ВАРНАВА, АПОСТОЛ
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Варнава (+ ок. 62), апостол от 70.
Родился на Кипре в семье богатых евреев и был назван Иосифом . Образование он получил в Иерусалиме, воспитываясь вместе с Савлом (будущим апостолом Павлом) у знаменитого законоучителя Гамалиила .
Увидев Господа Иисуса Христа, Иосиф уверовал в Него как в Мессию, и последовал за Ним. Господь избрал его в числе 70-ти учеников. Среди последователей Господа Иосиф получил второе имя - Варнава, что по-еврейски значит "сын утешения". После Вознесения Господа на Небо, он продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе (Деян. 4: 36, 37).
Когда Савл после своего обращения пришел в Иерусалим и старался присоединиться к ученикам Христовым, то все опасались его как недавнего гонителя. Варнава же пришел с ним к апостолам и рассказал, как Господь явился Савлу на пути в Дамаск (Деян. 9: 26 - 28).
По поручению Апостолов святой Варнава ходил в Антиохию для утверждения уверовавших. Затем пошел в Тарс, а потом привел апостола Павла в Антиохию, где около года они учили народ. Здесь ученики впервые стали называться христианами.
Когда царь Ирод умертвил апостола Иакова Зеведеева и взял под стражу апостола Петра, святые апостолы Варнава и Павел, выведенные из темницы Ангелом Господним, скрылись, а затем возвратились в Антиохию. Вскоре, побывав в Селевкии, они отплыли на Кипр, в синагогах проповедовали Слово Божие и обратили ко Христу проконсула Сергия.
Позднее проповедовали в Пергии Памфилийской, Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии.
Когда возник вопрос, следует ли обращенным язычникам принимать обрезание, апостолы Варнава и Павел отправились в Иерусалим. Проповедники рассказали Апостолам, "что Бог сотворил с ними и как Он отверз дверь веры язычникам". По долгом рассуждении Апостолы соборно постановили не возлагать на язычников никакого бремени, кроме самого необходимого (Деян. 15: 19 - 20). Послание было отправлено с Варнавой и Павлом, и они вновь благовествовали в Антиохии, а потом решили посетить города, где ранее проповедовали. Варнава желал взять с собой Марка, но апостол Павел не хотел, так как он ранее отстал от них. Произошло разногласие, и апостолы разлучились. Павел взял с собой Силу и отправился в Сирию и Киликию, а Варнава с Марком - на Кипр (Деян. 15: 36 - 41).
Умножив число верующих на Кипре, апостол Варнава отправился в Рим, где, возможно, первый проповедовал Христа.
Апостол Варнава основал епископский престол в Медиолане (Милане), а по возвращении на Кипр продолжил проповедь о Христе, став епископом Саламинским. Иудеи возбудили язычников против апостола, вывели его из города и побили камнями. Это произошло около 62 года. Послу убийства иудеи разложили костер, чтобы сжечь тело. Позднее, придя на это место, Марк взял оставшееся невредимым тело апостола и похоронил в пещере, положив на грудь, согласно завещанию апостола, переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея.
Мощи и почитание
С течением времени место погребения апостола Варнавы было забыто. В 478 году апостол трижды являлся во сне архиепископу Кипра Анфимию, показал место погребения своих мощей. Вскоре сопровождении духовенства Анфимий направился к указанному месту и нашел сундук, подписанный собственноручно Варнавой, со святыми мощами и копией Евангелия от Матфея. Анфимий сразу отправился с драгоценными реликвиями в Константинополь, чтобы сообщить об этом удивительном случае. Император Зинон, в знак той важности, которую он придавал находке, подтвердил самостоятельность Кипрской Церкви и предоставил кипрским архиепископам особые права, которые они сохраняют до сих пор. Кипрская Церковь стала именоваться апостольской и получила право самостоятельного избрания предстоятеля. Так апостол Варнава защитил Кипр от притязаний противника IV Вселенского Собора, еретика Петра, по прозванию Кнафея, захватившего патриарший престол в Антиохии и домогавшегося власти над Кипрской Церковью.
Копия Евангелия от Матфея, представленная Анфимием императору, была доставлена в часовню святого Стефана в императорском дворце в Константинополе, где по нему читали ежегодно в Страстную пятницу.
Творения
Под его именем известно особое послание, греческий подлинник которого был открыт Тишендорфом в Синайском кодексе, а дотоле знали лишь плохой латинский перевод его. Против подлинности этого послания, впрочем, выставляются довольно серьезные возражения.
Литература
Православная энциклопедия
http://www.pravenc.ru/text/154261.html
Использованные материалы
http://days.pravoslavie.ru/Life/life1281.htm
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Нектарий (Серфес), архим., пер. Леонова Ангелина, "Монашество на Кипре":
http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...2223
http://www.cyprusadvertiser.com/article.php?id=2053
Согласно кипрской традиции - родился в Саламине.
Варнава - "один из первых левитов, принявших христианство" (словарь Брокгауза).
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент
Православная энциклопедия Древо. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ВАРНАВА, АПОСТОЛ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ВАРНАВА, АПОСТОЛ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? муж апостольский, один из первых левитов, принявших христианство и поддерживавших известное апостольское учреждение: "общение имений" (Деян. IV, 32?37). Он … - АПОСТОЛ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
(греч. посланник) наименование двенадцати учеников и спутников Христа, призванных им для проповеди евангельского учения. Список апостолов приводится в синоптических Евангелиях … - АПОСТОЛ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
Фамилия молдавского происхождения. Павел Апостол, из молдавских бояр, поселился на Украине при Богдане Хмельницком. Потомки его занимали важные должности. … - АПОСТОЛ в Энциклопедии фамилий:
Фамилия молдавского происхождения. Павел Апостол, из молдавских бояр, поселился на Украине при Богдане Хмельницком. Потомки его занимали важные должности. Известная … - АПОСТОЛ в Словаре церковных терминов:
(греч. посланник) - 1. Ученик Иисуса Христа, избранный и посланный Им на проповедь. Иисус Христос дважды избирал апостолов. Первый … - АПОСТОЛ в Кратком церковнославянском словаре:
- … - ВАРНАВА
(сын утешения; Деян 4:36) - левит, родом Кипрянин, муж апостольский, спутник ап. Павла, по преданию, один из 70-ти апостолов. Первоначально … - АПОСТОЛ в Библейской энциклопедии Никифора:
(Мф 10:2; посланник) - слово это в обширном смысле употребляется в Свящ. Писании о разных посланниках Божиих. Так Сам Господь … - АПОСТОЛ
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Апостол (греч. гр. άπóστολος от глаг. άποστέλλω “посылать“): последователь Христа, призванный к служению несения Благой … - АПОСТОЛ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
(греч. посланник) - 1. Ученик Иисуса Христа, избранный и посланный Им на проповедь. Иисус Христос дважды избирал апостолов. Первый раз … - ВАРНАВА в Краткой биографической энциклопедии:
Варнава, преподобный Ветлужский (XV век) - был священником в Устюге, откуда ушел на Ветлугу от черемисских набегов. Живя в уединенном … - ВАРНАВА
(Иосия) (ум. 62) апостол от 70-ти, друг и сподвижник апостола Павла (Деяния апостолов 4:36; 9:27 и др.), епископ Медиоланский, Кипрский; … - АПОСТОЛ в Большом энциклопедическом словаре:
христианская богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета (деяния и послания апостолов) и Апокалипсис. 1-я печатная книга Ивана Федорова … - ВАРНАВА ПРЕПОДОБНЫЙ ВЕТЛУЖСКИЙ
ум. 1492, родился в г. Устюге и священствовал там при приходской церкви. Черемисские набеги побудили его оставить родину; он удалился … - ВАРНАВА МУЖ АПОСТОЛЬСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
один из первых левитов, принявших христианство и поддерживавших известное апостольское учреждение: "общение имений (Деян. IV, 32 — 37). Он был … - АПОСТОЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
, по всей вероятности, должен был войти в переводные славянские книги уже на первых порах при Кирилле и Мефодии, но, … - АПОСТОЛ в Современном энциклопедическом словаре:
- АПОСТОЛ
часть Нового Завета, содержащая Деяния святых апостолов, семь соборных посланий, четырнадцать посланий апостола Павла. Разделен на главы, которые читаются во … - АПОСТОЛ в Энциклопедическом словарике:
а, м. 1. одуш. В христианском вероучении: ученик Христа, распространитель его идей. Апостольский - относящийся к апостолу, апостолам. 2. одуш. … - АПОСТОЛ в Энциклопедическом словаре:
, -а,м. 1. В христианстве: ученик Христа, несущий людям его учение. Святые апостолы. Двенадцать апостолов (ближайшие ученики, первыми посланные для … - АПОСТОЛ
АП́ОСТОЛ, христ. богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета (деяния и послания апостолов) и Апокалипсис, 1-я печатная книга Ивана Фёдорова … - АПОСТОЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
АП́ОСТОЛ Дан. Пав. (1654-1734), последний выборный гетман Левобережной Украины (с 1727). Участник Сев. войны 1700-21 и Перс. похода … - АПОСТОЛ в Словаре Кольера:
(греч. apostolos - посланник), член избранной группы, собранной Иисусом Христом и игравшей ведущую роль в евангелизации (миссионерской деятельности) и управлении … - АПОСТОЛ
апо"стол, апо"столы, апо"стола, апо"столов, апо"столу, апо"столам, апо"стола, апо"столов, апо"столом, апо"столами, апо"столе, … - АПОСТОЛ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
апо"стол, апо"столы, апо"стола, апо"столов, апо"столу, апо"столам, апо"стол, апо"столы, апо"столом, апо"столами, апо"столе, … - АПОСТОЛ в словаре Анаграмм.
- АПОСТОЛ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
-а, м. , книжн. 1) В раннехристианской литературе: бродячий проповедник христианства; в Новом Завете - ближайший последователь (ученик) Иисуса Христа. … - АПОСТОЛ в Новом словаре иностранных слов:
((гр. apostolos посланник) 1) первонач. - странствующий проповедник христианства, позже - каждый из двенадцати учеников христа; 2) перен. ревностный … - АПОСТОЛ в Словаре иностранных выражений:
[ 1. первонач. - странствующий проповедник христианства, позже - каждый из двенадцати учеников христа; 2. * ревностный последователь какого-л, учения, … - АПОСТОЛ в Словаре синонимов Абрамова:
см. … - ВАРНАВА в словаре Синонимов русского языка.
- АПОСТОЛ в словаре Синонимов русского языка:
варфоломей, евангелист, иаков алфеев, иаков зеведеев, иоанн богослов, иуда иаковлев, иуда искариот, константин, лука, марк, матвей, матвей левий, павел, первоапостол, … - АПОСТОЛ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
1. м. 1) Каждый из двенадцати учеников Христа, проповедовавших его учение. 2) перен. Последователь, проповедник какого-л. учения, какой-л. идеи. 2. … - АПОСТОЛ
ап`остол, -а (ученик Христа; последователь какой-н. … - АПОСТОЛ в Словаре русского языка Лопатина:
Ап`остол, -а … - ВАРНАВА
Варнава, (Варнавич, … - АПОСТОЛ в Полном орфографическом словаре русского языка:
апостол, -а (ученик Христа; последователь какой-н. … - АПОСТОЛ в Орфографическом словаре:
ап`остол, -а … - АПОСТОЛ в Словаре русского языка Ожегова:
последователь и распространитель какой-нибудь идеи Lib А. добра. апостол В христианстве: ученик Христа, распространитель его учения апостол богослужебная книга, содержащая … - ВАРНАВА в Современном толковом словаре, БСЭ:
(Иосия) (ум. 62), апостол от 70-ти, друг и сподвижник апостола Павла (Деяния апостолов 4:36; 9:27 и др.), епископ Медиоланский, Кипрский; … - АПОСТОЛ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
апостола, м. (греч. apostolos - посланец). 1. В евангелии - ученик Иисуса Христа из числа двенадцати, посланных им для проповеди … - ВАРНАВА МЕЛОГОРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Варнава (+ 412), преподобный. Память 18 августа Афиняне Варнава и его племянник Софроний основали … - ВАРНАВА ВЕТЛУЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Варнава Ветлужский (+ 1445), преподобный. Память 11 июня в день кончины, в Соборе Нижегородских … - ВАРНАВА (ФИЛАТОВ) в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Варнава (Филатов) (род. 1953), епископ Макеевский, викарий Донецкой епархии. В миру Филатов Станислав … - ВАРНАВА (ПРОКОФЬЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Варнава (Прокофьев) (род. 1945), епископ б. викарий Каннский, на покое. В миру Прокофьев Владимир …
Апостол Варнава (греческая икона) Варнава (греч. Βαρνάβας; ? 61 год, Кипр) христианский святой, апостол от семидесяти, основатель Кипрской церкви. Один из первых левитов, принявших христианство и поддерживавших известное апостольское учреждение … Википедия
Муж апостольский, один из первых левитов, принявших христианство и поддерживавших известное апостольское учреждение: общение имений (Деян. IV, 32 37). Он был родом с острова Кипра и отчасти разделял с апостолом Павлом миссионерские труды, но… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Ы, муж. Стар. редк.Отч.: Варнавич, Варнавична.Производные: Варнавка; Вара; Нава.Именины: 17 янв., 24 июня, 31 авг., 13 нояб. Словарь личных имён. Варнава Сын пророка (арам.). 17 (4) января – апостол Варнава. 24 (11) июня – апостол Варнава и… … Словарь личных имен
Андрей Рублёв, Святой Апостол Павел … Википедия
- (греч. Βαρνάβας) греческое Род: муж. Этимологическое значение: сын утешения Иноязычные аналоги: греч … Википедия
Симон (ивр. שמעון Шимон) … Википедия
Варнава христианский святой, апостол от семидесяти, основатель Кипрской церкви. Варнава епископ Русской православной церкви, аскетический писатель, юродивый. Варнава епископ Русской Православной Церкви; Митрополит Чебоксарский и Чувашский.… … Википедия
Евангелист Марк (миниатюра Codex Aureus … Википедия
- (Иосия) (ум. 62), апостол от 70 ти, друг и сподвижник апостола Павла (см. ПАВЕЛ (апостол)) (Деяния апостолов 4:36; 9:27 и др.), епископ Медиоланский, Кипрский; пострадал в г. Саламис (Кипр); ему приписывается «Послание Варнавы», не вошедшее в… … Энциклопедический словарь
Варнава - апостол от 70 ти, неизменный спутник апостола Павла. Первоначально этого человека звали Иосией, но так как он обладал блестящим даром убеждения и приносил своими речами утешение несчастным, то был переименован в Варнаву, что в переводе с… … Православная энциклопедия
Книги
- Жития Кипрских святых. Сборник , Чуткова Л.А.. В XV веке известный летописец Леонтий Махерас в своих`Кипрских хрониках`назвал остров Кипр`островом святых`- так велико здесь число святых и мучеников, почитаемых Церковью. Остров освящен…
- Жития Кипрских святых , . В XV веке известный летописец Леонтий Махерас в своих "Кипрских хрониках" назвал остров Кипр" островом святых"-так велико здесь число святых и мучеников, почитаемых Церковью. Остров освящен…
Апостол Варнава
Послание Варнавы
Здравствуйте в мире, сыны и дщери во имени Господа нашего Иисуса Христа, возлюбившего нас. Зная, что вы изобилуете великими и прекрасными добродетелями Божиими, я необыкновенно радуюсь о блаженных и преславных душах ваших, – радуюсь, что вы получили благодать столь глубоко укоренившуюся в вас. Потому и сам весьма утешаюсь, ожидая своего освобождения, ибо по истине вижу, что на вас излит Дух от прекрасного источника божественного: я в том убежден и совершенно знаю, что с тех пор, как обращаюсь с вами, я приобрел многие блага на пути спасения Господня. По этой причине, думаю я и люблю вас, братья, более души своей, в этом состоять величие веры и любовь и надежда той жизни. И так как я обыкновенно старался делиться с вами тем, что сам получил, и в этом служении вам, столь одаренным духовно, нахожу и награду себе, то спешу к вам написать несколько слов, дабы вы вместе с верою имели и совершенное ведение. Божественных установлений три: чаяние жизни, её начало и совершение. Ибо Господь через пророков предвозвестил нам то, что теперь и исполнилось, а вместе показал и начало будущего. Итак, согласно с Его волею мы должны ревностнее и ближе приступать к Его жертвеннику. А я не как учитель, но как равный с вами, изъясню вам немногое, от чего много увеличится ваша радость.
Так как ныне дни неприязненные, и противник имеет власть над этим веком, то мы со вниманием должны исследовать распоряжения Господни. Помощники веры нашей суть страх Божий и терпение, а наши споборники – великодушие и воздержание. С этими добродетелями, когда они бывают чисты пред Господом, вступают в радостный союз премудрость и ведение. Бог открыл нам чрез всех пророков, что Он не имеет нужды ни в наших всесожжениях, ни в наших жертвах и приношениях. «К чему Мне множество жертв ваших, говорит Господь? Исполнен Я всесожжения овнов и тука агнцев, крови козлов и овнов не хочу. Неприятно, когда вы приходите являться пред Меня; ибо кто требовал этого от рук ваших? Перестаньте топтать двор Мой. Если приносите мне пшеничную муку, – напрасно; курение мерзость для Меня. Новомесячий ваших и дня великого не терплю, постов, дней покоя и праздников ваших ненавидит душа Моя» (Ис. 1 :11–14). Итак, Господь упразднил это, дабы новый закон Господа нашего Иисуса Христа без ига необходимости представлял собственно человеческое приношение. Господь еще говорит к ним: «Заповедал ли Я отцам вашим, когда они вышли из земли египетской, приносить Мне всесожжения и жертвы? Но вот что Я заповедал им говоря (Иер. 7 :22–23): каждый из вас да не имеет злобы против ближнего своего и не любит клятвы ложной» (Зах. 8 :17). Итак, поелику мы не без разума, то должны понимать благую волю Отца нашего, ибо Он, желая взыскать нас блуждающих подобно иудеям, говорит нам, как мы должны приближаться к Нему. Он говорит нам: «жертва Богу сердце сокрушенное, и сердца смиренного Он не презирает» (Пс. 50 :19). Посему, братья, мы должны вернее исследовать то, что относится к нашему спасению, дабы когда-нибудь противник не возымел доступа к нам и не отвратил нас от нашей жизни.
О постановлениях ветхого завета Господь еще говорит к ним: «Зачем Мне поститесь, чтобы ныне услышан был голос ваш с воплем? Не такой пост Я избрал, говорит Господь, чтобы человек томил душу свою без причины; и если бы ты изогнул выю твою наподобие круга, и облекся во вретище и покрыл себя пеплом, и то не сотворил бы ты мне поста приятного» (Ис. 58 :4–5). А к нам Он говорит: когда будете поститься, – «разрушь всякий союз неправды и раздери всякую неправедную запись; уничтожь стеснения насильственного торга, отпусти измученных на свободу, и отбрось всякую злонамеренную предосторожность. Раздробляй алчущим хлеб твой и бедных без крова введи в дом твой; если видишь нагого, одень, и единоплеменников своих не презирай. Тогда откроется ранний свет твой, и одежды твои скоро воссияют; и правда твоя будет тебе предшествовать, и слава Божия будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Бог услышит тебя, и когда еще говоришь ты, Он скажет: вот Я, – если отринешь от себя и союз и совет злых и слово роптания, и от сердца дашь алчущему хлеб» (Ис 58 :6-10). В этом, братья, открывается попечение и милосердие Божие, ибо Он людям, которых снискал для Возлюбленного Своего, определил веровать в простоте и уже прежде вразумлял всех нас не обращаться, подобно прозелитам, к закону Иудейскому.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
Библейские цитаты в тексте даны в произвольном переводе.
Святой апостол Варнава родился на острове Кипре в семье богатых евреев и был назван Иосифом. Образование он получил в Иерусалиме, воспитываясь вместе со своим другом и сверстником Савлом (будущим апостолом Павлом) у знаменитого в то время законоучителя Гамалиила. Иосиф был благочестив, часто посещал храм, строго соблюдал посты, хранил себя от юношеских увлечений. В то время Господь наш Иисус Христос начал общественную проповедь. Увидев Господа и услышав Его Божественные слова, Иосиф уверовал в Него как в Мессию, возгорелся к Нему любовию и последовал за Ним. Господь избрал его в числе 70-ти учеников. Среди последователей Господа Иосиф получил второе имя - Варнава, что по-еврейски значит "сын утешения". После Вознесения Господа на Небо, он продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе (Деян. 4, 36, 37).
Когда Савл после своего обращения пришел в Иерусалим и старался присоединиться к ученикам Христовым, то все опасались его как недавнего гонителя. Варнава же пришел с ним к апостолам и рассказал, как Господь явился Савлу на пути в Дамаск (Деян. 9,26-28).
По поручению Апостолов святой Варнава ходил в Антиохию для утверждения уверовавших: "Прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем" (Деян. II, 23). Затем апостол Варнава пошел в Тарс, а потом привел апостола Павла в Антиохию, где около года учили в храме народ. Здесь ученики впервые стали называться христианами. По случаю наступившего голода, взяв щедрую милостыню, апостолы возвратились в Иерусалим. Когда царь Ирод умертвил апостола Иакова Зеведеева и в угоду иудеям взял под стражу апостола Петра , святые апостолы Варнава и Павел, выведенные из темницы Ангелом Господним, скрылись в доме тетки Варнавы, Марии. И как только гонение утихло, они возвратились в Антиохию, взяв с собой сына Марии Иоанна, прозванного Марком. По внушению Духа Святого, бывшие там пророки и учители рукоположили Варнаву и Савла и отпустили на дело, к которому призывал их Господь (Деян. 13; 2-3). Побыв в Селевкии, они отплыли на Кипр и в городе Саламине в иудейских синагогах проповедовали Слово Божие. В Пафе они нашли волхва, лжепророка по имени Вариисус, который находился при проконсуле Сергии. Желая услышать Слово Божие, проконсул пригласил святых апостолов к себе. Волхв старался отвратить проконсула от веры, но апостол Павел обличил волхва и, по его слову, тот внезапно ослеп. Проконсул уверовал во Христа (Деян. 13, 6-12). Из Пафа Апостолы прибыли в Пергию Памфилийскую, а затем проповедовали иудеям и язычникам в Антиохии Писидийской и по всей стране той. Иудеи произвели возмущение и изгнали Павла и Варнаву. Апостолы пришли в Иконию, но, узнав о том, что иудеи хотят побить их камнями, удалились в Листру и Дервию. Там апостол Павел исцелил человека, от рождения не владевшего ногами. Народ принял их за богов Зевса и Гермеса и хотел принести им жертву. Апостолы едва убедили не делать этого (Деян. 14,8-18).
Когда возник вопрос, следует ли обращенным язычникам принимать обрезание, апостолы Варнава и Павел отправились в Иерусалим. Там их с любовью приняли апостолы и пресвитеры. Проповедники рассказали, "что Бог сотворил с ними и как Он отверз дверь веры язычникам" (Деян. 14, 27). По долгом рассуждении Апостолы соборно постановили не возлагать на язычников никакого бремени, кроме необходимого - воздерживаться от идоложертвенного и крови, удавленины и блуда и не делать другим того, чего не желают себе (Деян. 15, 19-20). Послание было отправлено с апостолами Варнавой и Павлом, и они вновь благовествовали в Антиохии, а спустя некоторое время решили посетить города, где ранее проповедовали. Апостол Варнава желал взять с собой Марка, но апостол Павел не хотел, так как он ранее отстал от них. Произошло разногласие, и Апостолы разлучились. Павел взял с собой Силу и отправился в Сирию и Киликию, а Варнава с Марком - на Кипр (Деян. 15, 36-41).
Умножив число верующих на Кипре, апостол Варнава отправился в Рим, где, возможно, первый проповедовал Христа.
Апостол Варнава основал епископский престол в Медиолане (Милане), а по возвращении на Кипр продолжил проповедь о Христе Спасителе. Тогда ожесточенные иудеи возбудили язычников против Апостола, вывели его из города, побили камнями, и разложили костер, чтобы сжечь тело. Позднее, придя на это место, Марк взял оставшееся невредимым тело Апостола и похоронил в пещере, положив на грудь, согласно завещанию Апостола, переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея.
Скончался апостол Варнава около 62 года, на 76 году жизни. С течением времени место погребения Апостола в пещере было забыто. Но многочисленные знамения были явлены на этом месте. В 448 году при императоре Зеноне апостол Варнава трижды являлся в сновидении архиепископу Кипра Анфиму и показал место погребения своих мощей. Начав копать в указанном месте, христиане нашли нетленное тело Апостола и лежавшее на его груди святое Евангелие. С этих пор Кипрская Церковь стала именоваться апостольской и получила право самостоятельного избрания предстоятеля. Так апостол Варнава защитил Кипр от притязаний противника IV Вселенского Собора, еретика Петра, по прозванию Кнафея, захватившего патриарший престол в Антиохии и домогавшегося власти над Кипрской Церковью.
Имя св. апостола Варнавы было Иосия, или Иосиф, а Варнавою он был наименован св. апостолами за горячую его любовь ко Христу и щедрые пожертвования в пользу первого христианского общества. Св. Лука пишет, что не было между ними (уверовавшими во Христа) нуждающегося: ибо все, которые владели землями, или домами, продавали их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов и каждому выдавалось, кто в чем имел нужду. Так Иосия, прозванный св. апостолами Варнавой, что значить сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам апостолов (Деян. IV, 34-37). Св. Варнава был учеником Иисуса Христа во время Его земной жизни и считался в числе 70 апостолов; может быть по раннему своему последованию за Господом он считается первым среди семидесяти: «Господень был еси всеистинный служитель, апостолов же явился седмидесяти первый» (Кондак, служба дня 11-го) и св. Димитрий Ростовский пишет: «в тех 70 вначале вчинен бысть сей Иосиф и от апостол святых переименовать Варнавою» (Четьи Минеи 11 июля). Варнава, по свидетельству Климента Александрийского , св. Епифания и др., родителями своими с Кипра в юности отправлен был в Иерусалим для обучения и он вместе с Савлом (ап. Павлом) обучался у знаменитого иудейского ученого Гамалиила (Деян XII, 3); в Иерусалиме была в замужестве сестра Варнавы Мария, мать Иоанна-Марка (Деян. XII, 12), имевшая свой дом, в котором, вероятно, проживал и св. Варнава. В Acta Sanctorum 11 Iunii сообщается, что св. Варнава обратил в христианство сестру свою Марию (у Болландистов 26 р.). Чрез посредство Варнавы прежний гонитель христиан Савл, а затем избранный сосуд благодати Божьей Павел, вошел в общество учеников Иисуса Христа. Варнава с Савлом целый год трудились в проповеди о Христе в Антиохии и наставили в истинах св. веры немалое число людей, которые в первый раз стали называться христианами (Деян. XI. 2526). Антиохийские христиане собрали значительное пособие для учеников Господа и все, собранное ими, отослано было чрез Варнаву и Савла в Иерусалим (Деян. XI, 30). Исполнив поручение, они (Савл и Варнава), взявши с собой Иоанна-Марка (племянника Варнавина), возвратились из Иepyсалима в Антиохию (Деян. XII, 25). В Антиохии когда некоторые учители и пророки (последователи Иисуса Христа) служили Господу и постились, св. Дух сказал: «отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому я потребовал их». Тогда они, совершив пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их на проповедь (Деян. XIII, 1-3). Св. Варнава и Савл (Павел) трудились над распространением веры о Христе, о чем подробно описано в апостольских Деяниях гл. XIII-XIV. Они присутствовали в Иерусалиме на Апостольском Соборе (50 г) и все собрание с особым вниманием слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников (Деян. XV, 12). Апостольский собор постановил принимать обращающихся к церкви язычников, не подвергая их обрезанию и не обременяя их выполнением обрядов Моисеева закона и свое послание апостолы поручили доставить в Антиохию (где и начался спор о принятии язычников чрез обрезание), куда послали «мужей начальствующих между братьями» вместе с Павлом и Варнавою (Деян. XV, 22). Павел и Варнава в 5152 проживали в Антиохии , уча и благовествуя вместе с другими многими слово Господне. По некотором времени Павел сказал Варнаве: «пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедовали слово Господне, как они живут». Варнава хотел взять с собой Иоанна своего племянника, но Павел воспротивился ему и от этого между ними произошло огорчение и они в 52 г. разлучились друг с другом; Варнава, взяв с собой Марка, отплыл в Кипр (Деян. XV, 36-39). «Разделение их, по словам св. Иоанна Златоуста, послужило к большему благу, которое произошло по этому поводу (именно больше просвещения язычников светом Христовой веры чрез таких великих апостолов). И врагами ли (продолжает Златоуст) они расстались? Нисколько. Ибо и после этого случая ап. Павел в своих посланиях упоминал о Варнаве с большими похвалами (I Кор. IX, 6)». (Толкование св. Златоуста на апостольские деяния, Спб. 1857. IV, 57, 94-97). Некоторые предполагают, что св. Варнава, после проповеди на о. Кипр и в других местах, снова присоединился к ап. Павлу и разделял проповеднические его труды, и что он (Варнава) был тот брат, который по словам ап. Павла прославляется по всем церквам за благовествование (2 Кор. VIII, 18). По сказанию Дорофея Тирского, св. Варнава с о. Кипра в 5758 г. отправился в Ефес, где трудился несколько времени с ап. Павлом (1 Кор. IX, 6), а затем снова возвратился на свою родину (Кипр); отсюда в Александрию, где будто, бы встретил Климента (впоследствии Римского епископа) и в Климентинах есть некоторыя сведения о св. Варнаве, но это сочинение не заслуживает доверия. Из церк. песнопений видно, что Варнава был в Риме (11 июня): «прошел еси землю . и в Рим славный пришед » Из Рима он с проповедью о Христе проходил Ломбардию и Лигурию и основал христианскую церковь в Медиолане (Милане); затем возвратился на о. Кипр и в г. Саламине в 62 г. потерпев мученическую кончину (язычники побили его камнями). Тело св. Варнавы, согласно завещанию, погребено было ап. Марком вместе с евангелием Матфея. Марк о кончине св. Варнавы сообщил ап. Павлу, который о нем (Варнаве) много плакал . Подробно описано житиe (сказание о периодах, или путешествиях, св. Варнавы) монахом Александром, но эти сказания большей частью апокрифического достоинства. Св. Варнава написал Послание , которое в особенном уважении было в Александрии . О принадлежности сего послания Варнаве свидетельствуют Евсевий (Церк. Ист. кн. III, 25), Иероним (Каталог писателей, г. VI). Ориген называл это послание «соборным». Некоторые (Тертуллиан) св. Варнаве приписывали послание к евреям, (несомненно принадлежащее ап. Павлу). Мощи св. ап. Варнавы были обретены в г. Саламине при императоре Зеноне (419). Празднование св. Варнаве и в Восточной и в Западной церкви совершается 11 июня, предполагаемый день мученической его кончины, а также 4 января (в Соборе 70 Апостолов). В Милане был учрежден орден в честь ап. Варнавы, имевший целью возвышение нравственности. (О св. Варнаве см. в Правосл. Обозрении 1860 г. июнь; прот. П. Преображенский (им переведено было послание св. Варнавы); Д. Гусев, Правосл. Собеседник 1898. Apxиеп. Димитрий: «Собор св. 70 апостолов,» 1-й вып. 163-258 стр., св. Димитрий Ростовский. Четьи Минеи 11 июня , а также в житиях святых под 11 июня Д. Протопопов, С. Дестунис, Apxиеп. Филарет (Обозр. Ц. писателей, I т.), и др.)
Православный собеседник. 1906. т.1. с. 80-83 .