Кто является архитектором храма вознесения различные версии. Дивный храм в честь грозного царя - церковь вознесения господня в коломенском. Особенности посещения церкви Вознесения

Церковь Вознесения в селе Коломенском по праву считается одним из шедевров не только русской, но и мировой архитектуры. Созданный во второй четверти XVI века храм стал самым ярким примером каменного шатрового зодчества, удивительным образцом безграничных возможностей человека.

Немного из истории Коломенского

Древнее село Коломенское с давних времен привлекало к себе внимание правящей в Московском княжестве династии как отличное место для загородной резиденции. Тихое уютное место, скрытое от посторонних глаз сосновым бором, расположенное на берегу живописной речки, - все это и сделало выбор в пользу этой деревеньки. Особое внимание ей уделил небезызвестный князь Василий III, во время правления которого были построены и величавый деревянный дворец, и церковь Вознесения в Коломенском. Храм настолько впечатлил правителя, что по окончании его постройки пиршества и торжественные мероприятия продолжались три дня.

Наперекор архитектурной традиции

Церковь в Коломенском замечательна тем, что стала первым каменным зданием, выполненным в шатровом стиле. До этого в данной технике строились только деревянные храмы, а если использовали камень, то придерживались крестово-купольного проекта, завезенного еще при Владимире Святом из Византии. Решившись на такой эксперимент, безвестный мастер мог навлечь на себя гнев своих высоких заказчиков, однако результат превзошел самые смелые ожидания. На долгие годы этот храм стал своеобразным образцом и мерилом деятельности русских зодчих.

Сила, устремленная ввысь

Церковь Вознесения в Коломенском имеет высоту 62 метра, а ее шатер достигает 28 метров. Такое построение придает всей конструкции воздушность, легкость и устремленность вверх. В этом, без сомнения, состоял особый смысл замысла архитектора: своим творением он хотел выразить порыв человеческой души ввысь, к Богу. Достичь этого можно, только отбросив все земное и ненужное, только всецело посвятив себя служению Христу.

Особенности конструктивного решения

Если смотреть на церковь Вознесения в Коломенском сверху, то в плане она будет представлять собой крест, все концы которого равны между собой. Данный стиль, характерный именно для XV-XVI вв., должен был указывать на все возрастающую силу православного учения: любой человек, находящийся в храме, оказывался как бы под защитой сводчатого креста. Никаких внутренних опор в храме нет, все держится за счет мощного фундамента и шатровой конструкции, вес равномерно распределяется по основанию. Весьма удачным следует признать и расположение окон: создается необычный эффект затененности вкупе с яркими световыми островками.

Значение храма в прошлом и в наши дни

Церковь Вознесения в Коломенском, помимо всего прочего, долгое время выполняла также функцию наблюдательного поста. При появлении кочевников стража была обязана зажечь сигнальный костер и предупредить москвичей о грозящей опасности. Сегодня храм, пусть и в несколько измененном виде, продолжает олицетворять собой не только силу русского православия, но и великие достижения русской культуры.

На территории бывшего села Коломенское (ЮАО Москвы) находится уникальный архитектурный памятник XVI века - Церковь Вознесения Христова. Ее создание и последующая история связаны с именем первого российского царя из рода Рюриковичей - Ивана III Васильевича, вошедшего в отечественную летопись с титулом Грозный.

Грех московского правителя

В 1525 году Великий князь Московский Василий III, портрет которого приведен выше, насильно постриг в монахини свою первую жену Соломонию Сабурову, а год спустя повел под венец дочь литовского князя Елену Глинскую. Хотя у такого поступка была веская причина - бесплодие Соломонии, лишавшее княжество законного наследника престола, по церковным канонам сие деяние считалось великим грехом, подобным двоеженству.

То ли Господь прогневался на князя и затворил чрево его новой супруги, то ли отвергнутая жена прокляла его, но в первые годы брака, детей у новой пары не было. Не помогла и двухгодичная епитимья, наложенная на него митрополитом для очищения от греха. Отчаявшийся супруг решил возвести дивную церковь Вознесения в Коломенском - подмосковном селе, где помещались его княжеские хоромы, и которое он уже не раз украшал храмами. Этим благочестивым деянием надеялся он умилостивить Бога, и вымолить долгожданного сына.

Приезд итальянского мастера

В историю Москвы первая половина XVI века вошла, как эпоха «великих строек», произведенных итальянцами, выписанными в Россию. Они украсили столицу выдающимися архитектурными памятниками. Не отступил Василий III от сложившейся традиции и в этот раз. Обратившись лично к Папе Римскому Клименту VII, он уговорил его отпустить в Москву известного в то время итальянского зодчего Анибале, которому и намеревался поручить строительство церкви Вознесения в Коломенском. Архитектор прибыл в Россию летом 1528 года.

Сам же Великий князь в это время отправился вместе с молодой женой Еленой в многомесячное паломничество по монастырям, ставя перед образами пудовые свечи, и вымаливая у Господа сына-наследника.

Поправки к первоначальному проекту

Место для строительства церкви было выбрано на крутом берегу Москвы-реки, вблизи бившего из земли чудодейственного ключа. Это в полной мере соответствовало и русским православным традициям, и канонам, изложенным в итальянских богословских трактатах.

Первоначальный макет церкви Вознесения в Коломенском, краткое описание которого сохранилось до наших дней, разительно отличается от ее окончательного варианта. Дело в том, что преступая к работе, Анибале не планировал создания высокой подклети - нижнего хозяйственного этажа, отчего все оно должно было быть ниже и приземистей. Кроме того, он намечал строительство боковых приделов и звонницы расположенной в западной части здания. Осенью 1528 года соорудили фундамент, соответствующий данной планировке здания.

Однако стало очевидным, что при такой конструкции церковь не будет видна со стороны чудодейственного родника, так как ее закроет крутой выступ берега. Это являлось серьезным упущением, поскольку нарушалась зрительная связь со святым местом.

Пришлось срочно переделывать весь проект. Для лучшей обзорности церкви, решили поднять ее на высокий подклет. Благодаря новому проекту церковь Вознесения в селе Коломенском стала хорошо видна со всех сторон, но архитектору пришлось отказаться от возведения ее боковых приделов и звонницы. После соответствующей переделки фундамента работы были продолжены.

Рождение наследника

Усердие строителей церкви и многомесячные паломничества княжеской четы не пропали даром. В начале 1530 года княгиня обрадовала мужа долгожданным известием. С этого времени начались приготовления к появлению на свет долгожданного наследника. Им стал будущий царь Иван III Васильевич, получивший за свои кровавые деяния титул Грозного. Похоже, что именно в нем воплотилось проклятие, посланное несчастной Соломонией из монастырской кельи, в которую ее насильно заточил бывший супруг.

Коснулись общие хлопоты и работ, производившихся в Коломенском. Церковь Вознесения на этом этапе вновь претерпела ряд изменений в своей планировке. По желанию князя в ней было оборудовано «царское место», не предусмотренное ранее. Оно представляло собой белокаменное овальное основание, вмонтированное в настил паперти. Для размещения примыкавшей к нему резной спинки пришлось сделать глубокую выемку в уже готовой к тому времени внутренней стене здания. Спустя почти три столетия, в 1836 году по проекту архитектора Е. Д. Турина над «царским местом» был установлен объемный герб России.

Праздничный пир и смерть Василия III

Строительство церкви Вознесения в Коломенском было завершено в 1532 году, когда юному Ивану - сыну и наследнику Великого князя Василия III, едва исполнилось два года. Освящал ее особо близкий ко двору князя человек - епископ Коломенский Вассиан (Топорков), приходившийся племянником преподобному Иосифу Волоцкому. Великий князь на радостях одарил церковь богатыми дарами в виде драгоценных сосудов и золотых риз для икон. В Коломенском устроили праздничный пир, продолжавшийся три дня. Однако жизнь царя уже была на исходе.

Епископ Вассиан в декабре 1533 года исповедовал и причащал царя Василия на смертном одре. Как полагают современные исследователи, он умер от онкологического заболевания. После него власть перешла к малолетнему сыну.

Наряду с шатром, который является основным элементом архитектурной композиции, столь удивительный «летящий» эффект удалось достичь благодаря пристенным пилонам - вытянутым вверх элементам конструкции, придающим стенам дополнительную прочность. Сложенная из оштукатуренного кирпича, и являющая в плане равноконечный крест, церковь украшена богатым декоративным убранством, что придает ей изысканный вид. Общая высота сооружения равна 62 метра. При сравнительно небольшой площади внутреннего помещения, не превышающей 100 м², отсутствие колонн создает впечатление простора.

Сочетание двух архитектурных стилей

Давая характеристику церкви Вознесения в Коломенском, нельзя оставить без внимания двухъярусную «галерею-гульбище», к которой ведут три лестницы, придающие ей своеобразный вид. Они являются весьма характерным элементом русского средневекового зодчества. Кроме того, архитектор Анибале при составлении проекта использовал ряд элементов, характерных для эпохи Возрождения.

Это пилястры (вертикальные выступы стен), увенчанные капителями, и готические вымперги, представляющие собой остроконечные арки, более характерные для католических храмов. Однако у зрителя никакого ощущения чужеродности не возникает, так как все элементы удачно сочетаются с рядами килевых арок, выполненных в традиционном московском стиле.

Церковь Вознесения в Коломенском была построена с использованием элементов как русского, так и западно-европейского стилей. Объединив в себе эти два художественных направления, она явила миру неповторимый архитектурный шедевр.

Заключение

При всей исторической и художественной ценности Вознесенской церкви, ее состояние в наши дни вызывает серьезные опасения. В стенах здания появились глубокие трещины, разделившие его на четыре отдельных блока. Образовались они, потому что церковь расположена на берегу, почва которого подвержена оползням.

Кроме того, в 70-х годах для улучшения судоходства реки был проведен цикл работ, после которых уровень воды повысился. Из-за этого вблизи церкви образовались опасные промоины. Несмотря на всю опасность данной ситуации, серьезных мер для предотвращения обрушения здания принято не было.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском - шедевр мировой архитектуры, внесенный в список ЮНЕСКО. Считается первым каменным шатровым храмом в России. Здание сложено из крупного кирпича, на основании в форме равноконечного креста стоит высокий шатер с четкими гранями. Вокруг храма идет галерея, на которую ведут три высоких крыльца, на галерее у восточной стены сохранился резной каменный трон.

Церковь Вознесения была построена по приказу великого князя Василия III в селе Коломенском на крутом берегу Москвы-реки, прямо над источником с целебной водой. Коломенское было царской резиденцией, церковь предназначалась только для семьи государя и своего прихода не имела, поэтому, несмотря на то что храм снаружи выглядит внушительно, его внутреннее помещение небольшое. В XVI веке рядом с церковью появилась колокольня (позже она стала ).

В советское время Вознесенскую церковь закрыли и передали Музею русской архитектуры. Сейчас она принадлежит музею-заповеднику «Коломенское», в здании постоянно действует музейная экспозиция. В 1994 году в церкви Вознесения открыто Патриаршее подворье с приписным храмом Георгия Победоносца, в 2000 году церковь была вновь освящена. С 2007 года в ней по большим церковным праздникам проводятся богослужения.

Интересные факты о Церкви Вознесения Господня в Коломенском

  • Первоначальный деревянный иконостас Вознесенской церкви не сохранился, но был восстановлен в ходе реставрации в 2007 году по образцу сохранившихся аналогичных иконостасов XVI века.
  • Церковь в Коломенском была возведена в честь рождения царского наследника - будущего царя Ивана Грозного. Место над святым источником выбрано не случайно: по легенде, вода из этого источника исцеляла бесплодие, поэтому женщины издревле ездили в Коломенское молиться о даровании потомства.
  • С церковью Вознесения связаны легенды о пропавшей библиотеке Ивана Грозного и о сокровищах, спрятанных в подземелье.
  • Во время строительства набережной в 1970-е годы были засыпаны грунтом древние родники, и берег под церковью Вознесения начал осыпаться. Самые крупные оползни произошли в 1981 и 1987 годах, но исследование берега и противооползневые мероприятия не проводились.
  • В начале ХХ века были обнаружены крупные трещины, расколовшие корпус церкви. Во время реставрации в 2001-2007 годах они были заделаны без предварительного исследования состояния здания, а деревянные конструкции крыш полностью уничтожены без проведения фотосъемки. Информация о реставрационных работах полностью засекречена.

История создания церкви Вознесения Господня в Коломенском доподлинно неизвестна. Разные источники указывают, что возведение церкви завершили в 1532 году. Но непонятно, сколько длилось строительство.

Согласно преданию, великий князь Василий III велел построить новый храм по случаю рождения у него долгожданного наследника — будущего царя Ивана IV Грозного.


Саша Митрахович 10.02.2017 09:55


На фото: Этот вид дворца в Коломенском был снят с натуры Ф. Гильфердингом в эпоху Екатерины II. Иллюстрация из книги «Описание дворца царя Алексея Михайловича» (Москва, 1869).

Согласно преданию, великий князь Василий III велел построить новый храм по случаю рождения у него долгожданного наследника — будущего царя Ивана IV, наречённого позже в народе Иваном Грозным.

Решение о строительстве Василий III принимал после августа 1530 года. Однако многие современные ученые сомневаются, что мог вырасти за какие-то два года при технологиях XVI века. Ведь даже строительство возрожденного в 1994—1997 годах шло дольше. А стены и пилоны возвели в 1828— 1836 годах, то есть, за восемь лет.

По этой причине датой начала работ чаще называют 1528 год, возникла версия, что храм воздвигли по случаю победы Василия над полчищами крымского хана Ислам-Гирея. Правда, существует гипотеза, что речь шла просто о моленном храме. Князь хотел замолить грехи и дождаться наследника.


Саша Митрахович 10.02.2017 10:05


Покрыто туманом и имя создателя церкви Вознесения в Коломенском. Чаще других называют работавшего тогда в Москве итальянского зодчего Петрока Малого, или Петра Малого Фрязина.

В ходе реставрации памятника в 1979 году на белокаменном карнизе крестовой части Вознесенского храма обнаружили надпись «1533» арабскими цифрами. Подобные вещи были характерны только для памятников, возводимых выходцами из стран Западной Европы. Теория о причастности к появлению шедевра именно Петрока Малого считается наиболее вероятной.

Если отталкиваться от версии, что церковь построил Петрок Малый в 1532 году, а сама идея исходила от великого князя, желавшего искупить свои грехи, то история строительства храма могла выглядеть следующим образом. В 1527 году истек двухлетний срок епитимии, наложенной на Василия III из-за двоеженства. Дело в том, что Церковь не признала его развода с не сумевшей подарить ему наследника Соломонией Сабуровой и нового брака с Еленой Глинской. Желая отмолить грех и дождаться наследника, князь и велел построил . После этого Петрок Малый (Петр Малой Фрязин) приступил к работе.


Саша Митрахович 10.02.2017 10:10


Местом для строительства выбрали подмосковное село Коломенское, бывшее к тому моменту вотчиной московских князей. Оно располагалось на высоком правом берегу Москвы-реки, там, где река поворачивает на юг, церковь можно было увидеть издалека.

Согласно современным расчетам архитекторов, исследовавших фундамент, высота основного Вознесенского храма в Коломенском составляла более 42 метров (а то и все 60 метров), высота приделов — почти 25 метров, высота западного притвора — свыше 14 метров.

Окончательное решение о том, как выглядеть будущему храму, по всей видимости, приняли летом 1529 года. В том же году приступили к сооружению подклета, а в 1530-м — четверика. Спустя еще год настала очередь кокошников и восьмерика. Наконец, в первой половине 1532 года сделали шатер. Далее поставили столбы второго яруса папертей, на южном крыльце выросла звонница. В завершение настелили полы и обустроили «царское место».


Саша Митрахович 10.02.2017 10:16


Если верить летописям, то к концу лета 1532 года была построена. 3 сентября того же года новый храм освятил митрополит Московский Даниил. На церемонии присутствовали Василий III, княгиня Елена Глинская и царевич Иван Васильевич.

Церковь нарекли в честь Вознесения Господня. Есть версия, что гора в Коломенском находилась от Кремля на том же расстоянии, что и Елеонская гора от древней части Иерусалима. Именно на Елеонской горе свершилось Вознесение Спасителя. А поскольку в те времена господствовала идея «Москва — третий Рим», то было логично предположить, что Господь перед концом света сойдет на землю именно в Москве. Московская легенда гласит, что в восточной части церкви Вознесения в Коломенском даже приготовили место для Господа.

«Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим я любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго я стоял, ошеломленный».


Гектор Берлиоз

Словно сторожевая башня, высоко возносится над рекой Москвой белокаменный столп церкви Вознесения Господня в Коломенском, построенной в подмосковной царской усадьбе. Этот храм — один из шедевров зодчества мирового значения — с 1994 года включен в список объектов Всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.

Для первой половины XVI века — времени, когда строилась церковь — такое церковное здание было крайне необычным, оно резко отличалось от прежних каменных храмовых построек византийского или русско-византийского стиля (преимущественно крестово-купольных). Создание церкви в Коломенском дало начало новому стилю церковной архитектуры — шатровому. Немалое значение для истории страны приобрело и событие, в честь которого храм был воздвигнут.

Подмосковное село Коломенское, находившееся на южных подступах к столице, имеет длительную историю. По преданию оно было основано в середине XIII века жителями Коломны, которые были вынуждены бежать из родного города во время нашествия Батыя. В XIV-XV столетиях селом владели представители московской ветви династии Рюриковичей, потомки князя Ивана Калиты — Владимир Храбрый и Василий I. В дальнейшем Коломенское стало великокняжеской, а затем и царской загородной резиденцией — здесь строились жилые и хозяйственные сооружения, крепостная ограда, церкви. Особенно красиво выглядело Коломенское при царе Алексее Михайловиче. Тогда по соседству с каменными храмами на высоком берегу Москвы реки находился великолепный царский дворец, состоявший из множества нарядных теремов и палат разнообразной формы, связанных в единое целое причудливыми галереями, лестницами и переходами. Однако к моменту воцарения Алексея Михайловича церковь Вознесения стояла в Коломенском уже более века. Ее воздвигли в 1530—1532 годах при великом князе Василии III.


Причина возведения Вознесенской церкви до настоящего времени остается спорным вопросом. Самая популярная версия гласит, что храм был воздвигнут по случаю рождения в великокняжеской семье долгожданного наследника — будущего царя Ивана Грозного. Принимая во внимание тот факт, что о начале строительства церкви Вознесения в Коломенском никаких документальных сведений не обнаружено, историки обращаются к краткому сообщению в летописи, которое гласит: «Того же лета (7040 — 1532 г.) свершена бысть в Коломенском церковь камена Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Так же в ней сообщается об освящении церкви 3 сентября 7041 и о трехдневном пиршестве по этому случаю великого князя с детьми, митрополита Даниила и многочисленных гостей. Почти все публикации за период изучения памятника не ставят под сомнение легендарный повод строительства церкви, хотя от рождения Ивана до завершения строительства прошло всего два года. Время закладки остается неизвестным.

Непосредственно на выбор места закладки церкви повлияло наличие родника, бьющего из основания берега под церковью, прямо на продолжении продольной оси храма. Случайное совпадение здесь полностью исключено — на ключи всегда смотрели как на «чудо», им поклонялись с древнейших дохристианских времен. Старинная легенда гласит, что будто бы по дну оврага в Коломенском Георгий Победоносец гнался на коне за змием. Копыта коня ударяли о землю и под ними чудесно открывались родники с чистой водой, исцеляющей и глазные, и почечные болезни, и особенно бесплодие у женщин. И с тех пор женщины молились в Коломенском о даровании потомства.

Новая белокаменная церковь удивляла современников необычностью своей архитектуры. Однако точно установить имя зодчего, построившего этот выдающийся памятник, нельзя — предположительно, его построил итальянский архитектор Петр Францизск (Франческо) Анибал (в русских летописях — Петр Фрязин или Петрок Малый). По ряду версий, Петрок приехал с готовой идеей вертикальной композиции Вознесенской церкви, которая оттачивалась на образцах архитектуры разных стран: в первую очередь на образцах итальянских и лишь в последнюю очередь — русских. В пользу «итальянской» версии говорит декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, а также проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова). Ни арабские цифры, ни летоисчисление от Рождества Христова на Руси в то время не использовались.

Вместе с тем другие исследователи полагают, что народные традиции русского деревянного храмового зодчества могли послужить образцом для мастера, создавшего в селе Коломенское Вознесенский храм. Новшеством здесь были не только столпообразная форма церкви и шатровое завершение, но также отсутствие алтарных апсид, относительно небольшое внутреннее пространство — Вознесенская церковь, которая стала домовой летней церковью великих князей, предназначалась только для членов августейшей семьи (оттого ее внутренние размеры относительно малы).

Храм соединялся крытым переходом с дворцом. Кроме того, он имел важное оборонное значение сторожевой башни, с которой дозорные принимали из Подмосковья «телеграфные» огненные сигналы об опасности. С помощью факелов или зажженной бересты их передавали дальше — в Симонов монастырь и на колокольню Ивана Великого. Ведь именно с юга тогда грозила наибольшая опасность рубежам Москвы — татарские набеги.


В XVI веке появилась отдельная колокольня, ставшая звонницей Вознесенского храма. В ее нижнем ярусе освятили престол во имя святого Георгия Победоносца. По легенде, она построена на месте той деревянной Георгиевской церкви, которую воздвиг еще Димитрий Донской. Есть версия, что возведение этой колокольни началось также при Василии III в честь рождения и тезоименитства его второго сына — Юрия (в крещении Георгия), родившегося в октябре 1533 года. Стройная, стремительная, высокая колокольня словно вторила своей архитектурой Вознесенскому храму.

Церковь Вознесения была построена из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи. Храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения. Здесь же Иван Грозный мог принимать челобитные.

Первоначальный тябловый иконостас был разобран при Николае I и заменен иконостасом из кремлевского Вознесенского монастыря. Позднее был восстановлен иконостас с сохранившимися древними иконами, хотя и не в первоначальном виде.


В 1917 в храме была обретена чудотворная икона Богоматери «Державной» — по сведениям, в тот самый день, когда император Николай II отрекся от престола.

Крестьянка Евдокия Адрианова из соседнего с Коломенским села увидела два чудесных сна. В первом она стояла на горе и слышала голос, молвивший: «Село Коломенское, икона большая, черная, взять и сделать eе красную, затем помолиться и попросить ея». Крестьянка оробела и стала молить о разъяснении странного сна. Через несколько дней ей был второй сон: она увидела белую церковь, вошла и узрела восседавшую в ней величественную женщину, в которой она сердцем узнала Пресвятую Богородицу. Сопоставив два сна, она отправилась в Коломенское и увидела ту самую белую церковь, что ей приснилась. Вместе со священником Вознесенской церкви отцом Николаем Лихачевым, в подклете им удалось обнаружить самую большую, почерневшую от пыли икону. Когда икону омыли, открылся Державный образ Богоматери — есть версия, что этот образ раньше принадлежал Вознесенскому женскому монастырю в Московском Кремле — Стародевичьему. Перед нашествием Наполеона все ценное из Кремля прятали, и Державную икону решили укрыть в Коломенском, где она пролежала до самого 1917 года. После революции и закрытия Вознесенского храма икону передали в соседний Георгиевский храм, а после его закрытия — в запасники Государственного Исторического музея. 27 июля 1990 года Державная икона вернулась в Коломенское, в действовавший тогда Казанский храм.

В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника, вокруг которой шла серьезная дискуссия на тему ее качества. Но так или иначе, леса, долгое время скрывавшие древнейший шатер Москвы, теперь сняты, и главная вертикаль высокого берега Москвы-реки снова видна отовсюду.

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 634.

Читайте также: