Церковь вознесения в коломенском 1530 1532. Церковь Вознесения в Коломенском: архитектурная сила, устремленная ввысь. Изменения после ремонтов и реставраций

Памятник древнерусского зодчества, возведенный в XVI веке, стал первым шатровым храмом в России.

Точная дата закладки строения не установлена, но известно, что его освящение прошло в сентябре 1532 года во время правления Великого князя всея Руси Василия III. Некоторые историки полагают, что храм был заложен в честь его сына, будущего правителя Ивана IV Грозного, рожденного за два года до этого события (для Василия III, перешагнувшего пятидесятилетний рубеж, рождение наследника было чрезвычайно важным и счастливым событием).

Церковь Вознесения - краткое описание

Церковь Вознесения построена по проекту итальянского зодчего Ивана Фрязина (Пьетро Антонио Солари), работавшего в то время в России. Место для сооружения было выбрано рядом с тем местом, где находился целебный источник, о котором сложено немало легенд.

Согласно одному из преданий, Георгий-Победоносец (наиболее почитаемый в христианстве святой и великомученик) гнался по дну оврага на лошади за змеем и повсюду, где он проскакал, появлялись родники, исцеляющие от болезней. Место расположения храма считается святым.

Архитектура

Церковь Вознесения являлась одной из самых высоких построек в московском княжестве, ее высота составляет более 60 метров и долгое время она выполняла роль дозорной башни. Храм, расположенный на юге Москвы, был хорошим наблюдательным пунктом за южной границей княжества, откуда чаще всего грозила опасность, в первую очередь от татаро-монгольских набегов.

Церковь Вознесения выполнена в виде белокаменной башни с высоким шатровым завершением, что стало новшеством того времени. Шатер имеет четкие грани и украшен «бриллиантовым рустом» - отделкой в виде многогранников.

Плавный переход от одного яруса к другому выполняют ряды тройных кокошников. Входы в храм украшают остроконечные элементы - вимперги.

Храм опоясан двухъярусной галереей, имеющей три удивительные лестницы-арки, прекрасно вписывающиеся в окружающую местность.

В настоящее время под западным крыльцом расположен вход в подклет, где представлена выставка, рассказывающая об истории храма. Здесь Вы увидите фотографии и документы, а также найденные археологами интересные артефакты.

В подклете храма историки пытались найти знаменитую библиотеку Ивана Грозного. Именно он был последним владельцем ценных книг и документов, поиски которых вот уже несколько столетий ведутся безрезультатно.

Здесь же, в марте 1917 года была найдена Державная икона Богородицы, находящаяся в церкви Казанской богоматери в Коломенском . В подклете храма сейчас хранится ее список.

Внутреннее убранство

Церковь Вознесения являлась домовым летним храмом для княжеской семьи и поэтому внутреннее ее пространство сравнительно небольшое - около 100 кв. метров. Благодаря преобладанию белого цвета и умелому расположению окон, внутри храма очень светло и просторно.

Строгое декоративное убранство подчеркивает величие и стройность храма. Каждый элемент декора говорит о стремлении Петра Фрязина показать легкость и устремленность ввысь строения, символизирующего восшествие Христа в небо.

Первоначальная роспись, а также иконостас первой трети XVI века не сохранились. Иконостас, который Вы увидите, воссоздан в XVII веке из сохранившихся древних икон.

Храм был закрыт после революции. В 2000 году он была вновь освящен. Реконструкция и воссоздание строения завершились в 2007 году.

Церковь Вознесения Господня - это древнейший архитектурный памятник и шедевр мирового зодчества. В русской архитектуре, пожалуй, нет более совершенного строения по своим формам и пропорциям.

Режим работы музеев в церкви Вознесения в 2019 г.

  • В летний период (с 1 апреля по 29 сентября)
    • Ежедневно, кроме понедельника и субботы, с 10:00 до 18:00
    • По субботам с 11:00 до 19:00
    • Понедельник - выходной день
  • В зимний период (с 30 сентября по 31 марта)
    • С вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00
    • Понедельник - выходной день

Стоимость билетов на выставку в основном объеме церкви Вознесения в 2019 г.

  • Для взрослых - 150 руб.

Стоимость билетов на выставку «Тайны церкви Вознесения» в подклете в 2019 г.

  • Для взрослых - 100 руб.
  • Для школьников и пенсионеров - 50 руб.
  • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ - бесплатно
  • Для детей до 6 лет включительно - бесплатно

Храм Вознесения в Коломенском
На территории отлично сохранились остатки загородной царской резиденции XVI-XVII веков, то есть допетровской эпохи. Загородные царские резиденции были довольно многочисленны, известно не менее полутора десятков, более или менее удаленные от столицы, и так сложилось, что до нашего времени хоть в каком-то состоянии сохранились лишь 3 царские резиденции XVII века- Коломенское, создававшееся ещё во время великого князя Василия Ивановича Третьего, относительно скромная царская резиденция в Измайлово и Александровская слобода, известная как альтернативная столица и опричная крепость Ивана Грозного. Все сохранившиеся царские резиденции, сохранившиеся до наших дней, были построены во время Петра и после него, которые были построены по совершенно другим, законам, другой эстетике. И одна из самых уникальных построек села Коломенское, это, конечно,
ХРАМ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЕГО.
Самая древняя, сохранившаяся на территории нашего музея постройка, один из древнейших храмов Москвы и окрестностей. Здесь заложен очень выгодный момент сочетания архитектуры и окружающей природы. Половина эффекта восприятия зрителем этого храма достигается тем, что храм находится не в городской застройке, не на ровной местности или где нибудь в лесу, в закрытых условиях, а стоит на возвышении крутого правого берега Москвы-реки в излучине, где Москва-река делает крутой, лукообразный поворот.
Следует напомнить, что в село Коломенское русские цари с двором, со свитой, прибывали, в основном, по воде, насколько этот вопрос удалось выяснить. Река по пути из центра города делает несколько крутых поворотов до Коломенского, что многократно удлиняет путь, и если следовать в Коломенское по реке без остановок, то это занимает примерно день, а если делать остановки в древних почитаемых монастырях, которые встречаются по дороге (Новоспасский, Симонов, Данилов и Николо-Перервинский, последний более молодой, он виден, если стоять перед храмом Вознесения.Топоним Перерва возник потому, что Москва- река однажды, углубляя свои повороты создала прорыв(по древнерусски – перерву) перемычки, то есть получилась старица, и вот на этой перерве, перемычке, возникло поселение с соответствующим названием,а затем и монастырь), то и не один день, в монастырях можно было оставаться на ночёвку. Высадка высоких гостей, скорее всего, происходила в низине, в долине речки Жужи, там еще в советское время была пристань речных трамвайчиков, многие её помнят и затем процессия поднималась вверх, на высокий берег и торжественно въезжала на Государев двор. Об этом говорят Передние, главные ворота Государева двора, построенные при Алексее Михайловиче в 70-е годы XVII века. Но все- таки древнейшее ядро Государева двора находилось на том месте, где мы сейчас стоим, примерно в его центре и это ядро сейчас отмечено древнейшей постройкой, храмом Вознесения Господнего.
Когда то этот храм был непосредственно связан с государевым дворцом. Возможно в XIV-XV веках центр государева села находился к югу от Вознесения, в районе Воздовзводной башни, на это указывают некоторые археологические исследования, но в более поздние времена, в XVI веке, во времена Василия III и его сына и наследника Ивана IV государев двор скорее всего стоял к северу от Вознесенского храма и был с ним, скорее всего соединён. Об этом говорит поворот центрального, главного крыльца, ведущего на гульбище-галерею вокруг храма. Поворот к северу мог продолжаться деревянной галереей, которая позволяла в любую погоду, не выходя из дворца попасть в храм. Хотя деревянной галереи могло и не быть, но поворот крыльца есть, и он скорее всего был связан со дворцом.Известны отрывочные воспоминания о том, что такой дворец существовал, был он деревянным. Во всяком случае опричник – немец Генрих Штаден, мнение которого дошло до нас, пишет, что крымский хан Девлет-Гирей в 1571 году, совершив тот самый опустошительный набег на Москву, ещё прежде чем дошёл до столицы сжёг увеселительный дворец великого князя в селе Коломенское. Что касается названия дворца «увеселительный», то известна тенденция всех иностранцев называть загородные резиденции великих князей русских увеселительными, наверное, это близко к истине.
ХРАМ. Постройка во многих отношениях замечательная, и во многих отношениях остаётся загадкой для историков русской архитектуры и историков русской культуры. Это, насколько известно ПЕРВЫЙ РУССКИЙ КАМЕННЫЙ ШАТРОВЫЙ ХРАМ. Этот храм является отступлением от традиционного византийского типа русского крестово – купольного храма. Здесь небольшое крестообразное прямоугольное помещение, с крестообразными выступами переходит в восьмигранную башню – восьмерик, которая потом заканчивается восьмигранным шатром. Это и даёт основание выделить такие постройки в группу шатровых построек. И, насколько известно, а достроена и освящена она была в 1532 году, Вознесенская церковь была первым шатровым храмом на Руси.
Остаётся невыясненным вопрос, а были ли деревянные шатровые церкви до неё. Исследование этого храма занимались многие, можно выделить Сергея Сергеевича Подъяпольского, крупного историка архитектуры, который, вслед за многими, исследовавшими эту церковь, считал,что безусловно в архитектуре Вознесенского храма, как минимум видную роль сыграл итальянский мастер. Он предположил, что возможно это был Пьетро Аннибале(в России он известен под именем Петрок Малый). Ему так же принадлежат несколько стен и башен Китай-города. Но до сих пор совершенно непонятно, кто же именно подал такую идею, построить такой храм, который, можно смело сказать, дал толчок развитию русского шатрового зодчества, который в XVI-XVII веках принёс довольно обильные плоды.
Необходимо отметить характерные черты архитектуры Вознесенского храма, это прежде всего ГОТИКА. Между пилястрами прясла стен заканчиваются стрельчатыми вимпергами. Это характерная черта готической архитектуры. Волюты, завитки, на которые опираются эти вимперги тоже известны из итальянской готики. Само наличие ордера очень близко к традициям флорентийского искусства XVI века, на что давно обращают внимание исследователи, но ордер здесь очень своеобразный, прямых аналогий ему нет ни в русской, ни в итальянской архитектуре. Здесь есть определённые следы итальянского искусства, но нельзя сказать, что что-то напрямую было взято там и перенесено сюда в целом, неизменном виде. Это некая творческая переработка налицо. Причём ордер и вимперги, свойственные для западной архитектуры здесь своеобразно сочетаются с традиционными московскими кокошниками, двух- или трёхрядными,что весьма интересно. И, в соответствии с традициями московской архитектуры, храм стоит на высоком подклете, окружён полностью, по периметру, галереей-гульбищем, на которую ведут три высоких крыльца – всхода.

ИНТЕРЬЕР ХРАМА ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЕГО В КОЛОМЕНСКОМ.
Характерной осообенностью этой церкви является её небольшой объём, здесь свободно могут разместиться примерно 30 человек. Это не приходская церковь, этот храм приходским никогда не был, это государева церковь, которая открывалась нерегулярно, во время присутствия здесь Государя – великого князя или царя. И поскольку посещение Коломенского, как и других загородных царских резиденций происходило летом,т.е. в тёплое время года, то этот храм был летним, он не отапливался.
Ещё одной особенностью этого храма является то, что при небольшом пространсве внутри храма он очень высокий, то есть его объём – это что-то в виде трубы, тёплый воздух довольно быстро поднимается вверх, плюс толстенные стены – до 4 метров кирпича и белого камня, всё это очень трудно прогреть, и на самом деле здесь очень холодно. Именно по той причине, что храм очень холодный, до нас не дошло ничего из его древнего убранства, не сохранились его иконостасы. Если здесь и была какая – то фресковая внутренняя роспись, то от неё тоже ничего не сохранилось. От иконостасов XVIII-XIX веков есть кое-какие следы, на восточной стене, наверху слева и справа от иконостаса видны такие горизонтальные затёски – выемки в стене, на них опирались тябла – горизонтальные тяги,служившие опорами иконостаса XVIII-XIXвека. А древний иконостас, времён постройки этого храма, был, видимо, меньше. Как он точно выглядел неизвестно, от древнего иконостаса сохранились лишь царские врата, которые хранятся сейчас на экспозиции в Передних воротах, их можно увидеть.
В 2007 году началась работа по восстановлению иконостаса, ею занималась семья потомственных иконописцев Филатовых,во главе с изографом Сергеем Филатовым, этот трёхрядный иконостас был освящен в 2008 году. Сделан он по мотивам сохранившегося иконостаса XVI века Антониева монастыря в Великом Новгороде, и, соответственно, иконопись была выполнена в древне- русском, северо-новгородском стиле. А отправной точкой, неким звеном, стали наши Царские врата, которые были очень хорошо скопированы, потому что подлинные не очень хорошо сохранились, многие элементы, в том числе деревянная резьба утрачены. Но, в целом, древние врата хорошо читаются, скопированы они достоверно. Ещё необходимо заметить, что хранящиеся в нашей экспозиции Царские врата Вознесенского Коломенского храма – древнейшие из сохранившихся резных деревянных царских врат такого назначения. Технология их выполнения такова – это резная деревянная основа, на которую наклеены пластинки из тонкого мягкого дерева, эти пластинки насквозь прорезаны ажурным узором, и поверх эти деревянные аппликации позолочены, одним из способов золочения деревянных поверхностей (либо фольгой, либо золотой краской). На подлинных сохранившихся царских вратах заметна ещ ё подложка между основой и ажурным покрытием из тонкого слоя слюды- блестящего минерала, здесь же такой подложки нет. И поскольку сохранились лишь царские врата, то остальное пришлось реконструировать по образцам известных иконостасов того времени. Трёхрядный иконостас, подбор икон был неизвестен и его пришлось составлять творческим путём.
И поскольку во время строительства храма, у его заказчика, великого князя Василия рождается долгожданный наследник, то, конечно, здесь присутсвует икона духовного покровителя царевича Ивана Иоанна Предтечи. Он изображён с собственной же отсечённой головой в руках, с секирой, лежащей при корне древа, символизируещего пророчество Иоанна Предтечи –« уже секира лежит при корне древа, исправте свои пути, грешники». Рядом и иконой Иоанна Предтечи – икона Тихвинской Богоматери. Дело в том, что к Тихвинской иконе, в Тихвинский монастырь в 1529 году направился моленный поход во главе с самим великим князем Василием Ивановичем и его второй женой Еленой Глинской. И, видимо, то ли во время моленного похода к Тихвинской иконе, либо сразу после него, великая княгиня понесла,что было очень радостным событием.
Точная дата закладки Вознесенского храма неизвестна. Примерно подсчитано, что строился он не менее четырёх лет, то есть заложен он был то ли в 1528, то ли в 1529 году. И, скорее всего, его начали строить ещё до того, как стало известно, что у государыни будет ребёнок и древняя легенда о том, что храм построен по обету великого князя в честь зачатия наследника, остаётся всего лишь не совсем достоверной легендой, так как заранее князь не мог знать о поле будущего ребёнка.
В храме совершенно замечательная акустика, даже сейчас слышно, как тихий голос гуляет где-то наверху храма, постройка, видимо, специально была ориентирована на такие акустические эффекты. Небольшое количество певчих, или как их называли певчих дьяков, размещались на хорах – специальном балконе по традиции расположенном над входом, певчих было немного, 8-10 человек, этого было весьма достаточно, что бы создавать удивительное пение. В северной стене, есть вход на хоры, узкий проход в стене, и, что любопытно, проход продолжается после выхода на хоры, дальше наверх по стене, узких лаз с очень крутыми ступеньками в толще стены поднимается к шатру и там наверху он заканчивается тупиком, никакой двери там нет, есть только маленькие щелевидные окошки. Для чего проделан этот лаз совсем непонятно, скорее всего для каких-то хозяйственных целей, для ремонтных работ, но как туда вылезали не совсем понятно, окошки очень маленькие.Хотя, может быть, проход был сделан позже,т.к. в храме много более поздних переделок.
Ещё в иконостасе находится икона Спас Смоленский, где изображён Спаситель с припадающими к его стопам святыми Сергием Радонежским и Преподобным Варлаамом Хутынским. Такой набор святых совсем не случаен. В 1528 году был крупный набег на Москву крымских войск (какой-то Гирей). Набег благополучно был отражён и с его отражением была связана широко распространенная и почитаемая история о том, что инокиня Кремлёвского Вознесенского монастыря незадолго до набега на Москву узрела чудесное виденье.До подхода к Москве набег развивался очень удачно для поганых, они пограбили достаточное количество русских Владимирских земель, двигались на Москву, в городе было известно, что следует ждать большой беды, а основные русские войска были на западных границах Литвы, столица была практически беззащитной, приходилось рассчитывать только на крепость стен и на то, что у народа хватит выдержки и силы духа.Вышеупомянутая инокиня узрела чудесный сон о том, что сонм святых во главе со Спасителем выходит из Спасских ворот Кремля, унося с собой Кремлёвские святыни. Но эту процессию останавливают, преграждают ей дорогу Святые Преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Они припадают к ногам Спасителя и умоляют его не покидать и не оставлять своим заступничеством Москвы,святые упрашивают Господа не покидать столицы. Процессия повернула и ушла назад в Спасские ворота. В действительности, не дойдя примерно 70 км до Москвы татары повернули, не смотря на то, что никто им особенно не противодействовал, с полоном, с награбленным добром, повернули и ушли. Это событие произошло примерно в год закладки храма, и это событие ещё было очень свежо и на слуху и в дань памяти этому событию и было решено поместить здесь эту икону, поскольку она связана с историей Вознесенского храма.

Храмовая икона Вознесения Господнего, праздника, который очень почитается на Руси и празднуется на 40 день по Пасхе и этому евангельскому событию посвящён храм, когда Христос вознесся на небеса с Елеонской, Масличной горы, недалеко от Иерусалима в присутствии сонма ангелов. В Иерусалиме издревле находился посвещённый этому событию храм и там почитается камень, на котором отпечатались стопы Христа. Этот камень с отпечатком мы и можем видеть на этой иконе, на иконографическом изображении Масличной горы.
Исторически удалось установить, что в этом храме существовало как минимум 7 иконостасов. Царские врата нам достались от третьего, который существовал примерно в 60-70 годах XVI века. И иконостасы, и фресковая роспись, если она здесь была, просуществовали недолго, ведь зимой храм очень сильно промерзает -накапливаются сырость и конденсат,разрушающие дерево, приходилось мирится с тем, что в холодном помещении всё очень быстро разрушается,по сравнению с теплыми храмами.
Стоит обратить внимание на пол в храме. Здесь оставлен зондаж, выемка, которая показывает несколько слоёв пола,существовавшие здесь в прошлом. На этом зондаже видно, что изначально пол был покрыт керамическими плитками,датируемыми XVI веком, светлые и тёмные керамические плитки чередуются здесь в шахматном порядке. Фрагменты подлинного керамическеского пола хранятся в Передних воротах. На самом деле, плитки не квадратные, а квадратики собирались из треугольников. Дальше мы видим пол XVII века, потом XVIII – также собранный из керамических плиток. И тот пол, на котором мы стоим, напоминает оригинальное покрытие пола XVI века.
Общая высота храма до основания креста – 62 м, 42 метра – высота внутреннего помещения, высота шатра – 20 метров. Иконостас – около 10 метров высотою.
Храм украшен современным паникадилом, которое было сделано в Испании, паникадило позолоченное.

ОБХОДНАЯ ГАЛЕРЕЯ ХРАМА.
Когда то храм был украшен очень сложной белокаменной резьбой, но она дошла до нас в очень плохом состоянии и лишь фрагментарно, сейчас храм побелен и белокаменная резьба теряется на фоне побеленных стен, поэтому очень трудно оценить, как он выглядел прежде. Храм очень сильно страдал во время многочисленных пожаров, самым мощным и разрушительным был пожар 1571 года, когда рядом горел деревянный дворец и жар от горящего дворца, хотя и и не смог разрушить храм, но сильно повредил белокаменную резьбу.Повсеместно на белокаменной резьбе можно видеть желтоватые следы оклины,напоминающие об этом грандиозном пожаре.
Резные белокаменные детали были спрятаны в толщу кладки, видимо их изготавливали отдельно, не на месте строительства и не всегда согласованно.Например замечательная капитель у южного портала храма была просто спрятана в глубине кладки и открыта специально для экскурсантов. А что находится с обратной стороны этой детали- неизвестно до сих пор.
ЦАРСКОЕ МЕСТО.
Знаменитый и загадочный царский трон, который следует называть « царское место». Это белокаменный трон, который пристроен к восточной, алтарной части храма, снаружи. Ничего подобного в русской православной архитектуре неизвестно. И до сих пор этот трон- ещё не разгаданная загадка и можно предложить только вариант ответа на вопрос о том, что же это такое.
Конструкция, которую мы видим сейчас – разновременная, она складывалась постепенно, древнейшая её часть – сиденье трона, спинка и розетка, которая венчает спинку, самая замечательная часть – лапы, на которые трон опирается(есть много споров, чьи это лапы – возможно львиные)- эти части датируются началом XVI века, когда храм и был построен. Затем балюстрада, которая окружает кирпичную постройку, окружающая царское место и опирающаяся на базы. На самом деле эти базы – это перевёрнутые капители невостребованных пилястр, они совершенно идентичны капителям,установленным на пилястрах этого храма. То ли они были выломаны из каких-то пилястр, не дошедших до нас, то ли просто не понадобились на месте строительства, но так или иначе их уже в XVII веке перевернули и поставили на них кирпичную оградку. Оградка XVII века. Бочка, которая завершает оградку с гипсовым двуглавым орлом и решёткой появляется в XIX веке. Вот это нагромождение разновременных пристроек и скрывает загадочный трон из белого камня. Для чего он мог служить не очень понятно, дело в том, что архитектурно в этом храме алтарная часть не выделена, как правило с востока в храме есть конха, некий выступ – архитектурно выделенное место, где помещаеся алтарь, сакральный центр храма. Здесь ничего подобного нет, храм симметричен, представляет в плане квадрат, по бокам которого есть выступы, которые делают храм крестообразным,т.е. в плане это равноконечный крест. Поскольку в этом храме алтарная часть не выделена, возможно, этот трон -суть некая замена конхи. Не исключено, что во время богослужения здесь ставилась икона – либо храмовая, либо праздничная и знаменовала божественное присутствие.
Заметны желтые следы на белом камне, которые считаются следами воздействия огня, высоких температур.
Ещё один вопрос, ответ на который не найден до сих пор – как храм выглядел в XVI веке, был ли он белёным. Учитывая обилие белокаменного орнамента, то храм выглядел очень красивым и не побеленным. Многие помнят, что собор не так давно, в третьей четверти ХХ века был небелёным, и на фоне тёмного, почти коричневого кирпича белокаменные детали создавали прихотливый, интересный узор, что было очень эффектно. Но, известно, что в давние времена старались храмы белить, за Москвою даже закрепилось прозвище «белокаменная», поэтому вероятнее всего, что храм был белёный. Хотя стены и Кремля, и Китай-города были кирпичными, но надо помнить о том, что на Руси кирпич называли камнем, его, как правило белили, отсюда и такое название «белокаменная».

ПОДКЛЕТ ВОЗНЕСЕНСКОГО ХРАМА.
Подклет, или, буквально, под клетью, это нижнее помещение, традиционная часть в русских постройках – и хозяйственных, и жилых, и храмовых,служил для разных целей. Нижний, нежилой этаж постройки позволял приподнять пол над землёй, что в России имело смысл ввиду большого количества снега и низких температур. Когда под полом находится воздушное пространство, то верхнее помещение теплее, это давно замечено и справедливо и для простых крестьянских изб, и для более значимых построек. Так же в помещение, находящееся выше уровня земли попадает меньше грязи и есть в этом и некий символический момент, когда храм находится на возвышенном месте, над уровнем земли.
Как же использовались эти подклеты? Здесь тоже была своя специфика. Долгое время не только деревни, но и города были полностью деревянными, и если где и имелась каменная церковь, то в ней старались хранить ценные вещи, потому что пожары были вечным спутником русского человека и висели постоянной угрозой над его жизнью и бытом, хозяйством. И ценности, накопленные тяжёлым трудом, старались держать в несгораемых помещениях, отдавать на хранение, в том числе и в храм. Поэтому храмы, стоящие в окружении деревянной постройки служили такого рода хранилищем. Так же в них хранились и собственно церковные ценности, в частности и вышедшие из употребления культовые предметы, например, старые иконы. В России существует древняя традиция никогда не выбрасывать и не уничтожать иконы, даже если они по какой-то причине уже совершенно неразличимы, повреждены, их просто складывают в какое-то место, где они могут лежать в цельности и сохранности долгое время. Не напрасно об этом идёт такой длинный разговор, с традицией хранить старые иконы связана история обретения одной из важнейших святынь ХХ века.
Первое помещение – западная часть подклета Вознесенской церкви, которая стала закрытым помещением довольно поздно, сначала эта часть была открыта. Вот здесь видны пилястры,прежде бывшие опорными столпами, которые несут тяжесть западной части гульбища, по которой можно было спокойно проходить, и только в конце XVII века между ними возникают толстые, двухметровые кирпичные стены и возникает новая, западная часть подклета, где мы и находимся. Опять же в углу оставлен зондаж, где находятся бесформенные обломки белокаменных глыб, намертво связанные между собой известковым раствором, который с успехом многие века заменял современный цемент. Это верхняя часть грандиозного фундамента, на котором стоит храм, также одна из неожиданных и крупных находок исследователей Вознесенского храма в XX веке. Была открыта редкостная, очень мощная конструкция его фундамента. Дело в том, что храм сам по себе представляет собой крупную, башнеобразную постройку, такой древний небоскрёб, который на небольшую площадь оказывает очень мощное давление, его тяжесть очень велика, кроме того, он расположен на очень опасном месте, на краю крутого берега реки, прямо над родником, который тоже представляет собой серьёзную угрозу, поскольку может подмыть берег и вся конструкция разрушится и обвалится, и для того, что бы предотвратить это разрушение и был сделан вот такой необыкновенно мощный фундамент. С обычным ленточным фундаментом все знакомы, когда роется траншея, глубиной более, чем глубина промерзания земли зимой, в неё укладывается кирпичная или каменная кладка, и поверх неё уже ставится и само здание, а здесь фундамент платформенный, такой же примерно, как делается для современных небоскрёбов, то есть был выкопан котлован, на его дно вбиты несколько тысяч дубовых свай, сохранившихся до сих пор, так как дуб очень прочный материал, и поверх этого свайного слоя был уложен мощный белокаменный фундамент из блоков, связанных между собой известковым раствором. Этот раствор схватил блоки и образовалась мощнейшая каменная подушка, которая имеет разную толщину. Со стороны реки, с внешнего края, его толщина около 6 метров, с напольной стороны, с запада, толщина значительно меньше, около 3 метров. Так как местность наклонная, то фундамент имеет форму ступенчатую и такая разница в толщине объясняется этими ступеньками, перепадами толщины. Под самой тяжёлой, центральной частью толщина фундаманта больше, а под относительно лёгким гульбищем меньше.
Таким образом мы находимся в мощном каменном мешке, с одной стороны у нас двухметровые каменные стены, а если зайти в древнюю часть подклета, то там толщина стен и 3 метра и снизу ещё много метров белокаменной кладки. Таким образом подкопом сюда добраться практически невозможно. И весьма резонно предположить, что великий князь, царь, хранил свою походную казну во время своих посещений Коломенского именно здесь, в самом надёжном месте, по сути в сейфе, который запирался и находился под охраной. Надо отметить, что в подклете Покровского Собора, храма Василия Блаженого в конце XVI века тоже хранилась государева казна, некая её часть и в XIX веке во время земляных работ был открыт подкоп под подклет Покровского храма. Со стороны Зарядья к подклету храма вёл подземных тоннель, но довести до конца дело грабителям не удалась, этот подкоп обрушился. А, вообще, могли бы и ограбить храм, там фундамент не такой мощный, как здесь.
Проходя в центральную часть подклета, следует обратить внимание на толщину стен.
Следует обратить внимание на икону, это список с чудотворной иконы «Богородица Державная». Державной икона именуется потому, что она восседает на престоле, держа царские регалии, увенчана венцом, на ней порфира, багряница царская и знаки царской власти – скипетр и держава, на коленях её младенец Христос. Этот список расположен здесь в память о событии, которое произошло здесь 3 марта 1917 года, когда простая крестьянка, жительница слободы Перерва (это событие не легендарное, оно достоверно зафиксировано в документах)обнаружила здесь чудотворную икону.В феврале 17 года ей несколько ночей снился сон, она почувствовала, что это не простой сон, а нечто большее. Во сне она видела величественную женщину, лица которой она не разглядела и голос которой потрясал всё сознание этой женщины и говорил,что она должна пойти в село Коломенское, там в высокой белой церкви есть большая чёрная икона, надо её сделать красной, и пусть молятся. В итоге, она поняла, что это не просто так, пошла в Коломенское, довольно долго она пыталась здесь найти то, о чём видела сон, с настоятелем Вознесенского храма она осмотрела все имеющиеся здесь иконы, но не могла признать нужной. Их разговор случайно услышал сельский сторож, который напомнил батюшке о том, что в подклете церкви есть старые иконы и предложил осмотреть их. Действительно, в подклете нашли несколько старых икон, одна из них была большая и когда с неё стёрли пыль и грязь, то проявилась царская красная порфира, Богоматерь, восседающая на престоле. Событие было бы не столь важно, но практически в этом же час далеко отсюда под Псковом, на станции Дно, где была ставка русских войск Император подписал акт об отречении от престола. Это совпадение всеми православными людьми было воспринято как некий символический жест, знак, знамение, что царская власть в России прекратилась и наступила новая эпоха, и Богородица – единственная на Русской земле, кто может почитаться как царица. Подлинник иконы сейчас хранится здесь же в
Коломенском, на правой солее Казанского храма. Надо сказать, что такой образ, такая иконография Богородицы была изввестна и ранее, но другие иконы почитались гораздо больше, а вот после вышеописанных событий этот образ стал почитаем. Эта икона почитается как последняя по времени великая чудотворная икона России. Судя по всему, икона была написана в XVIII веке. Никто не знает, как она сюда попала, возможно это связано с событиями 1812 года, когда Москва и окрестности подвергались грабежам. Конкретно Коломенские земли грабились кавалерией Мюрата, в попытках спасти имущество могли кое-что убрать в подклет. Икона могла попасть в подклет из какого-то из окресnных храмов, а потом все следы её принадлежности потерялись, забылись, и она не один десяток лет здесь лежала, никому не ведомая и всплыла из небытия и забвения в особое,трагическое,переломное время. Надо сказать, что в 1812 году Казанская церковь была разграблена подчистую французами, загажена, там стояли лошади кавалерийской дивизии. О присутствии здесь части французской армии говорят не только документы, но и археологические факты, несколько лет тому в траншее, которая была выкопана за Казанской церковью археологами,сотрудник музея обнаружил французского бронзового орла, скорее всего это наконечник древка штандарта.
В центре, на стеклянных полочках лежат белокаменные обломки. Тот белокаменный декор храма, который существует сейчас, разительно отличается от того, что было прежде.Сохранилась очень небольшая часть первоначального декора. Подобных обломков белокаменного декора XVI века, какие представлены здесь на экспозиции, археологи обнаружили вокруг храма с середины 70-х годов прошлого века около 2-х тонн. Такие большие и маленькие фрагменты сейчас хранятся на отдельной экспозиции камнехранилищ. И многие из них несут следы копоти, так как эти шишкообразные элементы, розетты, действительно окалины от сильного жара и откололись сами по себе. Белый камень, надо сказать, материал достаточно прочный, но он не выносит жара, особенно если это мелкие детали, резные, они отскакивают и с храма падают вниз, отсюда такое количество находок.
На экспозиции также представлены иллюстрации из Лицевого Летопистного свода, который был составлен в 50-е годы XVI века, в первые годы правления Ивана Четвёртого, по его распоряжению в Москве был составлен подробнейший свод летописей, украшенный многочисленными иллюстрациями, из которых многие раскрашены, а многие остались черно-белыми, нераскрашенными, из-за этих картинок свод и получил название лицевого.
Интересно, что формула, по которой описано строительство этого храма совершенно совпадает с формулой, по которой описано строительство Успенского собора Московского Кремля, который многие века был главным храмом русского государства, недаром там венчались на царство государи московские. И то, что строительство этого храма было описано также, той же формулой, как говорят исследователи, наводит на мысль, что эта церковь имела ещё какое-то очень важное политическое значение, не только художественное или художественно-религиозное. Вот здесь изображён пир, который давался в Коломенском дворце(на правой стене) Великого князя Василия Ивановича по поводу строительства и освящения храма Вознесения Господнего в Коломенском. Вот сам великий князь подаёт митрополиту Даниилу солонку за столом. Видно, что великая княгиня, Елена Глинская, показана со своей служанкой, уезжающими из дворца. Таков был древний этикет – мужчины садились пировать, присутствие женщины было неуместно, государыня на возке возвращается назад в Москву. Пир давался здесь же в государевом дворце, о котором мы почти ничего не знаем. Что касается формулы, то она звучала так: “Князь и Великий Государь Всея Руси, возлюби ею(эту церковь) и украси всякою добротою», то есть пожаловал храму и приходу разные церковные предметы, утварь, пожаловал финансовые средства. Интресно, что автор иллюстрации (уже следующая иллюстрация)изобразил иконописное убранство, которое помещалось на храме снаружи. Неизвестно только, можно ли такое изобразение понимать буквально, были ли на штукатурке написаны образы святых, не очень это понятно. Изображены здесь Богоматерь и Николай Чудотворец.
Нынешняя главка Вознесенского храма возникла в 60-е годы XIX века, во время реставрационных и исследовательских работ, которые проводил архитектор Шохин. Принципиально он ничего не поменял, но старинная, первоначальная главка до нас не дошла, церковь была полностью белокаменная.
Самая интересная из всех картинок – освящение храма. Вот он опять изображён, стилизован, с главкой, а что-то вокруг него настроено,видимо изображены постройки государева дворца XVI века, о которых мы ничего не знаем. Тут самый торжественный, волнующий момент освящения, которое состоялось 3 сентября 1532 года. Клир во главе с митрополитом, патриархов тогда ещё не было, находится здесь, в алтаре, хотя кажется, что они изображены на улице, на самом деле здесь, в алтаре. Это момент таинства литургии, здесь чаша с дарами, и видно, духовенство снимает головные уборы, поэтому они изображены с непокрытыми головами. А вот государь, в княжей шапке, особо пышной. А почему он в шапке – неведомо. Видимо автор не стремился точно отразить весь церемониал. А двухлетний княжич Иван Васильевич изображён на руках. А тут Москва-река, а за нею град Москва.
Интересно, что отец Ивана Четвёртого именовался уже царём, но внутри государства, этот титул не был предметом дипломатическим, о царском титуле до Ивана Четвёртого ещё не извещали сопредельные державы, то есть сакральной чин венчания был проведён только с венчанием на царство Ивана Грозного и его титул стал предметом политической деятельности и предметом споров с извечным «доброжелателем» Польским государством.
Напоследок парсуна самого царя Ивана Грозного Васильевича, Это иллюстрация из царского титулярника 70-х годов XVII века, т.е. портрет составлен по мотивам уже почти через 100 лет после смерти изображаемого персонажа, хотя некой исторической ценностью эта парсуна безусловно обладает.
Здесь также представлена часть археологической коллекции с земель, непосредственно примыкающих в Вознесенскому храму – обломки разной керамической посуды- корчаги, кастрюли, обломок бронзового браслетика XV века, керамическое пряслице, такой грузик, который надевался на веретено, чтобы оно легче вращалось и сподручнее на него наматывать нитку и т. д. Ключ под №4 интересенсвоей непохожестью на современные. Так выглядели старинные ключи. Ключи привычного нам вида с бородкой появились из Германских земель ближе к середине XV века, а полностью вытеснили все остальные ключи и замки и того позже, уже к середине XVI века.Представлен также ключ от цилиндрического замка, которые были в ходу в XII-XV веках.

Гениальная церковь Вознесения в селе Коломенском – один из немногих сохранившихся памятников эпохи Ивана Грозного в Москве. А в градостроительной модели средневекового «Третьего Рима» Коломенское было символом той самой Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Господне.

«За государем»

По преданию, история села Коломенского началась в 1237 году, еще во времена нашествия Батыя. Легенда гласит, что тогда жители городка Коломны бежали от страшного хана из своего разоренного города поближе к Москве и будто бы даже хотели укрыться в стенах Кремля, но он уже был занят москвичами. И тогда беженцы устроили на южной окраине первопрестольной, на высоком берегу Москвы-реки, поселение Коломнинское, названное в память их разрушенного города. Потом оно стало называться просто Коломенское.

Действительно, название села Коломенского произошло от имени города Коломны. А вот происхождение имени самого города как легенды, так и многочисленные версии ученых объясняют иначе. Наиболее вероятно, что это гидроним от реки Коломенки. Или же оно произошло от слова «каменоломня», где добывали тогда строительный камень. Или от слова «колодня», означавшего темницу, где томились в колодках заключенные. Или даже от знатной итальянской фамилии Колонна: якобы ее представитель – Карл Колонна, спасаясь от преследований Римского папы, выпросил у русского государя землю, основал на ней целый город и назвал его своим именем. Обычно же считается, что в основе имени Коломны лежит угро-финское слово «колм», означавшее могильник или кладбище, либо славянское слово «коломень», то есть «соседство», «окрестности» («около»), что вполне подходило и для подмосковной Коломны, и для Коломенского.

Впервые село Коломенское упоминается в 1339 году в духовной грамоте (завещании) князя Ивана Калиты, которую он составил перед очередной поездкой в Орду (никто не знал тогда, с чем князь вернется обратно и вернется ли). В то время Коломенское уже числилось «за государем», то есть значилось вотчинным родовым владением московских князей. Это было поистине райское местечко с заливными лугами и живописными окрестностями, где и расположилась на несколько столетий великокняжеская, а потом и царская летняя резиденция. В том же XIV веке был выстроен первый деревянный княжеский дворец с фасадом, обращенным к Москве-реке.

Князь Димитрий Донской останавливался в Коломенском на отдых с войском, возвращаясь с Куликовской битвы: здесь ликующие москвичи встречали его с почетом, хлебом-солью, «медами и соболями». По легенде, он же тогда и основал здесь благодарственную деревянную церковь во имя святого Георгия Победоносца –покровителя княжеского рода и русского воинства, подле которой захоронили умерших на возвратном пути воинов, раненных на Куликовом поле. По другой версии, эту церковь заложили в честь радостной встречи князя-победителя.

Само же село Коломенское тогда было еще незначительным. Особо полюбил это место Иван III и устроил в нем постоянную резиденцию. И только со времени правления Василия III, любившего здесь «живать» и сыгравшего исключительную роль в судьбе Коломенского, село переживает начало своего расцвета. Августейшие жильцы Коломенского и стали заказчиками его церквей. Особенность Коломенского в том, что его памятники нельзя рассматривать в отдельности. Только все вместе они образуют исторический феномен Коломенского, хранящего много загадок и тайн, запечатлевшего самые судьбоносные и драматические события русской истории.

«И вся красота поднебесная»

Считается, что после деревянного Георгиевского храма здесь появилась и первая каменная церковь – в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, что в Дьякове, – на высоком холме, отделенном от остального Коломенского глубоким оврагом. (Интересно, что на этом месте в XIX столетии была обнаружена древнейшая на территории Москвы Дьяковская археологическая культура – первобытное поселение времен каменного века.)

Восхитительная Предтеченская церковь, относящаяся к XVI веку и почитаемая архитектурной предшественницей храма Покрова на Рву, что на Красной площади, хранит в себе множество загадок. По традиционному мнению, она была основана Василием III в 1529 году как моленный и обетный храм о рождении наследника, которого великий князь ожидал более 20 лет и ради которого решился на беспримерный в то время шаг – официальный развод с первой женой, Соломонией Сабуровой. Ее насильно постригли в московском Рождественском монастыре, и она, по легенде, прокляла за это и бывшего супруга, и его новый брак, и все его потомство. Но и во втором браке Василия III с Еленой Глинской детей не было несколько лет. Зимой 1528/1529 года состоялась поездка великокняжеской четы по монастырям с молением о даровании наследника, но супруги не получали просимого, пока не обратились в молитвах к преподобному Пафнутию Боровскому.

Моленные храмы святому Иоанну Предтече великий князь Василий III стал строить задолго до рождения у него сына. Их посвящение было связано с тезоименитством Ивана Калиты – родоначальника московских великих князей: так Василий III молился о даровании наследника, которого обещал наречь Иоанном в честь его великого предка. После рождения в 1530 году сына, действительно нареченного Иоанном, храмы святого Иоанна Предтечи строились уже в честь его именин.

Традиционно считается, что в 1529 году Василий III в ознаменование молитвы о сыне построил многопрестольный Предтеченский храм в Коломенском. Главный престол посвящен Иоанну Крестителю, что символизировало желание государя иметь наследника, тезоименитого Ивану Калите. Моление о зачатии выразилось в посвящении одного из приделов праведной Анне – матери Пресвятой Богородицы. Другой придел посвящен апостолу Фоме, сначала не поверившему в Воскресение Христа, что символизировало осознание государем, не имевшего потомства, греховности неверия и сомнений. Посвящение еще одного придела митрополиту Петру, покровителю рода Калиты, знаменовало молитву о ниспослании чуда. Следующий престол был освящен в честь равноапостольных Константина Великого и его матери Елены, что символизировало молитву к небесной покровительнице Елены Глинской.

25 августа 1530 года (ст. ст.), в канун памяти Усекновения главы святого Иоанна Крестителя, родился долгожданный наследник, будущий первый русский царь Иван Грозный. В честь рождения сына Василий III повелел в следующем, 1531-м, году выстроить в Москве несколько Предтеченских храмов, в том числе и знаменитый Иоанновский монастырь на Кулишках. Главным же из этих благодарственных церквей стал храм Вознесения в Коломенском, освященный в 1532 году.

Однако загадки Предтеченского храма на этом только начинаются. Это несомненно памятная церковь, то есть возведенная в ознаменование какого-то события, но какого – теперь историки сомневаются в однозначном ответе. Современные версии ученых делятся на вышеизложенную раннюю – храм был построен как моление Василия III о рождении наследника, и позднюю – храм был построен самим Иоанном Грозным, возлюбившим Коломенское не менее своего отца, и посвящен его небесному покровителю. Он мог появиться в память венчания Иоанна Васильевича на престол в 1547 году, хотя в честь этого события в Москве была выстроена Петроверигская церковь на Маросейке, (венчание состоялось в праздник Поклонения веригам апостола Петра), от которой ныне осталось лишь название Петроверигского переулка. В числе других поводов к возведению Предтеченского храма в Коломенском называют и взятие Казани в 1552 году, и моление о даровании наследника – царевича Иоанна Иоанновича, и благодарение за его рождение, и даже покаяние за его убийство. Еще одно древнее предание гласит, будто Предтеченский храм выстроили те же зодчие Барма и Постник, которые возвели собор Покрова на Рву, что не только опровергает знаменитую легенду об ослеплении мастеров, но и придает ей иное звучание: на вопрос царя, могут ли они выстроить храм лучше, они ответили, что могут – и выстроили новое чудо в Коломенском. (Если только Предтеченский храм действительно был возведен в 1550-х годах.)

Но все же большинство ученых склоняется к традиционной версии о временном приоритете Предтеченской церкви над Вознесенской и о том, что она стала предшественницей Покровского собора, своего рода архитектурным экспериментом, где впервые вокруг центрального храма были объединены несколько придельных церквей. Если же правы сторонники поздней версии, то Предтеченская церковь была домовым храмом семьи Иоанна Грозного, рождение которого столь благодарно ознаменовали храмом Вознесения в Коломенском.

Такие же споры ведутся и о причине возведения Вознесенской церкви. Иные считают, что именно она могла быть возведена Василием III не как благодарственный, а как обетный храм (если Предтеченский храм был построен позднее). Другие даже полагают, что Вознесенский храм и вовсе не имел отношения к рождению наследника, а был построен Василием III в благодарность за победу над крымским царевичем Ислам-Гиреем, одержанную в 1528 году. Большинство же склоняется к общепринятой версии, что Вознесенский храм – благодарственный, воздвигнутый после рождения будущего царя, которое сопровождалось знамениями, сильно испугавшими москвичей – грозой с молниями и даже землетрясением.

Вторая линия споров – имя архитектора Вознесенского храма. Одни называют его «неизвестным», но, несомненно, русским мастером. Другие – и их большинство – считают его архитектором итальянского зодчего Петрока Малого, что построил в те же 1530-е годы крепостную стену Китай-города в Москве и дворец Василия III в Коломенском. А раньше коломенский храм Вознесения ошибочно приписывали Алевизу Новому, построившему Архангельский собор в Кремле. Архитектурные элементы и техника Вознесенского храма указывают на знакомство его автора с итальянской архитектурой. Ведь в то время еще продолжались «великие стройки» итальянцев в Москве, где их прозвали «Фрязиными»: не привыкнув к русским морозам, они жаловались на своем языке: «Фре! фре!» – «холодно». Петроку Малому, несмотря на его шедевры, не повезло в России. От «великого мятежа и безгосударствия», начавшегося после смерти Елены Глинской в 1538 году, он бежал в Ливонию, его отправили в Дерпт на суд местного епископа, который решил выдать беглеца московскому князю. Какая судьба его постигла в дальнейшем – неизвестно. Ведь он знал многие тайны московских крепостей, которые русские государи разглашать не хотели.

Для понимания символико-архитектурного феномена Вознесенской церкви Коломенского следует обратиться к канонам градостроительной модели средневековой Москвы, осмыслявшей себя «Третьим Римом», и единственной наследницей Византии, и богоизбранной державой, призванной сохранить Православную Церковь, и центром мирового Православия. Средневековая Москва воспроизводила в своем градостроительстве символы главных христианских цивилизаций – Иерусалима, Константинополя, Рима, преемницей которых ощущала себя, и образ Града Божия из Откровения Иоанна Богослова. Москва осмысленно устраивалась как архитектурно-градостроительная икона Града Божия – Небесного Иерусалима – и уподоблялась во образ Святой Земли, связанной с земной жизнью Господа Иисуса Христа.

В этой градостроительной модели «Третьего Рима» великокняжескому Коломенскому отводилась особая роль – символизировать иерусалимскую Елеонскую гору, на которой совершилось Вознесение Господне. Крупнейший православный исследователь средневековой Москвы М. П. Кудрявцев отмечал, что в Москве, в отличие от Иерусалима, эта градостроительная ось развивалась не на Восток, а на юг – от Кремля в Коломенское через Замоскворечье, которое в свою очередь было образом Гефсиманского сада. И сама архитектура белоснежного, стройного, граненого, как кристалл, коломенского храма, взмывающего в небо на высоком берегу Москвы-реки, символизировала Вознесение Господне.

В соответствии с русской эсхатологической идеей коломенский храм Вознесения был и символом Второго пришествия Христа, которое ожидается там же, на Елеонской горе, где совершилось и Его Вознесение. Москва, устраивавшая себя «Третьим Римом», словно уготавливала пути Господу. Так и получилось, что в Коломенском – символической Елеонской горе Москвы – был построен именно Вознесенский храм, как и в Иерусалиме. Есть версия, что храм в Коломенском отстоит от Кремля на том же расстоянии «дневного пути», как Елеонская гора отстоит от Иерусалима. В средневековые времена ожидание скорого конца света было естественным, и его могли ожидать именно в «Третьем Риме» как последнем и единственном оплоте мирового Православия после того как Россия осуществит свою мессианскую идею. По московской легенде, Господу даже уготовили символическое место в восточной части Вознесенского храма.

Более того, до окончательного сооружения Ивана Великого при Борисе Годунове, именно Вознесенский храм в Коломенском был самым высоким сооружением Москвы: его высота составляла более 60 метров. Устроение столь символического храма в великокняжеском Коломенском подчеркивало роль московских государей и всего государства Российского как оплота и защиты Православной Церкви согласно идеологии «Третьего Рима». Огромная высота храма обусловила и свободу внутреннего пространства, которое создавало ощущение свободного вознесения и взоров и душ, устремленных к небу.

«Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде сего на Руси», – писал о ней древний летописец. Предназначению Вознесенского храма символизировать богоизбранность России и русскую идею соответствовала новая гениальная архитектура храма, подобно стреле рвущегося к небесам: шатер, положенный в основание храма вместо традиционных крестово-купольных храмов, пришедших к нам из Византии. Это был первый на Руси каменный шатровый храм. В нем выражалась, во-первых, самобытность России как самостоятельной православной цивилизации и, во-вторых, сама символическая идея шатра. Если в крестово-купольных церквях в основе планировке лежит православный крест, внутренние столбы означают опору (столпы) Церкви (оттого на них писали образы святых), а традиционное пятиглавие символизирует Господа Иисуса Христа в окружении четырех апостолов-евангелистов, то в шатровом храме смысл раскрывается иначе. Шатровая сень издревле, еще с ветхозаветных времен, символизировала святость места, над которым она возводилась. В христианской традиции шатровая сень как образ Божественной благодати возводилась над священным местом, символизируя его богохранимость и нисходящую на него благодать Божию. В шатровом церковном зодчестве сень возводилась как над храмом – домом Божиим и его алтарем, так и над молящимися в нем, а в коломенском Вознесенском храме – еще и над членами великокняжеской семьи, и особенно над рожденным по горячим молитвам наследником.

Главное же, шатровый храм в Коломенском был связан с посвящением этого подмосковного храма Господу и Его Вознесению и Его благостной сени, которую Он простер над Россией и Москвой, осмыслявшей себя «Третьим Римом» и «Новым Иерусалимом». Так в русской архитектуре была символически интерпретирована и сень в храме Гроба Господня в Иерусалиме – главном христианском храме вселенной. Одноглавие шатрового храма символизирует Христа как Главу Церкви, а столпообразный шатровый храм словно сам становился столпом Церкви и веры. Шатер храма Вознесения, самобытного и свободного, и вправду возносится в небо, к вечности, вознося души молящихся к Богу.

Одни находят в шатровом храм негативную черту разрыва с традицией и даже «устремление ввысь одинокой, гордой души». Другие, наоборот, видят в нем русскую молитву в камне – новое осмысление вполне традиционных идей без всякого разрыва с ними. Иногда Вознесенский храм сравнивают с мощным деревом, вросшим в землю крепкими корнями, символизирующим райское «древо жизни» и древо великокняжеского рода. Ведь именно великокняжеский заказ породил новую архитектурную форму храма-шатра, с которой потом как с неканоническим явлением боролся патриарх Никон. И если церковь Вознесения в Коломенском была первой из русских каменных шатровых церквей, то сохранилась в Москве и последняя, выстроенная в шатровом стиле до указа патриарха Никона в 1648 году – это храм Рождества Богородицы в Путинках на Малой Дмитровке. Никон, запретив шатровые церкви, повелел вернуться к византийскому крестово-купольному храму и продемонстрировал требуемый образец в соборе 12 Апостолов в Кремле, выстроенном в его патриаршей резиденции. А шатры с тех пор долго возводились только над колокольнями, и лишь с конца XVII века началась новая эра в истории московских шатровых храмов – нарышкинское барокко.

Спорят исследователи и об источниках шатровой архитектуры Вознесенского храма. Одни безоговорочно считают шатер сугубо национальным стилем, родившемся из деревянного русского зодчества, но кто-то усматривает в нем и итальянские, и полоцкие, и даже татарские истоки. Интересно и такое объяснение: по мере увеличения московского населения требовались храмы, которые могли бы вместить больше народу, а внутренние столбы мешали тому, поэтому зодчие старались обойтись без них, возводя первые бесстолпные храмы, где кровля опирается прямо на стены, как, например, церковь святого Трифона в Напрудном.

Вознесенская церковь, которая стала домовой летней церковью великих князей, предназначалась только для членов августейшей семьи (оттого ее внутренние размеры относительно малы) и соединялась крытым переходом с дворцом. Имела она и важное оборонное значение – сторожевой башни, с которой дозорные принимали из Подмосковья «телеграфные» огненные сигналы об опасности. С помощью факелов или зажженной бересты их передавали дальше – в Симонов монастырь и на колокольню Ивана Великого. Ведь именно с юга тогда грозила наибольшая опасность рубежам Москвы – татарские набеги.

В том же XVI веке появилась отдельная колокольня, ставшая звонницей Вознесенского храма. В ее нижнем ярусе освятили престол во имя святого Георгия Победоносца. По легенде, она построена на месте той деревянной Георгиевской церкви, которую воздвиг еще Димитрий Донской. Есть версия, что возведение этой колокольни началось также при Василии III в честь рождения и тезоименитства его второго сына – Юрия (в крещении Георгия), родившегося в октябре 1533 года. Стройная, стремительная, высокая колокольня словно вторила своей архитектурой Вознесенскому храму.

Освящал поистине чудесный Вознесенский храм епископ Коломенский Вассиан (Топорков), племянник преподобного Иосифа Волоцкого особо близкий ко двору великого князя, который исповедовал и соборовал Василия III на смертном одре и к которому потом Иван Грозный обращался за советом, как управлять государством. После освящения Василий III щедро одарил храм драгоценными сосудами и иконами в богатых ризах, и устроил пир в Коломенском, продолжавшийся три дня. Но уже недалеко было время кончины великого князя. После его смерти в декабре 1533 года Коломенское осталось дожидаться нового хозяина – самого Иоанна Грозного.

Грозный любил Коломенское. По преданию, он построил здесь огромный «увеселительный» дворец и подолгу наслаждался прекрасным видом с галереи Вознесенского храма. Здесь, в Коломенском, он собирал полки перед походом на Казань, здесь ему сообщили о взятии Астрахани, здесь он любил охотиться. Долго ходили легенды о кладах с несметными сокровищами, которые грозный царь якобы вывез из покоренного Новгорода и спрятал их в подземельях под Вознесенской церковью. А главное, возможно именно в Коломенском хранилась его легендарная библиотека. Существовало предание, будто бы Иоанн Грозный наложил проклятие: кто приблизится к его «либерии», тот ослепнет.

Чудеса Коломенские

Начало «бунташного века» было для Коломенского столь же трудным, как и для всей России. Летом 1605 года здесь стояли войска Лжедмитрия I. Всего лишь через год он был убит восставшими москвичами. Самозванца сначала похоронили на Убогих домах при Покровской заставе (ныне улица Таганская), но потом вырыли его тело и сожгли в селе Котлы, что находилось в версте от Коломенского. А в 1606 году здесь расположился лагерем мятежник Иван Болотников, который на волне смуты вел в Москву очередного самозванца, «царевича Петра», якобы сына царя Феодора Иоанновича. Из Коломенского он отправился походом на Москву, но правительственные войска дали бой у самых стен столицы и отбросили Болотникова обратно в Коломенское, где он потерпел осаду «огненными ядрами» и ушел в Калугу.

После своего воцарения Михаил Федорович Романов сразу же повелел устроить в Коломенском новую дворцовую церковь в честь Казанской иконы Богоматери, спасшей Русь от смуты. Построили ее только при царе Алексее Михайловиче, в 1653 году, и приурочили освящение к памятной дате: под крестом храма было начертано, что он возведен в честь 100-летия взятия Казани. Именно при «Тишайшем» государе Коломенское переживает свой расцвет: здесь возводится знаменитый деревянный дворец, сказочный терем, названный восьмым чудом света еще Симеоном Полоцким, писавшим: «Красоту его можно есть равняти / Соломоновой прекрасной полате».

Иногда его даже сравнивают с Кносским дворцом на острове Крит. В нем было 270 комнат и три тысячи слюдяных окон, росписью хором заведовал сам Симон Ушаков, а у ворот стояли деревянные львы, покрытые шкурами, вращавшие глазами и грозно рычащие при помощи искусного внутреннего механизма. Еще два таких льва стояли по бокам от царского трона и раскатисто рыкали при приближении к нему послов. Дворец соединялся крытым переходом с новоустроенным домовым Казанским храмом, в котором была своя иерархия молящихся: свита молилась в трапезной, а самые приближенные – в храме перед иконостасом. С ликвидацией дворца в XVIII веке Казанская церковь стала приходским храмом села Коломенского и служба под ее сводами прерывалась лишь в 1941–1942 годах.

Здесь же, в Коломенском, Алексей Михайлович расправился с участниками Медного бунта в июле 1662 года, когда многотысячная толпа москвичей двинулась сюда с требованием выдать бояр-изменников, затеявших губительную реформу, от которой обесценились деньги. Но восставших встретили подоспевшие стрелецкие полки. Здесь существовал и особый «челобитный столб», на который в строго отведенное время клали челобитные царю, хотя иные ученые полагают, что это был столб для солнечных часов, а челобитные клали царю на отдельный, специально для того поставленный стол. Но точно известно, что именно отсюда, из этой царской резиденции пошло выражение «Коломенская верста», как шутливо называют высокого, худого, долговязого человека. Дело в том, что когда проложили великолепную для тех времен царскую дорогу из Москвы в Коломенское, на ней поставили новые, огромные верстовые столбы высоты доселе невиданной, и они запомнились в народе.

Сама живописная панорама Коломенского, природная и рукотворная, была призвана впечатлять как иностранных послов, так и верноподданных, величественностью царской резиденции, символизировать мощь, славу и идею великих государей православного «Третьего Рима» – державы Российской.

По преданию, именно в Коломенском родился Петр I, оттого поэт А. И. Сумароков в стихах высокопарно называл Коломенское «Российским Вифлеемом»:

В тебе величие Российско воссияло;
Младенца, коего ты зрело в пеленах,
Европа видела на городских стенах,
И океан ему под область отдал воды,
Дрожали от него всея земли народы.

Однако таких «легендарных» мест, связанных с появлением на свет Петра Великого, в Москве существует несколько – это еще и Кремль, и Петровско-Разумовское, будто бы получившее свое имя из-за рождения в нем царевича Петра Алексеевича… Большинство историков придерживается мнения, что этот государь родился все же в Кремле, а в Коломенском провел свое детство. Сюда привезли его вместе с братом из бушующей Москвы во время стрелецкого бунта 1682 года, здесь под огромным тенистым дубом он учился грамоте у Никиты Зотова. Здесь же юный Петр жил после ссоры с царевной Софьей, проводил свои маневры, впервые плавал на суденышках по реке до Кремля и Николо-Угрешского монастыря даже в бурную погоду, собирал потешные полки. Он чтил традицию русских государей и, возвращаясь с победой после взятия Азова и Полтавской битвы, останавливался в Коломенском перед торжественным входом в Москву, как когда-то Димитрий Донской. В последний раз Петр навестил Коломенское во время коронации Екатерины I. А вот его дочь, будущая самодержица Елизавета Петровна, действительно появилась на свет в Коломенском. На всю жизнь она запомнила дивные фрукты из коломенских садов, так что частенько повелевала доставлять ей их в Петербург. Чтобы сохранить ягодки свежими, их обильно пересыпали зерном.

Императоры не сразу отказались от «дедовского» Коломенского. Екатерина II сначала очень полюбила это «царское село Москвы», даже приказала разобрать чудо-дворец Алексея Михайловича и построила новый Екатерининский дворец о четырех этажах, в котором написала свой знаменитый наказ для депутатов Уложенной комиссии. Здесь она жила с внуками Александром и Константином. По легенде, они однажды тайком устроили дуэль в глубоком овраге Коломенского. Будущий император Александр Павлович, как и его великий предок, тоже учился здесь грамоте, только под кедром – так, по традиции, летом на приволье учили царских детей. Потом Екатерине II прискучило, по ее выражению, «карабкаться на горы наподобие козы», и во время одной такой пешей прогулки в Коломенском государыня присмотрела себе соседнее владение Черная Грязь, принадлежавшее тогда князю Кантемиру. Екатерина купила Черную Грязь и переименовала ее в Царицыно. А ее дворец в Коломенском в 1812 году заняли французы и разорили его. Именитый архитектор Евграф Тюрин построил новый Александровский дворец, который упразднили за ветхостью в конце XIX века, и царская резиденция здесь больше не возобновлялась.

А еще славилось Коломенское своими чудесными родниками. Старинная легенда гласит, что будто бы по дну оврага в Коломенском Георгий Победоносец гнался на коне за змием. Копыта коня ударяли о землю и под ними чудесно открывались родники с чистой водой, исцеляющей и глазные, и почечные болезни и особенно бесплодие у женщин. Говорят, будто бы здесь исцелилась одна из жен Грозного… И с тех пор женщины молились в Коломенском о даровании потомства. Один такой родник рядом с Вознесенской церковью назван «Кадочкой»: в срубе над ним раньше стояла деревянная кадка, из которой целительную воду москвичи разбирали ведрами – и всем хватало.

Главный удар Коломенское испытало после переноса столицы в Петербург. Со временем изменилась жизнь Коломенского: сказывалось забвение императорами старой московской резиденции. Не миновал его и дух дореволюционного капитализма, когда великолепные фруктовые сады стали сдавать в аренду, землю готовили к нарезке для дачных участков, а территорию усадьбы отдали под народные гуляния и увеселительные медвежьи бои.

И лишь Вознесенская церковь оставалась местом паломничества, продолжая изумлять увидевших ее. Композитор Гектор Берлиоз вспоминал, что потрясение, испытанное от Вознесенской церкви, затмило впечатления от Миланского и Страсбургского соборов. «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в Коломенском… Тут предо мною предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Эта была таинственная тишина, гармония красоты законченных форм… Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленным».

Что-то великое, чудесное, долгожданное должно было произойти под сводами этого храма. История действительно уготовила этой церкви высочайшую миссию, и чудо Божие осенило Коломенское. Здесь встретили грядущую революцию чудесным явлением Державной иконы Божией Матери, случившимся в тот страшный для России день 2/15 марта 1917 года, когда государь отрекся от престола. Первый духовный отпор черной године русской истории был дан именно здесь, в коломенской церкви Вознесения.

История явления хорошо известна: в феврале 1917 года, накануне трагических событий, крестьянка Евдокия Адрианова из соседнего с Коломенским села увидела два чудесных сна. В первом она стояла на горе и слышала голос, молвивший: «Село Коломенское, икона большая, черная, взять и сделать eе красную, затем помолиться и попросить ея». Богобоязненная крестьянка оробела и стала просить разъяснить неведомое сновидение. Через несколько дней ей был второй сон: она увидела белую церковь, вошла и узрела восседавшую в ней Величественную Женщину, в Которой она сердцем узнала Пресвятую Богородицу, хотя и не видела Ее лика. Сопоставив два сна и причастившись, она отправилась в Коломенское и увидела ту самую белую церковь, что приснилась ей. Священник Вознесенской церкви отец Николай Лихачев, выслушав ее, отправился с ней на поиски образа, но нашли его только, когда решили спуститься в подклет и посмотреть хранившиеся там иконы. Когда обнаружили самую большую, почерневшую от пыли икону и осторожно промыли ее, открылся Державный образ Богоматери, знаменовавший, что власть в России перешла в руки Самой Царицы Небесной.

До правления большевиков-богоборцев оставалось несколько месяцев, известие о чудесном явлении иконы облетело Россию. Толпы богомольцев стекались в Коломенское на поклонение чудотворному образу, от которого начались первые исцеления, затем икону привезли в Марфо-Мариинскую обитель к святой Елисавете Феодоровне. Потом ее возили по другим церквям, и лишь по воскресным дням она оставалась в Коломенском.

Есть версия, что этот образ раньше принадлежал Вознесенскому женскому монастырю в Московском Кремле – Стародевичьему. Перед нашествием Наполеона все ценное из Кремля прятали, отправляли в эвакуацию, и Державную икону решили укрыть в Коломенском, где она Божиим Промыслом пробыла до самого 1917 года. После революции и закрытия Вознесенского храма икону передали в соседний Георгиевский храм, а после его закрытия – в запасники Государственного Исторического музея. Лишь 27 июля 1990 года Державная икона вернулась в Коломенское, в действовавший тогда Казанский храм. Тысячи людей под проливным дождем ожидали святыню в Коломенском… А когда икона прибыла – засияло солнце и в его лучах образ вернулся в храм. Предание связывало возвращение чудотворного образа с освобождением от воинствующего атеизма и спасением России от богоборчества. На следующий же год СССР окончил свое существование вместе с падением власти КПСС.

Радостной вехой в истории поистине богохранимого Коломенского стало назначение директором в организованный здесь музей Петра Дмитриевича Барановского, который и стал его настоящим создателем. В первые годы революции на территории Коломенского уже расположился колхоз «Огородный гигант». Все церкви, кроме Казанской, закрылись в 1920-х годах. Барановскому пришлось спасать не только Коломенское, но и старую Россию. Он ездил по стране и собирал ценнейшие памятники, уберегая их от гибели, забирал все самое ценное из церквей, предназначенных к сносу, а штат Коломенского музея тогда состоял из четырех человек, включая сторожа. Так здесь оказались спасенные памятники деревянной русской архитектуры XVII века: медоварня из села Преображенского, воротная башня из Николо-Карельского монастыря и даже домик Петра I из Архангельска. По воспоминаниям сотрудников музея, сам Барановский не раз поднимался по веревке на купол Вознесенской церкви, а однажды сорвался и упал на землю, но «отлежался».

Барановский противился и активным розыскам «либерии» Ивана Грозного. Эти поиски усилились после революции, и археологи-искатели имели на то правительственное разрешение. Таинственную библиотеку тогда искали повсюду, где она только могла предположительно быть, – и в Кремле, и в Александровой слободе, и подле храма Христа Спасителя, и в Коломенском… Здесь раскопки велись под Вознесенской и Предтеченской церквями: эти подземелья объявлялись районом поиска потому, что, дескать, только глубоко под землей библиотеку могли надежно спрятать от пожаров. Барановский, отличавшийся твердым и резким характером, в свою очередь обращался к властям с требованием запретить розыски правительственным же решением, ибо требуемые земляные работы угрожали ценнейшим памятникам архитектуры и сами по себе были безуспешными.

Ныне Вознесенская церковь находится в совместном владении Коломенского музея и патриаршего подворья, основанного здесь в 1994 году. Через два года после создания подворья Вознесенский храм был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском - шедевр мировой архитектуры, внесенный в список ЮНЕСКО. Считается первым каменным шатровым храмом в России. Здание сложено из крупного кирпича, на основании в форме равноконечного креста стоит высокий шатер с четкими гранями. Вокруг храма идет галерея, на которую ведут три высоких крыльца, на галерее у восточной стены сохранился резной каменный трон.

Церковь Вознесения была построена по приказу великого князя Василия III в селе Коломенском на крутом берегу Москвы-реки, прямо над источником с целебной водой. Коломенское было царской резиденцией, церковь предназначалась только для семьи государя и своего прихода не имела, поэтому, несмотря на то что храм снаружи выглядит внушительно, его внутреннее помещение небольшое. В XVI веке рядом с церковью появилась колокольня (позже она стала ).

В советское время Вознесенскую церковь закрыли и передали Музею русской архитектуры. Сейчас она принадлежит музею-заповеднику «Коломенское», в здании постоянно действует музейная экспозиция. В 1994 году в церкви Вознесения открыто Патриаршее подворье с приписным храмом Георгия Победоносца, в 2000 году церковь была вновь освящена. С 2007 года в ней по большим церковным праздникам проводятся богослужения.

Интересные факты о Церкви Вознесения Господня в Коломенском

  • Первоначальный деревянный иконостас Вознесенской церкви не сохранился, но был восстановлен в ходе реставрации в 2007 году по образцу сохранившихся аналогичных иконостасов XVI века.
  • Церковь в Коломенском была возведена в честь рождения царского наследника - будущего царя Ивана Грозного. Место над святым источником выбрано не случайно: по легенде, вода из этого источника исцеляла бесплодие, поэтому женщины издревле ездили в Коломенское молиться о даровании потомства.
  • С церковью Вознесения связаны легенды о пропавшей библиотеке Ивана Грозного и о сокровищах, спрятанных в подземелье.
  • Во время строительства набережной в 1970-е годы были засыпаны грунтом древние родники, и берег под церковью Вознесения начал осыпаться. Самые крупные оползни произошли в 1981 и 1987 годах, но исследование берега и противооползневые мероприятия не проводились.
  • В начале ХХ века были обнаружены крупные трещины, расколовшие корпус церкви. Во время реставрации в 2001-2007 годах они были заделаны без предварительного исследования состояния здания, а деревянные конструкции крыш полностью уничтожены без проведения фотосъемки. Информация о реставрационных работах полностью засекречена.

История создания церкви Вознесения Господня в Коломенском доподлинно неизвестна. Разные источники указывают, что возведение церкви завершили в 1532 году. Но непонятно, сколько длилось строительство.

Согласно преданию, великий князь Василий III велел построить новый храм по случаю рождения у него долгожданного наследника — будущего царя Ивана IV Грозного.


Саша Митрахович 10.02.2017 09:55


На фото: Этот вид дворца в Коломенском был снят с натуры Ф. Гильфердингом в эпоху Екатерины II. Иллюстрация из книги «Описание дворца царя Алексея Михайловича» (Москва, 1869).

Согласно преданию, великий князь Василий III велел построить новый храм по случаю рождения у него долгожданного наследника — будущего царя Ивана IV, наречённого позже в народе Иваном Грозным.

Решение о строительстве Василий III принимал после августа 1530 года. Однако многие современные ученые сомневаются, что мог вырасти за какие-то два года при технологиях XVI века. Ведь даже строительство возрожденного в 1994—1997 годах шло дольше. А стены и пилоны возвели в 1828— 1836 годах, то есть, за восемь лет.

По этой причине датой начала работ чаще называют 1528 год, возникла версия, что храм воздвигли по случаю победы Василия над полчищами крымского хана Ислам-Гирея. Правда, существует гипотеза, что речь шла просто о моленном храме. Князь хотел замолить грехи и дождаться наследника.


Саша Митрахович 10.02.2017 10:05


Покрыто туманом и имя создателя церкви Вознесения в Коломенском. Чаще других называют работавшего тогда в Москве итальянского зодчего Петрока Малого, или Петра Малого Фрязина.

В ходе реставрации памятника в 1979 году на белокаменном карнизе крестовой части Вознесенского храма обнаружили надпись «1533» арабскими цифрами. Подобные вещи были характерны только для памятников, возводимых выходцами из стран Западной Европы. Теория о причастности к появлению шедевра именно Петрока Малого считается наиболее вероятной.

Если отталкиваться от версии, что церковь построил Петрок Малый в 1532 году, а сама идея исходила от великого князя, желавшего искупить свои грехи, то история строительства храма могла выглядеть следующим образом. В 1527 году истек двухлетний срок епитимии, наложенной на Василия III из-за двоеженства. Дело в том, что Церковь не признала его развода с не сумевшей подарить ему наследника Соломонией Сабуровой и нового брака с Еленой Глинской. Желая отмолить грех и дождаться наследника, князь и велел построил . После этого Петрок Малый (Петр Малой Фрязин) приступил к работе.


Саша Митрахович 10.02.2017 10:10


Местом для строительства выбрали подмосковное село Коломенское, бывшее к тому моменту вотчиной московских князей. Оно располагалось на высоком правом берегу Москвы-реки, там, где река поворачивает на юг, церковь можно было увидеть издалека.

Согласно современным расчетам архитекторов, исследовавших фундамент, высота основного Вознесенского храма в Коломенском составляла более 42 метров (а то и все 60 метров), высота приделов — почти 25 метров, высота западного притвора — свыше 14 метров.

Окончательное решение о том, как выглядеть будущему храму, по всей видимости, приняли летом 1529 года. В том же году приступили к сооружению подклета, а в 1530-м — четверика. Спустя еще год настала очередь кокошников и восьмерика. Наконец, в первой половине 1532 года сделали шатер. Далее поставили столбы второго яруса папертей, на южном крыльце выросла звонница. В завершение настелили полы и обустроили «царское место».


Саша Митрахович 10.02.2017 10:16


Если верить летописям, то к концу лета 1532 года была построена. 3 сентября того же года новый храм освятил митрополит Московский Даниил. На церемонии присутствовали Василий III, княгиня Елена Глинская и царевич Иван Васильевич.

Церковь нарекли в честь Вознесения Господня. Есть версия, что гора в Коломенском находилась от Кремля на том же расстоянии, что и Елеонская гора от древней части Иерусалима. Именно на Елеонской горе свершилось Вознесение Спасителя. А поскольку в те времена господствовала идея «Москва — третий Рим», то было логично предположить, что Господь перед концом света сойдет на землю именно в Москве. Московская легенда гласит, что в восточной части церкви Вознесения в Коломенском даже приготовили место для Господа.

Читайте также: