Классный час (1 класс) на тему: Вежливые слова. Классный час: Вежливые слова. Слова утешения. Вежливые формы отказа Вежливые слова которые говорят за столом

Методическая разработка классного часа

"Вежливые слова".

Цель: познакомить обучающихся с основами вежливого общения, как друг с другом, так и со взрослыми людьми;

побудить задуматься над причинами необходимости вежливого общения и последствиями несоблюдения норм общения.

Методы и формы работы: беседа, работа в группах.

Необходимое оборудование: плакаты по теме, листы с текстами для групповой работы.

Класс: 3

Время: 45 минут

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Учитель (У). Здравствуйте, дети! Я с вами поздоровалась.

Как вы думаете, что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья)

А что для вас означает слово здоровье? Счастье? (Дети отвечают).

2. Вступление.

(У). Дядя Стёпа огорчён.

Рассказал он вот о чём:

Настя – славная девчонка.

Настя ходит в первый класс.

Но давно уже от Насти

Я не слышу слова… («Здрасте»).

Встретил Витю я соседа.

Встреча грустною была:

Налетел он как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но представьте!

Зря от Вити ждал я слова… (Извините).

А слово-то, какое – очень дорогое!

Он про внучку говорил:

Экая досада! Я портфель ей подарил,

Вижу – очень рада!

Но нельзя ж молчать как рыба.

Ну, сказала бы… (Спасибо).

Слово-то, какое – очень дорогое!

(Шкатова Л.А.)

(У). Ребята, я вижу что вы смеётесь, действительно, стихи кажутся очень весёлыми, а давайте-ка с вами подумаем, а так ли это на самом деле?

(На доске два рисунка. Сюжеты: подросток бежит на выход из театра, отталкивая на ходу прохожих; в класс зашел взрослый человек, ребята встали).

(У). - Посмотрите на рисунки. Какое отношение вызывает этот рисунок? А этот? (Дети объясняют)

А почему этот рисунок вызвал у вас одно отношение, а этот другое (Дети объясняют)
- Как вы думаете, а как нужно было поступить в первом случае? Для чего важно соблюдать нормы поведения и общения? (Ответы детей)
- Молодцы!

3. Беседа по теме.

(У). Мы все разные, но нам приходится находить общий язык, уметь слушать других людей, уважать мнение других людей, быть терпимым к другим. Я прошу вас об этом помнить, когда вы будете работать в группах.

Кто хочет стать взрослым; успешным человеком?

Видно, что вы все хотите вырасти, стать образованными, успешными людьми.

Думаю, что наш мальчик с первого рисунка тоже этого хочет (внимание - на рисунок).

Что необходимо этому мальчику сделать, чтобы он тоже, когда вырастет, стал успешным взрослым человеком?

Дети: Предполагаемые ответы:

Научиться общаться с другими людьми правильно, научиться себя вести, соблюдать правила поведения и общения.

(У). А как вы думаете, ребята, какие волшебные вежливые слова помогут этому мальчику добиться уважения окружающих и стать успешным человеком?

(на доске закрепляются слова рядом с первым рисунком)

  1. Здравствуйте
  2. До свидания
  3. Разрешите пройти
  4. Будьте добры
  5. Извините, простите
  6. и т.п.

(У). Ребята, а знаете ли вы, как появились в русском языке вежливые слова?

Слова с рожденья ждёт жестокий выбор -
Не всякий возглас в речи выжить мог.
Но вот звучит во все века спасибо-
Спаси, мол, брат, тебя за это бог!
Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова.
(С.Веселовская).

Вот такие интересные стихи мы с вами сейчас прочитали. А кто из вас услышал в этом стихотворении вежливое слово? Что это за слово?

Ответы детей (спасибо).

(У). Очень хорошо. А кто из вас знает, что означает это слово? Вот послушайте, что написала одна девочка в своем сочинении: «Оказывается, вот из такого старинного русского пожелания «спаси бог» и родилось слово «спасибо»- одно из самых распространённых в русском языке вежливых слов. Когда же мы его употребляем? Конечно, когда хотим поблагодарить.
В словаре С.И.Ожегова слово благодарность означает чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание, а выразить это чувство нам помогают специальные вежливые слова, которые есть в русском языке: большое спасибо, благодарю вас, до свидания, пожалуйста. Самые простые, на первый взгляд, слова, а, сколько в них кроется смысла для каждого человека. Ведь ни один из нас не может обойтись без вежливого слова. Наверное, всем людям хочется быть вежливыми, но это не всегда получается, так как они забывают ещё об одном способе проявления вежливости- приветствии. В русском языке существуют десятки способов приветствия: «Здравствуйте», «Доброго здоровья», «Моё почтение», «Добро пожаловать», «Рад вас видеть».
Мы открываем утром глаза и слышим мамин голос: «Доброе утро!» В течение всего дня мы говорим: «Добрый день», «Здравствуйте». Здороваемся с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, братом, сестренкой. Можно поздороваться с котёнком, пощекотав его за ухом, соседям и учителям сказать: «Добрый день»! Итак, целый день, пока, наконец, не наступит вечер, и мы не пойдём спать, сказав всем: «Спокойной ночи»!

Мне кажется, так приятно жить в мире вежливых слов: все улыбаются, любезны и добры, а какие слова, какая речь, словно на королевском балу. Ведь именно эти слова оказывают на человека положительное влияние: утешают, поднимают настроение, делают его отзывчивым, мягким, добродушным. Вежливые слова приятно слышать и говорить. Мне бы хотелось, чтобы вокруг меня слышалась только вежливая речь, поэтому я и сам стараюсь разговаривать вежливо…

Очень рад я видеть Вас,

«Здравствуйте»,- скажу сейчас.

А когда я ухожу,

«До свидания»,- всем скажу.

Много разных слов на свете,

Очень разные слова.

Но «спасибо» говорите

Всем за добрые дела».

(У). Понравилось вам это сочинение? А какие вежливые слова и выражения вы в нем услышали? (ответы детей)

4. Физминутка. Упражнение “Вверх по радуге”.

Встаньте, дети. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая, съезжаете вниз, как с горки. Проделаем это несколько раз. Настроение и чувства улучшатся.

5. Групповая работа.

(У). О чём мы узнали с вами на сегодняшнем занятии?

Дети: О вежливых словах.

(У). Я предлагаю немного поиграть и ответить вот на такие вопросы-загадки. Только помните, что вести себя нужно вежливо никого не перебивать и не выкрикивать ответы с места:

«Вежливое слова»

Расстаётся даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).

Когда нас бранят за шалости, говорим…(прости, пожалуйста).

И во Франции и в Дании на прощание говорят…(до свидания).

(У). А теперь мы с вами попробуем разобрать ситуации и решить, как надо было правильно в них поступить.

Класс делится на группы по 5-6 человек.

Каждой группе даётся задание: прочитать текст, обсудить ситуацию, слушая и уважая мнение каждого в группе и определить, какое правило вежливого поведения нарушается в данном случае. Определитесь, кто будет спикером у каждой команды, кто сможет грамотно выразить мнение группы

(раздаются листы с ситуациями ) Ситуации.

1. У Маши Васильевой День рождения. Она пригласила к себе на праздник несколько друзей. Всем было очень весело. Но скоро пришла пора ребятам идти по домам. Витя схватил первым свои пальто и ботинки, быстро оделся и выскочил за дверь, громко хлопнув дверью.

Вопрос для обсуждения в группе: Все ли в поведении Вити было правильно, если на празднике были ещё и другие ребята (мальчики и девочки), а так же родители Маши? А как надо было поступить вежливо?

2. Петя Иванов возвращался из школы домой. Перед этим прошел дождь и на дорогах были лужи. Мальчик шёл в резиновых сапогах и сильно топал по лужам. Мимо шла девочка в красивом пальто. Петя не сразу её заметил и когда в очередной раз топнул по луже ногой, обрызгал девочке пальто. Девочка остановилась и заплакала, а Петя пошёл дальше.

Вопрос для обсуждения в группе: Как нужно было поступить Пете?

3. Света Пуговкина спускалась по лестнице вниз, когда ей навстречу с тяжелой сумкой шла наверх соседка-пенсионерка. Девочка быстро пробежала мимо пожилой женщины и вышла на улицу.

Вопрос для обсуждения в группе: Что забыла сделать Света? А что ещё вы сделали бы на её месте?

4. Толя Петров быстро бежал из школы домой. Он торопился на любимый фильм и поэтому бежал, почти не разбирая дороги. Мальчик налетел на пешехода и сбил его с ног, при этом сам упал и рассыпал книги из портфеля. Пешеход встал, помог Толе подняться, собрать упавшие на дорогу книжки. Толя схватил свой портфель и побежал домой.

Вопрос для обсуждения в группе: Как бы вы поступили на месте Толи?

5. У Кости Емельянова День рождения. На праздник он пригласил друзей. Пришел и его одноклассник Юра. Юра принес подарок, завернутый в красивую бумагу. Костя схватил подарок, быстро сорвал упаковку и увидел что там заводная машинка. «Ну-у-у…» - протянул Костя разочарованно, - «У меня уже такая есть», и кинул подарок в коробку с игрушками. Затем он отвернулся от Юры и протянул руки за подарком, который ему принёс одноклассник Женя.

Вопрос для обсуждения в группе: А как надо было поступить в такой ситуации Косте?

6. Подведение итогов занятия.

(У). Молодцы! Я вижу что все ребята поняли зачем нужны волшебные вежливые слова и как их надо использовать правильно в различных ситуациях. Я также надеюсь что вы их не забудете и будете чаще ими пользоваться.

Спасибо за урок!

Список источников:

  1. Классному руководителю о классном часе. Под ред. Е.Н. Степанова,

М.А. Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

  1. http://liter.assistancerussia.org/liter.php?proizvid=10447blogi.vitebsk.biz/tuttsie/1305/
  2. http://images.yandex.ru

Вежливость — это обязательный признак хорошо воспитанного человека. Она проявляется в умении общаться красивым, грамотным, а главное, доброжелательным языком с людьми разных возрастов и профессий. Какие основные качества вежливого человека?

3 правила для вежливых людей

Развитие собственной личности невозможно без соблюдения общепринятых и этикета, которые должен знать каждый.

  1. Вежливый человек не забывает произносить при встрече. Также он всегда прощается при расставании, извиняется, если причинил кому-то неудобства и благодарит за любые оказанные ему услуги.
  2. Еще один признак вежливости заключается в умении относиться к окружающим с уважением, независимо от их социального статуса. Учтивость и доброжелательность должна проявляться не только к старшим по возрасту или званию, но и к коллегам, подчиненным, а также к людям, не сумевшим реализовать себя в жизни.
  3. Культурный и вежливый человек не делает зла другим. Он относится к просьбам с должным вниманием, всегда готов помочь и не участвует в сплетнях. Он не забывает улыбаться, ведь учтивая улыбка — залог успеха во многих делах.

Грубость и несдержанность всегда отталкивает собеседников и становится серьезной помехой в достижении желаемых целей. Тем, кто выбирает подобный формат общения, сложно завести друзей, заслужить уважение окружающих и даже добиться успехов в карьере.

Как стать вежливым человеком

Красивая грамотная речь — это неотъемлемая спутница вежливости. Нужно уметь следить за своим голосом. Он должен быть спокойным, рассудительным и не очень громким. Необходимо исключить из своего словарного запаса нецензурную брань, обзывания, а также жаргонные выражения. Развитию вежливости способствует изучение книг о правилах этикета и чтение классической литературы. Никогда не следует перебивать своего собеседника — это нетактично. Не стоит забывать, что обе стороны имеют одинаковое право высказаться. Это и называется диалогом.

Вежливость на все случаи жизни

Важно быть культурным и доброжелательным всегда и везде, будь то деловая встреча или простой поход в гости или магазин. Ниже рассмотрены примеры вежливого поведения в различных бытовых ситуациях.

  • Поведение за столом во время еды многое может сказать о воспитании человека. Главное правило в столовом этикете — нельзя приносить неудобства окружающим. То есть жевать следует с закрытым ртом, не класть локти на столешницу и избегать дел, не касающихся приема пищи. Нельзя вставать и нагибаться над столом, чтобы дотянуться до хлеба или тарелки. Следует попросить того, кто ближе, придвинуть желаемое угощение.
  • Вежливый человек уважает природу. Он не станет бросать отходы после пикника на том месте, где отдыхал или кидать мусор мимо урны в черте города. желающие развивать свой внутренний мир, никогда не оставляют за собой грязь.
  • Нельзя забывать о вежливости и дома в кругу близких. Критика, повелительный тон и грубые слова, могут ранить чувства. Зная это, вежливый человек не станет причинять боль другим людям, особенно любимым.

Настоящая вежливость формируется не только из заученных красивых фраз. Она характеризует стиль жизни и олицетворяет человека.

Какие вежливые слова есть в русском языке

Русский язык могуч и многогранен. Еще с древних времен большое значение уделяется в нем различным любезностям и вежливым словам. К таковым относятся приветствия: «здравствуйте» или «добрый день». Прощания: «до свидания», «до скорой встречи», «спокойной ночи». Просьбы: «будьте добры», «извините, пожалуйста», «вы не будете так любезны». Выражения признательности: «спасибо», «благодарю вас». Пожелания: «будьте здоровы», «успехов», «счастливого пути».

Ежедневное употребление в своем лексиконе этих слов говорит о хороших манерах и высокой нравственности.

Вежливый ребенок. Как его воспитать?

Учить ребенка быть вежливым нужно с раннего возраста, когда он только начинает говорить. Есть несколько советов, которые помогут правильно это сделать.

  • Маленьким детям нравится играть. Учить скучные правила они не любят. Поэтому можно прививать им хорошие манеры в виде игры. Например, устроить чаепитие по всем правилам этикета с участием игрушек и, конечно, родителей. Можно разыграть вежливые диалоги, которыми необходимо пользоваться в окружении чужих людей или придумать другие ситуации.
  • Родители, разговаривая между собой и со своим чадом, должны использовать вежливые слова. Повелительный тон и крики с малышом недопустимы, даже если он не слушается. Он должен сделать то, что от него просят, например, собрать игрушки, но мягкой просьбе мамы или папы.
  • Если ребенок показывает явный протест, грубит, требует дать ему то, что нельзя, не стоит отвечать на такое поведение, а тем более его поощрять. Лучше надеть на себя маску безразличия и полностью игнорировать крики, пока они не утихнут. Так делать каждый раз, пока малыш не заговорит вежливо и спокойно.

Прежде всего, правила вежливых людей нужно соблюдать самим родителям. Они должны своим примером показывать малышу, что значит культура, сдержанность и уважение. Воспитание ребенка невозможно без благополучной обстановки в доме.

Как проявляется мужская вежливость

В современном мире вежливое поведение нередко расценивается представителями противоположного пола как флирт. Это относится как к женщинам, так и к мужчинам. Чтобы не попасть в неловкую ситуацию из-за незнания элементарных правил этикета, нужно уметь отличать симпатию от рамок приличия.

Например, мужчина всегда придерживает открытую дверь перед женщиной и пропускает ее вперед. Он помогает даме выходить из машины, целует ручку при встрече, снимает головной убор, уступает место в общественном транспорте. На выходе из помещения он подает ей верхнюю одежду или помогает снять ее при входе. Представители сильного пола обязаны носить тяжести вместо женщин, независимо от близости их отношений.

Интеллигентный мужчина никогда не заговорит со спутницей о ее возрасте, недостатках характера или внешности. Он не станет поднимать темы, которые будут ей обидны или неприятны. А также не явится на встречу в неподобающем внешнем виде.

Преимущества вежливого поведения

Вежливость воспитывает в человеке множество таких как сострадание, милосердие, аккуратность и самоуважение. Каждое из них играет большую роль в личном росте и даже судьбе.

Перед воспитанным человеком распахиваются все двери, ведь он умеет держать себя в руках при любых обстоятельствах, владеет тонкой и чуткой душевной организацией, а также обладает трезвым и ясным умом. Он щедро дарит тепло и радость от общения с ним, что помогает ему занять достойное место в обществе. И это далеко не полный список доказательств того, что хорошо быть вежливым человеком.

Паспорт занятия

п\п

Разделы паспорта

Содержание раздела

Номинация конкурса

Разработка внеурочной деятельности

Возраст детей

7-8 лет

Тема мероприятия

Классный час «Добрые и вежливые слова»

Цель мероприятия

Цель : способствовать развитию личных качеств доброжелательности, отзывчивости, внимательности друг к другу и развитию дружеских отношений.

Задачи мероприятия

Задачи:

    формировать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке

Форма проведения

Беседа- игра

«Добрые и вежливые слова»

Разработка внеурочной деятельности.

Учитель начальных классов МБОУ «Покровская СОШ»

Досумбетова

Виктория Владимировна

Пояснительная записка

Одна из актуальных задач, стоящих перед образовательными учреждениями -подготовка ответственного гражданина способного самостоятельно мыслит и оценивать происходящее. Решение этой проблемы тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Предлагаемый классный час «Добрые и вежливые слова» знакомит с правилами вежливого поведения, учит доброжелательному отношению к сверстникам, а также представлении о хороших и плохих поступках. От того, что педагог вложит в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть то, как он будет строить свои отношения с окружающим его миром в будущем.

Тема классного часа : «Добрые и вежливые слова»

Место мероприятия во внеурочной деятельности : проводится в рамках серии классных часов проводимых с обучающими 1 класса в I четверти. Форма: беседа-игра

Цель: способствовать развитию личных качеств доброжелательности, отзывчивости, внимательности и развитию дружеских отношений друг к другу.

Задачи :

    сформировать у детей нравственное понятие “доброта”;

    развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

    воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;

    формировать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

Данный классный час ориентирован на формирование следующих УУД

Личностные универсальные учебные действия

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных норм, развитие морального сознания.

Коммуникативные универсальные учебные действия

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные универсальные учебные действия

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия.

Познавательные универсальные учебные действия

строить речевое высказывание в устной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

выделять существенную информацию из текста;

устанавливать причинно-следственные связи.

Необходимое оборудование : ТСО(компьютер, проектор), презентация «Доскажи словечко», видеоролик «Сказки гуляют по свету», плакаты с пословицами и поговорками, цветы из цветной бумаги.

Классный час: «Добрые и вежливые слова»

Ход мероприятия

I .Введение.

Дети садятся по группам

Ребята, давайте посмотрим видеоролик и споем все вместе песню

«Улыбка» Приложение 1

(дети смотрят клип и поют песню)

Как вы думаете, почему мы начали с песни «Улыбка»?

Конечно, от этого и настроение становится лучше, верно?

А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?

(да)

Как мы называем человека, который никогда об этом

не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно?

(Такого человека мы называем вежливым и добрым, воспитанным.)

Как вы думаете, как называется тема нашего классного часа?

(мы будем говорить о вежливости и о добрых поступках )

Верно молодцы! Сегодня и пойдет разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Открывается название «Вежливые и добрые слова»

Вежливость в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остается с человеком навсегда.

II . Основная часть.

1.Рассказ учителя .

До ХV I века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем.

2.Игра «Вежливо - невежливо».

Если вежливо - хлопайте два раза, невежливо - молчите, не хлопайте.

Поздороваться при встрече - дети хлопают,

Толкнуть и не извиниться- молчат

Помочь подняться - хлопают,

Поднять упавшие вещи - хлопают,

Не заплатить в автобусе- молчат,

Не уступить место в транспорте- молчат

Не помочь бабушке - молчат

А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами?

(Да, но иногда забываем )

3.Просмотр презентации.

Давайте посмотрим презентацию и поиграем в игру «Доскажи словечко», каждой группе по два вопроса

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого...…
(Спасибо)

Когда нас бранят за шалости, говорим...(прости, пожалуйста)

Зазеленеет старый пень
Когда услышит….(добрый день)

Если больше есть не в силах
Скажем маме мы …(спасибо)

И во Франции, и в Дании
На прощанье говорим…(
до свидания)

Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь..(здравствуйте)

Вы знаете главные вежливые слова. Но почему так получается, что люди знают эти вежливые слова, но не всегда их произносят и этим самым огорчают окружающих, друзей?

4.Чтение стихотворение.

стихотворение С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы…», которое подводит итог всему вышесказанному.

И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда.

Не тратить же товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Часы на ожидание!

И ежели вы вежливы,
То в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмёте не навеки.

И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И в целом переплете.

И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред слабым не робея.

4.Работа с пословицами.

Приложение 3

Есть очень хорошие пословицы, каждая группа выбирает себе задание.

(пословицы напечатанные лежат перевёрнутые на столе)

Прочитайте и объясните их значение. В группе обсуждают, затем один ученик из группы объясняет значение.

«Доброе слово, что ясный день»

(Доброе слово дарит радость, тепло, как солнышко в ясный день).

Обидеть - что ударить, приласкать -нужно слова искать.

(Обидеть человека легко, а чтобы сделать добро нужно постараться и приложить усилия)

Осень красна плодами, а человек делами.

(Чтобы быть хорошим человеком, нужно делать хорошие и добрые дела) дела ).

5.Просмотр видеоролика Приложение 4

Посмотрите внимательно клип и скажите, какие знакомые сказки вы здесь увидели, где добро побеждает зло.(Морозко, Гуси – лебеди, Снежная королева, Золушка, Конёк-горбунок и др.)

6.Игра «Комплимент»

Дети по очереди садятся на стул, остальные делают комплименты. Говорят только о хороших качествах сидящего.

(Добрый,

весёлый,

жизнерадостный,

отзывчивый,

доброжелательный,

красивый и т.д.).

III .Заключительная часть.

1.Практическая работа.

Приложение 5

Ребята, у вас на парте лежат вырезанные из бумаги цветы, которые вы сделали на уроках технологии. Напишите на них доброе дело, которое вы сегодня хотите сделать, создадим поляну «добрых дел».

Дети пишут свои добрые дела на вырезанных из бумаги цветах, подходят по очереди к доске, и произнося своё доброе дело прикрепляют к поляне (магнитной доске)

(Помогу маме по кухне. Помогу папе чистить снег во дворе. Всегда буду помогать бабушке, и т.д )

Ребята, вы закончите школу и станете врачами, учителями, художниками, инженерами. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться. Вот поэтому старайтесь как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становиться теплее, радостнее и светлее.
В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение .

2.Исполнение песни Приложение 6

А в заключении исполним всем вам известную песню «Дорога добра»

IV .Рефлексия

Что вам сегодня понравилось?

Что вам запомнилось?

Что нового узнали?

Ребята, Покажите смайлики, какое настроение у вас сейчас.

(дети показывают смайлики)

Русская речь наполнена вежливыми (волшебными) словами, несущими добро, радость, надежду человечеству. Произношение полезных фраз делает людей отзывчивее, мягче, культурнее. Допустим отсутствие вежливых выражений русского языка. Моментально последуют значимые изменения. Достойный поступок окажется незамеченным, простая просьба станет приказом, обычная речь покажется дерзкой, вызовет недовольство, испортит настроение…

Обученные волшебным словам дети, взрослые, осознают силу разговорной речи, подкрепляя личный, деловой успех. Важно уметь своевременно, искренне говорить добрые слова.

Приветствие при встрече и обращении

  1. Здравствуйте (здорово живете, здравия желаем)
  2. Доброе утро (добрый день, добрый вечер)
  3. Привет (приветствую, приветик, салют, хелло)

При знакомстве друг с другом

  1. Здравствуйте
  2. Представление: имя, фамилия, отчество
  3. Рад знакомству
  4. Приятно познакомиться

Слова благодарности

  1. Благодарю
  2. Спасибо
  3. Признателен
  4. Тронута вниманием
  5. Наше почтение

Слова при извинении

  1. Извините
  2. Простите
  3. Прошу прощения
  4. Сожалею

Слова с просьбой

  1. Пожалуйста
  2. Прошу
  3. Окажите любезность, великодушие

При прощании

  1. До свидания (до встречи)
  2. Всего хорошего (всего доброго)
  3. Всех благ
  4. Удачи

При разговоре по телефону

  1. Здравствуйте
  2. Доброе утро (добрый: день, вечер)
  3. Привет
  4. Имеете время поговорить?
  5. Сейчас удобно вести беседу?
  6. Благодарю
  7. Тронута вниманием
  8. До свидания (встречи)

Список для детей

  • здравствуйте;
  • с добрым утро, добрый день, добрый вечер;
  • извините, пожалуйста;
  • спасибо;
  • спокойной ночи;
  • до свидания;
  • пожалуйста;
  • позвольте;
  • разрешите спросить, узнать, поинтересоваться;
  • приятного аппетита;
  • позвольте помочь;
  • угощайтесь либо возьмите, пожалуйста;
  • приятно познакомиться.

Важно ли говорить вежливые слова?

Люди живут окруженные магией, отражающейся в природных явлениях, искусстве, повседневном быту. Сила волшебства таится в словах, произносимых постоянно в бесконечном количестве. Удивительно, фразами, выражениями собеседник может ранить, обидеть либо вдохновить, обрадовать, развеселить.

Как сделать, чтобы общающийся индивид получал положительную энергию?

Людям хочется слышать приятные слова. Произношение вежливых фраз наполняет душу теплом, светом, надеждой, спокойствием.

Взрослые, малыши, подростки обладают вербальной магией

Важно умело пользоваться волшебством, научить детей добрым, полезным фразам, грамотно применять магические выражения. Достаточное количество вежливых словосочетаний используется ежедневно в моменты встречи, знакомства, просьбы, прощания, телефонной беседы. Нужно запомнить »волшебные» фразы, вовремя и правильно их произносить.

Благодаря вежливым словам люди способны творить добро, производить приятное впечатление при знакомстве, находить верного друга, подругу, спутника жизни, делового партнера.

Люди постоянно убеждаются в магической силе вежливого выражения, независимо от назначения. Утром, встречаясь с соседом, подругой, сокурсником, юноша, девочка, пенсионер здороваются, произнося »Здравствуйте», »Привет» и обязательно слышат теплое приветствие. Люди вдохновляются, заряжаются положительной энергией, теплота слов вселяет позитив, появляется улыбка.

Прощание обязательно сопровождается фразами »До встречи», »До свидания», являющимися подтверждением важности общения. Собеседники выражают дружелюбие, подают надежду на новые встречи.

Как поступить, если необходима помощь?

Следует просить, искренне произнося, »Пожалуйста, помогите», »Окажите любезность». Собеседник, к которому обращены добрые фразы, обратит внимание, обязательно проявит доброжелательность.

Какие слова употребляют во время знакомства с девушкой, парнем либо руководящим лицом?

Важно произвести впечатление, чтобы заметили, достойно оценили, захотели продолжить общение, пригласили на работу. Вежливых выражений при знакомстве немало - »Разрешите представиться», »Приятно познакомиться» и т. д. Главное, произносить душевно, максимально искренне. Собеседник обязательно проявит интерес, оценит интеллект, поймет, насколько приятно общаться.

Сложнее извиняться

Требуется правильно подобрать вежливые слова, сказать их с чувством большого сожаления. Это поможет возобновить прежние взаимоотношения с партнером, друзьями, родными. Фразы извинения облегчают душевное состояние людей. Собеседники смягчаются, проявляют доброжелательность.

Важность применения вежливых слов неоспорима

Волшебные выражения, фразы помогают расположить собеседника, вызвать положительные эмоции, внимание. Люди, употребляющие полезные слова, фразы, выражения, приятны, притягательны, интересны при общении. Вежливые слова поднимают настроение, позволяют наслаждаться душевным покоем, независимо от возраста, пола, статуса, занятости.

Слова вежливости необходимо говорить постоянно, они являются ключом успешной деятельности в повседневной жизни!

Что говорят правила вежливости при разговоре?

Правила вежливости - самые основные каноны воспитанного гражданина. Вежливый человек - настоящий друг, приятный собеседник, желанный гость.

Существует немало законов вежливости во время общения большого числа людей либо двух человек. Главное, не забывать произносить, правильно и своевременно использовать волшебные слова.

Плюс к знаниям, употреблению добрых фраз, выражений: необходимость проявлять грамотную тактику поведения при разговоре с собеседником:

  1. При обращении незнакомого человека с просьбой, необходимо отложить дела, проявить максимальное уважение, принять активное участие в разговоре.
  2. Перебивать ведущего беседу человека - невоспитанность. Слушать надо внимательно, проявлять терпение, подождать до окончания разговора. Неуместны замечания, подсказки, высказывание мнений во время рассказа собеседника.
  3. Разговор ведется в окружении людей? Проявлять следует культуру, нельзя реагировать на речь, обращенную к сидящему рядом человеку.
  4. Бестактное поведение общающегося человека необходимо мягко остановить, прекратить разговор.
  5. Ведется обсуждение, либо оскорбление людей? Пробуйте перевести тему беседы.
  6. Плохим тоном считается долгий разговор.
  7. Общение предполагает проявление вежливости, внимательности, такта. Собеседнику необходимо срочно уйти? Своевременно нужно завершить беседу. Требуется поменять тему разговора, если присутствующим людям неинтересно слушать.
  8. Нестандартные фразы следует исключить. Значения выражений собеседнику могут быть неизвестны, непонятны.
  9. Общаясь с другом, знакомым, родственником, нельзя критиковать, обсуждать, оговаривать отсутствующих людей. В противном случае создастся неприятная обстановка. Об отсутствующих говорить надо хорошее, либо просто молчать.
  10. Общаться, размахивать руками - признак дурного тона, показывающий невоспитанность индивида. Нужно достаточно ясно, четко выражать собственные мысли.

Предоставленная информация поможет понять значимость вежливых выражений. Произнося волшебные фразы, люди делают окружающий мир светлым, добрым, богатым.

1 класс

Тема урока: Волшебные слова

Цель урока : Познакомить детей с вежливыми словами.

Задачи урока: 1. Научить детей пользоваться вежливыми словами.

2. Расширить понятие детей о культуре поведения.

3. Привить навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 класс

Тема урока: Волшебные слова

Цель урока : Познакомить детей с вежливыми словами.

Задачи урока: 1. Научить детей пользоваться вежливыми словами.

2. Расширить понятие детей о культуре поведения.

3. Привить навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.

Ход урока

Учитель: Ребята! Давайте поговорим сегодня о волшебных словах. Что же это за слова? Почему они называются волшебными? Мы выясним на этом уроке.

Начну я со стихотворения Н. Красильникова “Доброе утро”

(слайд 3)

Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам!
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера.

Вы закончите школу и станете трудиться на заводах, строить дома, прокладывать дороги к звездам, водить по морям и океанам могучие атомоходы, побеждать болезни. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться. Поэтому вы и должны как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых людям становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, добрыми, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.

Понять и исполнить желанье другого,

Одно удовольствие, честное слово.

1 чтец Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном

Его зовут... а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовем.

2 чтец "Спасибо", "Здравствуйте", "Простите"

Произносить он не привык

Простого слова "извините"

Не одолел его язык.

3 чтец. Не скажет он друзьям по школе

Алеша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только

Алешка, Петька, Ванька, Толька.

4 чтец. А, может быть, он вам знаком

И вы встречались с ним где-либо,

Тогда скажите нам о нем,

А мы... Мы скажем вам "спасибо".

Учитель: А в вашем классе нет такого ученика?

Ответы детей. (Слайд 4)

Учитель: Когда люди говорят «Здравствуйте», они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с приветствия. Какие слова приветствия вы знаете? (Слайд 5)

Здравствуйте!

Добрый день!

Доброе утро!

Добрый вечер!

Привет!

Учитель обращает внимание детей на ситуации, в которых используются данные слова: «Привет!»- говорим другу или знакомому, «Здравствуйте!» - это официальное приветствие и т. д.

Добрый день! – тебе сказали. (Слайд 7)
Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

Учитель: А сейчас послушайте вопрос-задачу и скажите, какую ошибку допустил Костя.

"Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница. Костя, увидев ее, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал». (Ответы)

Правильно. Не берите пример с такого мальчика. Запомните, что при входе в класс нужно аккуратно раздеться, культурно и вежливо пройти, здороваясь со старшими и со своими друзьями.

Учитель: Какие слова благодарности вы знаете? (Слайд 10)

спасибо

благодарю

большое спасибо

А часто ли вы их используете?

За что мы говорим “спасибо”?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
Кому сказали? Сколько раз?

А теперь давайте поиграем в игру. Я буду читать рассказ, а вы, когда нужно вставляйте в мой рассказ волшебные слова (хором). (Слайд11)

"Однажды Вова Крючков поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: "Садитесь...(все вместе пожалуйста). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: ... (спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: ... (Извините, пожалуйста).

Ну что же, вы знаете волшебные слова. Не стесняйтесь употреблять их по чаще.

Учитель: А какие слова просьбы вы знаете? (Слайд 12)

будьте добры

пожалуйста

будьте любезны

не могли бы вы

Отменить, что ли слово “пожалуйста”?
Повторять ли его поминутно.
Нет, пожалуй, что без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.

“Будьте добры” или “ будьте любезны” -
Эти слова в разговоре полезны.
С ними легко в разговоре и дома:
Будет приятно их слышать любому.

Учитель: Теперь, ребята, все вместе давайте решим такую задачу: Мальчик крикнул прохожему: "Скажите, сколько сейчас часов?" Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Ответьте, какие? (Слайд14)

Учитель: " По улице шли двое прохожих, первому 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги, большой сверток. Одна из книг упала. "У вас книга упала!"- закричал мальчик, догоняя прохожего. "Разве?" - удивился тот. "Конечно, - объяснил мальчик, - у вас же было три книги плюс портфель плюс пакет - итого 5 вещей, а теперь осталось четыре". "Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. - Однако есть правила, которые ты еще не усвоил".

О каких правилах говорил старичок?

Молодцы! Вы справились с этим заданием. И я надеюсь, что и в жизни вы будете поступать как вежливые люди.

Учитель: А теперь попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Угадай вежливое слово». Я буду начинать ситуацию, а вы должны продолжить предложение.

Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, встречаясь… здравствуйте.

Растает даже ледяная глыба.
От слова теплого… спасибо

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… добрый день

Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы… спасибо!

Когда нас бранят за шалости,
Говорим мы… простите, пожалуйста

И во Франции, и в Дании,
На прощание говорят … до свидания.

Молодцы!

Учитель: Теперь, ребята, все вместе давайте решим такую задачу. (Слайд 17)

Одна девочка жаловалась маме: “У нас во дворе есть такой невежливый мальчишка – зовёт меня Галькой”.

“А ты как зовёшь его?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову, - ответила Галя, я ему просто кричу: “Эй, ты!”

Скажите права ли Галя?

Учитель: А теперь послушайте стихотворение В. Кудлачева «Важные слова». (Слайд 18)

Слова «До свиданья!»,
«Спасибо!», «Простите!»,
«Пожалуйста!», «Здравствуйте!»
Щедро дарите. Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.

Слова эти очень,
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.

Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.

Учитель: А теперь поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или невежливыми были действия в ней. (Слайд 19)

Придумывать прозвища другим…(невежливо)
- Поздороваться при встрече…(вежливо)
- Толкнуть, не извиниться…(невежливо)
- Помочь подняться, поднять упавшую вещь…(вежливо)
- Обращаясь ко взрослому, не встать…(невежливо)
- Не уступить место пожилому человеку…(невежливо)
- Взять билет в автобусе…(вежливо)
- Разговаривать громко в общественном месте…(невежливо)
- Мальчикам в помещении не снимать головные уборы…(невежливо)
- Уважительно говорить о других…(вежливо)
Молодцы!

Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с вежливыми словами. Что же это за слова? Почему они называются волшебными? (Слайд 20-21)

Это обычные, простые, умные, полезные, и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит лишь захотеть.

Вот мы с вами и вспомнили волшебные слова. Желаю вам никогда не забывать этих слов, расти внимательными, добрыми, вежливыми ребятами!
- Большую часть своего времени вы проводите в школе. Давайте посмотрим на следующий слайд и скажем, что здесь вежливо, а что нет. (Слайд 21-22)
А теперь послушаем «Правила вежливого поведения в школе».

Если хочешь отвечать,
Можешь руку ты поднять,
А когда тебя спросили,
Должен ты у парты встать,
Отвечать, чему учили,
И тогда получишь «5».
- Если в класс вошёл учитель,
Не вертитесь, не кричите,
А у парт тихонько встаньте,
Пусть учитель поглядит,
Как красиво вы стоите,
И тогда вам сесть велит.
- Будь прилежен на уроке,
И старайся всё понять,
И тогда ни двойки, тройки,
Будешь «5» ты получать.
- На уроке не надо шептаться,
И тихонько жевать колбасу,
На ворон за окном любоваться,
И сопя ковыряться в носу.
- На уроке желательно слушать:
Что учитель расскажет сейчас?
И стараться учиться получше,
Чтоб тобою гордился твой класс.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА 2011 год

Доброе слово, что ясный день.

Доброе утро Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: - Доброе утро! - Доброе утро! Солнцу и птицам! Доброе утро! Улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым... Пусть доброе утро длится до вечера. Н. Красильников

"Спасибо", "Здравствуйте", "Простите" Произносить он не привык Простого слова "извините" Не одолел его язык. А в вашем классе нет такого ученика?

Когда люди говорят «Здравствуйте», они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с приветствия. Какие слова приветствия вы знаете?

Слова приветствия Здравствуйте! Добрый день! Доброе утро! Добрый вечер! Привет!

Добрый день! – тебе сказали. -Добрый день! - ответил ты Как две ниточки связали Теплоты и доброты. -Здравствуйте! – ты скажешь человеку. -Здравствуй! – улыбнётся он в ответ. И, наверно, не пойдёт в аптеку И здоровым будет много лет.

" Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница. Костя, увидев её, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал". В чем ошибка Кости?

Слова благодарности Спасибо! Благодарю! Большое спасибо!

За что мы говорим “спасибо”? За всё, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы – Кому сказали? Сколько раз?

Вдруг в автобус вошла женщина с ребёнком. Вова встал и сказал ей: «Садитесь, Автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал: Вставь волшебное слово

Слова просьбы Будьте добры! Пожалуйста! Будьте любезны! Не могли бы вы…

Отменить, что ли слово “пожалуйста”? Повторять ли его поминутно. Нет, пожалуй, что без “пожалуйста” Нам становится неуютно. “ Будьте добры” или “ будьте любезны” - Эти слова в разговоре полезны. С ними легко в разговоре и дома: Будет приятно их слышать любому.

Мальчик крикнул прохожему: « Скажите, сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему, мальчик сделал ошибки. Ответьте, какие?

Слова извинения извини (те) прости (те) виноват (а) я не хотел (а) вас обидеть

Добавь слово Мальчик, вежливый и развитый Говорит, встречаясь… Растает даже ледяная глыба От слова теплого… Зазеленеет старый пень Когда услышит… Если больше есть не в силах Скажем маме мы… Когда нас бранят за шалости, Говорим… И во Франции, и в Дании На прощание говорят … здравствуйте спасибо добрый день спасибо простите, пожалуйста до свидания

Одна девочка жаловалась маме: «У нас во дворе есть такой невежливый мальчишка – зовёт меня Галькой». «А ты как зовёшь его?» – спросила мама. “Я его вообще никак не зову, - ответила Галя, я ему просто кричу: «Эй, ты!» Права ли Галя?

Важные слова Слова «До свиданья!», «Спасибо!», «Простите!», «Пожалуйста!», «Здравствуйте!» Щедро дарите. Дарите прохожим, Друзьям и знакомым, В троллейбусе, в парке, И в школе, и дома. Слова эти очень И очень важны, Они человеку, Как воздух, нужны. Без них невозможно на свете прожить. Слова эти нужно с улыбкой дарить. В. Кудлачёв

Игра «Вежливо-невежливо» - Придумывать прозвища другим… - Поздороваться при встрече… - Толкнуть, не извиниться… - Помочь подняться, поднять упавшую вещь… - Не уступить место пожилому человеку… - Разговаривать громко в общественном месте… - Мальчикам в помещении не снимать головные уборы… - Уважительно говорить о других… невежливо невежливо невежливо невежливо невежливо вежливо вежливо вежливо

Почему волшебные? Это обычные, простые, умные, полезные, и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит лишь захотеть.

ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА Очень рад я видеть Вас, "Здравствуйте", - скажу сейчас. А когда я ухожу, "До свиданье", - всем скажу. Не могу найти рассказ, К другу обращусь сейчас. Я помочь мне попрошу И "пожалуйста", - скажу. Много разных слов на свете, Очень разные слова. Но "спасибо" говорите Всем за добрые дела.

Что же в итоге? Желаю вам никогда не забывать волшебных слов, расти внимательными, добрыми, вежливыми ребятами! выход

Интернет-ресурсы http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/36/568/36568942_solnce.gif http://www.alltime.ru/obj/catalog/watch/casio/img/big/MTA-1010D-1A.jpg http://images.hayneedle.com/mgen/master:HMI231.jpg?is=1600,1600,0xffffff http://stat18.privet.ru/lr/http://img-fotki.yandex.ru/get/3809/lena-misk5555.0/0_2e827_8a10d89d_L http://fotogaleri.haber7.com/album/585720110329103353936.jpg http://aptmakc.ru/media/images/johnny_automatic_boy_playing_with_toy_truck.png http://fotoramochki.com/personaj/clipart-16.png http://900igr.net/datai/chtenie/CHto-delaet-3.files/0017-019-Devochka-pojot.png http://img-fotki.yandex.ru/get/4607/valenta-mog.119/0_6c7b5_71d9b453_L.jpg http://i027.radikal.ru/0802/e6/d459b5a15bc8.png http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/78/263/78263024_smayl.png http://yoursmileys.ru/ksmile/giant/k28044.png


Читайте также: