истребляются целыми семьями, деревнями и городами. Их храмы подвергаются варварскому разрушению и разграблению, святыни - осквернению, памятники - уничтожению. В Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока мы с болью наблюдаем массовый исход христиан из той земли, где началось распространение нашей веры и где они жили с апостольских времен вместе с другими религиозными общинами.

9. Мы призываем международное сообщество к незамедлительным действиям для предотвращения дальнейшего вытеснения христиан с Ближнего Востока. Возвышая свой голос в защиту преследуемых христиан, мы сопереживаем и страданиям приверженцев иных религиозных традиций, становящихся жертвами гражданской войны, хаоса и террористического насилия.

10. В Сирии и в Ираке это насилие унесло тысячи жизней, оставив без крова и средств к существованию миллионы людей. Призываем мировое сообщество сплотиться, чтобы покончить с насилием и с терроризмом, и одновременно через диалог содействовать скорейшему достижению гражданского мира. Необходима широкомасштабная гуманитарная помощь страдающему народу и многочисленным беженцам в соседних странах.

Просим всех, кто может повлиять на судьбу всех похищенных, в том числе митрополитов Алеппских Павла и Иоанна Ибрагима, захваченных в апреле 2013 года, сделать все необходимое для их скорейшего освобождения.

11. Воссылаем молитвы ко Христу, Спасителю мира, об установлении на земле Ближнего Востока мира, который есть «дело правды» (Ис. 32:17), об укреплении братского сосуществования между находящимися на ней различными народами, Церквами и религиями, о возвращении беженцев в свои дома, об исцелении раненых и упокоении душ безвинно погибших.

Мы обращаемся ко всем сторонам, которые могут оказаться вовлеченными в конфликты, с горячим призывом проявить добрую волю и сесть за стол переговоров. В то же время необходимо, чтобы международное сообщество употребило все возможные усилия, дабы покончить с терроризмом при помощи общих, совместных, скоординированных действий. Призываем все страны, вовлеченные в борьбу с терроризмом, к ответственным, взвешенным действиям. Призываем всех христиан и всех верующих в Бога к сугубой молитве Творцу и Промыслителю мира, дабы Он сохранил Свое творение от разрушения и не допустил новой мировой войны. Для того, чтобы мир был прочным и надежным, необходимы особые усилия, направленные на возвращение к общим, объединяющим нас ценностям, основанным на Евангелии Господа нашего Иисуса Христа.

12. Мы преклоняемся перед мужеством тех, кто ценой собственной жизни свидетельствуют об истине Евангелия, предпочитая смерть отречению от Христа. Верим, что мученики нашего времени, происходящие из различных Церквей, но объединенные общим страданием, являются залогом единства христиан. К вам, страждущим за Христа, обращает свое слово Его апостол: «Возлюбленные! …как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 4:12-13).

13. В эту тревожную эпоху необходим межрелигиозный диалог. Различия в понимании религиозных истин не должны препятствовать людям разных вер жить в мире и согласии. В нынешних условиях религиозные лидеры несут особую ответственность за воспитание своей паствы в духе уважения к убеждениям тех, кто принадлежит к иным религиозным традициям. Абсолютно неприемлемы попытки оправдания преступных деяний религиозными лозунгами. Никакое преступление не может быть совершено во имя Бога, «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33).

14. Свидетельствуя о высокой ценности религиозной свободы, мы воздаем благодарение Богу за беспрецедентное возрождение христианской веры, которое происходит ныне в России и во многих странах Восточной Европы, где десятилетиями господствовали атеистические режимы. Сегодня оковы воинствующего безбожия сброшены, и во многих местах христиане могут свободно исповедовать свою веру. За четверть века здесь воздвигнуты десятки тысяч новых храмов, открыты сотни монастырей и богословских учебных заведений. Христианские общины ведут широкую благотворительную и социальную деятельность, оказывая многообразную помощь нуждающимся. Православные и католики нередко трудятся бок о бок. Они отстаивают общие духовные основы человеческого общежития, свидетельствуя о евангельских ценностях.

15. В то же время, нашу озабоченность вызывает ситуация, складывающаяся в столь многих странах, где христиане все чаще сталкиваются с ограничением религиозной свободы и права свидетельствовать о своих убеждениях, жить в соответствии с ними. В частности, мы видим, что превращение некоторых стран в секуляризованные общества, чуждые всякой памяти о Боге и Его правде, влечет за собой серьезную опасность для религиозной свободы. Мы обеспокоены нынешним ограничением прав христиан, не говоря уже об их дискриминации, когда некоторые политические силы, руководствуясь идеологией секуляризма, столь часто становящегося агрессивным, стремятся вытеснить их на обочину общественной жизни.

16. Процесс европейской интеграции, начавшийся после столетий кровавых конфликтов, был воспринят многими с надеждой, как залог мира и безопасности. В то же время мы предостерегаем против такой интеграции, которая не уважает религиозную идентичность. Будучи открыты к вкладу иных религий в нашу цивилизацию, мы убеждены, что Европа нуждается в верности своим христианским корням. Призываем христиан Западной и Восточной Европы объединиться для совместного свидетельства о Христе и Евангелии, дабы Европа сохранила свою душу, сформированную двухтысячелетней христианской традицией.

17. Наш взгляд обращен к людям, находящимся в тяжелом положении, живущим в условиях крайней нужды и бедности в то время, когда материальные богатства человечества растут. Мы не можем оставаться безразличными к судьбе миллионов мигрантов и беженцев, стучащихся в двери богатых стран. Безудержное потребление, характерное для некоторых наиболее развитых государств, стремительно истощает ресурсы нашей планеты. Растущее неравенство в распределении земных благ увеличивает чувство несправедливости насаждаемой системы международных отношений.

18. Христианские Церкви призваны отстаивать требования справедливости, уважения к традициям народов и действенной солидарности со всеми страждущими. Мы, христиане, не должны забывать о том, что Бог «избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1:27-29).

19. Семья - естественное средоточие жизни человека и общества. Мы обеспокоены кризисом семьи во многих странах. Православные и католики, разделяя одно и то же представление о семье, призваны свидетельствовать о семье как пути к святости, являющем верность супругов по отношению друг к другу, их готовность к рождению и воспитанию детей, солидарность между поколениями и уважение к немощным.

20. Семья основана на браке как акте свободной и верной любви между мужчиной и женщиной. Любовь скрепляет их союз, учит их принимать друг друга как дар. Брак - это школа любви и верности. Мы сожалеем, что иные формы сожительства ныне уравниваются с этим союзом, а освященные библейской традицией представления об отцовстве и материнстве как особом призвании мужчины и женщины в браке вытесняются из общественного сознания.

21. Призываем каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь. Миллионы младенцев лишаются самой возможности появления на свет. Голос крови не родившихся детей вопиет к Богу (Быт. 4:10).

Распространение так называемой эвтаназии приводит к тому, что престарелые и больные начинают ощущать себя чрезмерным бременем для своих близких и для общества в целом.

Выражаем озабоченность все более широким применением биомедицинских репродуктивных технологий, ибо манипулирование человеческой жизнью - это покушение на основы бытия человека, сотворенного по образу Божию. Считаем своим долгом напомнить о непреложности христианских нравственных принципов, основанных на уважении к достоинству человека, который призван к жизни, согласной с замыслом своего Творца.

22. Мы хотим обратить сегодня особое слово к христианской молодежи. Вам, молодым, надлежит не зарывать талант в землю (Мф. 25:25), но употребить все дарованные вам Богом способности для утверждения в мире истины Христовой, для воплощения в жизнь евангельских заповедей о любви к Богу и ближнему. Не бойтесь идти против течения, отстаивая правду Божию, с которой далеко не всегда сообразуются современные секулярные стандарты.

23. Бог любит вас и от каждого из вас ожидает, что вы будете Его учениками и апостолами. Станьте светом мира, чтобы окружающие, видя ваши добрые дела, прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:14-16). Воспитывайте детей в вере христианской, передайте им драгоценную жемчужину веры (Мф. 13:46), которую вы получили от ваших родителей и предков. Не забывайте, что «вы куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6:20) - ценою смерти на кресте Богочеловека Иисуса Христа.

24. Православные и католики объединены не только общим Преданием Церкви первого тысячелетия, но и миссией проповеди Евангелия Христова в современном мире. Эта миссия предполагает взаимное уважение членов христианских общин, исключает любые формы прозелитизма.

Мы не соперники, а братья: из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру. Призываем католиков и православных во всех странах учиться жить вместе в мире, любви и единомыслии между собою (Рим. 15:5). Недопустимо использовать неподобающие средства для принуждения верующих к переходу из одной Церкви в другую, пренебрегая их религиозной свободой и их собственными традициями. Мы призваны воплощать в жизнь завет апостола Павла и «благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (Рим. 15:20).

25. Надеемся, что наша встреча внесет вклад в примирение там, где существуют трения между греко-католиками и православными. Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства. В то же время, церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями. Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования.

26. Мы скорбим о противостоянии на Украине, унесшем уже множество жизней, причинившем бесчисленные страдания мирным жителям, ввергнувшем общество в глубокий экономический и гуманитарный кризис. Призываем все стороны конфликта к благоразумию, общественной солидарности и деятельному миротворчеству. Призываем наши Церкви на Украине трудиться для достижения общественного согласия, воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта.

27. Выражаем надежду на то, что раскол среди православных верующих Украины будет преодолен на основе существующих канонических норм, что все православные христиане Украины будут жить в мире и согласии, а католические общины страны будут этому способствовать, чтобы наше христианское братство было еще более очевидно.

28. В современном мире - многоликом и в то же время объединенном общей судьбой - католики и православные призваны братски соработничать для возвещения Евангелия спасения, для общего свидетельства о нравственном достоинстве и подлинной свободе человека, «да уверует мир» (Ин. 17:21). Этот мир, в котором стремительно подрываются духовные устои человеческого бытия, ждет от нас сильного христианского свидетельства во всех областях личной и общественной жизни. От того, сможем ли мы в переломную эпоху вместе нести свидетельство Духа истины, во многом зависит будущее человечества.

29. В безбоязненном возвещении правды Божией и спасающей Благой вести да поможет нам Богочеловек Иисус Христос, наш Господь и Спаситель, духовно укрепляющий нас Своим неложным обетованием: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32).

Христос - источник радости и надежды. Вера в Него преображает жизнь человека, наполняет ее смыслом. В этом на собственном опыте убедились все те, о ком можно сказать словами апостола Петра: «Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Пет. 2:10).

30. Исполненные благодарности за дар взаимопонимания, явленный на нашей встрече, обращаемся с надеждой к Пресвятой Матери Божией, взывая к Ней словами древней молитвы: «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево». Пусть Преблагословенная Дева Мария Своим предстательством укрепит братство всех, Ее почитающих, дабы они в Богом определенное время были собраны в мире и единомыслии во единый народ Божий, да прославится имя Единосущной и Неразделимой Троицы!

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл / Епископ Римский, Папа Католической Церкви Франциск

Данную декларацию я пока детально не изучал, ознакомился лишь поверхностно. Запостил её для общей информации. Ведь самое главное в этой эпохальной встрече - это не то, что зафиксировано на этой официальной бумаге, а то, что осталось за всем этим. Самое главное в этой встрече - было либо написано на другой бумаге, либо и вовсе было решено на словах. Общий вывод из всего этого такой: между РПЦ и Ватиканом больше нет политических разногласий, радикальное политическое сближение российской православной и римской еретической церквей всё же произошло. Теперь дело осталось за самым главным - за церковным сближением. И оно не только скоро произойдёт, но и скорее всего, оно уже тоже произошло, но оставшись за кадром официальных документов официальной хроники. Дальнейшее церковное сближение между РПЦ и Ватиканом будет понятно после 8 всеправославного Собора, последние инструкции перед проведением которого, скорее всего и получил патриарх всея Руси на Кубе из уст папы Римского. Если кто не понял, то 12 февраля на Кубе папой Римским и патриархом всея Руси решалась судьба Вселенского православия. Каким теперь оно будет, мы узнаем после того, как начнут воплощаться в жизнь решения скорого Восьмого Волчьего Собора. Именно тогда мы узнаем, каким именно образом папа Римский Франциск и патриарх всея Руси Кирилл решили переформатировать Вселенское православие. Ждать осталось совсем недолго.

Даже в пору самых страшных гонений на церковь их семья никогда не скрывала ни своей веры, ни силы этой веры. Хотя деду, а потом и отцу пришлось пройти через гонения и сталинские лагеря. Нелегко далось решение принять сан и самому Владимиру .

Будущий Патриарх всея Руси вырос в обычной ленинградской коммуналке на Васильевском острове.

У нас была очень хорошая атмосфера в семье: и любящие друг друга люди, прекрасная библиотека... Я не помню ни одной ссоры между родителями, - вспоминал он. - Не помню, чтобы родители нам что-то приказывали, все шло в нужном направлении само собой...

Сам будущий Патриарх, его брат и сестра, окончившие советскую школу, посвятили себя, когда выросли, церкви. Старший брат Владимира Николай - настоятель Спасо-Преображенского собора в Петербурге. Младшая сестра Елена - директор школы при Санкт-Петербургской духовной академии и Православной гимназии.

В Володиной школе был только один мальчишка, который отказался вступать в пионеры. На парня попробовал надавить директор. Володя Гундяев спокойно ответил: "Я вступлю в пионеры, если вы разрешите мне ходить в церковь в пионерском галстуке". И от него отстали.

Это был конец 50-х - начало 60-х годов. Пионерско-комсомольское прошлое было непременным условием для будущего образования, для карьеры. А юноша прекрасно учился. Дома он читал парижские издания Бердяева, Франка, Булгакова, в школе блестяще шли точные науки. В какой-то момент он даже собирался на физфак Ленинградского университета... Но передумал: пошел в семинарию. И ни разу об этом не пожалел.

Дед и отец были священниками, и мы с детства готовились пойти по их стопам, - объяснил "Известиям" брат Патриарха, в миру - Николай Михайлович Гундяев. - Такая у нас была семья...

А ведь история семьи могла бы, наоборот, напугать детей, заставить их отказаться от церкви.

Дед, Василий Степанович Гундяев, был рукоположен, когда ему минуло 70. Стал диаконом, потом священником, служил в башкирском селе Уса-Степановка. И ходил пешком за 14 километров, если надо было причастить больного.

До революции семья Василия Степановича жила в Арзамасской губернии. Сам он работал машинистом. Причем водил литерные поезда, на которых ездили самые высокопоставленные персоны. Он очень неплохо зарабатывал. И хоть в семье было аж 7 детей, они могли быть по-настоящему богаты. Но жили очень скромно. Пройдет много лет, и его внук узнает: оказывается, почти весь заработок дед переводил в монастыри Святой горы, в Афон.

А после революции дед Василий стал бороться против церковного раскола, кидался на защиту монастырей и храмов, устраивал разъяснительные лекции для граждан... Конечно, в результате был арестован. Прошел десятки лагерей и семь ссылок.

Конечно, представить это невозможно, - говорит отец Николай.

На старости лет Василий Степанович превратился в бродягу. В стране почти не осталось мест, где ему можно было появляться. Только в 60-е годы смог приехать в Ленинград - к сыну. Но внукам он как-то сказал: "Никогда ничего не бойтесь. Бойтесь только Бога".

Сын Василия Степановича Михаил, конечно, знал, что пришлось пережить отцу. И все равно захотел пойти по его стопам. Собственно, из-за этого твердого желания он и попал в Ленинград.

В Арзамасской губернии, где родился и вырос Михаил Васильевич Гундяев, негде было учиться богословию. Он окончил среднюю школу, служил иподиаконом, а потом и подался в Ленинград. После революции там оставался единственный в стране Богословский институт. Зато какой! Лучшие профессора университета и преподаватели разогнанной большевиками Духовной академии собрались там. Только окончить его Михаилу не дали: закрыли институт. Он попробовал податься в медицинский, но с духовным образованием "в анамнезе" поступить туда было нереально. Удалось попасть в военно-механический.

В Ленинграде Михаил познакомился с будущей женой. Раиса, студентка филфака и будущая учительница немецкого языка, пела в церковном хоре, он влюбился, успел сделать ей предложение... И в тот же день был арестован. В его квартире нашли записи, где слово Бог было написано с большой буквы. Этого хватило на четыре года лагерей.

В блокаду Михаил Васильевич чуть не погиб при строительстве укреплений. Недолеченного, истощенного, его отправили работать на нижегородский завод, и до самой победы он собирал танки Т-34.

После войны он обратился к митрополиту с просьбой о рукоположении. Шел 1947 год. Михаил Васильевич служил главным механиком на заводе. И вот в такое время с такой должности - да в Церковь...

В этом - весь наш папа, - просто говорит его старший сын Николай.

Владимиру тоже непросто было принять решение. Он ведь и в Духовную академию пошел не сразу. Сначала вынужден был доучиваться в вечерней школе, потом отправился в геологическую экспедицию... И только в 22 года подумал принять монашеский сан. Отказаться от возможности иметь семью, детей, посвятить себя Церкви целиком.

Дома его не отговаривали, - качает головой его брат Николай. - В нашей семье все сами делали свой выбор.

Обед с митрополитом

Илья Стулов (Калининград)

Вскоре после Рождества 1999 года мне посчастливилось трапезничать за одним столом с митрополитом Кириллом в Балтийске под Калининградом, куда он приехал освящать воскресную школу.

Последствия финансового кризиса тогда были одной из главных тем. Поэтому, естественно, говорили о дешевеющем рубле, дорожающих продуктах и лекарствах. Митрополит с горечью рассказал, как попросил кого-то из своего окружения купить ему лекарства. Тот вернулся из аптеки ни с чем и говорит: "Денег мало дали, подорожало все". Ясно было, что горечь владыки искренняя, и горюет он не о себе, а о нас, грешных.

А потом кто-то из молодежи задал митрополиту вопрос: "Как отличить любовь от увлечения?"

Можешь ли ты представить себе, что согласен жить с этим человеком, когда он будет находиться в беспомощном состоянии? Жить долго, может быть, всю жизнь? Тогда это любовь. Это дар Божий, и его обязательно надо беречь, - ответил владыка.

Здесь же, под Калининградом, в середине 1990-х один из местных военачальников решил взять митрополита "на слабо": "А на сверхзвуковом истребителе полетите?" И Кирилл полетел на МиГ-27.

Конечно, боялся, - признался он нам тогда за обедом, - испытывал тревогу. Но чувствовал силу машины, и становилось спокойнее на душе.

Читайте также: