Парламент и парламентаризм: понятие и сущность. Современный парламентаризм: понятие, сущность. Становление и развитие российского парламентаризма Признаки и принципы парламента Российской Федерации

Появился в Англии еще в XIII веке и был органом, в котором существовало сословное представительство. Но реальный вес такой механизм власти приобрел после европейских буржуазных революций, произошедших в XVII-XVIII веках. Сегодня термин «парламент» используют, чтобы обозначить разного рода представительные учреждения.

Названия парламентских структур . В США и некоторых других американских государствах такой орган именуют конгрессом. Во Франции это – Национальное . На Украине – Верховная рада. Российский представительный орган название Федерального собрания. В большинстве демократических стран применяются собственные национальные термины.

Как устроен парламент

Каждый парламент имеет собственную структуру. В его состав, как правило, входят комиссии и отраслевые комитеты. В этих подразделениях решаются все основные вопросы, непосредственно связанные с разными сторонами жизни общества. Результатом работы структурных подразделений становятся законопроекты, которые впоследствии выносятся на рассмотрение и утверждение всего парламента.

Парламенты бывают одно- и двухпалатными. Обычно те государства, которые построены по федеративному принципу, имеют представительные органы, состоящие из двух палат – верхней и нижней. Традиционно в большинстве стран с двухпалатной системой верхнюю палату парламента называют сенатом, а нижнюю – палатой депутатов. Такая система позволяет найти компромисс и равновесие между различными группами, стремящимися к завоеванию политической власти.

Парламентаризм: сущность и особенности

Парламентаризм – особый способ организации верховной представительной власти. В его основе лежит принцип выборности главного законодательного органа страны. Основная функция парламента – выработка и принятие законов, касающихся всех сфер жизни общества и государства. В большинстве стран парламенты работают на постоянной основе в течение всего срока полномочий народных избранников.

Ежедневно члены парламента принимают участие во множестве мероприятий, проводимых в этом органе законодательной власти. Это сессии, парламентские слушания и расследования, многочисленные пленарные заседания. Значительное время у депутатов отнимает работа в комиссиях и комитетах. Избиратели формируют свое мнение о работе данного органа власти по речам наиболее видных его представителей, а вот кропотливая работа народных избранников по совершенствованию законодательства чаще всего остается за кадром телевизионных репортажей.

Парламентаризм - это особая система государственного устройства. В ней четко разграничены функции законодательной и исполнительной власти. При этом ключевую роль занимает парламент. При такой форме правления правительство формируется из числа членов партий, победивших на выборах.

Что такое парламентаризм?

Парламентаризм - это особый тип государственного устройства верховной власти в стране. При таком варианте во главе находится государственный орган, избираемый населением с определенной периодичностью. Он принимает основные решения в форме законов.

Главная особенность, которой обладает парламентаризм, - это существование всеобщего представительного органа власти, который работает на постоянной основе. При этом формы парламентаризма могут быть различными (слушания, расследования, заседания и сессии).

В наше время парламентаризм существует в парламентских республиках, например в Италии, Австрии и Германии, либо в парламентских монархиях. Это Великобритания, Нидерланды, Бельгия.

История парламентаризма

Парламентаризм - это форма государственного устройства, известная еще с древних времен. Органы народного представительства существовали еще в Древнем Риме. Это был сенат. В различных государствах они назывались по-разному. Народное собрание, вече, курултай - все это разновидности парламента.

В Средние века большой популярностью пользовалась сословно-представительная система. Именно она составляла основу парламентов.

Становление парламентаризма произошло в Англии. Первый прообраз этого органа власти появился еще в XIII веке при короле Иоанне Безземельном. Правитель подписал хартию вольностей, которая ограничивала его права. Например, он не мог вводить новые налоги без одобрения королевского совета. Англия стала первым государством, где парламент получил всю власть в свои руки.

Главная функция парламента в Средние века - предоставить обществу возможность быть во власти.

Парламентские выборы

В современной демократической системе хотя бы одна из палат парламента должна выбираться населением. Это обязательное условие.

Развитие парламентаризма помогает понять настроения в обществе, в зависимости от того, какая из партий получает власть в результате выборов. Партия, набравшая большинство голосов, или коалиция союзнических сил, как правило, формируют правительство. Происходит распределение министерских портфелей.

В наши дни существует два вида парламентских выборов. Они могут проходить по пропорциональной системе, когда избиратели голосуют за конкретные партии, либо по мажоритарной, когда борьбу ведут кандидаты в округах. Чаще всего выборы проходят раз в 4 или 5 лет.

Члены парламента

В большинстве стран парламент состоит из двух палат. В верхней заседают сенаторы, в нижней - депутаты. Парламентаризм в России построен именно по такому принципу. Он состоит из Совета Федерации и Государственной думы. При этом верхняя палата обычно формируется менее демократическим путем, чем нижняя.

Членами парламента являются от 300 до 500 человек. В отдельных случаях их может быть несколько десятков и даже несколько тысяч. Разделять парламент на две палаты нужно для того, чтобы законопроекты, принимаемые нижней палатой, поддерживались и верхней, которая занимает близкие к правительству позиции.

В составе парламента работают комиссии и комитеты, которые рассматривают определенные вопросы. В их обязанности входит подготовка законопроектов по соответствующим направлениям.

Также в парламентах создаются фракции, формируемые по партийному, политическому принципу. Также существуют депутатские группы, объединяющие членов парламента, не вошедших ни в одну из фракций.

История парламента в России

Российский парламентаризм зародился в 1905 году. Дума была учреждена императором Николаем II манифестом 6 августа. В Российской империи всего были четыре созыва Государственной думы. В эти годы происходило становление российского парламентаризма. В думских созывах работала партия РСДРП, эсеры, народны социалисты, трудовики, прогрессивная партия кадеты, автономисты, октябристы, националисты, правые. Если в первом созыве заседали 511 депутатов, то в последнем - 442. Дума была упразднена после Февральской революции, в 1917 году.

В СССР высшим законодательным органом власти был Верховный Совет, просуществовавший до 1993 года. После распада Советского Союза масштабную конституционную реформу начал президент России Борис Ельцин. Ее результатом стало учреждение Государственной думы. Первые выборы в нижнюю палату российского парламента состоялись в декабре 1993 года.

Государственная дума РФ

Становление российского парламентаризма происходило в неспокойные 90-е годы. На первых выборах победу одержала партия ЛДПР. Также депутатские кабинеты получили ЛДПР, блок "Выбор России", КПРФ, "Женщины России", "Аграрная партия России", "Яблоко", ПРЕС и "Демократическая партия России".

Дума состоит из 450 депутатов. Парламентаризм в России сегодня основа демократического строя. Ведь половина депутатов избирается по одномандатным округам, а половина по партийным спискам. В настоящее время для попадания в думу необходимо пройти 5-процентный барьер.

С 2007 по 2011 год правила были несколько ужесточены. Проходной барьер был увеличен до 7 %, однако в 2016 году вернули прежнюю схему.

К кандидату в депутаты предъявляют определенные требования. Это должен быть гражданин России старше 21 года.

Седьмой созыв

Последние выборы в Государственную думу состоялись в 2016 году. Российский парламентаризм продемонстрировал настроения в обществе, то, чего хотят большинство избирателей.

Уверенную победу на выборах одержала политическая партия "Единая Россия", набравшая почти 50 % голосов. Ее поддержали около 28 с половиной миллионов россиян. Эта политическая сила во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым и сформировала нынешнее правительство.

Второе место заняла Коммунистическая партия РФ. За ее многолетнего лидера и его сторонников проголосовали чуть больше 7 миллионов человек. Чуть меньше голосов оказалось у либерал-демократов, которыми руководит еще один отечественный политический долгожитель Владимир Жириновский.

Последней партией, преодолевшей 5-процентный барьер, стала "Справедливая Россия". Она получила чуть больше 6 % голосов.

Всего в выборах участвовали 14 партий. Не смогли попасть в парламент "Коммунисты России", "Яблоко", "Российская партия пенсионеров за справедливость", "Родина", "Партия Роста", "Зеленые", "Парнас", "Патриоты России", "Гражданская платформа" и "Гражданская сила".

При этом явка составила почти 48 % избирателей. Это достаточно низкий показатель для федеральных парламентских выборов, который говорит о том, что общество в последние годы становится все более аполитичным.

Согласно Конституции РФ (ст. 94), Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации.

Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII - XIII веках. Однако история современного парламента как общенационального представительного учреждения, отличного от сословных представительных учреждений времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы которых парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм - особая система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента.

Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся прежде всего разделение властей, представительность и законность.

Следует особо выделить представительность, поскольку только в условиях демократического самоопределения народа парламент приобретает характер демократически легитимированного народного собрания, коренным образом отличающегося и от коллегии советников феодального сюзерена или органа корпоративного сословного представительства более позднего периода, и от представительных учреждений социалистического государства. Наличие такого рода народного собрания позволяет говорить о парламентской демократии как форме государства, базирующейся на принципе народного суверенитета.

В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену "двухступенчатому" механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.

Созданные в годы советской власти в качестве представительных органов "нового, социалистического типа, коренным образом отличающихся от учреждений буржуазного парламентаризма" эти государственные органы по мере демократизации российского общества, отражения в Конституции принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и постепенного проведения его в жизнь все более обретали черты парламента. Однако стать подлинным парламентом страны они так и не смогли, во-первых, в силу возлагавшихся на них действовавшей тогда Конституцией полномочий, противоречивших принципу разделения властей (распорядительные и некоторые контрольные полномочия), и, во-вторых, в силу фактически существовавшего вертикального подчинения представительных органов страны, совершенно не свойственного парламентским представительным органам.

В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание - представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку.

Согласно ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т.е. всей России.

До принятия новой Конституции в Российской Федерации существовал двухпалатный высший представительный орган государственной власти - Верховный Совет. Однако на деле он функционировал как однопалатный орган, поскольку большая часть компетенции Верховного Совета осуществлялась совместно обеими палатами, и весьма серьезную роль играли общие для всего Верховного Совета органы: Председатель Верховного Совета и Президиум Верховного Совета.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ст. 100, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

Более того, Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему "сдержек и противовесов" в деятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федерации "тирании большинства", завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

Следует заметить, что в нашем обществе существует определенное недоверие к представительным органам государственной власти вообще и к парламенту в частности. Такое недоверие является следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции РФ. В обществе имеются силы, которые не прочь отказаться от парламента как важнейшего демократического института или превратить его в послушную, не играющую самостоятельной роли ассамблею. Однако такие устремления наталкиваются на ряд противодействующих факторов.

Многие представители политических кругов страны отдают себе отчет в том, что полная дискредитация парламента может сильно подорвать складывающиеся политико-идеологические устои российской демократии. Если с точки зрения политической значимости парламент сегодня обесценен в глазах значительной части населения страны, то этого нельзя сказать о его идеологической роли. Существен и тот факт, что в демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. В придании определенной политической эффективности парламенту заинтересованы и те политические силы, которые не представлены в правительстве и для которых парламент служит ареной, где они могут отстаивать свои интересы.

Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.

Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие российского парламентаризма идет сложным, во многом противоречивым путем.

Парламент (англ. parliament, от франц. parlement, от parler - говорить) - является высшим представительным органом государства и избирается населением. В отличие от других выборных представительных органов (учредительного собрания, конституционной ассамблеи) парламент действует на постоянной основе. Деятельность парламента, его взаимодействие с другими высшими органами государственной власти называется парламентаризмом. Парламентаризм - система государственного руководства обществом, которая характеризуется четким распределением законодательных и исполнительных функций при условии привилегированного положения законодательного органа - парламента - в отношении других государственных органов.

Как высший представительный орган власти парламент впервые был образован в Англии в 13 в. как орган сословного представительства; реального значение приобрел после буржуазных революций 17-18 вв. В современных условиях парламент как собственное наименование для обозначения представительной учреждения применяется в большинстве развитых стран.

Парламентом официально называют высшие представительные органы почти во всех англоязычных странах. В США и странах Латинской Америки он называется конгрессом, во Франции - национальным собранием. В некоторых странах название "парламент" заменено своими национальными правовыми терминами. Так, в Дании парламент - это фолькетинг, в Исландии - альтинг, в Норвегии - стортинг, в Швеции - риксдаг, в Израиле - кнессет, в некоторых странах Востока - меджлис, в России - Федеральное собрание, а в Украине - Верховная Рада.

Основными элементами внутренней организации палат парламента являются: 1) партийные объединения членов палат; 2) руководящие органы палат; 3) парламентские комиссии (комитеты). Во многих странах существует регламент деятельности партийных объединений членов палат, устанавливается партийный минимум. Председатель палаты может быть как беспартийным (Великобритания), так и партийным (от фракционной большинства). В руководящие органы палат входят, кроме председателей, их заместители, секретари и наблюдатели. Руководящие органы палат формируются обычно на пропорциональной основе.

Для выполнения своих полномочий парламент образует функций-но-отраслевые комитеты и комиссии, где рассматриваются основные вопросы жизнедеятельности общества, разрабатываются соответствующие законопроекты.

Парламентские комитеты делятся на две категории: временные и постоянные. Временные комитеты, созданные для рассмотрения какой-либо дела, могут еще иметь название специальных комиссий. Партийный состав комитетов пропорциональный партийном составляющие палат. При этом председатели комитетов работают постоянно, а члены комитетов - на временной основе. Председателей комитетов выбирают, или же члены комитетов становятся главами, или их назначают председателя палат, исходя из правил старшинства. Основная работа комитетов и комиссий связана с законотворческой деятельностью правительства.

По структуре парламенты бывают однопалатное и двухпалатные. Государства с федеративной форме государственного устройства строят парламент на двопалатній основе.

Двухпалатность возникла сначала как достижение компромисса между различными социальными силами в борьбе за власть. В современных условиях двухпалатность нужна для того, чтобы обеспечить равновесие в парламенте с целью усовершенствовать законодательную деятельность, представлять интересы субъектов федерации в федеральных государствах и интересы административных единиц - в унитарных, а также чтобы сохранить исторические традиции своей страны. Впервые двухпалатность узаконено в Конституции США 1787 г.

В современной Европе двенадцать стран имеют однопалатный парламент. Среди стран Восточной Европы двухпалатность утверждено в России, Польше, Румынии и Хорватии.

Двухпалатный парламент делится на верхнюю и нижнюю палаты. Для верхних палат универсальной названием "сенат". Это название, которое впервые было употреблено в Конституции США, заимствовано из истории Древнего Рима. Однако в некоторых странах, в частности в Великобритании и Японии, верхние палаты называют соответственно палатой лордов и палатой советников.

Для нижних палат широко применяемой названием "палата депутатов". Ряд нынешних конституций фиксируют и другие названия палат: Национальное собрание (Франция), палата общин (Великобритания, Канада), сейм (Польша). Различие между верхней и нижней палатами заключается в способе формирования их.

Верхние палаты формируются прямыми выборами, непрямыми выборами, назначению и смешанным способом.

В большинстве стран верхние палаты формируются прямыми выборами. Представительство в них зависит не от общо-территориального принципа, а от наличия субъектов федерации, от которых избирается равное количество парламентариев. Так, в США выбирают по два сенатора от штата, а в Венесуэле, Мексике и Бразилии - по три.

Прямые выборы верхних и нижних палат немного отличаются. Если депутаты нижней палаты избираются по пропорциональной, то депутаты верхней - по мажоритарной или смешанной системе (существует и прецедент формирования верхней палаты по социально-корпоративным принципом). Так, в Бельгии пассивным избирательным правом наделен действующих и бывших правительственных и других государственных лиц, ученых, представителей учреждений высшего образования, руководителей предприятий, профсоюзов и экономических ассоциаций.

В некоторых странах существуют косвенные, или многостепенные выборы. Так, сенат парламента Франции избирается специальными коллегиями, которые образуются в департаментах. В состав каждой коллегии входят депутаты нижней палаты парламента от департамента, генеральные советники (члены департаментського органа самоуправления) и делегаты от муниципальных органов. Непрямыми выборами полностью формируются верхние палаты парламентов таких стран, как Нидерланды, Австрия и, частично, Франция, Бельгия и Швейцария.

Формирования верхних палат путем назначения также имеет различные варианты. Например, члены бундестага назначаются правительствами земель из своего состава, а в Канаде сенаторов назначает генерал-губернатор по рекомендации премьер-министра.

В Великобритании существует несколько способов невиборного формирования палаты лордов: передача феодальных титулов (наследственные лорды); назначения королевой отставных политиков, которые не имеют права передавать свой титул в наследство; назначения королевой из состава высшей судебной инстанции (апелляционный суд) судебных лордов; назначения королевой духовных лордов - высших духовных иерархов.

Смешанная система формирования верхней палаты предусматривает сочетание указанных выше способов. Так, в Ирландии кроме избранных сенаторов премьер-министр назначает еще одиннадцать сенаторов, а в Италии президент назначает пять сенаторов. Кроме того, сенатором можно быть по собственным правом (в Италии - это бывший президент страны).

Нижние палаты в - двухпалатного парламентах и однопалатные парламенты всегда образуются путем прямых выборов.

Верхние палаты отличаются от нижних за сроком полномочий (легислатурой). Легіслатура верхних палат более длительная. В конгрессе США члены нижней палаты избираются на два года, а верхней - на шесть; в парламенте Австрии соответственно - на три и шесть; Нидерландов и Японии - на четыре и шесть; Франции - на пять и девять лет. В некоторых странах, в частности в Бельгии, Испании, Италии и Ирландии, установлен одинаковый срок полномочий обеих палат. Более длительный срок полномочий верхних палат ставит их в меньшую зависимость от выборов, и это обеспечивает большую стабильность и кваліфі-кованість в работе депутатов. Кроме этого, верхние палаты частично обновляются. Так, в США каждые два года обновляется треть сенаторов, в Японии и Австрии каждые три года - половина состава палаты.

Количественный состав парламента зависит от норм представительства, то есть от средней численности избирателей, которых представляет депутат. В федеративных государствах количественный состав верхних палат парламента определяется количеством субъектов федерации на принципах равного представительства.

Нижние палаты парламентов имеют значительное численное превосходство над верхними. В Испании максимальная численность нижней палаты - 400, в США - 435, в Польше - 460, в Японии - 512, во Франции -577, в Италии, Великобритании и ФРГ - в соответствии 630, 650 и 665 депутатов.

Верхние палаты имеют небольшой количественный состав (в Германии - 41, Швейцарии - 46, США - 100 депутатов).

По профессиональным составом в парламентах зарубежных стран преобладают юристы. Есть среди депутатов и государственные чиновники, функционеры политических партий, менеджеры, предприниматели, а также представители образования и науки.

Хотя парламентская деятельность рассматривается как почетная служба, а не получение материальных благ, все же она во всех парламентах мира является оплачиваемым. Размеры оплаты определяются по определенным стандартам. Во многих странах таким стандартом является заработная плата высших категорий государственных служащих.

В Италии, Норвегии, ФРГ и Японии кроме фиксированной зарплаты прилагаются суточные, которые уплачиваются в основном только тогда, когда депутат присутствовал на заседании палаты или ее органов.

В некоторых странах зависимость между парламентским активностью депутата и размерами его зарплаты приобретает жестких форм. Так, во Франции, согласно регламенту нижней палаты, депутат, который не принимал участия в трети голосований на публичных (пленарных) заседаниях сессии, лишается части денежного вознаграждения; если же это количество составляет половину голосований, то отчисления удваивается. Однако в большинстве стран депутаты получают вознаграждение независимо от конкретного результата их деятельности.

В индустриальных странах для депутатов установлены специальные парламентские пенсии (при этом предел пенсионного возраста значительно ниже, чем для пенсии на общих основаниях). Каждый депутат, который заседал в парламенте в течение определенного периода (например, 10 лет), имеет право на такую пенсию. Получение парламентской пенсии не лишает депутата права на общую пенсию. Однако в Великобритании право на пенсию имеют только те депутаты, которые отказались во время парламентской деятельности от других постоянных источников финансирования.

Связь между депутатами и избирателями реализуется через форму мандата, который бывает императивным (повелительным) и свободным. Императивный мандат предусматривает, что депутат якобы обязательно выполнит свою программу и позвітує о ней перед избирателями. На практике такая процедура, как правило, никогда не выполняется. При императивном мандате избиратели имеют право на отзыв депутата. Но даже в случае полной зависимости от своих избирателей депутат имеет право переходить в другую партию, сохраняя за собой мандат.

Свободный мандат дает депутату право определять свою деятельность в парламенте, независимо от интересов избирателей округа, а решать те вопросы, которые относятся к компетенции высшего представительного органа. Однако отсутствие императивного мандата отнюдь не означает, что депутаты не имеют никакой связи с округом. Они встречаются с избирателями, выслушивают их жалобы, на основании которых формулируют свои запросы в парламенте или инициируют так называемые петиции - обращение к органам исполнительной власти по поводу проблем избирательного округа. Такая деятельность депутатов поддерживается местными организациями.


СОДЕРЖАНИЕ
I Парламентаризм- признак демократического государства.
1.1. История парламентаризма
1.2. Признаки и принципы парламента Российской Федерации
1.3. Формирование парламента Российской Федерации
II Парламент - законодательный орган государственной
Власти Российской Федерации
2.1. Внутренняя структура парламента
2.2. Полномочия парламента и его палат
2.3. Законодательный процесс
I ПАРЛАМЕНТАРИЗМ - ПРИЗНАК ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА
1.1 История парламентаризма

В современной истории явление парламентаризма представляет собой систему государственной власти, при которой четко распределены функции законодательных и исполнительных органов.
Парламент (англ. parliament, от французского parlier- «говорить») - представительное высшее государственное законодательное собрание, построенное целиком или частично на выборных началах Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов: 1,2- М.: Остожье. 1998г.
.
Концепция разделения властей в классическом виде была сформулирована в XVII-XVIII веке. Наибольший вклад в ее разработку внесли такие политические мыслители, как Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, Дж. Мэдиссон. Смысл идеи разделения властей состоит в ограничении возможности сосредоточения государственной власти в руках одного лица или института, защитить права и свободы граждан. Государственное право буржуазных и развивающихся стран. Мишин А.А. Барабашев Г.В. М. Юрид.лит.1989 г.

В современной юридической и политической практике представление о демократии и правовом государстве не отделимы от принципа разделения властей. Идея разделения властей законодательно закреплена в Конституции Российской Федерации.
Парламент в свете теории разделения властей - это общегосударственный представительный орган, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти. Институт парламента имеет многовековую историю. Первые представительные учреждения с отчетливыми законодательными полномочиями возникли еще во время античности - это Народное собрание (экклезия) времен Перикла, преобразовавшееся из органа родовой демократии в орган государственной власти; древнеримский Сенат, возникший на основе древних куриатных комиций и ставший высшим учреждением Республики. Считается, однако, что родиной современного парламента является Англия - в Xlll веке королевская власть в соответствии с великой хартией вольности (1215 г.) была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства и представителей территориальных единиц (графств). Во Франции, к примеру, подобный орган до 1789 года представлял собой высшее судебное учреждение страны, то есть некое подобие верховного суда. Впоследствии подобные представительные учреждения возникли во Франции, Испании, Польше и других странах, которые затем преобразовались в парламентские учреждения современного типа.
В современном историческом периоде его развития для большинства промышленно развитых государств можно отметить усиление исполнительной и президентской власти. Парламенты зарубежных стран. Справочник. М., Политиздат. 1968, 384 с.
.
1.2 Признаки и принципы парламента Российской Федерации

Федеральное Собрание РФ, в отличие от высших представительных органов государственной власти РСФСР и СССР является учреждением парламентского типа. В Конституции РФ 1993 г. впервые прямо закреплено, что Федеральное Собрание -- это парламент Российской Федерации (ст. 94).
Как и полагается парламентскому учреждению, Федеральное Собрание «встроено» в механизм «разделения властей» в РФ. Это означает, что Федеральное Собрание, в отличие от Верховных Советов и Съездов Советов не наделяется статусом «высшего», либо «верховного» органа государственной власти. Оно не обладает монополией в осуществлении верховной государственной власти, не располагает всей полнотой высшей государственной власти Козлова А.Е. Конституционное право М.1997г.
.
Двухпалатность Федерального Собрания РФ является фактической. Палатами Федерального Собрания являются Совет Федерации и Государственная Дума. Каждая из Палат имеет только своего Председателя Палаты, его заместителей, комиссии и комитеты Палаты. В отличие от палат бывшего Верховного Совета, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания России не имеют общих руководящих (координирующих, вспомогательных) административных органов, не имеют общих должностных лиц. Исключение составляют лишь два «совместных» органа Палат. Имеется ввиду, что обе палаты двусторонними усилиями вправе создавать такой орган временного характера, как согласительную комиссию для разрешения противоречий в законодательном процесса (п. 4 ст. 105 Конституции РФ 1993 г.); кроме того, Палаты Федерального Собрания на паритетной основе формируют Счетную палату -- орган парламентского финансового контроля (п. 1 «и» ст. 102; п. 1 «г» ст. 103 Конституции РФ 1993 г.).
Совет Федерации и Государственная Дума различным образом формируются (об этом будет сказано ниже). Организационное обособление Палат Российского Парламента (в модели 1993 г.) проявляется и в том, что они функционируют в режиме раздельных заседаний. Согласно Конституции РФ 1993 г., Палаты Федерального Собрания могут собираться на совместные заседания только в трех случаях: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств (п. 3 ст. 100).
Палаты Федерального Собрания РФ разграничиваются также по их компетенции. Круг вопросов, решаемых Советом Федерации, не совпадает с вопросами ведения Государственной Думы. Перечни полномочий Совета Федерации и Государственной Думы изложены в разных статьях Конституции РФ (ст. ст. 102, 103 Конституции РФ). Анализ этих полномочий будет дан ниже, здесь же отметим, что суть специализаций компетенции Совета Федерации и Государственной Думы в осуществлении парламентской власти заключается в следующем. Государственная Дума является основным законодательным органом РФ. Роль же Совета Федерации в законодательном процессе в том, что он «одобряет» либо «не одобряет» законы, принятые Государственной Думой. Что же касается «специализации» в осуществлении иных парламентских полномочий, то она выглядит следующим образом. Для статуса Государственной Думы характерна большая ориентации его полномочий на процедуры назначений важнейших должностных лиц исполнительной и контрольной власти, от которых зависит решение финансовых и социально-экономических вопросов; на решение вопросов, связанных с оценкой деятельности Правительства. Условно можно даже сказать, что конституционный статус Государственной Думы является «проправительственным» в смысле определенного «сдерживания» Правительства Государственной Думой. Однако «сдержки», исходящие к Правительству от Государственной Думы не столь сильны. А статус Совета Федерации в большей степени ориентирован на решение проблем, касающихся системы обеспечения безопасности и правопорядка, конституционной законности в РФ; на решение вопросов, касающихся федеративного устройства. Совет Федерации в большей мере смоделирован как «пропрезидентское» учреждение -- но ни в коем случае не в смысле его подчиненности Президенту РФ. Напротив, Совет Федерации осуществляет «сдержки» президентской власти -- в этом одна из его специализаций. Парламентаризм и многопартийность в современной России. К десятилетию двух исторических дат./Общая редакция и вступительное слово В. Н. Лысенко - М.: ИСП. 2000 - 272 с.

7). Как и иные органы парламентского типа, Федеральное собрание, в отличие от Верховных Советов советского периода -- это коллегия профессиональных политиков, средоточие политической элиты страны. Члены Федерального Собрания не совмещают свою деятельность с иными производственными функциями, а занимаются только депутатской, законотворческой работой. В том числе это характерно не только для Государственной Думы, но и Совета Федерации, после принятия Закона о новом механизме формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ (от 5 августа 2000г.) В действующей Конституции и законодательстве закрепляется принцип несовместимости мандата с иными видами оплачиваемой деятельности -- за исключением научной, педагогической и иными видами творческой деятельности. Таким образом, будучи избранным в состав Федерального Собрания, депутат обязан прекратить служебные (трудовые) правоотношения по месту прежней работы (службы) -- с гарантией сохранения трудовых прав.
1.3 Формирование парламента Российской Федерации

Порядок формирования современных парламентов напрямую зависит от их структуры. Так, однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов, как правило, формируется посредством прямых выборов.
Способы формирования верхних палат довольно разнообразны. К основным из них относятся:
Формирование верхней палаты посредством непрямых косвенных или многостепенных) выборов. Такая практика существует во Франции: Сенат - верхняя палата парламента Франции, избирается на 9 лет коллегиями выборщиков, состоящими из депутатов Национального собрания (нижней палаты парламента), членов генеральных советов и муниципальных советников. Сенат состоит из 321 сенатора, из которых 308 избираются в метрополии, 8 - в заморских департаментах, 5 - в заморских территориях. Таким образом, здесь имеют место выборы косвенным голосованием.
2. Формирование верхних палат посредством прямых выборов, однако, с отличиями от той системы, которая применяется при формировании нижних палат. Такой порядок применяется в Италии, США, Австрии.
При избирании Сената (верхней палаты) действует мажоритарная система с элементами пропорционализма (в отличие от пропорциональной системы выборов нижней палаты). Выборы в Сенат проводятся по одномандатным избирательным округам в рамках одной области. Избиратели голосуют за конкретного кандидата, который может быть и, как правило, "связан" обязательствами по взаимному использованию полученных голосов с кандидатами по другим округам данной области (на практике это обычно кандидаты от одной партии).
Формирование верхней палаты путем назначения применяется в наиболее чистом виде в Канаде и Германии.
Верхняя палата парламента Канады (Сенат) состоит из 104 членов, назначаемых генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра. Предполагается, что сенаторы представляют ту провинцию, то которой они назначены. Для сохранения принципа равного представительства провинции разбиваются на 4 группы, каждая из которых имеет право быть представленной 24 сенаторами.
4. Традиционный феодальный способ формирования верхней палаты применяется в Великобритании. Палата лордов британского парламента формируется на невыборной основе. Членство в ней связывается с получением дворянского титула, дающего право быть членом палаты лордов. Среди членов палаты - 1195 герцогов, маркизов, графов, баронов и виконтов. Это пэры парламента. Одиннадцать членов палаты - лорды-юристы (ординарные лорды по апелляциями). Они назначаются из числа лиц, занимавших или занимающих высокие судейские должности, для оказания помощи палате при решении судебных дел. Парламенты зарубежных стран. Справочник. М., Политиздат. 1968, 384 с.

II ПАРЛАМЕНТ - ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Внутренняя структура парламента
Двухпалатная структура парламента России объясняется ее федеральным характером и необходимостью представительства на уровне федеральной законодательной власти как интересов населения Российской Федерации в целом (Государственная Дума), так и интересов субъектов федерации (Совет Федерации Парламентаризм и многопартийность в современной России. К десятилетию двух исторических дат./Общая редакция и вступительное слово В. Н. Лысенко - М.: ИСП. 2000 - 272 с.
) .
Палаты работают раздельно; по Конституции они могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.1997.
Палаты образуют совместно как постоянно действующий орган Счетную палату для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, а также могут создавать согласительные комиссии для преодоления возникших между палатами разногласий. Сложный характер носят взаимоотношения палат в законодательном процессе, о чем подробно будет сказано в соответствующем разделе данного учебного пособия. Каждая палата самостоятельно устанавливает порядок своей работы, для чего принимает свой регламент, а также формирует свои внутренние рабочие и вспомогательные органы.
Конституция Российской Федерации1993 года не устанавливает деления Парламента России на нижнюю и верхнюю палаты (как иногда их называют средства массовой информации), ни одна палата не подчиняется другой.
Отношения палат Федерального Собрания друг с другом происходят, прежде всего, в области законодательства, где каждая палата выполняет только ей свойственные функции, а также по линии проведения совместных заседаний и создания постоянных или временных совместных органов.
2.2 Понятие парламента и его палат

Палаты Федерального Собрания РФ работают в режиме раздельных заседаний. В Конституции РФ 12 декабря 1993 г. их компетенция определяется дифференцировано, в разных статьях Основного Закона (ст. ст. 102 -- 103); полномочия Совета Федерации и Государственной Думы по их содержанию не совпадают. Специализация Палат Федерального Собрания заключается в следующем. Любимов А. П. Парламентское право России. Основные источники. Учебное пособие для аспирантов, студентов юридических ВУЗов и факультетов. // Санкт-Петербург, 1997 - 308 с.

1). Полномочия Совета Федерации в большей их части направлены на взаимодействие этой палаты с Президентской властью (в части ее формирования и функционирования) и Судебной ветви власти (в части ее формирования). Закрепляемые Конституцией РФ полномочия Совета Федерации можно сгруппировать в следующие восемь видов.
Во-первых, к ведению Совета Федерации относятся важнейшие полномочия, касающиеся территориальных вопросов Российского федерализма: Совет Федерации утверждает изменения границ между субъектами РФ (п. 1 «а» ст. 102 Конституции РФ 1993 г.)
Во-вторых, Совет Федерации обладает рядом полномочий, связанных с подтверждением указов Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности и правопорядка и самостоятельными полномочиями в этой сфере:
– утверждает указ Президента РФ о введении военного положения;
– утверждает указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
– решает вопросы о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации (пп. 1 «б» -- 1 «г» ст. 102 Конституции РФ).
В-третьих, Совет Федерации наделен рядом полномочий, касающихся организации выборов Президента и досрочного прекращения полномочий Президента:
-- назначает выборы Президента РФ;
-- отрешает Президента РФ от должности (пп. 1 «д» , 1 «е» ст. 102 Конституции РФ 1993 г.).
В-четвертых, Совет Федерации вправе также полностью формировать составы всех высших судов страны:
– осуществляет назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (п. 1 «ж» ст. 102 Конституции РФ 1993 г.).
– В-пятых, к компетенции Совета Федерации РФ отнесен и такой важнейший вопрос как:
– назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора Российской Федерации (п. 1 «з» ст. 102 Конституции РФ 1993 г.).
В-шестых, продолжая перечень конституционных полномочий Совета Федерации, следует выделить в этом перечне и такое, как:
-- осуществление Советом Федерации своей доли назначений в состав совместного органа Палат Федерального Собрания, осуществляющего функцию парламентского финансового контроля -- Счетную Палату; согласно Конституции РФ, Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной Палаты и половину состава ее аудиторов (п. 1 «и» ст. 102 Конституции РФ 1993 г.).
В-седьмых, Совет Федерации, как и полагается Палате Парламента, осуществляет наряду с Государственной Думой законодательные полномочия. Выше уже указывалось, что «специализация» Совета Федерации в законодательном процессе заключается в том, что он «одобряет» законы, принятые Государственной Думой; либо отклоняет их (применяет право «вето») (п. 4 ст. 105 Конституции РФ).
Одобрение закона Советом Федерации осуществляется одним из двух способов:
– либо в «активной форме» -- то есть путем голосования в Совете Федерации, при котором члены Совета Федерации высказываются в поддержку Федерального Закона;
– либо в «пассивной форме» -- то есть если в установленный Конституцией РФ срок Совет Федерации не рассмотрит Федеральный Закон, принятый Государственной Думой, считается, что он как бы «молчаливо» одобрил закон (п. 4 ст. 105 Конституции РФ 1993 г.).
В Конституции РФ 1993 г. устанавливается время, когда действует правило об активном способе одобрения Федерального Закона Советом Федерации: в течение 14 дней со дня передачи федерального закона из Государственной Думы в Совет Федерации (пп. 3 -- 4 ст. 105 Конституции РФ). Если в течение этого срока закон не был рассмотрен Советом Федерации, Конституция РФ квалифицирует эту ситуацию как пассивную форму одобрения закона Советом Федерации. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 23 марта 1995 г. «О толковании ч. 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции РФ» дал толкование конституционной норме о четырнадцатидневном сроке законодательной процедуры в Совете Федерации, которое имеет важное значение, т. к. Совет Федерации работает в режиме не постоянных, а периодических заседаний, -- чтобы не было манипулирования по поводу «молчаливого одобрения» закона Советом Федерации. Конституционный Суд РФ разъяснил, что четырнадцатидневный срок надо понимать как время, в течение которого Совет Федерации обязан не завершить, а обязан приступить к рассмотрению федерального закона, с тем, и т.д.................

Читайте также: