«Серебряное копытце» Павел Бажов Сценарий сказки. Внеклассное мероприятие Интеллектуальная игра по сказам П. П. Бажова Инсценировка по сказкам бажова для 5 лет


Сценарий литературного праздника, посвящённого 130 – летию Павла Бажова

«Уральский сказитель»

(на экране 1 слайд)

Недалёко от Исети -

Старый дом и сад густой.

Там шумит весенний ветер

Беспокойною листвой.

Облаков пушистых гребни

Проплывают стороной.

В этом доме жил волшебник –

Мудрый сказочник седой…

След копытца серебрится,

Вьётся змейкою в ночи.

Огневушкою кружится

Пламя жаркое в печи,

Ящерки мелькнули разом,

Встал Данило над цветком…

И шкатулкой, полной сказов,

Кажется бажовский дом.

А из сада гомон птичий,

Ветви тянутся к лучам.

Есть ещё такой обычай

У ребят у свердловчан:

Каждою весною новой

Тихо входят на крыльцо –

Попросить в саду Бажова

Маленькое деревцо.

И посадят возле школы

Всем лихим ветрам назло,

Чтобы крепким и весёлым

Это деревцо росло.

И шумит листвой рябинка.

Зеленеет каждый год…

К дому этому тропинка

Никогда не зарастёт… Е. Хоринская Домик писателя

(на экране 2 слайд)

15 января или 27 января по новому стилю 1879 года в городе Сысертский Завод на Урале в семье Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так писалась тогда фамилия этой семьи) родился сын Павел.

(на экране 3 слайд)

Отец Павла был потомственный уральский рабочий, горнозаводской мастер на Сысертском металлургическом заводе. Он был опытным мастером, имел независимый характер и за острый язык получил прозвище Сверло. За частую критику несправедливых порядков начальства, его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его на работу. Мать писателя была искусной кружевницей, не щадя глаз работала в «рукодельной мастерской», плела кружева, вязала ажурные чулки для жён и дочерей заводского начальства. Детство будущего писателя прошло среди уральских мастеровых людей. Впечатления детства оказались для П. П. Бажова самыми важными и яркими.

(на экране 4 слайд)

Павел учился в земской трёхлетней школе. Был способным и любознательным учеником. Павел любил читать и обладал хорошей памятью. Однажды он прочёл наизусть школьный сборник стихотворений Николая Алексеевича Некрасова, чем удивил присутствующих при этом учителей и гостей школы. По окончанию школы учителя советовали родителям будущего писателя продолжить его обучение в уездном городе – Екатеринбурге. Родители, люди небогатые, смогли отдать сына только в Екатеринбургское духовное училище, где была самая низкая плата за обучение, и не требовалось покупать форму. Бажов успешно сдал экзамены в училище. (Ранее в этом училище учились изобретатель радио Александр Степанович Попов и писатель Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк). Окончив Екатеринбургское духовное училище в 14 лет, Бажов поступает в Пермскую духовную семинарию. Здесь он учится шесть лет. Здесь он продолжает много читать. Среди его любимых писателей были Антон Павлович Чехов, Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин, Николай Александрович Добролюбов, Дмитрий Иванович Писарев и многие другие. В 1899 году Бажов окончил семинарию (был третьим учеником по сумме баллов), но продолжить обучение в университете было невозможно из – за его политических взглядов (ему было отказано в приёме в Томский университет, т. к. он принимал участие в выступлении семинаристов против реакционно- настроенных преподавателей), а от предложения поступить в Киевскую духовную академию он отказался сам. Бажов решает работать учителем.

(на экране 5 слайд)

Сначала в 20 лет он работал в начальной школе глухой деревни Шайдуриха под городом Невьянском, затем в качестве преподавателя русского языка в Екатеринбургском духовном училище, в епархиальном (женском) училище, где он вёл занятия по русскому языку, а также церковнославянскому и алгебре. Одна из выпускниц этого училища, Валентина Александровна Иваницкая, впоследствии в 1911 году стала женой Павла Петровича.

(на экране 6 слайд)

Брак этот был счастливым и многодетным – семеро детей (дочь П. П. Бажова Ариадна вышла замуж за сына писателя А. П. Гайдара – Тимура. П. П. Бажов – дед политического деятеля Егора Гайдара)

(на экране 7 слайд)

Одновременно с учительской работой Павел Петрович Бажов много занимался изучением фольклора и этнографии, истории родного уральского края. Во время летних каникул будущий писатель пешком или на велосипеде путешествовал по Уралу, делал различные записи. К этому времени относится его первая публикация – статья «Д. Н. Мамин – Сибиряк как писатель для детей» в «Екатеринбургских Епархиальных новостях». События революции и Гражданской войны не оставили Бажова в стороне. Он вступает в Красную Армию. Это было трудное, тревожное время. Был белогвардейский плен, побег, партизанский отряд в колчаковском тылу. После войны он становится журналистом, руководит народным образование, редактирует газеты, заведует информационным отделом, пишет очерки, статьи, фельетоны, рассказы. Так постепенно в Павле Петровиче Бажове рождается большой писатель.

(на экране 8 слайд)

В свои писательские возможности Павел Петрович поверил не сразу. «Для меня звание писателя стояло очень высоко, и мне казалось, что тянуться в эту сторону у меня и сил нет, и возможности нет, и поэтому я никогда не думал, что мне когда – нибудь придётся писать», - отмечал Бажов. В 1936 году, когда Бажову шёл

58 – й год, он поступает на заочное отделение Литературного института

им. М. Горького. К этому времени Бажов накопил большое количество фольклорных произведений. Свою знаменитую «Малахитовую шкатулку» - книгу сказов – Павел Петрович Бажов создал, когда ему было уже 60 лет. Сборник вышел впервые в 1939 году в Свердловске (ныне Екатеринбург), и включал в себя 14 сказов. В 1943 году за эту книгу писатель был удостоен Сталинской премии второй степени (в 2009, в этом году юбилей у книги – 70 лет). В 1944 году книга была переведена на английский язык, и вышла в Лондоне, Нью–Йорке, в Праге, в Париже, а в дальнейшем она была переведена на 100 языков мира.

«Любознательный читатель, взяв в руки эту книгу, непременно задумается над тем, почему она так названа. Малахитовую шкатулку, ларчик из красивейшего уральского камня, наполненный украшениями из самоцветных камней, подарила на свадьбу рудобою Степану и его невесте Насте Хозяйка Медной горы… Название книги оказалось удачным ещё и потому, что писатель постепенно «складывал» в этот сборник, как в шкатулку, всё новые и новые произведения. Сказы, как драгоценные камушки, сверкали и переливались народной выдумкой, фантазией и были огранены, обработаны Бажовым с большим писательским мастерством» Н. И. Савушкина.

Сказы «Малахитовая шкатулка» были представлены читателю, как восстановленные по памяти рассказы дедушки Слышко. Эти сказы Бажов слышал в 1892 – 1895 гг. когда приезжал домой на каникул.

(на экране 9 слайд)

Что такое сказ? Чем он отличается от сказки и рассказа?

Павел Бажов любил в детстве слушать старых горняков, знатоков прошлого. Такими людьми были Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но лучшим рассказчиком из всех был старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин (в сказах П. П. Бажова дед Слышко). Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе всегда собирались ребятишки и взрослые, охотники послушать его истории. Свои истории о необычных и загадочных случаях, ящерках, бурой кошке и других чудесных помощниках камнерезов и горняков В. Хмелинин никогда не называл сказками. Сказки, говаривал он, «маленьким рассказывают. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житьё да про земельные дела – это вот помню… только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются».

Сказ – это устное слово, устная форма речи, перенесённая в книгу.

Бажов говорил, что сказы его «Малахитовой шкатулки» распадаются на две разные группы. Это сказы «взрослого тона»: «Каменный цветок», и «детского тона» - «Огневушка – поскакушка», «Серебряное копытце», «Таюткино зеркальце», «Голубая змейка».

Действительно, Огневушка – поскакушка приметила восьмилетнего Федюньку, сироту, славного, трудолюбивого и доброго паренька, козлик Серебряное копытце «показался» девочке Дарёнке да кошке Мурёне, Голубая змейка одарила за доброту души да за крепкую дружбу мальчишек.

(на экране 10 слайд)

В изданиях «Малахитовой шкатулки» и отдельных её сказов всегда можно найти пояснения непонятных слов, понятий и выражений, а их немало в сказах Бажова. Ведь язык его сказов особый, его не спутаешь ни с какими другими произведениями. Вот так о нём говорил Лев Кассиль « Павел Петрович никогда не стремился щегольнуть знанием народного языка, поиграть редкими, неведомыми словечками. Он говорил очень просто без книжных оборотов, не впадая в интеллигентное гладкоречие. Человек чрезвычайно начитанный, впитавший в себя лучшие традиции передовой русской литературы, великолепно знавший её, он сочетал в себе подлинно народную мудрость с тонким, взыскательным вкусом большого художника, отлично ощущавшего новые времена…»

Многие слова, которые уральским горнякам и камнерезам были понятны и знакомы. Сейчас ушли из разговорной речи, но навсегда остались в нашей фольклорной и художественной литературе.

(на экране 11 слайд)

Действие всех сказов Павла Бажова происходит в горах и лесах Урала.

Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них свои богатства. Однажды великан растянул его, пояс лёг через всю землю: от Карского моря на Севере до южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

«Урал» по-башкирски – «пояс». Длина его 2 500 километров. Вода, ветер, солнце и мороз давно уже разрушили когда-то величавые вершины Урала. Уральские горы невысоки, но слава Урала не в высоте вершин, а в сказочных богатствах каменного пояса.

Более 800 различных минералов хранится в Уральских горах. Это месторождения железа, меди, драгоценных камней, платины, золота, каменной соли. Люди, жившие на Урале, издавна умели не только добывать руды, но и выплавлять из них металл.

На Урале родилось слово «самоцветы». Так называют драгоценные камни. Трудно указать драгоценный камень, которого не находили бы в Уральских горах. Урал – родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы и других прекрасных цветных камней.

(на экране 12 слайд)

«Работа – она штука долговекая. Человек умрёт, а дело его останется». Так говорил сам П. П. Бажов.

В последние годы жизни Бажову становилось всё труднее работать, одолевали старческие недуги, слабело зрение, но до конца жизни он сохранил ясность ума, хорошую память. Последний сказ Бажов написал в 1950 году, и он был опубликован уже после смерти писателя. Евгений Пермяк писал: «Значительные литературные произведения почти никогда не живут вне других видов искусств, перевоплощаясь в них, они получают новое звучание». Так произошло и со сказами Павла Петровича Бажова. На театральной сцене были поставлены спектакль «Серебряное копытце», балеты «Каменный цветок» в 1954 г. и «Сказ о каменном цветке», опера «Сказ о каменном цветке» в 1950 г. Сняты художественные фильмы по сказам Бажова «Каменный цветок» в 1946 г. и «Тайна зелёного бора», мультфильмы «Медной горы хозяйка» и «Подарёнка». Первое изобразительное воплощение «Малахитовой шкатулки» принадлежит художнику А. Кудрину, выполнены в скульптуре герои бажовских сказов. На ВВЦ можно увидеть фонтан «Каменный цветок», плавает по рекам теплоход «Павел Бажов», в Москве есть улица имени писателя, а рядом с ней – Малахитовая. На родине Бажова в Сысерти и в Екатеринбурге работают музеи П. П. Бажова, ему поставлены памятники, учреждена премия им. П. П. Бажова, которая присуждается за достижения в литературной деятельности на уральскую тематику.

Сам П. П. Бажов был награждён за литературную работу орденом Ленина.

(на экране 13 слайд)

Я детство помню по уральским сказам, Вечерний костёр

И время это в памяти свежо. И старую вышку,

И в сердце, в самых дальних закоулках, Представил я сразу…

Как память детства будет жить поэт За ясное слово,

Богатство «Малахитовой шкатулки», За чудные сказы

Где каждый сказ – уральский самоцвет. Спасибо Бажову. . Он трогает словом

И сердце и разум.

Спасибо Бажову

Развлечение на тему «Волшебные сказы П.П. Бажова»

Подготовительная группа

Ведущий: Мы сегодня собрались, чтобы поговорить об уральском сказочнике, или еще как его называли «дедушка Бажов».

Бажов Павел Петрович – знаменитый уральский сказочник , прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов .

Его, наверное, можно было бы назвать первым писателем Урала, потому что он открыл миру Урал во всем его величии и красоте, с его историей, людьми, богатствами гор, народными сказаниями и легендами , с его богатейшим языком.

С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.

Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова "бажить" - ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище - Колдунков.

Какие произведения П. П. Бажова вы знаете? Назовите их.

Дети : «Серебряное копытце» , «Огневушка – поскакушка» , «Синюшкин колодец» , «Малахитовая шкатулка» , «Каменный цветок» .

Ведущий: Какой камень воспел Павел Петрович Бажов в своих сказах?

Дети : Малахит!

Ведущий: Правильно! Посмотрите, какой красивый и необычный этот камень- малахит! Самое время и в игру с ним поиграть, свою ловкость показать.

Игра «Малахит»

Дети под музыку передают самоцвет, на ком музыка обрывается, тот – говорит прилагательное о камне и танцует

Ведущий: Вот посмотрите, какой у меня есть короб. Он не простой, в нём лежат очень интересные предметы. И вы сейчас назовёте эти предметы, и скажите, из какого они сказа .

    Малахитовая шкатулка (Сказ «Малахитовая шкатулка» ).

Ведущий: А в малахитовой шкатулке драгоценности, эти драгоценности добывают старатели(геологи), у них очень тяжелый труд (ходят по горам, чтобы добыть камень нужна сила и сноровка) и мы проверим, кто у нас самый быстрый и ловкий.

Эстафета- Перенеси камень

2. Оранжевый платочек (Огневушка-поскакушка)

Танец с платочками -девочки

    Кошка Мурёнка (Сказ «Серебряное копытце» )

Серебряное копытце копытцем постучал и набросал разных камней, но вот беда, они упали в снег и теперь нам надо найти, кто самый быстрый.

Эстафета: «Добытчики»- в обруче лежат в перемешку кубики и камни, надо выбрать именно камни.

    Ящерка (Сказ «Хозяйка Медной горы» ).

Ящерка у нас очень быстрая и ловкая, непросто по камням бегать. Может и нам попробовать.

Эстафета: «Преодолей препятствия» - проползти по мату, обежать вокруг обручей и предать эстафету.

Ведущий: Любите, ребята, сказки? Вижу, заблестели глазки. Сядьте тихо, посидите, мою сказку не вспугните.

Показ сказки «Серебряное копытце»: кукольный театр.

Ведущий: А теперь отгадайте загадку:

Сироткой рос мальчишечка: голубеньки глазёнки.

Волосики кудрявеньки, а сам наверно, в маменьку.

У мастера Прокопьича малахитову делу обучался

И с самой хозяйкой Медной, говорят в народе, знался. (Данило-мастер)

Ведущий: Мы с вами станем тоже горными мастерами и сами сделаем красивый камень. Перед вами пластилин разных цветов, вы можете по своему желанию перемешать пластилин и создать свой драгоценный камень.

Светлана Иванова
Сценарий театрализованного праздника «Радуга сказов Бажова»

Ведущий - Урал- место удивительное, сказочное. Не зря народы, жившие здесь с древних времен, считали его серединой Земли. Когда- то древний бог стянул хлипкую землю своим самоцветным поясом, и пояс превратился в Уральские горы. Древние, наполненные самоцветами, как богатая шкатулка.

Про каждое озеро, каждую вершину, про всякую деревню есть своя старинная легенда или предание. А собрал их, переработал и донес до нас очень мудрый человек - уральский писатель Павел Петрович Бажов, который родился в Сысерти в 1879 году.

Давайте откроем его книгу и отправимся в путь в хорошей компании. Хоть на электричке, хоть на велосипеде, а можно и пешком.

Все эти чудеса совсем рядом. Смотрите и слушайте.

Хозяйка Медной горы - Здравствуйте, люди добрые. Я - Хозяйка Медной горы, владычица горных недр, драгоценных каменных залежей. Живу я на Урале. Глаза у меня зеленые, платье из шелкового малахита. Окружают меня мои слуги верные и помощницы - змейки да ящерицы, да и сама я часто предстаю перед людьми в образе зеленой ящерки.

Ящерки - Мы гостей всегда встречаем и во владения к Медной горы Хозяйке провожаем (Танец).

Хозяйка Медной горы (с подносом самоцветов):

Ой, вы камни мои, самоцветные,

По Уралу порассыпаны.

Во горах да во долинушках,

Во лесах да во ложбинушках.

Вы красуетесь, словно цветики,

Хоть в сырой земле,

Хоть в моей шкатулке приютилися.

На Урале родилось слово "самоцвет". Как вы думаете, что оно обозначает?

Самоцвет - это камень, который светит. Их очень много: хризолит и алмаз, изумруд и яшма, малахит и родонит. Но любимые камушки, минералы в сказах Бажова все зеленого цвета. Почему? Зеленый цвет- символ весны и юности, свежести и жизни, радости и надежды.

Наш первый камушек - это малахит-символ природных богатств Урала. а сказ называется "Малахитовая шкатулка". Давайте посмотрим.

Сценка из сказки "Малахитовая шкатулка".

Танюшка: Есть у нас дорогая тятина памятка - шкатулка малахитова. Вот где каменья. Век бы на них глядела.

Женщина: Мне покажешь, доченька?

Танюшка: Покажу, когда дома никого из семейных не будет.

(Танюшка позвала ту женщину в голбец. Достала Танюшка шкатулку, показывает.)

Женщина: Надень-ко на себя - виднее будет.

(Танюшка стала надевать.)

Женщина: Ладно, доченька, ладно! Капельку только поправить надо.

(Женщина подошла поближе, да и давай пальцем в камешки тыкать.)

Женщина: Встань-ко, доченька, пряменько. Заставлю тебя повернуться, так ты, смотри, на меня не оглядывайся. В зеркало смотри, примечай, что будет, а ничего не говори. Ну, поворачивайся!

Танец" Уральский хоровод".

Хозяйка Медной горы - Хороша и знаменита чаша из резного малахита.

А сколько было трудностей, тревог, прежде чем она волшебной стала,

Расцвела, призывно засияла, задышала, как живой цветок. Наш следующий сказ называется "Горный мастер"

(Инсценировка по мотивам сказа П. П. Бажова "Горный мастер". На сцене - полумрак, Катя ходит из сторону в сторону.)

КАТЯ (кричит): Данило, отзовись!

Данило отзовись!

(Появляется Хозяйка горы, подходит к Кате.)

ХОЗЯЙКА ГОРЫ : Ты зачем в мой лес забралась? (Строго.) Чего тебе? Камень, что ли, ищешь? Любой бери да уходи поскорее!

КАТЯ: Не надо мне твоего мертвого камня! Подавай мне живого Данилушку. Где он у тебя запрятан? Какое твое право чужих женихов сманивать!

ХОЗЯЙКА ГОРЫ (надменно): Еще что скажешь?

КАТЯ : А то и скажу - подавай Данилу! У тебя он.

ХОЗЯЙКА ГОРЫ (хохочет): Ты, девка, знаешь ли, с кем говоришь?

КАТЯ : Не слепая, вижу. Только не боюсь тебя! Нисколечко не боюсь! Сколь ни хитро у тебя, а ко мне Данило тянется.

ХОЗЯЙКА ГОРЫ: А вот послушаем, что он сам скажет.

(Сцена освещается ярким светом. Появляется Данило, бежит навстречу к Кате, которая, увидев его, тоже спешит навстречу.)

КАТЯ: Данилушко!

ХОЗЯЙКА ГОРЫ (властно): Подожди!

(Катя и Данила останавливаются, не добежав друг до друга.)

Ну, Данило-мастер, выбирай - как быть? С ней пойдешь - все мое забудешь, здесь останешься - ее и людей забыть надо.

ДАНИЛО: Не могу людей забыть, а ее каждую минуту помню.

ХОЗЯЙКА ГОРЫ (улыбаясь): Твоя взяла, Катерина! Бери своего мастера. За удалость да твердость твою вот тебе подарок. Пусть у Данилы все мое в памяти останется. (Указывает на окружающую обстановку.) Только вот это пусть накрепко забудет.

(На сцене - полумрак.)

Теперь ступайте в ту сторону. (Указывает.)

(Данила и Катя, взявшись за руки, уходят в одну сторону, Хозяйка горы - в другую. Сцена освещается обычным светом.)

Хозяйка Медной горы - Наш второй камушек называется хризолит, а сказ про Серебряное копытце. Ставила Даренка во дворе корытце, чтоб козленок маленький мог воды. (напиться).

Инсценировка по мотивам сказа "Серебряное Копытце. "

Хозяйка Медной горы - Темной ночью у костра появляется она, Мастерица петь, плясать, самородок указать. Есть в моей шкатулке третий камушек- золотой, а укажет путь к нему Огневушка- поскакушка.

Инсценировка по сказу.

СТАРУШОНКА (ласково): Милости просим, гостенек дорогой! Давно поджидаю. Подходи да бери сколько унесешь. (Указывает на колодец, подходит, открывает его.)

Ну, чего стоишь? Бери, говорю, сколь в кошель уйдет.

ИЛЬЯ: Кошеля-то у меня нету, да от бабки Лукерьи я другое слыхал. Будто только то богатство чисто да крепко, какое ты сама человеку подашь.

СТАРУШОНКА: Вишь ты. привередник какой! Ему еще подноси! (Лукаво.) Ну, будь по-твоему!

(Появляется Девица-красавица (1).)

ДЕВИЦА-КРАСАВИЦА (1) (с поклоном подает золотой поднос с богатством): Прими-ка, молодец!

ИЛЬЯ: Для смеху это придумано. Ни одному человеку не в силу столько поднять.

СТАРУШОНКА: Не возьмешь?

ИЛЬЯ: И не подумаю.

СТАРУШОНКА: "Ну, будь по-твоему! (Лукаво.) Другой подарок дам.

(Девица-красавица (1) уходит. Появляется Девица-красавица (2).)

ДЕВИЦА-КРАСАВИЦА (2) (с поклоном подает серебряный поднос с богатством): Прими-ка, молодец!

ИЛЬЯ (Старушонке): Не в силу человеку столько поднять, да и не своими руками ты подаешь.

СТАРУШОНКА (задорно смеется): Ладно, будь по-твоему!

(Девица-красавица (2) уходит.)

Потом, чур, не жалеть. Ну, жди. (Уходит.)

(Илья стоит один; слышен шорох; появляется Девчонка.)

ДЕВЧОНКА (подает Илье решето с ягодами, сверху три перышка - белое, черное, рыжее, - перевязанные синей ниточкой). Прими-ко, мил друг Илюшенька, подарочек от чистого сердца.

(Илья принимает решето.)

ИЛЬЯ: Ты чья, красна девица? Скажись, как тебя звать-величать?

ДЕВЧОНКА (усмехнувшись): Бабкой Синюшкой люди зовут, а гораздому, да удалому, да простой душе и такой кажусь, какой видишь. Редко только так-то бывает. Так-то, милый друг Илюшенька! Синюшка я. Всегда старая, всегда молодая. К здешним богатствам навеки приставлена. (Кладет на решето слитки золота, уходит.)

(Вслед за ней уходит Илья.)

Хозяйка медной горы - Давно нет с нами Павла Петровича Бажова, а книги уже 70 лет рассыпаются по свету, как самоцветы. Навсегда и всем поколениям оставил он свою Малахитовую шкатулку. Откройте ее - и увидите, как сверкает драгоценными камнями живое, немеркнущее бажовское слово. Прощайте детушки-ребятушки, до новых встреч.

Награждение участников.


Цель: знакомство школьников начальных классов с творчеством уральского писателя П. П. Бажова. Вечер основан на предварительном чтении детьми сказов «Серебряное копытце», «Огневушка-Поскакушка», «Голубая змейка» и проведении конкурса рисунков и поделок по произведениям.
Задачи:
- знакомство с биографией писателя;
- донесение в игровой форме главных идей автора;
- освоение глубокой народности литературных сказов П. П. Бажова.
Оборудование: мультимедийный проектор для демонстрации мультфильма «Огневушка-Поскакушка» и заданий для детей. За правильные ответы каждому участнику вручается жетон. По итогам игры участники награждаются призами.
Оформление: выставка детских рисунков и поделок по сказам.
Действующие лица: ВЕДУЩИЙ; ДАРЕНКА; ОГНЕВУШКА-ПОСКАКУШКА; ГОЛУБАЯ ЗМЕЙКА В ОБРАЗЕ ЖЕНЩИНЫ.

ВЕДУЩИЙ: Добрый день, ребята. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по сказам уральского писателя Павла Петровича Бажова (15 (27).01.1879 – 03.12.1950).
Павел Петрович родился в городе Сысертский Завод близ Екатеринбурга в семье потомственных рабочих. Окончил Екатеринбургское духовное училище, а затем Пермскую семинарию.
До 1917 года он преподавал русский язык в Екатеринбурге и Камышлове. В эти годы он интересуется народным бытом и культурой, устным народным творчеством уральцев. В годы Гражданской войны он вступил добровольцем в Красную армию.
По окончании военных действий Бажов занялся журналистикой. В 20-х годах прошлого века его очерки, фельетоны, рассказы печатались в екатеринбургской «Крестьянской газете», других уральских периодических изданиях. В 1924 году вышла первая книга писателя «Уральские были», в которую вошли очерки-воспоминания о дореволюционном прошлом Урала.
Главным произведением Бажова является «Малахитовая шкатулка». Первый сборник под этим названием вышел в 1939 году и объединил 14 сказов. Затем «Малахитовая шкатулка» пополнялась новыми произведениями.
В «Малахитовой шкатулке» автор обратился к своеобразной литературной форме – сказу, связанному с традициями устного народного творчества. Использование элементов фольклорного стиля в речи рассказчика создаёт впечатление доверительного устного повествования.
В основе книги лежит тема творческого труда. Герои Бажова – охотники («Серебряное копытце»), старатели («Огневушка-Поскакушка», «Голубая Змейка»), предстают людьми, искренне преданными своему делу. Им помогают жить не только их золотые руки, но и весёлая живинка в деле. Главными героями перечисленных сказов также являются дети, которые вместе со взрослыми приобщаются к труду.
Поэтичные образы, перекликающиеся с русским фольклором, напевность и жизнерадостная эмоциональная окраска народной речи создают неповторимый мир бажовских сказов.
Мы будем путешествовать по станциям, каждая станция будет посвящена определенному сказу, которые вы прочли самостоятельно.

СТАНЦИЯ «ДАРЁНКИНЫ ЗАГАДКИ»

(Заходит девочка в русском сарафане и плюшевым котом на руках).

ВЕДУЩИЙ: Смотрите, ребята, кто к нам пришел! (Ответы детей – Дарёнка).
ДАРЁНКА: ребята, я хочу проверить, все ли прочитали сказ «Серебряное копытце» и задам вам вопросы.
Какого возраста Кокованя? (Дед).
Как называлась избушка, на которой скакал Серебряное копытце? (Балаган).
Какого цвета кошка была у Дарёнки? (Бурая).
Как звали кошку? (Мурёнка).
Как называется солёное мясо домашних козлов? (Солонина).
В образе какого животного предстал Серебряное Копытце? (Козел).
В какое время года Кокованя с Даренкой пошли в лес на охоту? (Зима).
ВЕДУЩИЙ: Молодцы, ребята, ответили на все вопросы Дарёнки. Как известно, Дарёнка была очень трудолюбивая. Давайте поблагодарим ее. Расскажите пословицы и поговорки о труде.
(Вызываются 6 человек детей, которые зачитывают подготовленные библиотекарем пословицы).
Труд человека кормит, а лень портит.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Пчела мала и та работает.
Глаза страшатся, а руки делают.
Что посеешь, то и пожнешь.
Готовь сани летом, а зимой телегу.
ДАРЁНКА: Спасибо, ребята. Продолжайте путешествие.

СТАНЦИЯ «ПРОКАЗЫ ОГНЕВУШКИ-ПОСКАКУШКИ»

(Дети смотрят отрывок из мультфильма «Огневушка-Поскакушка»).

ВЕДУЩИЙ: Ребята, главные герои мультфильма и сказа мальчик Федюнька и старик-старатель Дедко Ефим.
Какие у них были прозвища? (Федюнька – Тюнька Поскакушка, Дедко Ефим – Ефим Золотая Редька).
Сколько лет Федюньке? (8 лет).
Что означал танец Огневушки-Поскакушки? (место, где переставала плясать, указывало на месторождение золота).
Где происходят события сказа? (прииск)
Как назвали прииск, в котором происходят события? (Поскакушинский).

(Под музыку выбегает девочка, похожая на Огневушку-Поскакушку, которая вовлекает детей в танец).

ВЕДУЩИЙ: Вот, ребята, мы и прощаемся с героями сказа «Огневушка-Поскакушка». Нас ждут еще другие приключения.

СТАНЦИЯ «ВСТРЕЧА С ГОЛУБОЙ ЗМЕЙКОЙ»

ВЕДУЩИЙ: Ребята, хорошо вы сказы Павла Петровича знаете, значит, ответите на мои вопросы о героях сказа «Голубая змейка»..
Как звали мальчиков, которые вызывали Голубую змейку песенкой:
Эй-ка, эй-ка,
Голубая змейка!
Объявись, покажись!
Колеском покрутись! (Ланко Пужанко и Лейко Шапочка).
В какое время года Голубая змейка первый раз показалась детям? (весна).
Почему взрослые так боялись вопросов о Голубой змейке? (встреча с Голубой змейкой порождала драки из-за золота).
Какое доброе желание загадали Ланко и Лейко? (хоть бы поскорее прозвище Голубкова невеста забылось, и вышла бы Марьюшка замуж).
Чем наградила Голубая змейка Ланко и Лейко? (сначала за доброе желание плиточки у них стали золотые, потом подала по маленькому кожаному кошельку с ременной завязкой).

(В зал входит женщина в сарафане).

ВЕДУЩИЙ: Ребята, кто это?

(Ответы детей: Голубая змейка в образе женщины).

ГОЛУБАЯ ЗМЕЙКА: Отгадайте, ребята мои загадки.
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу. (собака).

Тигр полосатый на охоту идёт,
А никто его не боится (кот).

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь).

Она, как змейка,
В траве мелькает,
Хвостом виляет,
Хвост потеряет –
Другой вырастает. (ящерица).

Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (петух).

СТАНЦИЯ «АССОРТИ ИЗ СКАЗОВ»
ВЕДУЩИЙ: Ребята, у меня перепутались сказки, чтобы прийти к финалу, надо их разделить.

В праздничный день и пошел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит – полна изба народу, больших и маленьких. На голбчике, у печки, девчоночка сидит, а рядом с ней – кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того худая и ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно.
Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. И так у ней легко да ловко выходит, что и сказать нельзя. У старателей дух захватило. Глядят – не наглядятся, а сами молчат, будто задумались.
Только видят – прямо к ним через покосную лужайку идет женщина. Ребята сперва этого в примету не взяли. Мало ли женщин в лесу в эту пору: кто за ягодами, кто по покосным делам. Одно показалось им непривычным: идет, как плывет, совсем легко. Поближе подходить стала, ребята разглядели – ни один цветок, ни одна травинка под ней не согнутся. И то углядели, что с правой стороны от нее золотое облачко колышется, а с левой – черное.

(Ответы детей 1 абзац – сказ «Серебряное копытце», 2 абзац – сказ «Огневушка-Поскакушка», третий абзац – «Голубая змейка»).

ВЕДУЩИЙ: Вот и подошла к концу встреча с героями бажовских сказов. Теперь будут награждены участники конкурса рисунков и поделок и сегодняшнего мероприятия.

Литература
Бажов, П. П. Серебряное копытце: уральские сказы / П. П. Бажов; художник И. Петелина. – Москва: Стрекоза-Пресс, 2004. – 64 с. : ил.
Старинные русские пословицы и поговорки / вступит. статья, сост., примеч. В. П. Аникина; рис. И. Ионовой. – 2-е доп. изд. – Москва: Детская литература, 1984. – 79 с. : ил. – (Школьная библиотека).
Ушакова, О. Д. Загадки о растениях и животных: справочник школьника / О. Д. Ушакова. – Санкт-Петербург: Литера, 2008. – 64 с.
Мультфильм «Огневушка-Поскакушка» https://www.youtube.com/watch?v=Y0vuFSs0gXI

Литературно-познавательная игра по страницам сказов П.П. Бажова

До проведения мероприятия проведите подбор игроков: ребятам предлагаются листы с вопросами по сказам П.П. Бажова. Первые 9 человек, сдавшие правильные письменные ответы, становятся участниками игры, по три человека в группе.

Сделайте, из картона «Ордена Умников» на тонкой атласной ленте. Приготовьте листы цветной бумаги для обозначения дорожек — 4 зеленых, 3 желтых, 2 красных и конверты с квадратами цвета дорожек для выбора.

Предложите игрокам перед началом игры перечитать сказы «Огневушка-поскакушка», «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка», «Ермаковы лебеди», «Малахитовая шкатулка», «Горный мастер», а также биографию Павла Петровича Бажова.

Пригласите старшеклассников в качестве членов жюри.

Ведущий: Я рад приветствовать всех присутствующих на нашей игре «Умники и Умницы»! Тема игры — «По страницам сказов Бажова».

Перед нами девять участников игры, мы их будем называть агонистами, от греческого слова «агон», что означает «соревнование». Если агонисты не смогут ответить на вопрос, то это право предоставляется «теоретикам», ребятам из зала. За верный ответ «теоретик» получает «Орден Умника». Судьи будут внимательно следить, кто из «теоретиков» первым поднял руку для ответа.

Итак, я вызываю участников первого агона.

I агон

Ведущий: Перед началом конкурса мы распределим дорожки.

Ребята выбирают конверты с квадратами. Квадраты в каждом конверте имеют один цвет.

Дорожки выбраны. Напомню их свойства. Красная — самая короткая; на ней нельзя ошибаться. Желтая — на ней можно ошибиться один раз. Зеленая — самая длинная, но на ней можно ошибиться два раза. Агон заканчивается, как только один из участников пройдет до конца свою дорожку. На обдумывание вопроса дается 30 секунд, об истечении которых жюри напомнит звонком колокольчика.

1 ЭТАП

1. Чей это портрет?

а) «Вдруг из самой середки вынырнула девчоночка махонькая. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький, и в руке платочек тоже сголуба». (Огневушка)

б) На чем девчоночка плясала?

2. Послушайте отрывок:

«— Ну, прощай, Степан Петрович, смотри не вспоминай обо мне. — А у самой слезы. Она это руку подставила, а слезы кап-кап

и на руке зернышками застывают. Полнехонька горсть. — На-ка, возьми на разживу. Большие деньги за эти камешки люди дают. Богатый будешь, — и подает ему».

Что имела в виду Хозяйка Медной горы?

3. Как звали рассказчика, прототипа дедушки Слышко? (Василий Алексеевич Хмелинин)

2 ЭТАП

1. Старик Кокованя из сказа «Серебряное копытце» узнал, как зовут девчушку, с первого раза. Он сказал: «Подаренка Григорьева не у вас ли живет?». Слово «подаренка» созвучно с именем девочки. Как же ее звали? (Даренка) Что имел в виду Кокованя?

2. «Тут приказали Степана на цепь посадить. Известное время было — крепость». Назовите сказ. Дайте объяснение выражению «время — крепость». (Сказ «Медной горы Хозяйка»)

3. Послушайте отрывок и ответьте на вопрос:

«Один-то молодой парень был неженатикта уж в глазах зеленью отливать стало. Другой постарше. Этот и вовсе изробленный». Что значит «изробленный»? Как называется сказ?

3 ЭТАП

1. В каком городе родился П.П. Бажов? {В Сысерти.)

2. Где Бажов познакомился с прототипом дедушки Слышко? (В Полевском заводе.)

3. Где происходит действие бажовских сказов? (На Урале.)

4 ЭТАП

1. Из какого материала была сделана знаменитая бажовская шкатулка? (Из малахита.)

2. Как звали кошку, которую Даренка взяла с собой в дом к Ко- коване? (Муренка.)

Победитель I агона занимает почетное место на стульях победителей.

II агон

Вызываются следующие три участника. Проходит розыгрыш дорожек.

1 ЭТАП

1. Назовите сказ и главного героя.

а) «С той поры стал он чуть не каждый день в лес бегать. Время как раз покосное, ягодное. Травы все в цвету. Людей в то время на покосах было много. Спрашивают они его — не потерял ли чего? Он улыбался этак невесело, да и говорит: «Потерять не потерял, а найти не могу». (Данила, сказ «Каменный цветок».)

б) «Проснулся он на другой день и видит — на вчерашнем огневище большая яма вырыта, а старатели стоят у четырех сосен и говорят одно:

— На этом месте в землю ушла!» (Федюнька, сказ «Огневушка- поскакушка»)

2. Вспомните, как звали мастера, который обучал Данилку. В каком сказе это было? (Прокопьич, сказ «Каменный цветок».)

2 ЭТАП

1. На каком музыкальном инструменте играл Данилка из сказа «Каменный цветок»? (На рожке.)

2. Объясните, как вы понимаете выражение «Расправа тогда известно, какая была. За всякую вину спину кажи».

3. Почему Данилку звали Недормышем? (Сирота. Матери не помнил, а отца вовсе не знал.)

3 ЭТАП

1. Донской казак Ермак из сказа «Ермаковы лебеди» плыл по этим рекам. (Кама, Иртыш.)

2. Какую реку прошел Василий из сказа «Ермаковы лебеди» с лебедями? (Чусовую.)

3. Как стали называть Катю, когда Данила исчез? (Мертвякова невеста.)

4 ЭТАП

1. Как звали Данилу за его тихий нрав? (Тихоход. Блаженный.)

2. К кому в дом ушла Катерина после ссоры с родственниками? (К Прокопьичу.)

Победитель II агона занимает место на стульях победителей.

III агон

Вызывается следующая тройка игроков. Проводится розыгрыш дорожек.

1 ЭТАП

1. Кем был старик Кокованя из сказа «Серебряное копытце»? (Охотником.)

2. На какой драгоценный металл есть знак «пляшущая девочка»? (На золото, сказ «Огневушка-поскакушка».)

3. Что говорили люди о том, как Данилушка из сказа «Каменный цветок» исчез? (Кто говорил, что ума лишился, в лесу сгинул, а кто, что Хозяйка Медной горы взяла его в горные мастера.)

2 ЭТАП

1. Объясните смысл фразы из сказа «Горный мастер»: «Так и ушла Катя из дома. Родные не крепко вязались. Лишний из семьи — шуму меньше».

2. Чем стала заниматься Катя после исчезновения Данилы и смерти Прокопьича? (Обрабатывать малахит. Нехитрый товар для продажи на базаре.)

3. Где Катя брала камень малахит для своей работы? (На Змеиной горе.)

3 ЭТАП

1. Как назывался пруд, который находился за две версты от Змеиной горы? (Северский пруд.)

2. Где происходит действие сказа «Огневушка-поскакушка»? (Полевской завод.)

3. Как звали бабушку, которая поставила на ноги Данилушку после избиения? (Вихориха.)

4 ЭТАП

1. В какой свой юбилей Бажов выпустил книгу «Малахитовая шкатулка»? (В 60-летие.)

2. Сколько лет было Бажову, когда он приехал в Свердловск? (10 лет.)

Подводятся итоги, определяется третий победитель. Победители награждаются книгами со сказами П.П. Бажова и грамотами. «Теоретики», у которых оказалось больше орденов, награждаются дипломами.

Читайте также: