Сколько в мире евреев? Демография. Численность и географическое размещение мирового еврейства По статистике сколько евреев в мире

На сегодняшний день в мире проживает около 15 миллионов евреев. Из них лишь 43 % сосредоточено на территории исторической родины, в Израиле. Подавляющее большинство из остальных 57 % живет сегодня на территории 17 стран: в США (их число превышает 5 млн. человек (39 %), что больше, чем в других странах), Канаде, Франции, Великобритании, Испании, России, Германии, Австралии и ряде других стран. Несмотря на такое распределение, эксперты утверждают, что численное равенство между израильскими евреями и мировой диаспорой возможно и наступит к 2026 году, при условии, что нынешняя тенденция «возвращения» на историческую родину сохранится.

В этой статье выясняем, сколько евреев в России проживает в настоящее время.

Конец ХХ века

Еврейское население долгое время находилось в нашей стране в подавляемом состоянии. И профессор Университета Брандейса Джонатан Сарна, который многие годы жизни посвятил изучению истории еврейского народа в США, после поездки в Россию в 1986 году писал: «Всякая еврейская жизнь в Москве оказалась загнанной под землю. Изучение иврита объявлено незаконным, большинство еврейских собраний запрещены, Хоральная синагога (единственная, официально разрешенная в столице синагога) переполнена шпионами, а наиболее выдающиеся представители еврейского народа объявлены преступниками и спешат покинуть Россию-матушку навсегда».

Что изменилось сегодня?

С приходом нового тысячелетия отношение к евреям значительно улучшилось. Теперь, приезжая в Россию, профессор Сарна отмечает, что еврейская практика встречается повсюду. По меньшей мере четыре еврейские школы существуют в Москве. Еврейских детей обучают целому ряду религиозных и общеобразовательных предметов, в том числе ивриту. В 2005 году на базе Центра иудаики и еврейской цивилизации в МГУ была создана кафедра иудаики, сотрудники которой изучают историю евреев, еврейские языки, литературу, политику и экономику.

Что касается синагог и религиозных общин, то их на сегодняшний день насчитывается 15 по всей Москве. В целом такого количества религиозных центров достаточно для удовлетворения потребностей иудеев, проживающих в российской столице. Но каково их число на всей территории страны? Сколько евреев живет в России?

Непростой вопрос

Для того чтобы ответить на поставленный выше вопрос, необходимо обратиться к данным переписей населения за несколько лет. Однако здесь возникает проблема. Точно сказать, сколько евреев в России, оказывается непросто. Почему? Прежде всего, потому что самым ярким показателем в этом вопросе является маца - традиционная еврейская лепешка, - а точнее, количество ее покупателей. Однако этот показатель достаточно относительный и не показывает, сколько в России евреев на самом деле.

Еще одним фактором оценки является количество людей, которые идентифицируют себя как евреи и те, которые обнаруживают свои еврейские корни по материнской линии. Таких людей принято называть Но что, если, оценивая «по ощущениям», сколько евреев проживает в России сегодня, принять во внимание и тех, чьи еврейские корни прослеживаются по отцу? Очевидно, что установленный показатель может быть превышен как минимум в два раза!

Официальные показатели

Обратимся теперь к данным переписей за предыдущие годы.

Анализируя официальные показатели, можно сделать вывод, что численность еврейского населения России постепенно снижается и сегодня составляет около 180 тыс. человек. При этом важно отметить, что тенденция к сокращению началась еще в конце 80-х годов, когда с территории бывшего СССР значительное число евреев эмигрировали в Израиль. Представители национальных общин, проживающие в Москве, считают, что многие евреи, которые остались в Советском Союзе, отрекались или скрывали свою личность, чтобы избежать преследований советской властью и сохранить жизни.

По данным последней советской переписи, которая была проведена в 1989 году, численность евреев оценивается в 570 тыс. человек. Из них в Москве проживало 176 тыс., в Санкт-Петербурге - 107 тыс. человек. На фото выше эти данные представлены в процентном соотношении.

Небольшой рост численности еврейского народа на территории бывшего СССР приходится на первые годы после распада Союза. Это связано в первую очередь с тем, что люди перестали столь сильно бояться открыто сообщать о своих еврейских корнях.

Но, согласно данным за 2001 год, численность евреев снизилась до 275 тыс. человек, что означает, что в процентном соотношении их количество сократилось более, чем на 50%.

Результаты переписей за период с 1989 по 2001 годы представлены в таблице ниже.

Сколько евреев в России на сегодня?

По результатам переписи за 2002 год удалось установить, что евреи на тот момент составляли лишь 0,16 % от общей численности российского населения, а еврейская община по-прежнему продолжала сокращаться.

Сколько евреев в России на 2002 год? Официально было зафиксировано 233 тыс. человек. Затем темпы сокращения оставались практически неизменными, и уже к 2010 году в России осталось лишь около 158 тыс. представителей еврейского народа.

В настоящее время в Российской Федерации проживает около 180 тыс. евреев. При этом все меньшее количество людей готовы идентифицировать себя как евреи. Более 80 % представителей этого народа, живущих в нашей стране, предпочитают вступать в брак с не еврейскими супругами. Но сколько процентов евреев в России? Относительно общей численности этого народа по всему миру число совсем не большое: здесь проживает лишь 1,3 %.

Возрождение еврейской культуры

Еврейская жизнь и культура с распадом Советского Союза начали переживать определенное возрождение. В начале 1990-х годов российские евреи стали проявлять интерес к более глубокому изучению своего религиозного наследия. В январе 1996 года главным событием в жизни еврейской общины стала публикация в России русского перевода Талмуда. Это была первая со времен правления большевиков публикация священной книги, которая ознаменовала начало подготовки целой серии талмудических переводов, которые позволили русским евреям вновь обратиться к изучению религии предков. Ранее ничего подобного в Советской России не было.

Тогда же, в 1996 году, была заложена первая со времен революции 1917 года синагога в Москве. В честь этого события в британской газете Time была опубликована статья со следующими словами: «Шесть лет назад евреев еще избивали в Минске. Сейчас же там организовано три религиозные общины: субботняя школа, молодежное движение и добровольная благотворительная организация».

Наконец, нельзя отрицать тот факт, что отчасти именно евреи сыграли значительную роль в процессе восстановления экономики постсоветской России.

Евреи и политика

Знаете ли вы, сколько евреев у власти в России? Если принять во внимание, что экономика так или иначе связана с политикой, то можно с уверенностью говорить, что это число весьма значительно. Достаточно вспомнить, что по меньшей мере шестеро самых знаменитых олигархов России имели еврейские корни:

  • Борис Березовский.
  • Михаил Ходорковский.
  • Александр Смоленский.
  • Михаил Фридман.
  • Рем Вяхирев.

Нельзя не отметить, что важным фактором возрождения еврейской жизни в нашей стране являются «проеврейские» настроения президента России Владимира Путина.

Главный раввин России, имеет достаточно близкие связи с главой государства и объясняет, что взгляды В. Путина и его отношение к еврейству формировались на протяжении долгого периода, начиная еще с детских лет, поскольку будущий президент рос в довольно бедной семье и много времени проводил с соседями-евреями. Занимая пост заместителя мэра Ленинграда, В. Путин старался оказывать помощь евреям в различных вопросах. Он дал разрешение на открытие первой еврейской школы в городе. Позже, когда в Москве началось строительство Еврейского музея, он пожертвовал этому делу свою месячную зарплату. Сегодня имя президента России указано на одном из стендов музея в качестве благодарности за оказываемое содействие еврейской общине.

Евреи и оппозиция

Однако этим не ограничивается причастность евреев к политической жизни России. «Почти все лидеры либеральной оппозиции либо полностью еврейские, либо имеют еврейских помощников», - утверждает Майкл Эдельштейн, преподаватель Московского государственного университета.

Так погибший в 2015 году при таинственных обстоятельствах лидер оппозиции Борис Немцов имел еврейские корни: он был чистокровным евреем, хотя и считал себя христианином.

Другой известный политик-оппозиционер еврей по линии отца. В 2001 году он основал фонд «Открытая Россия» в поддержку либеральных ценностей. Спустя два года Ходорковский был арестован по обвинению в коррупции и отправлен в тюрьму. Вскоре он был выпущен и эмигрировал в Европу.

В этом деле важно подчеркнуть, что, как правило, многие российские бизнесмены не опасаются быть обвиненными в коррупционных махинациях, чего не скажешь о евреях. Они часто оказываются на перекрестке правительственных репрессий. Объясняется это тем, что несмотря на некоторое возрождение еврейства в России и явные проеврейские симпатии Владимира Путина, в стране по-прежнему сильны антисемитские настроения, которые временами обостряются и вызывают тревогу.

В чем причины российского антисемитизма, вопрос серьезный, но это не тема данной статьи. Сегодня же мы выяснили, сколько евреев в России.

Лекции Пинхаса Полонского:

Кишинев

29 окт. 18.00 «Центральные идеи каббалы и их применение в жизни» . https://www.facebook.com/1394032730894081/photos/a.1394032797560741/2223842757913070/?type=3&theater

* 30 окт. 18.30. Библейская Динамика - общие принципы и примеры. https://www.facebook.com/andrei.porubin.52/posts/2650646281661760

Одесса

* 3 ноября в 14:00, ул. Ришельевская 33, 4 этаж, терминал 42. "Центральные идеи каббалы и их применение в нашей жизни".

Киев

4 ноября 19.00 «Центральные идеи каббалы и их применение в жизни» https://www.facebook.com/events/561749157895121/

Социологическая картина американского еврейства (2010)

Материал из ЕЖЕВИКИ - сайт - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам

Информация в данной статье основана на NJPS 2000-01 Report , другие источники указаны дополнительно.

Общее количество евреев в мире и Израиле

Hebrew University of Jerusalem, 2010

  1. До Второй Мировой войны мировое количество евреев (синяя линяя) было 17 миллионов, после стало на 6 меньше – 11 миллионов, и до сих пор ещё довольно далеко до его первоначального значения: первый миллион восстановился за 20 лет, после скорость прироста упала ещё ниже и сегодня нас 13 млн.
  2. Общее количество евреев (синяя линяя) состоит из евреев Израиля (голубая линия) и евреев диаспоры (зелёная линия). Видно, что в течении всего времени численность израильских евреев активно растет, а число евреев диаспоры так же активно падает. Интересный факт: количество евреев растет пропорционально с количеством мирового населения. А доля евреев в мировом населении падает и довольно быстро.

Распределение еврейского населения по странам

Распределение евреев по странам (в тыс. чел.), Hebrew University of Jerusalem, 2010

  1. Понятно, что примерно 45% евреев находится в Израиле, и примерно столько же – в США . Эти страны являются абсолютными лидерами. По сравнению с ними остальные содержат ничтожно малую часть евреев. Если бы мы делали этот график 20 лет назад, то была огромная группа - Советский Союз . Но на сегодняшний день его нет, следовательно, кроме Израиля и Америки никаких демографических резервов у еврейского народа нет. Возможны только открытия новых демографических резервов в виде открытия новых видов евреев. (Существуют несколько групп-кандидатов, например, Бней-Менаше на северо-востоке Индии, составляющие 4 млн. человек).

Динамика численности еврейского населения США

Год Численность евреев в США
1654 25
1700 200-300
1800 2.000-2.500
1880 230.000-280.000
1890 400.000-475.000
1900 937.800-1.058.135
1910 1.508.000-2.349.754
1920 3.300.000-3.604.580
1940 4.770.000-4.975.000
1950 4.500.000-5.000.000
1960 5.367.000-5.531.500
1970 5.370.000-6.000.000
1980 5.500.000-5.920.890
1992 5.828.000
2010 5.275.000

Некоторые социальные особенности США:

  1. Крупные города в основном расположены на побережьях, а не в центре страны. В них процент пришлых несравненно больше.
  2. В центральных районах больше коренных жителей.
  3. Все прибрежные города голосуют за демократов, а центральные глубины – за республиканцев.
  4. Евреи появились в США относительно позже других национальных групп, и поэтому являлись в некотором смысле чужими. И, как чужие, селились по побережьям, где живут до сих пор. А из предыдущего следует, что евреи голосовали за демократов, и сейчас тоже в основном голосуют за них.

Начиная с 1880 года, наблюдается резкий и огромный прирост численности евреев в США. С 1880 по 1890 год и с 1890 по 1900 (то есть всего за 10 лет) еврейское население США удваивалось. Затем темп прироста немного снижается. Есть огромная эмиграция, создавшая еврейское население Америки. Основная часть прибывает из Германии (1880-1900), а потом, до 1920 года – из России и Польши. Достигнув некоторого максимума, еврейство в США начинает снижаться. Начиная с 70-го года, в США прибыл примерно миллион евреев из Советского Союза. Но при этом общая их цифра немного понизилась. Из этого следует, что собственное американское еврейство уменьшилось гораздо сильнее, чем это видно на графике, и динамика американского еврейства резко отрицательная. Достигнув некоторой точки, еврейское население начинает уменьшаться. Между 1992 и 2010 гг, падение сразу на 600 000 человек, а до этого было стабильно. Если учесть, что в этот период приехал миллион евреев из России, то за этой стабильностью скрывается постоянное падение.

Источники еврейской иммиграции в США

Начиная с 1980 гг более 2/3 еврейской эмиграции в США приходится на СССР. Также видно, что 10% прибывает с Израиля, остальное менее существенно.

График годовых доходов на семью

  1. Среди зарабатывающих менее 25 000 в год немало евреев, но всё равно меньше, чем в среднем по Америке. Большая часть евреев этой группы - пенсионеры из бывшего Советского Союза.
  2. Наиболее тяжело живется группе с доходом примерно 50 000, так как они обязаны платить все налоги, для них не предоставляются субсидии, бесплатное образование и муниципальное жилье, как для более бедного слоя.
  3. Доход от 100 000 и больше - удел специалистов с высшим образованием. Поэтому есть кардинальная разница между еврейским населением (22 %) и средним по Америке (8 %). То есть, по сути, это социальное распределение.

Доходы евреев США по сравнению с другими конфессиями

Американское общество в своем самосознании по конфессиональному признаку делятся на следующие группы:

  1. Протестанты - основное белое население Америки
  2. Протестанты евангелические. Другие протестанты их называют фундаменталистами. (Эти 2 группы - основное население Америки)
  3. Католики
  4. Те, которые ни к кому себя не относят
  5. Евреи

Соотношения с доходами:

  • Среди еврейского населения, 45 % - те, кто имеют доход от 100 000. Примерно четверть с низкими.
  • В остальных группах американского населения примерно равные значения в распределении доходов, разве что евангелические протестанты отличаются, у них доходы ниже, потому что они фундаменталистски настроены: у них более низкий уровень образования, они живут в глубинах Америки и более с/х - люди.
  • В целом же, евреи резко отличаются от среднего американца.

Религиозность евреев США по сравнению с другими конфессиями

В ходе опроса участникам с точки зрения абсолютной уверенности задавался простой вопрос: «Верите ли вы в Бога?». Он показывает с интересной и неожиданной стороны американское еврейство.

Видно, что по отношению к другим группам, евреи являются наименее религиозными в Америке.

Политические взгляды

Политические взгляды коррелируют с религиозными, так, например, наибольшее количество консерваторов среди евангелистов. Евреи – самая либеральная и левая группа среди американского общества.

Интересный феномен: евреи с одной стороны – самая богатая группа, но голосует ровно также как самая бедная группа. Это поразительное еврейское свойство разрушать систему, в которой они успешно устраиваются. Евреи голосуют за демократов, при том, что как раз республиканцы зачастую более произраильские.

На этом графике отражены глубокие противоречия евреев со странами, в которых они живут.

Религиозное состояние американского еврейства

В ходе соц. опроса американских евреев просили ответить, что они совершают из ежегодных мероприятий:
Сначала отвечают на вопрос, что они делают (соблюдают) с периодичностью раз в год?

Другой вопрос – что евреи совершают из ежедневных заповедей?

Округляя, можно сказать, что ⅔ делают что-нибудь раз в год, и лишь ¼ - постоянно.

Религиозные взгляды евреев США

За исследуемый период (1990 – 2000 гг) всего 40% еврейских домов являются членами синагоги . Эти 40% домов составляют 46% взрослых евреев.

Среди них можно выделить следующие группы:

  • Реконструкционисты (реформисты для самих реформистов).

В 1990м году соотношение этих течений было следующее:

по данным NJPS 1990

через десять лет повторное исследование показало следующую картину:

по данным NJPS 2000

За 10 лет, то есть за довольно-таки малый срок, кардинально меняется распределение по этим группам.

Доля консерваторов упала в полтора раза, незначительно выросла доля реформистов, зато доля ортодоксов выросла в полтора раза.

Объясняется это тем, что консерваторы уходят к реформистам, а ортодоксы увеличиваются за счет естественного прироста.

В прошлом в еврействе США были волны господства реформистов – конец 19 века, и консерваторов – середина 20 века. Группы реформистов и консерваторов росли из-за иммиграций. Сейчас же волны иммиграции уже стихли, и взяться им неоткуда.

Доплнительная иллюстрация:

Умножив число сторонников каждой группы на 46% (= процент взрослых евреев, которые являются членами синагоги), мы получим следующее распределение конфессий иудаизма среди евреев США в 2000 г. (округленно, поскольку все цифры здесь приблизительны)

  • Ортодоксы 21%*46%= 10%
  • Консерваторы 33%*46%= 15%
  • Реформисты 39%*46%= 18%
  • Реконструкционисты 3%*46%= 1.5%

Ортодоксы

Ортодоксы – самая разнообразная группа иудаизма, потому что у консерваторов и реформистов есть свои общие центры, а у ортодоксов нет. Есть только 2 основных направления, которые делятся примерно пополам между классическими ортодоксами и модерн-ортодоксами , но стоит сказать, что среди них уже много разных групп.

В целом, ортодоксы составляют примерно 10% американского еврейства, которое относится к синагоге. Это самая маленькая группа.

Модерн-ортодокс самосформировались в середине 19 века в Германии, в качестве оппозиции для реформизма. Зачинщиком считается Ш.Р. Гирш. Его движение началось где-то в 1915 году в Германии. В США это движение началось после 1915 года. То есть до этого для приехавших евреев были только варианты: реформисты, консерваторы или обычные ортодоксы. Сегодня модерн-ортодокс объединяют около тысячи синагог по всем США. В чем отличие от классических (ешивных) ортодоксов?

  1. Выступают за необходимость получения светского образования
  2. Среди них наиболее высокий процент наличия высшего образования и специалистов.
  3. Настроены просионистски. То есть более менее интегрируются с вязаными кипами в Израиле. Но если вязаные кипы считают образование государства Израиля началом мессианского процесса, то то, что отличает модерн-ортодокс в США – это видение для них ценности получения светского образования как такового, а не только из необходимости зарабатывать деньги.
  4. Если заглянут в еврейские средневековые источники, можно сказать, что модерн-ортодокс – продолжение линии Нахманида и Маймонида , а классические ортодоксы – продолжение линии Раши и Тосафот .

Отношение евреев США к Израилю

по данным NJPS 2000

Из тех 35%, что посетили Израиль
Распределение посетивших Израиль по возрасту .

¾ американского молодого еврейства не посетили Израиль. Можно сказать, с одной стороны, что они еще успеют, а с другой стороны – это меньше поддержки государству Израиль с их стороны.

Дальнейшее исследования были проведено в среднем городе побережья США – Майами. Это не сильно консервативный, не сильно либеральный город. Флорида характеризуется тем, что там население существенно старше, чем среднее.

Большой процент людей – обеспеченные люди, которые уже вышли на пенсию, у них есть дом, они уже отдыхают в теплом климате.

Результаты опроса по поводу посещения Израиля (в расчёт берутся семьи, в которых хотя бы один человек побывал в Израиле):

  • Разрез по религиозным характеристикам показал, что чем более религиозен человек, тем больше он настроен посещать Израиль.
  • Если он состоит в еврейском браке (75%), то больше настроен посещать Израиль, чем, если в смешанном (28%, а если супруг обратился в иудаизм – 63%).
  • Те, кто члены синагог, общинных центров, а так же те, кто дает пожертвования, чаще склонны посещать Израиль.

Привязанность к Израилю

Всего людей, которые сильно или очень сильно привязаны к Израилю, 62%, из них
North American Jewish Data Bank: Attitudes of American Jews Toward Israel

  • Среди ортодоксов – 90%.
  • В еврейских браках – 71%.
  • Среди членов синагог – 76%.

Таким образом, чем больше человек религиозен, тем больше он увлечен жизнью и проблемами Израиля, более сионистски настроен.

Отношение к израильско-палестинскому конфликту

World Jewish Population 2010 by S. DellaPergolla

Мы видим, что из всех евреев, для которых важен израильско-палестинский конфликт, доля ортодоксальных в два раза выше, чем у не ортодоксальных.

Что интересно, Израиль позиционирует себя как государство светское, но поддерживают его в большинстве своем ортодоксы.

Жаркие идут споры и нервные какие-то: сколько в мире евреев? «Сумма прописью» колеблется от 12 миллионов до 20. Есть в мире нашем и те, кто считает всех людей евреями. Только одни знают об этом, а другие не догадываются или знать не хотят. В любом случае,лиц еврейской национальности на нашей планете и в космосе гораздо больше, чем датчан, шведов, болгар, греков, цыган, чукчей и прочих. Однако, перечисленные и прочие не очень-то дергаются по поводу их количества. Сколько Бог послал – и ладно. Евреи же постоянно волнуются, корпят над цифирью своего народонаселения, хотя давно уже понятно, что все проблемы рода людского не в количестве лиц той или иной национальности, а в их качестве. Недавно господин Щаранский до смерти напугал общественность убылью народа еврейского, связанного с ассимиляцией. Раввин Дов Лившиц озаботился этими цифрами больше других. Читаю: «Председатель организации "Яд ле-Ахим" раввин Шалом Дов Лифшиц направил письмо председателю Еврейского агентства Натану Щаранскому и предложил сотрудничество в борьбе с ассимиляцией. Поводом для обращения стало заявление главы "Сохнута", согласно которому ежедневно численность еврейского народа сокращается на 500 человек».

Цифры и в самом деле чудовищные. Если им верить, всего лишь через век с небольшим евреи перестанут тревожить землян своим присутствием, но я почему-то убежден в другом: во - первых, «Рабинович выкрутится», так как яростные, подчас кровавые, но безуспешные попытки ассимилировать жестоковыйный народ длятся вот уже пару тысяч лет, а во-вторых, не вижу в этой самой ассимиляции настоящей угрозы Еврейскому государству и потомкам Иакова.

Евреям в истории, как правило, было не очень уютно, а часто и смертельно опасно, а потому потомками Иакова оставались самые мужественные, самые чистые и верные своему Богу и своим предкам души. Предатели, малодушные, ничтожные, слабые отсеивались – переставали евреями быть. О чем тут печалится? Это в свальной драке качество бьет количество. В честном поединке все наоборот. В результате отсева получился особый народ, сумевший завоевать 20% Нобелевских премий по всем областям наук и искусств. (В России 42% лиц, получивших Нобеля, – евреи). Кстати, и среди ассимилянтов разного рода лауреатов ни мало. Не так просто избавиться от «проклятия генов».

Волнует же меня иная, самая подлая и опасная «ассимиляция», напрямую грозящая мне лично, моим детям, внукам и, хочу верить, правнукам в Еврейском государстве.

Есть евреи, по папе и маме, бывает и по вере, причем ортодоксальной («Натурей карта») – самый опасный и тревожный вид тайных или открытых ассимилянтов. Они активны, подчас, влиятельны и популярны. По мне, какой-нибудь Исаак Хаймович, ставший Иваном Ивановым или Джоном Джонсом в тысячу раз безвредней, чем Изя Шамир, Амос Оз, Юли Тамир, Шломо Занд с прочими товарищами и господами никогда, надо думать, не помышлявшими о перемене фамилии и национальности. Мало того, при такой перемене они бы потеряли львиную долю своих доходов и популярности в юдофобской среде. Именно эти ассимилянты - новая и опаснейшая порода «выкрестов», обязанная своим возникновением, в первую очередь, появлению Еврейского государства, так как вся их деятельность и состоит в том, чтобы это государство разрушить.

«Иудаизм – это еврейская национальность плюс Тора. Разумеется, если еврей не соблюдает заповеди, он останется евреем – ведь его мать еврейка. У нас определяющее значение имеет национальность матери», - говорит рав Лифшиц. Он прав. Тора веками хранила народ жестоковыйный, но трагедия Холокоста доказала, что в эпоху оружия массового уничтожения и газовых камер одной веры мало, чтобы спастись от безумия людского.Возникло такое понятие, как гражданин Израиля. И, если весь смысл работы человека, службы в армии и в любой другой деятельности направлен на защиту Еврейского государства, мне совершенно плевать, кем была его матушка. При этом я решительно отказываюсь принадлежать к «народу», к которому принадлежат упомянутые мной поименно деятели. Ассимиляция в негодяйство и предательство такая же реальность, как смена веры. Проще говоря, каждый разговор на затронутую тему нужно вести с поправкой на сионизм. И смело скажем: «Нет расизму в жизни и в прессе!» Русский по маме солдат ЦАХАЛа, честно исполняющий свой долг, мне в тысячу раз милей, чем вся эта чистейшая по крови, «правозащитная» публика из партии «Мерец», «Шалом ахшав», «Бецелем» и подобных организаций, делающая все, чтобы «еврейский вопрос» на Ближнем Востоке был решен окончательно и бесповоротно.

Вот здесь я бы на месте Натана Щаранского и раввина Лифшица и стал бы бить тревогу, а лучше всего потребовал бы от государства хоть какой-то, пусть слабой, либеральной и демократической, но защиты от этого племени «термитов», без устали подтачивающих сваи, на которых стоит наш дом. Робкие попытки выяснить, на какие деньги, отечественные «правозащитники» трудятся, возможно, и внесут кое-какую ясность, но этого мало, очень мало, особенно если вспомнить с какой мстительной злобой эта публика расправилась с настоящим евреем, патриотом Израиля Меиром Кахане и его партией и с какой страстью она клянется в любви убийце-террористу Марвану Баргути и «свободолюбивому палестинскому народу».

К 1948 году, на момент создания государства Израиль, в нем проживало уже 650 тысяч, тогда как во всем мире в те дни было 11,5 миллиона евреев.
14-миллионной отметки количество евреев достигло к 1992 году, сейчас на планете живут 14 с половиной миллионов евреев. Из них 6 с половиной миллионов находятся в Израиле.
Уровень рождаемости в Израиле в 2016 году составил 3,11 на 100 человек.(181.405 новорожденных). С 1980 года рождаемость в Израиле выросла на 92%. В 2016 году 73,9% новорожденных родились у матерей-евреек, средний возраст женщин при рождении первого ребенка составляет 27,6 лет, при рождении второго - 29,6 лет. Третий ребенок рождается, когда его матери исполняется в среднем 31,9 лет.
Численность еврейского народа в мире достигла 14 310 000 человек. 54% еврейского населения планеты живет сегодня за пределами Израиля, только 46% - на исторической родине. 98% евреев сосредоточены в 17 странах мира (включая Израиль). Вот где, согласно данным израильского Министерства по делам диаспоры, сегодня существуют самые крупные еврейские общины:
Среди стран американского континента больше всего евреев живут в США – 5.700.000,
Канада - 385 000
Мексика – 67 000
Панама – 10 000
Аргентина – 230 000
Уругвай – 17 000
Чили – 18 000
Самая большая община в Европе – 585 000 евреев – проживает во Франции.
Великобритания - 270 000
Испания – 30 000
Швейцария – 19 000
Италия - 28 000
Германия – 150 000
Бельгия – 30 000
Голландия – 29 900
Швеция – 15 000
Венгрия – 47 000
Россия - 186 000
Украина – 63 000
Беларусь – 11 000
Турция - 17 000
Австралия - 112 000
Южная Африка – 70 000.
Конечно, это не весь список, еврейские общины сегодня существуют и во многих других странах.
На 01.01 2016 года число евреев в мире составляла 14,5 миллиона человек, что до сих пор меньше показателей 1939 года (16,6 миллиона). При этом за 70 послевоенных лет еврейское население на планете Земля росло со скоростью 0,33% в год.
При этом численность евреев в диаспоре уменьшилась более чем на четверть по сравнению с 1948 годом. На момент провозглашения независимости в 1948 в Израиле проживало 606 тысяч человек.
В 1948-1952 годах, когда евреи получили возможность свободно въезжать в Израиль, еврейское население страны увеличилось с 600 тысяч до 1,5 миллионов человек. А всего с момента основания Еврейского государства (с 1948 по 2015 годы) в Израиль репатриировались 3,2 млн. человек. Можно выделить две главные волны репатриации: первая – с 1948 по 1951 год и вторая – с 1990 по 1999 годы (1,35 млн. человек, или 42% всех репатриантов).
При этом со дня создания государства и до конца 2015 года из Израиля эмигрировали около 720 тысяч израильтян, включая тех, кто умер за границей.
А на 01.01.2016 года в Израиле проживало 6,5 миллионов евреев, что составляет 44% общей численности еврейского населения.
Численность еврейского населения в Израиле росла в 2014-2015 годах в среднем на 1,9% в год. За 5 лет (2010-15 гг.) число евреев в Израиле выросло на 9,2%, а в диаспоре оно уменьшилось на 0,5%.
С 1990 по 2015 год евреев в диаспоре стало меньше на 10%, в то время как в Израиле их стало больше на 60%. Главная причина уменьшения еврейского населения диаспоры - растущая ассимиляции. К примеру, в 1970-м году 17% евреев-граждан США вступали в межнациональные браки. В 2012 году - 58%.
При сохранении нынешней тенденции численность евреев в Израиле сравняется с численностью еврейской диаспоры к 2026 году.
Помимо еврейского населения Израиля, другой крупнейшей по численности общиной является еврейская община США. Причем, если данные по численности населения Израиля точны, то численность еврейского населения США, впрочем, как и любой другой общины, является оценочными.
Сейчас в США проживают 5,3 миллиона взрослых евреев (из них 5% родились в СССР). 1,3 миллиона еврейских детей в США получают хотя бы частичное еврейское образование. Рождаемость евреев в США 1,9%, что по европейским стандартам много. Но эта средняя температура по больнице. Дело в том, что в среде религиозных евреев многодетная семья - норма. А религиозных евреев в США проживает больше, чем в Израиле.
35% американских евреев принадлежат к реформистскому течению в иудаизме. 18% - к консервативному, а 10% - ортодоксы. 30% американских евреев считают себя иудеями, но не ассоциируют себя с каким-либо религиозным течением. А 22% американских евреев являются атеистами разной степени убежденности.
Если же исходить из израильского «Закона о Возвращении», согласно которому «Каждый, у которого бабушка или дедушка евреи, имеет право на поучение израильского гражданства», то право на возвращение на свою историческую родину в Израиль имеет не менее 9-ти миллионов граждан США.
Не менее 90% американских евреев является ашкеназами. Самая известная община сефардов в районе Нью-Йорка (более 25 тысяч сирийских евреев) проживает в Бруклине и Нью-Джерси, большинство их предков прибыли сюда из Халеба в начале 20-го века.
В Израиле же принято считать, что число ашкеназов и сефардов в стране примерно равно. Точно посчитать это вряд ли возможно, так как браки между ашкеназами и сефардами являются повседневным явлением.
В Израиле проживает порядка 130 000 репатриантов из Эфиопии – как евреев, так и членов их семей, а также т. н. «фалашмура», то есть потомков крестившихся эфиопских евреев. Мужчины-эфиопы в смешанные браки практически не вступают. Каждая пятая женщина-эфиопка вступает в смешанный брак (с евреями-гражданами Израиля не эфиопского происхождения).
Эфиопские районы - Кирьят-Нордау в Нетании, Кирьят-Моше в Реховоте и Рамат-Элиягу в Ришон ле-Ционе.
Суммарный коэффициент рождаемости (СКР) у американских евреев - 2,1 ребенка на одну женщину. Но это как раз та самая средняя температура по Соединенным Штатам. Потому что ортодоксов, у которых в США в среднем 4,1 ребенка в семье, насчитывается в этой стране полмиллиона человек. У остальных же американских евреев в семье в среднем 1,8 ребенка на одну женщину.
Причем две трети американских евреев, не придерживающихся религиозных традиций, вступают межнациональные браки.
Большинство американских религиозных евреев живет в Нью-Йорке. А в Нью-Йорке, главным образом, в Бруклине: в Уильямсберге, Бедфорде - Стайвесанте, Краун-Хайтсе и Боро-Парке. Бруклинские хасидские общины растут очень быстрыми темпами. В религиозных еврейских семьях принято иметь по 5-10 детей.
В Нью-Йорке живёт самая большая община бухарских евреев после израильской (50 тысяч человек). Они живут компактно в районе Куинс. В районе бухарских евреев расположена улица Сергея Довлатова (Sergei Dovlatov way).
Что же касается Израиля, то в 2014 году 75% евреев Израиля были «сабрами» - то есть родившимися в Израиле. За 2014 год население страны увеличилось на 162 тысячи человек (2%). За это время в Израиле родилось 176 тысяч человек, умерли 44 тысячи человек, и приехали 32 тысячи новых репатриантов.
По данным бюро статистики, в 2016 году впервые в истории Еврейского Государства сравнялась рождаемость среди еврейских и арабских женщин. Рождаемость в обоих секторах составляет 3,13 ребёнка на женщину.
В Израиле в 2014 году было 14 городов с населением более 100 000 человек, а в шести из них жителей свыше 200 тысяч. Это Иерусалим, Тель-Авив, Хайфа, Ришон ле-Цион, Ашдод и Петах-Тиква.
Более 40% населения Израиля проживает в центре страны: 17% в Тель-Авивском округе и еще 24% в соседних округах Гуш-Дан и Шарон. На периферии, включая север и юг страны, проживает 31% населения. Еще 28% проживают в районах, считающихся промежуточной зоной между периферией и центром - это районы Хайфы и Иерусалима (в каждом из них проживает 12% населения) и район Иудеи и Самарии, в котором проживает 3% населения.
В Израиле имеется 5 городских агломераций помимо большого Тель-Авива, которую называют «Гуш Дан».
5 фактически сросшихся в один город имеющих самостоятельный статус населенных пунктов это:
1. Район Шфела (города Нес-Циона, Реховот, Ришон-ле-Цион, Беэр-Яаков и Явне);
2. Район Шарон (Рамат-ха-Шарон, Герцлия, Раанана, Кфар-Саба и Ход-ха-Шарон) - кстати, самый престижный район страны;
3. Пригороды Хайфы - «Крайот» (Кирьят-Моцкин, Кирьят-Бялик, Кирьят-Хаим и Кирьят-Ям);
4. Агломерация на юге Хайфского округа (Зихрон-Яаков, Пардес-Хана-Каркур, Хариш и Ор-Акива).
5. Иерусалим и окрестности. Иерусалим – самый густонаселенный город Израиля. По данным ЦСБ на 2013-2014 годы, население Иерусалима составляло 829.900 человек – из них 307.600 арабы (37%), 522.300 евреи (63%). Прирост населения в 2013 году, по данным ЦСБ, составил 14.600 человек, при этом 7.400 человек покинули пределы Иерусалима.
Под "Восточным Иерусалимом" Израиль подразумеваются все арабские кварталы города. То есть, "Восточным Иерусалимом" считаются, Джабль Мукабр и Абу Тор, расположенные на востоке города, Шуафат, Бейт-Ханина и Кафр Акаб, расположенные на севере города, Сильван в историческом центре столицы Израиля, и даже Бейт Сафафа, находящаяся на юге города, но севернее еврейского района Гило.
Однако ни Гило, ни восточный Тальпиот, ни Рамот, ни Писгат-Зеэв, ни другие еврейские кварталы, построенные после Шестидневной войны на освобожденных в ходе этой войны территориях, Израиль к "Восточному Иерусалиму"не относит.
Арабское население Восточного Иерусалима гражданами Израиля не являются, а имеют статус “Постоянного жителя Израиля”, хотя во официальных справочниках они включены в графу "арабское население Израиля".
При определенных обстоятельствах этом статус можно потерять (а вместе с этим разрешения на работу, пособий и медицинского страхования). Всего с 1967 года этого статуса были лишены около 14 тысяч человек. на 2014 год, в районах Иерусалима, аннексированных в 1967 году, проживали 300 тысяч арабов (60% от населения этих районов и 99% от арабского населения Иерусалима) и 20 тысяч евреев. В целом по Иерусалиму, с начала 2010 года по 15 июня 2016 года было выдано 8.964 разрешений на жилищное строительство, из них около 1.080 – на жилищное строительство в арабских районах города.
В 1969-1988 годах в Израиль из СССР приехало 174 тысяч репатриантов. Плюс к этому по состоянию на 1 марта 2015 года израильским гражданством обладали порядка 860 тысяч человек в возрасте 18 лет и старше, родившихся в бывшем СССР и прибывших в Израиль на ПМЖ в 1989 – 2014 годах. В данном случае речь идет только о гражданах Израиля, получивших израильское гражданство согласно «Закону о Возвращении».
Кроме того, ежегодно израильское гражданство получают 5 тысяч человек как вступившие в брак с гражданами Израиля. В подавляющем большинстве это граждане (вернее гражданки) России, Украины и Белоруссии.
В Израиле постоянно проживает 150 тысяч российских граждан. В данном случае имеются ввиду лица, имеющие одновременно как израильское, так и российское гражданство (или российской гражданство и израильский вид на жительство).
Кроме евреев в Израиле проживают национальные меньшинства. Основная масса израильских арабов-мусульман (все они сунниты) проживает в вади Ара. Вади (низменность)Ара - это территория в нижней Галилее, на которой расположены крупные арабские города и населенные пункты, в частности Умм эль-Фахм, Тайбе, Калансуа, Джальджулия и другие, часто сливающиеся один с другим.
Другое меньшинство, арабы-христиане. 161.000 израильтян (2% от населения) исповедуют христианство. 80% из них арабы-христиане. В Нацрате (Назарете) - их около 22,4 тысяч человек, в Хайфе - 14,6 тысяч, в Иерусалиме - 11,9 тысяч, в Шфараме - 9,6 тысячи. В целом же в Палестине, как и во всем арабском мире, численность христиан стремительно снижается. христиане Вифлеема после Второй мировой войны насчитывали 85 процентов от населения, сегодня – около 10 процентов, в Иерусалиме их численность сократилась с 55 процентов в начале ХХ века до двух процентов в настоящее время, в Назарете христиан сейчас менее 25 процентов.
В Израиле так же имеет место миграция христианского населения из арабских в еврейские населенные пункты. Причина - Израиль они воспринимают как свое государство, судьбу которого они хотят разделить. Выхода у христиан другого нет - мусульмане их преследуют и существовать в своей среде не дают. Так что или уехать куда-нибудь в христианскую страну или стать лояльными гражданами Израиля.
Арамейцы. Говорящих на диалектах арамейского языка израильтян власти делят на три группы: около 10 тысяч маронитов (две тысячи из них - бывшие военнослужащие ЦАДАЛа), полторы тысячи ортодоксальных маронитов и около пятисот маронитов-католиков. Арамейские христиане проживают в районе Гуш-Халав (Джиш), но отдельные небольшие общины существуют в Хайфе, Назарете, Акко и Иерусалиме.
В старом городе Иерусалима имеется так армянский район.
Помимо христиан в Израиле проживают друзы, порядка 150 тысяч. Далият аль-Кармель (20 тысяч человек) – крупнейший друзский город в Израиле. Он расположен в Хайфском округе. Кроме того, на принадлежащих Израилю Голанских высотах высотах (в 4-ех деревнях: Буката, Масадэ, Эйн-Кинья и Маджаль-Шамс) проживает 23 тысячи друзов, но они израильского гражданства не имеют.
На севере страны есть две деревни - Кфар-Кама и Рехания, где компактно проживает около 3 тысяч черкесов.
Раджар - единственная в Израиле алавитская деревня. Она была захвачена, вместе с четырьмя друзскими деревнями, во время Шестидневной Войны. Населяющие деревню алавиты охотно согласились с суверенитетом Израиля и все получили израильское гражданство.
Но самыми многочисленными национальными меньшинствами в Израиле являются мусульмане разных национальностей (бедуины и палестинцы). Сам термин, "Палестинский народ", придумали в СССР в 1964 году, в рамках обоснования создания Организации Освобождения Палестины (ООП). По замыслу его авторов, под “арабским народом Палестины” подразумевались арабы, живущие на территории Палестины. Впервые он был употреблен в вводной части палестинской хартии (декларации политических требований), написанной в Москве в том же 1964 году. Хартию утвердили 422 члена палестинского национального Совета, тщательный отбор которых производился в КГБ".
Под "палестинским народом" изначально понималось все население Палестины говорящее по арабски. В настоящее время под этим термином понимается суннитское население Палестины не бедуинского происхождения.
На конец 2016 года мусульманское население Израиля составило 1,52 миллиона человек (или 17,7% от общего населения).
Самая большая община мусульман (320 тысяч) проживает в восточном Иерусалиме, составляя 36,2% от всего населения города и 21% от мусульманского населения Израиля, к также в арабских городах на севере Израиля (район Вади Ара): Сахнин, Бак-эль-Гарбия, Ум-эль-Фахкм, арабская часть Назарета и другие, более мелкие.
В Хайфе, Лоде и Яффо проживают значительные арабские общины, хотя подавляющее большинство населения этих городов - евреи.
На юге Израиля проживает порядка 150 тысяч бедуинов. 60 тысяч в главном бедуинском городе Рахате, а так же небольших бедуинских поселения, главным образов вокруг Беэр-Шевы.
В 2013 году суммарный коэффициент рождаемости женщин-мусульманок составлял 3,4 ребенка на одну женщину, по сравнению с 4,7 ребенка на одну женщину в 2000 году. в последние годы общий уровень рождаемости среди мусульман снизился: в то время, как в 2000 году в среднем на одну мусульманку приходилось 4,7 детей, то в 2016 году этот показатель составил 3,29 ребенка. Но это, все равно, больше, чем в остальных секторах: на одну еврейку приходится 3,16 ребенка, а на христианку – 2,05 ребенка. Самый низкий уровень рождаемости среди друзов – 2,21 детей на одну друзскую женщину.
Соответственно, сокращаются и темпы роста мусульманского населения страны в целом: с 3,8% в 2000 году до 2,4% в 2013 году. Самые высокие темпы прироста населения наблюдаются у бедуинов, численность которых приближается к 200 тысячам. Рост рождаемости у евреев составил 1,7%, у друзов 1,5% и у христиан - 1.6%. Живущие главным образом на севере страны палестинцы по своему демографическому поведению так же стремительно приближаются к стандартам еврейского населения.
Рождаемость в еврейских семьях в Израиле растет, а в среде израильских арабов - снижается. По данным Центрального бюро статистики, в 2013 году в Израиле общий показатель рождаемости вырос на 0,2 процента (всего родилось 171 207 младенцев). В еврейском секторе в минувшем году родилось 127 409 детей, что на 1,3% больше, чем в 2012 (125 409). А в семьях, исповедующих ислам, родилось 34 766 детей, что на 5,5% меньше по сравнению с 2012 (36 766).
В целом же, в 2013 году среди израильских арабов родилось 39 028 ребенка, что на 3,5% ниже, чем в 2012 году, когда появилось 40 433 младенцев. В арабских семьях христианского вероисповедания в 2013 году на свет появилось 2 602 ребенка, в друзском секторе - 2 350 детей.
В 2015 году впервые количество детей, приходящихся на арабскую (граждане Израиля) и еврейскую мать, сравнялось. По 3,1 ребенка на женщину в обеих группах. Арабская рождаемость падает, спускаясь к показателю ниже трех детей на мать, а еврейская поднимается к трем с половиной. В связи с мощным приростом еврейского населения, количество жителей в Израиле растет на миллион каждые семь лет. Рождаемость арабов в Иудее и Самарии уже опустилась до 2,7 детей на мать и продолжает снижаться.
В среднем 21 из каждых 1000 еврейских женщин родила в 2013 году. В 2000 году эта цифра составляла 18,3 на 1000. Средняя рождаемость среди арабских женщин, напротив, упала до самого низкого уровня за все время наблюдения: 24,8 на 1000, по сравнению с пиком в 35 рожениц на 1000 женщин в том же 2000 году.
Доля возрастной группы населения "0-14" лет у евреев выросла с 25,8% от всего еврейского населения в 2000 году до 27,2% в 2015 году. Доля той же возрастной группы у арабов Израиля уменьшилась с 41% в 2000 году до 34% в 2015 году.
Уровень рождаемости в светских еврейских семьях составляет в среднем два ребенка, в национально-религиозном лагере - 4,3, в ультрарелигиозной среде - 6,5.
Еще один, на мой взгляд, любопытный факт. В Иудее и Самарии проживают 60 тысяч поселенцев-граждан Соединенных Штатов Америки, что составляет 15% от их общего числа. Это при том, что всего в Израиле проживают 170 тысяч репатриантов из США. Каждый десятый американский поселенец в Иудее и Самарии - кандидат наук.
Средняя продолжительность жизни женщин в Израиле по данным на 2012-й год - 83,6 года, мужчин - 79,9 лет.
В Израиле постоянно находится порядка 50.000 иностранных рабочих, занятых в области оказания помощи больным и престарелым. Большинство таких работниц приезжают с Филиппин. Имеется также меняющееся число граждан Таиланда занятых в сельском хозяйстве и граждан Китая и других стран, занятых в строительстве.
Кроме того, право на работу, главным образом в строительстве и сельском хозяйстве, получают десятки тысяч жителей оккупированных Израилем территорий. Но их число постоянно меняется. И они не живут в Израиле, а утром приезжают на работу, а вечером уезжают домой.
Беженцев Израиль в принципе не принимает. Беженцы в Израиле: 250 вьетнамцев в прибывшие в страну семидесятые годы 20-го века, сотня боснийцев в 1993 году, 112 албанских мусульман в 1999 году и 6000 христиан-ливанцев в 2000 году.
Но в стране проживает примерно 300 тысяч нелегальных иммигрантов (не считая нелегалов - жителей оккупированных Израилем территорий).
За свою недолгую историю Израиля было пять лет, когда эмиграция из страны была больше, чем репатриация. Это было в 1954-м, 1976-м, 1982-м и 1986-87 годах.
В последние годы число эмигрантов (человек, не пребывавший в Израиле на протяжении года, но до этого проживший в стране непрерывно более 90 дней) из Израиля составляет 0,7 человека на каждую тысячу жителей - это рекордно низкий показатель для стран OECD.
В 2000 году этот коэффициент составлял для Израиля 3,8 человека на каждую тысячу жителей, для Швейцарии он был равен 6,9, для Украины - 10,5 человека. На 01.01.2014 г 680 тысяч израильских граждан, евреев и арабов (которые, кстати, составляют примерно треть эмигрантского потока), постоянно живут за рубежом.
Из них 280 тысяч родились в Израиле, а 400 тысяч получили израильское гражданство по «Закону о Возвращении». Примерно 300 000 эмигрантов из Израиля проживает в США. Из них 64% - евреи.

Еврейский Университет Иерусалима, Институт Мандэля Бэрмана и Североамериканский Еврейский Банк Данных опубликовали интересный отчет, в котором проанализирована общая численность, распределение и демографические тенденции еврейского населения мира. Некоторые цифры в нем интересны, поэтому мы хотим привести краткую аннотацию отчета. Любые дальнейшие вопросы можно разрешить путем чтения самого отчета.

Любое исследование численность любого народа, и тем более еврейского сталкивается со сложностями: а кого можно считать частью нации? Расплывчатое определение и разнообразные трактовки того, что такое нация, народ наталкиваются в данном случае на дополнительные сложности – религиозную принадлежность к иудаизму как фактор включения или исключения из различных выборок. Институт выделяет несколько кругов принадлежности – «имеющие еврейских предков», «легитимные в соответствии с законом о репатриации», «расширенное ядро нации», «ядро нации». Однако в каждом из этих кругов наличествуют исключения. В результате институт строит модель, базирующуюся на здравом смысле понимания, «что такое еврей?». Перейдем к численным показателям, доступным на 2010 год.

Согласно им общая численность евреев в мире составляет 13,428,300 человек. Из них вне Израиля живет большинство: евреи рассеяния составляют 7,724,600 человек, в то время как евреи, проживающие в Израиле – 5,703,700. В Северной Америке, США и Канаде, проживает почти столько же евреев, сколько во всем Израиле (5,650,000).

1,455,900 евреев живет в Европе. Из них 297,100 проживает на территории Советского Союза.

Общее еврейское население мира продолжает успешно расти, правда несколько медленней чем общее население мира. В конце войны их количество составляло 11 миллионов ровно. Оставим проблему численного измерения Холокоста в покое – понятно, что истинное число жертв его останется тайной. Статистика, доступная в отчете начинается только с 1945 года, причем довоенная статистика не говорит о какой-то существенной коррекции численности еврейского населения во время войны, отличающейся от других наций.

Страны с наибольшим количеством еврейского населения:

Израиль (объяснимо)
США
Франция
Канада
Великобритания
Российская Федерация
Аргентина
Германия
Австралия
Бразилия
Украина
Южная Африка
Венгрия
Мексика
Бельгия
Голландия
Италия
Чили

Интересно, что данные института коренным образом противоречат данным перечисленных стран. Так, например, численность евреев Германии, согласно данным этого отчета – 119 тысяч человек. В то время, как известно, что с 1990 по 2004 год в страну въехало двести тысяч евреев. В России – 205 тысячи, согласно данным отчета. А согласно данным переписи – порядка 190. Интересно, что согласно еврейским источникам эмиграция не столь сильно влияет на численность евреев в России, как раньше: она уравновешена возвратом евреев в Россию. Пятьдесят процентов русских евреев живет в Москве, 20% – в Петербурге, остальные – в городах-миллионниках. Традиция маленьких городков умерла с урбанизацией.

Наконец о концентрации евреев в разных странах. Лидеру по числу евреев на тысячу человек населения – Израиль (объяснимо). Без сектора Газа и Западного Берега – 775 человек на 1000. Дальше – США, где на 1000 человек приходится 17,1 еврея. В Канаде – 11, во Франции – 7,7. В России – 1,5 еврея на 1000 человек населения.

Интересно рассортировать города мира по численности населения евреев.

Тель-Авив (2,979,900)
Нью-Йорк (2,007,850)
Иерусалим (703,600)
Лос Анжелес (684,950)
Хайфа (671,400)

В городах из верхнего списка, как мы видим, живет большинство населения евреев мира – 52,5%.

Южная Флорида (метрополис)
Беер Шева
Сан Франциско
Париж
Чикаго
Филадельфия
Бостон
Вашингтон, округ Колумбия
Лондон
Торонто
Буэнос Айрес
Атланта
Москва (95,000)
Балтимор
Сан Диего
Денвер
Феникс
Кливленд
Монреаль

Эти города вместе в предыдущими покрывают 80% численности евреев в мире.

Читайте также: