Постановка звука ч, артикуляция звука ч. Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука у ребенка с дизартрией Постановка звука ч упражнения

Приёмы постановки звуков [ш], [ж], [щ], [ч]

Подготовительный этап . При отсутствии звука [ш] работа начинается с формирования правильной артикуляции звука: вырабатывается умение слегка выдвигать вперед округленные губы; подъем широкого переднего края языка к бугоркам за верхними зубами; умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам; длительная воздушная струя, идущая посередине языка.

Постановка . Используется прием подражания и обращается внимание на правильное положение органов артикуляционного аппарата (просят несколько раз произнести СА и во время произнесения постепенно (плавно) поднять язык вверх, губы несколько выдвинуты трубочкой). При механическом способе используется зонд №5 от слога СА, язык вверх.

Межзубный сигматизм

Подготовительный этап: проводятся упражнения для подъема кончика и передней части спинки языка за верхние зубы; выработка направленной воздушной струи; отрабатывается звук [т], требующий подъема кончика языка за верхние зубы.

Постановка. Ребенку предлагается при открытом рте, в медленном темпе 4-5 раз произнести с придыханием [т], ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами; постепенно удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка.

Боковой сигматизм

Подготовительный этап: проводятся упражнения для укрепления боковых краев языка, равномерного подъема обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх; выработки воздушной струи, идущей посередине языка; отрабатываются [т] и [с].

Постановка. Используется механическая помощь (зонд №5, плоская, узкая, слегка выгнутая ручка от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад - к бугоркам, просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить [с] (передние зубы все время видны).

Носовой сигматизм

Подготовительный этап: вырабатывается умение удерживать широкий, распластанный язык на верхней губе; направлять воздушную струю на кончик поднятого на верхнюю губу языка; различать на слух звучание [ш] при носовом и ротовом произношении, отрабатываются [т] и [с].

Постановка [ш] от [с] с механической помощью

Если есть [р], то произнося РА, шпателем или зондом №5 останавливаем вибрацию языка - слышно шипение. При шепотном произнесении РА слышится ША, при громком - ЖА.

Губно-зубной сигматизм

Подготовительный этап: ребенка учат сопоставлять и различать на слух [ш] - [ф], используя картинки-символы; проводятся упражнения для отработки движений нижней губы вверх - вниз; подъема широкого переднего края языка вверх.

Постановка. Ставят [ш] по подражанию, используя зрительный контроль. Следят, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (губы можно придерживать пальцем). Возможен механический прием от [с].

Призубный сигматизм

Подготовительный этап: вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух [ш] - [т], используя картинки-символы; различать звуки [ш] - [т] на основе тактильных ощущений по воздушной струе ([ш] - длительная, [т] - толчкообразная); упражнения для длительной направленной воздушной струи; положение широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами; отрабатывается [с].

Постановка: по подражанию (зрительный контроль и тактильные ощущения).

Шипящий сигматизм

Подготовительный этап: сопоставлять и различать [ш] - [щ], используя картинки-символы; умения поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами; чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого неба (вперед - назад).

Постановка. От [с] механическим приемом (отодвигают язык назад).

Свистящий сигматизм

Подготовительный этап: сопоставлять и различать [с] - [ш], используя картинки-символы; разницу струи воздуха ([с] - холодная, [ш] - теплая); движения широкого языка вверх; чередование движений широкою языка за нижние - верхние зубы; чередование движений губ: растягивание в улыбку - сомкнуты вперед (трубочка).

Постановка. Прием подражания.

Звук [ж] ставится от [ш] путем подключения вибрации голосовых складок.

Среди недостатков произношения [ч], помимо тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену [ч] мягкой свистящей аффрикатой [ц"], а также звуками [т"] или [ш"].

Звук [ч] ставят от [т]: при поднятом вверх кончике языка его отодвигают дальше вглубь от верхних резцов. Ребенка просят произносить ТЪ-ТЬ или Т’И (AT’) при поднятом вверх кончике языка, выдвигая при этом губы вперед. Можно применять зонд № 5 для отведения кончика языка назад.

Правильного произношения [ч] можно добиться и путем слитного произнесения звукосочетания ТШ сначала в медленном, потом в быстром темпе.

Среди недостатков произношения [щ] имеется укороченное произношение (как при [ш]), замена звука [щ] на [с"], произношение [щ] с аффрикативным элементом (как сочетание Ш’Ч). Звук [щ] часто появляется автоматически после того, как будут поставлены [ш, ж, ч].

Для вызывания [щ] ребенка просят длительно произнести [ш], растянуть губы в улыбку, продвигая язык вперед => [щ]. Также можно попросить ребенка длительно сказать [ч].

Возможен механический способ: ребенок несколько раз произносит С’И или С’А, логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад (или просто отодвигая прикосновением шпателя).

Автоматизация шипящих звуков

Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением), слова и фразовую речь. При сигматизмах заканчивают этапом автоматизации, при парасигматизмах – дифференциацией [ш] со звуками-заменителями: с [ф] при губно-зубном, с [т] при призубном, с [щ] при шипящем, с [с] при свистящем парасигматизмах.

Чтобы поставить ребенку звук Ч, вовсе не обязательно обращаться к логопеду. Существует большое количество интересных упражнений, которые помогут малышу выговорить звук Ч.

Возраст ребенка и готовность его речевого аппарата

Схематически речевое развитие ребенка можно поделить на этапы.

1 этап. Подготовительный

Возраст малыша – до 1 года. В это время важным моментом развития малыша является гуление и лепетание. Сначала звуки появляются непроизвольно, а к 5 месяцев ребенок учится подражать взрослым и отвечать им.

2 этап. Преддошкольный

Длится от 1 до 3 лет. В этот период дети начинают разговаривать односложными фразами (Вместо “Бабушка, иди” говорят “Баба, ди”). До двухлетнего возраста наращивается словарь предметов и глаголов (до 24 месяцев словарный запас составляет 90-100 слов).

После двух лет начинается работа над качеством речи, формируется четкое произношение большинства звуков.

В преддошкольном периоде родители должны обратиться к логопеду в том случае, если малыш не складывает слова в короткие предложения.

3 этап. Дошкольный

Длится до 7 лет. К этому возрасту активный словарь ребенка включает себя 3000 слов. В 3-4 года малыш ещё может заменять некоторый звуки (ц, ч на ть), смягчать согласные звуки.

К 5 годам смягчение должно пройти, формируются свистящие и шипящие звуки.

К 6 годам ребенок учится произносить звуки Р и Л, в речи появляются сложные правильно построенные предложения.

4 этап

В 7 лет речь ребенка должна быть полноценным средством общения. Дети не только произносят все звуки речи правильно, но и различают их на слух, умеют их анализировать. В речи появляются союзы и союзные слова, ошибок в произношении практически нет. После нескольких замечаний ребенок анализирует речь и исправляет ошибки.

5 период. Школьный

Длится с 7 до 17 лет. В это время доводится до совершенства речь, как устная, так и письменная. Возрастной период с 7 до 9 лет считается критическим. Это объясняется тем, что после 9 лет ребенок, не имеющий опыта речевого общения, становится неспособным к обучению.

До 11 лет исчезают все фонетические ошибки в произношении.

Правильная артикуляция звука Ч

При артикуляции звука Ч речевой аппарат находится в следующих положениях:

  • Губы округляются и немного выдвигаются вперед.
  • Зубы не соединяются.
  • Кончик языка, не напрягаясь, соединяется с верхними зубами. Между языком и зубами должна сохраняться небольшая щель.
  • В середине языка идет поток воздуха, который четко ощущается при поднесении ладони ко рту.
  • Мягкое небо поднимается и прижимается к задней стенке глотки, при этом проход в носовую полость закрывается, воздух проходит через рот.
  • Голосовые складки не напрягаются, при этом они не раздвигаются.

Постановка звука Ч

Звук Ч можно поставить несколькими способами:

  • Начать с произношения мягкого звука т. Произносить его быстро. При этом язык должен дотрагиваться до кончиков верхних зубов, потом язык слегка заворачивают, как бы поглаживая основания верхних зубов. В это же время уголки губ растянуты в улыбке.
  • Попеременно называть звуки т и щ. Делать это быстро. При этом губы снова растянуты в улыбке.
  • Для нахождения дырочки между зубами с внутренней стороны можно использовать кусочек бумаги. Сначала дырочка нащупывается руками, а затем туда прикладывается бумага. Для удержания её требуется приложить силу – это отличная разминка для языка.

Артикуляционная гимнастика

Все упражнения лучше всего выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как он их выполняет. Каждое упражнение выполняется минимум по три раза.

  • “Окошечко”. Губы максимально вытянуть вперед и придать им форму квадрата. Следите за тем, чтобы уголки губ не касались друг друга.
  • “Блинчик”. Улыбнуться как можно шире. Язык положить на нижнюю губу, расслабиться и досчитать до 10. Язык должен растягивать на всю ширину губы, при этом его не нужно сильно доставать, достаточно лишь того, чтобы он покрыл губу.
  • “Маляр”. Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот, языком достать до верхнего неба. Производить плавные движения, как будто кисточкой – от зубов к горлу.
  • “Чистим зубки”. Улыбнуться и сделать движения языком, имитирующие чистку зубов. Обязательно следите за тем, чтобы язык доставал до десен, а не водил по нижнему краю зубов.
  • “Чашечка”. Растянуть губы в улыбке, высунуть язык и дотянуться им до носа. Остаться в положении до 10 секунд.
  • “Вкуснотища”. Открыть рот, языком облизать верхнюю губу. Движения должны производиться сверху вниз, а не из стороны в сторону.
  • “Воздушный футбол”. Вытянуть губы трубочкой. Подуть на вату, при этом щеки не должны раздуваться. Дуть в течение 10-15 секунд.

Упражнения для губ

  • “Гримасы клоуна”. Удержать губы в улыбке. При этом губы должны быть напряжены, а зубы не видны. Длительность упражнения – 15 секунд.
  • “Заборчик”. Снова улыбнуться, но при этом зубы сомкнуть и обнажить. Держать положение в течение 10 секунд.
  • “Трубочка”. Вытянуть губы в трубочку, удержать на протяжении трети минуты. Зубы не соединяются.
  • “Бублик”. Губы округлить и слегка вытянуть вперед. Удержать в положении 15 секунд.

Для достижения хорошей артикуляции упражнения нужно чередовать, каждый раз меняя последовательность.

Упражнения для развития выдоха

  • Малыш становится, ноги ставит на ширине плеч. На вдохе носом разводит руками, на выдохе приседает и обнимает себя руками.
  • Исходное положение как и в предыдущем упражнении. Руки соединить в “замок”, они находятся внизу. На вдохе руки поднимаются вверх, при этом дыхание задерживается. Затем очень медленно выдыхать, опуская руки и произносить “ух”.
  • Надуть щеки по максимуму, задержаться на полминуты. Затем втянуть щеки в себя и снова задержаться на такое же время.
  • Сесть на стул. Медленно опускать и поднимать руки, произнося “Каар”.
  • Игра-соревнование. Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном вдохе. (Также можно посоревноваться, кто дольше промычит на выдохе).

Упражнения для языка

Упражнения для языка делятся на статические и динамические.

Статический комплекс:

  • “Лопаточка”. Язык расслабить и положить его на нижнюю губу. Задержаться в этом положении на 10 секунд (край языка должен касаться уголков губ).
  • “Острие иглы”. Язык достать из полости рта, выровнять и напрячь – язык в это время должен быть ровным и узким.
  • “Сердитая кошка”. Кончиком языка упереться в нижние зубы, а серединой коснуться верхнего неба. Задержаться в положении на полминуты.

Динамический комплекс:

  • “Наказание для языка”. Высунуть язык и положить его на нижнюю губу. Губами прижимать язык и произносить пя-пя-пя.
  • “Часики”. Высунуть язык и тянуться им то к одному уху, то к другому. Весь речевой аппарат держать в напряжении.
  • “Качеля”. Высунуть язык, тянуть его попеременно к носу и подбородку.
  • “Лошадь”. Щелкать языком, имитируя удары подковы. Середина языка все время прижата к небу.
  • “Маленькие индюки”. Языком водить по верхней губе вперед-назад таким образом, чтобы получился звук бл-бл. Скорость движений постепенно увеличивается.

Автоматизация звука Ч

  • Проговорить звук ч, четко и прерывисто.
  • Произнести ччч, протягивая звук.
  • Игра “Поймай звук”. Взрослый называет разные звуки, а ребенок хлопает, как только услышит звук ч. Потом упражнение усложняется – взрослый произносит не просто звуки, а целые слова.
  • Игра “Повторушка”. Взрослый произносит звуки, ребенок повторяет их. Важно следить за правильностью произношения. Пример слогов: ча-ча-ча, чу-чу-чу, че-че-че, чо-чо-чо, чи-чи-чи.
  • “Считалочка”. Посчитать от 1 до 10 мячи, а потом ключи (один мяч, два мяча и т.д.).
  • “Ласковое слово”. Взрослый говорит слово, ребенок называет его в уменьшительно-ласкательной форме. (Пень-пенечек, рука-ручка, вода-водичка).
  • “Сложные слова и словосочетания”. Произнести слова чечевица, чечетка, чукча, чепчик, а затем словосочетания – мамочкина шапочка, чай в чашке, Ванечкин зайчик, Аничкин мячик.

Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ]

Наиболее легкое, но в то же время действенное упражнение.

Произносить по очереди следующие слоги:

ца -ча - ща – та цо - чо - що – то цу -чу - щу – ту
цы -чи - щи – ти це -че - ще – те ща -ча - ца – та
що - чо - цо – то щу - чу - цу – ту щи - чи - цы – ты
ще -че - це – те ац - ач - ащ – ат оц - оч - ощ – от
уц - уч - ущ – ут яц - яч - ящ – ят иц - ич - ищ – ит
ец - еч - ещ – ет ащ -ач - ац – ат ощ -оч - оц – от
ущ -уч - уц – ут ящ - яч - яц – ят ищ -ич - иц – ит
ещ -еч - ец – ут

Заключение

Не перегружайте ребенка. Длительность занятия для малышей 4-5 лет не должны превышать 10 минут, а для 6-7 лет – не дольше 20 минут.

Шмакова Елена
Постановка звука [Ч] двумя способами

Постановка звука Ч .

Звук Ч можно поставить двумя способами .

Способ 1 . В быстром темпе произносим сочетание ть-ть-ть (кончик языка касается основания верхних резцов) . Затем постепенно начинаем отводить кончик языка назад, как бы поглаживая верхние альвеолы. При этом широко растягиваем губы в улыбке. В результате должен получиться четкий звук Ч .

Способ 2 . Сначала медленно, затем все убыстряя темп, произносим сочетание звуков ть и шь – тьшь . Не забываем широко улыбаться. Это важно!

Некоторое время потренируйтесь произносить звук Ч изолированно : «Как тикают часики?» «Ч-ч-ч» . «Как стрекочет кузнечик?» «Ч-ч-ч» . «Как успокоить расшумевшегося малыша?» - «Ч-ч-ч» .

Постановка и автоматизация звука [Ч] .

Аффрикат, слитный (Т, Ш : Т - не язычно - зубной, а язычно альвеольный; Ш - верхнее, глухой, ротовой, смычно - щелевой.

Артикуляция в норме при изолированном произнесении.

Губы слегка выдвинуты вперёд. Расстояние между резцами (зубами) сжаты или сближены (2 - 3) мм. В первый момент кончик языка прижат к альвеолам - смычка. Во второй момент смычка размыкается с взрывом отходит в положение «верхнего» Ш. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам, спинка и корень опущены. Весь язык имеет форму «чашечки» . Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты. Можно видеть положение губ, что кончик языка вверху и положение боковых краёв. Можно осязать отсутствие вибрации и воздушную струю как при Ц.

Постановка . Слухо - зрительный анализ до звука , неоднократное повторение (Ш должно быть без дефектов) . Тактильно - вибрационные ощущения. АШ - АЧ (кончик языка не у верхних резцов, а у альвеол - продвигаем его дальше) . Опираемся на характер воздушной струи. Механический путь. На базе Ц, с помощью зонда, шпателя, пальца. Ц должен быть без дефектов. под кончик языка кладёшь шпатель : «Говори Ц - губы не лабиализованы, а при Ч - лабиализованы. Не спешить давать букву. Только когда можно будет убрать шпатель.

Виды неправильного произношения. «Призубный сигматизм» Ч=Ц. Кончик языка размыкается и опускается вниз, не сохраняясь в положении при звуке «Ш» .Слухо - зрительно + тактильно - вибрационные ощущения при при звуке Ш . Замена Ч на Ш. Кончик языка не образует смычки с альвеолами, нет толчкообразной струи, только сплошная. Эта фонема допустима по сокращённой системе фонем, только до постановки звука «Ч» . «Свистящий сигматизм» Ч = Ц. Кончик языка внизу, толчкообразную работу выполняет спинка. Ставить заново, но не на базе Ц. «Боковой сигматизм» . Раздувание щёк, брызгает слюна, работают боковые края; кончик языка образует смычку либо с альвеолами, либо с нижними резцами, либо закрывают щель между резцами. Звук ставим заново .

Автоматизация звука [Ч] . Правильно проговариваем звук [Ч] в слогах . ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ, ЧЕ, ЧА-ЧО, ЧА-ЧУ, ЧА-ЧИ, ЧА-ЧЕ, ЧО- ЧА, ЧО-ЧУ, ЧО-ЧИ, ЧО-ЧЕ, ЧУ-ЧА, ЧУ-ЧО, ЧУ-ЧИ, ЧУ-ЧЕ. Выделяем ударные слоги ЧАЧА, ЧАЧАЧА, ЧАЧА, ЧАЧАЧА, ЧАЧАЧА

Проговариваем звук Ч в словах . ЧАС,ЧУДО, ЧУДОВИЩЕ, ЧУГУН, ЧИСТОТА, ЧЕЛОВЕК, ЧАЩА,ЧУЛОК. Автоматизируем звук [Ч] между гласными звуками АЧА , ОЧО, УЧУ, ЫЧИ, АЧО, УЧА, ОЧА, ОЧУ, АЧУ. Проговариваем звук Ч в словах . КАЧАЛКА, МОЧАЛКА, ТОЧИЛКА, КАЧЕЛИ, КОЧАН. Правильно проговариваем звук Ч в сочетании с согласной ЧВО, ЧВА,ЧЛО, ЧМО, ЧНО, ЧРО, ЧВА, ЧЛА, ЧМА, ЧНА, ЧРА, ЧВУ, ЧЛУ, ЧМУ, ЧНУ. Проговариваем звук Ч в словах . ДОЧКА,КОЧКА, ТОЧКА, НОЧКА ТУЧКА. Проговариваем звук Ч в обратном слоге АЧ, ОЧ, УЧ ЫЧ. Проговариваем звук Ч словах . ДОЧЬ, НОЧЬ, ГРАЧ, КАЛАЧ, ОБРУЧ, МЯЧ. Проговариваем звук [Ч] в предложениях . НА ДЕРЕВЕ ГРАЧ, У МАМЫ ДОЧЬ, НАСТУПИЛА НОЧЬ.

Публикации по теме:

Презентация «Сказка про лису - рыжую красу» постановка звука «С» Жила – была на лесной опушке Лиса – рыжая краса. И всё-то у неё было хорошо, да только не умела лиса произносить звук [с]. Сидит она и.

Индивидуальное занятие «Постановка звука [Л]» I.Тема занятия: “Советы Михаилу”. Рабочая тема: “Постановка звука [Л]”. II. Программное содержание. Цель:. постановка звука [Л] в рамках.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука [Л]» Цель: формирование правильное произношения звука [л] в.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]» Тема: «Постановка звука [Л]» Тип занятия: занятие по овладению новыми знаниями, умениями и навыками. Цель: постановка звука [Л] Задачи:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [щ]» Тема: Постановка звука [Щ] Цель: 1. Образовательные: -закреплять умение правильно произносит звук [щ]; 2. Коррекционные: -развитие фонематического.

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Ш]» Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Постановка звука [Ш] Цель: - уточнение артикуляции звука [Ш]; - постановка звука;.

Правильная артикуляция звука «Ч»

  • губы округлены, выдвинуты вперед;
  • зубы сближены, между ними остается лишь небольшая щель;
  • широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба;
  • средняя часть спинки языка опущена, образуя углубление;
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка (в начале артикуляции кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, а потом резко отходит назад), выдох более сильный, чем при произнесении звука ш, более напряженный, воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка;
  • мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в ротовую полость;
  • голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Звук «ч» — аффрикат, состоящий из звуков «ть» и «щ». Если доступна нормированная артикуляция указанных звуков, то постановка, как правило, не вызывает затруднений. Ребенку предлагается усиленно произносить звук «ть», несколько оттянув язык на зад, от верхних резцов к альвеолам, а затем протянуть язык.

Основная трудность – моментальная смена положений передней части языка и удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка.

Упражнения для звука «Ч»

Артикуляционные упражнения для языка для звука «Ч»

(Все упражнения выполняются перед зеркалом под счет до 5-7 раз и желательно сопровождать веселыми стихами)

  • Улыбка-Трубочка : поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз. Зубы в процессе не размыкаются и не сдвигаются.
  • Чашечка: рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
  • Язык перешагивает через зубы: рот открыт, губы в улыбке. Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.
  • Варенье: рот приоткрыт, язык высунут. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
  • Фокус: рот приоткрыт. Язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа. Сдувать можно все, что угодно, например привязываться к времени года — осенью листья, зимой снежинки, и т.п.
  • Футбол: улыбнуться положить широкий край языка на нижнюю губу. И произнося звук «Ф», сдуть ватку, мячик на противоположный край стола или забить ГОЛ в ворота!
  • Грибок: Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.
  • Лошадка: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком (как лошадка цокает копытами). Подбородок неподвижен. С переменным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать языком так, чтобы он вначале присасывался к нёбу, а затем падал вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев. Повторять упражнение. Нижняя челюсть неподвижна. При правильном цоканье подъязычная связка («уздечка») растягивается и хорошо видна. Можно еще менять положение губ со звука «А» на звук «О» и заодно пробовать с ребенком цокать под определенный ритм.
  • Приклей конфетку : положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить кусочек мягкой конфеты, приклеить конфетку к нёбу за верхними резцами. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Рот открывать на 1,5-2 см. Для неподвижности челюсти можно использовать ластик, вставленный между коренными зубами. Выполнять медленно. Это упражнение ОЧЕНЬ ВАЖНО для укрепления мышц языка и навыка подъема языка наверх!

    Упражнения для губ

    Сомкнуть зубы. Округлить губы и вытянуть вперёд, как при произнесении звука о. Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

    Упражнение для развития выдоха

    Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки — ощущается тёплая струя.

    Упражнение для языка

    Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки (плоского конца чайной ложки), подложенной под язык. Кончик языка поднять к нёбу. Зубы разомкнуть на ширину полутора пальцев. Губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении некоторое время. Повторить упражнение много раз. Повторить упражнение без использования палочки. При этом язык должен свободно подниматься и удерживаться у нёба.

Постановка звука «Ч»

После проведения подготовительных упражнений следует выбрать один из приемов постановки шипящих звуков.

1. По подражанию:
— ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (стрекотание кузнечика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От слияния составных частей звука «Ч» :
— ребенку предлагается произносить на выдохе звуки т’, щ: сначала медленно, затем быстро и резко (слитно).

3. От опорного звука:
— ребенку предлагается произнести слог «-ать», обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад; можно дополнительно имитировать движение языка руками.

Сначала медленно, затем все убыстряя темп, произносим сочетание звуков «ть» и «шь» – тьшь.

4. От опорного звука с механической помощью:
— ребенку предлагается произнести звук/слог ть/ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад шпателем, заведенным по язык;
— ребенку предлагается произнести звук ть, одновременно слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед – «рупором»: кончик языка при этом отодвигается назад, слышится звук ч.

После получения правильно произнесенного звука [Ч] следует перейти к автоматизации звука в слогах и в словах.
На нашем сайте есть упражнения и материал для автоматизации. А также его можно приобрести в любом магазине, где есть учебная литература.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ч] у ребенка с дизартрией.

Данное занятие рекомендую для коррекции речевой деятельности ребенка дошкольника с Дизартрией. Дизартрия – это сложное нарушение речевой деятельности, при котором нарушена иннервация периферического речевого аппарата. У ребенка с Дизартрией очень трудно и длительно идет процесс автоматизации звука в речи. Звук [Ч] для таких детей является сложным звуком и в постановке звука и в его автоматизации.

Тема занятия: «Автоматизация звука [Ч]«

Цели занятия:

Развитие подвижности артикуляционного аппарата, силы голоса, выдоха.

Закрепление звука [Ч] в отраженном повторении за логопедом и в самостоятельном произношении в слогах, словах, чистоговорках.

  1. Развитие фонематического восприятия, слухового и речевого внимания.
  2. Обогащение и активизация словарного запаса.
  3. Развитие логического мышления, зрительного восприятия, памяти.
  4. Развитие тактильных ощущений, тонкой моторики.
  5. Воспитание любви к природе.

Оборудование:

  • карточка с буквой [Ч], схема артикуляции звука, звуковичок (характеристика звука);
  • картинки с изображением артикуляционных упражнений;
  • предметные картинки к игре «Назови маленький предмет»;
  • предметные картинки с изображением насекомых;
  • полянка с ручейком и цветочками;
  • пособие на дыхание «Бабочка на цветке»;
  • цветные камушки;
  • картина к игре «Посчитай насекомых»
  • картинки к игре «Свари обед.

Ход занятия

1. Постановка цели.

Сегодня наш «звуковичок» пригласил на занятие Дюймовочку. Потому что Дюймовочка хочет научиться стрекотать как сверчок. Из какой сказки этот герой. (Сказка Х.К.Андерсен «Дюймовочка»). Но чтобы научиться стрекотать, нужно язычок размять. Покажем упражнения с язычком Дюймовочке.

2. Артикуляционная гимнастика.

  1. «Трубочка» (вытягивание губ вперёд трубочкой).
  2. «Трубочка» — «Улыбка» (чередование упражнений).
  3. «Конфетка» (удерживать «приклеенную» переднюю часть языка у верхнего нёба).
  4. «Лошадка» («поцокать» языком).
  5. «Вкусное варенье» (широким языком облизать губы).
  6. «Почистим зубки» (упражнение выполняется при закрытом рте, круговое движение языка между губами и зубами).
  7. «Качели» (языком потянуться к носу, затем к подбородку).

3. Произнесение изолированного звука [Ч].

Давай покажем Дюймовочке, как стрекочет сверчок.

Ч – Ч – Ч – Ч – Ч – Ч.

4. Разбор артикуляции звука.

На столе схема артикуляции звука.

Вспомним, где находится язык, как расположены губы при произношении звука [ч]. Схему комментирует логопед (ребёнок определяет положение своего язычка и губ):

  • Губы принимают положение трубочки,
  • зубы сближены,
  • язычок поднят, кончик языка касается нёба (за бугорками),
  • боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам,
  • воздушная струя теплая, широкая,
  • под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба.

5. Характеристика звука.

На столе звуковичок (характеристика звука).

Какой это звук?

Характеристику звука даёт ребёнок.

Звук [Ч] – согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий.

6. Игра «Назови маленький предмет».

Дюймовочка очень маленькая девочка. И все предметы у неё дома маленькие. (Логопед показывает предметные картинки).

Ни подушка, а ….(подушечка);

Ни чашка, а ….(чашечка);

Ни банка, а ….(баночка);

Ни сумка, а ….(сумочка);

Ни шкатулка, а ….(шкатулочка);

Ни кольцо, а ….(колечко);

Ни ложка, а ….(ложечка);

И одежда у Дюймовочки маленькая.

Ни кофта, а кофточка;

Ни юбка, а ….(юбочка);

Ни футболка, а ….(футболочка);

Ни шапка, а ….(шапочка);

7. Массаж лица.

Каждый день Дюймовочка встаёт рано утром и умывается.

Водичка, водичка, умой меня.
Чтобы глазки блестели.
Чтобы щечки розовели.
Чтоб кусался зубок.
Чтоб смеялся роток.

8. «Споем птичьи песенки».

Птицы очень любят Дюймовочку. Каждое утро птицы прилетают к ней и поют ей свои песни. Давай вместе с Дюймовочкой споем птичьи песенки. Слушай внимательно и повторяй.

АЧ – ОЧ – АЧ; ЧО – ЧА – ЧО;

ИЧ – АЧ – ИЧ; ЧО – ЧИ – ЧО;

УЧ – УЧ – АЧ; ЧИ – ЧУ – ЧУ;

ОЧ – АЧ – АЧ; ЧЕ – ЧЕ – ЧИ;

9. Слоговые дорожки.

Попоёт Дюймовочка песен и побежит играть на лужок. Но чтобы попасть на лужайку, нужно перейти через ручеёк. Помоги Дюймовочке перейти через ручеёк. Нужно выложить цветные камушки через ручеек, чтобы Дюймовочка могла по камушкам пройти (камушки выкладываются на наклеенные кружочки через ручеек). Выкладывая каждый камень нужно произнести слог, повторить за мной:

ЧА – ЧО – ЧУ – ЧИ – ЧЕ;

ЧАК – ЧОК – ЧУК – ЧИК – ЧЕК;

10. Дыхательная гимнастика.

Посмотри, сколько на лугу растет красивых цветов. Давай понюхаем цветы. Какой ароматный запах! (Вдыхаем в себя).

А на этот цветок села бабочка. Подуй на бабочку. Положи широкий язык на губу и дуй на середину языка. Сначала подуй тихо, чтобы она не улетела с цветка, а летала над этим цветком. А теперь подуй сильнее, чтобы бабочка полетела на другой цветок.

На лужайке Дюймовочка встретила насекомых. (логопед выкладывает картинки с насекомыми. Кого она встретила, угадай? Дюймовочка встретила насекомых, в названии которых есть звук [Ч]. Выбери картинки со звуком Ч. (ребенку предлагаются картинки: бабочка, пчела, жук, червяк, паук, кузнечик, сверчок).

Молодец! Скажи полным предложением кого Дюймовочка встретила на лужайке.(Дюймовочка встретила жучка, червяка, кузнечика, сверчка, бабочку).

11. Пальчиковая гимнастика «Дружно пальчики считаем».

Дружно пальчики считаем (Сжимают и разжимают пальцы)
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха (Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца)
Это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит? (Вращают мизинцем)
Ой, сюда комар летит! (Прячут руки за спину)
Прячьтесь!

12. Игра «Посчитай насекомых».

Давай посмотрим, сколько на полянке насекомых?

(Ребенку предлагается полянка, на которой изображено: 5 бабочек; 7 жучков; 6 пчел, 5 кузнечиков).

  • Одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек;
  • Один жучок, два жучка, три жучка, четыре жучка, пять жучков, шесть жучков; семь жучков;
  • Одна пчела, две пчелы, три пчелы, четыре пчелы, пять пчел, шесть пчел;
  • Один кузнечик, два кузнечика, три кузнечика, четыре кузнечика, пять кузнечиков.

13. Игра «Кого не стало?»

Насекомые любят играть с Дюймовочкой в прятки. Помоги Дюймовочке, подскажи, кто спрятался?

Логопед закрывает по одной картинке, ребенок угадывает, кого не стало.

Не стало жучка;

Не стало червяка;

Не стало бабочки;

Не стало сверчка;

Не стало кузнечика.

Динамическая пауза.

1. Ходьба в полуприседе, хлопки по бедрам.
Наш кузнечик на лужайке
Ч – Ч — Ч – Ч.

2. Легкий бег на носках.
Прилетел лохматый жук – Жу, жу, жу, жу.

3. Ходьба с перекатом с пятки на носок или ходьба на носках, руки назад. Гуси шею выгибают – Га, га, га, га.

4. Прыжки с продвижением вперед. А лягушки на болоте Ква, ква, ква, ква.

14. Слоговые дорожки (обратные слоги).

Погуляла Дюймовочка на лужайке, проголодалась, побежала домой. Но нужно опять через ручеек перебраться. Помоги ей!

Ребенок расставляет камушки на ручеек и проговаривает за педагогом слоги:

АЧ – ОЧ – УЧ – ЫЧ;

АЧКА – ОЧКА – УЧКА – ЫЧКА;

15. Ира «Свари обед».

Прибежала Дюймовочка домой, а мышь уже приготовила обед и ждет её.

Что ели на обед мышь и Дюймовочка, назови? (логопед показывает картинки)

Каша из гречки — …(гречневая каша);

Салат из огурцов — ….(огуречный салат);

Икра из кабачков — ….(кабачковая икра);

Пирог из яблок — ….(яблочный пирог);

Сок из клубники — ….(клубничный сок);

16. Игра «Найди ошибку».

Во время обеда Дюймовочка рассказала мыши, кого она видела на лужайке. Но она что-то перепутала в рассказе. Исправь ошибки.

Паук (пчела) собирает нектар с цветков.

Муравей живет в улье (муравейнике).

Паутину плетет муха (паук).

Стрекочет бабочка (кузнечик).

Строят муравейник шмели (муравьи).

17. Повторение чистоговорок.

После обеда Дюймовочка и мышь учили чистоговорки.

Повтори за Дюймовочкой:

Чу – чу – чу, на лугу скачу;

Читайте также: