Кинешемский собор. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры: фото и описание. Собор Успения Пресвятой Богородицы

Священник Димитрий Грудогло в конце 1990-х он был основателем православной школы в Кинешме. Тогда, почти 20 лет назад, к молодому активному батюшке, приехавшему в город из Юрьевца, потянулись верующие, и с их помощью он взялся за восстановление сразу нескольких храмов. Реставрация продолжается и по сей день. Сейчас отец Димитрий — ключарь кафедрального Троицко-Успенского собора, а еще — отец шестерых детей, каждый из которых по-своему талантлив.

Летним солнечным утром отец Димитрий уже в соборе. В руках не смолкающий ни на минуту мобильный телефон, на лице спокойная дружелюбная улыбка. Батюшка в храме давно, с раннего утра: распоряжается ремонтом, дает указания рабочим. Ему помогает и супруга, матушка Надежда. А в соседнем с храмом небольшом домике трудится одна из младших дочерей, Лера. Она учится печь просфоры.

— Это очень сложное занятие, и специалистов, которые бы хорошо умели печь просфорки, мало: на всю Кинешму — всего два человека. Поэтому я бы очень хотел, чтобы Лера научилась этому ремеслу, — рассказывает отец Димитрий.

В домике прохладный полумрак, который бывает в жару в помещениях с маленькими окнами. Сладко пахнет тестом. На противнях, заботливо укрытых белой тканью, подходят уже сделанные просфорки. А на большом столе Лера помогает старшей служительнице печатать рисунки на небольших круглых кусочках теста, напоминающих монеты. Затем эти кружки будут накладывать на просфоры, которые подходят рядом под тканью, и выпекать в печи. Получатся аккуратные «грибочки».

Пока ждем, когда освободится Лера, разговариваем с матушкой Надеждой в тени деревьев у храма.

— Мы и не знали, что нам медаль полагается, — рассказывает она. — Соцзащита попросила оформить какие-то документы на награду, ну мы оформили и забыли. А когда пришла новость о том, что нас будут награждать, совсем растерялись. Я даже не верила сначала, что указ сам Путин подписал. Сегодня звонили из соцзащиты, сказали, что награждение состоится 8 июля — в День Петра и Февронии. Конечно, мы рады очень, но это так неожиданно…

Дом семьи Грудогло находится на окраине города, ехать от храма туда минут 10.

— Хотя бы пообедаю дома, — рассуждает отец Димитрий. — А то порой на обед времени не остается. Сейчас занимаемся реставрацией кафедрального собора. Раньше в нем была картинная галерея, в 1990-х годах она переехала, а здание так и не ремонтировалось капитально. Наконец-то дошли руки. Там сохранилась старинная роспись, жаль ее терять.

И снова звонит телефон. Батюшка дает распоряжения, выбирает стройматериалы, назначает и переносит встречи. Работа кипит даже в его отсутствие.

У ворот дома священника нас встречает маленькая Анюта в цветастом сарафане. Она еще не ходит в школу и ее главное увлечение, по словам батюшки, — шопинг. Вот и сейчас, деловито поинтересовавшись, кто хочет лимонаду, и, получив деньги, она с удовольствием отправляется в ближайший магазин.

Дом у семьи Грудогло небольшой, но уютный. На первом этаже — общие помещения: прихожая, кухня, гостиная с пианино, на котором играют дочери Катя и Лера (они посещают музыкальную и художественную школы), спальня родителей. На втором — комнаты детей.

— Старшему сыну уже 22, он дизайнер, — рассказывает матушка Надежда, показывая дом и приглашая меня в комнату Алексея. Здесь везде развешаны написанные им пейзажи, а у стены стоит огромная старинная икона, с которой чуть облупилась краска. — Он не только рисует, но и реставрирует иконы, расписывает храмы. 3 месяца работал в Иерусалиме, но вернулся домой — очень скучал по родине. Сейчас он в командировке. Вся семья собирается у нас только по выходным, да когда гости приходят.

В этот дом семья переехала 6 лет назад, и это, по словам матушки, был уже 11-й переезд. Жить приходилось по-разному, в том числе в двухкомнатной квартире матери батюшки, монахини Василисы. Тогда у Грудогло было уже пятеро детей. Спали на полу и даже на кухне. Но теперь те времена и дети, и взрослые вспоминают с улыбкой. Матушка Василиса, также, как и пожилая няня Ирина Васильевна — члены большой семьи, им всегда почет и уважение.

— У нас так: если дома я, я — за главного. Если меня нет, главная — матушка, если ее нет, то главный кто-то из старших, даже, бывает, старшие дети, — поясняет отец Димитрий.

— Да, у нас в семье престол переходящий, — шутит сын Иван, заглядывая на кухню. Он с утра собирается пойти в школу, чтобы узнать результаты недавно сданного ЕГЭ, но его уговаривают сначала пообедать.

Перед обедом вся семья обязательно молится. День сегодня постный, потому и в меню рыба вместо мяса. А в остальном обед проходит как в обычной большой семье — с шутками, веселыми историями.

— Расскажите, как начиналась история вашей семьи, как вы познакомились?

— Нас познакомили, — отвечает батюшка. — На Руси раньше была такая традиция — знакомить будущих супругов, и мне это очень нравится. До наших времен, обычай, конечно, не дошел, но наша семья сложилась именно так. Был у меня хороший знакомый, священник, друг отца, который однажды пригласил меня поехать в Нижний Новгород, чтобы выбрать невесту.

— То есть вы уже были настроены на брак?

— Конечно. Мне было 26 лет, я заканчивал семинарию, и уже знал, что стану либо монахом, либо священником, но для последней должности я должен был жениться. Надежда была из верующей семьи, заканчивала техникум. Мы познакомились, стали дружить, вели переписку, так как жили в разных городах. Через полгода я сделал ей предложение. Но звучало оно не «Будь моей женой», а «Готова ли ты стать матушкой?». Она ответила согласием. И с тех пор, вот уже много лет, несет эту нелегкую «службу». Семья священника, особенно сейчас, является для всех неким образцом семьи. К нам относятся дружелюбно, но всегда с повышенным вниманием. В семье священника и матушка должна быть примером, и батюшка, и даже от детей ждут чего-то невероятного. Когда в школе объясняешь, что наши дети обычные, могут и пошалить, и плохих оценок нахватать, вроде кивают, но все равно звание «сын священника» или «дочь священника» накладывает отпечаток на отношение к ним.

— А что, на ваш взгляд, самое сложное в воспитании детей?

— Думаю, сложного нет ничего. Нужна любовь. И тогда все получится. Ведь даже самая легкая работа может показаться трудной, если ее не любить, — отвечает батюшка.

— В плане ведения домашнего хозяйства мне сложнее всего распределять обязанности детей, — подхватывает матушка. — Меня с детства приучили не сидеть без дела, поэтому и сейчас я стараюсь все делать сама, а это неправильно, ведь многое можно перепоручить взрослым детям, и пользы будет больше. А дел в большой семье, сами понимаете, очень много. Одних стирок бывает по три в день…

Прибегает из магазина маленькая Анюта. На обратном пути донести тяжелый лимонад ей помог старший брат Петя. Кухня наполняется веселым гомоном. Лимонад разливают по стаканам. Старшие мальчишки собираются идти купаться, девочки садятся за пианино.

— Летние дни у нас заполнены досугом, — говорит матушка. — Зимой дел много: там и учеба, и спорт (мы на лыжах очень любим кататься), и домашние задания. Встаем рано, ложимся тоже рано. А летом больше отдыхаем. Жаль, девочки еще ни разу не были на море. Съездить отдохнуть ввосьмером, как понимаете, очень дорого, да и батюшка время не всегда может найти. Но в этом году уже приценивались к билетам в Симферополь. Очень надеюсь, что получится съездить.

Телефон отца Димитрия, замолкавший на время обеда, опять все чаще начинает звонить. Батюшка собирается обратно в храм. Его рабочий день продлится до позднего вечера. С ним едет и Лера, которая продолжит выпечку просфор. Вечером вся семья снова встретится за столом, чтобы поужинать и рассказать друг другу, как прошел день.

Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте. Государь со всем семейством присутствовал при закладке храма.


Успенский собор. Фрагмент литографии 1860 г.

Его строительство стало продолжением традиции возведения в честь Успения Пресвятой Богородицы главных соборов древних русских городов (в Ростове, Суздале, Владимире, Москве). Освящение храма состоялось в 1585 году уже после смерти царя Иоанна Васильевича, совершил его митрополит Московский и всея Руси Дионисий в присутствии сына Иоанна Грозного государя Федора Иоанновича и его супруги Ирины. Воздвижению Успенского собора было придано государственное значение.


Успенский собор. Вид с западной стороны

Образцом для нового собора главного монастыря России стал Успенский собор Московского Кремля. Монастырский собор повторяет общую композицию пятиглавого и пятиапсидного храма, превышая по размерам столичный образец (соответственно 29,2x42,3 м и 27x39,75 м). В отличие от белокаменного московского храма собор монастыря сложен из кирпича, толщина его стен 2,25 м. Его кубический объем с невысокими апсидами увенчан пятью тесно поставленными главами, первоначальная сферическая форма которых в XVIII в. была заменена на луковичную (тогда же барабан центральной главы был надстроен в высоту). Мощные лопатки, поддерживающие полуциркульные закомары, выступают из плоскости стены на 0,8 м и напоминают собой массивные контрфорсы. Характерным украшением гладких стен собора является аркатурно-колончатый пояс, типичный для владимиро-суздальского зодчества и вновь использованный в качестве декоративного приема при строительстве Успенского собора Московского Кремля.


Успенский собор. Вид с северной стороны

Массивность конструкций и более простой рисунок деталей отличают монастырский собор от столичного храма, возведенного итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти. С западной стороны к собору примыкала открытая паперть, которую в XVIII в. заменили на крыльцо (1781), расписанное по указанию митрополита Платона (Левшина).


Западное крыльцо Успенского собора. Фото 80-x гг. XX века


Внутреннее пространство Успенского собора поражает величественными размерами и насыщенностью светом. Шесть массивных пилонов размером 3x3 м держат высоко поставленные крестовые своды с пятью глубокими барабанами, оконные проемы которых излучают мощный световой поток. Строители монастырского храма не стали воспроизводить форму цилиндрических столбов кремлевского образца, а вернулись к традиционным русским опорам - пилонам прямоугольного сечения.


Успенский собор. Фрагменты росписи сводов и пилонов

Центральные нефы и соответствующие им стены фасадов сделаны шире остальных, не повторяя регулярности форм кремлевского собора. За иконостасом имеются хоры в виде трехъярусной галереи, аналогичные хорам Успенского собора Московского Кремля.


Внутреннее убранство Успенского собора

При главном алтаре устроены два придела: великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины - в честь небесных покровителей царя Федора Иоанновича и его жены царицы Ирины Федоровны Годуновой. Возникновение еще одного придела - святителя Николая Чудотворца - относится к 1608-1610 гг., времени героической 1б-месячной защиты монастыря от польско-литовских войск.


Первая, деревянная рака преподобного Сергия Радонежского

В соборе с «полуденной» (южной) стороны в стеклянном саркофаге хранится главная святыня собора - деревянный гроб, в котором вплоть до 1585 года покоились мощи преподобного Сергия Радонежского. В 1585 году гроб был перенесен из Троицкого собора в Успенский, мощи же Преподобного в Троицком соборе были переложены в серебряную золоченую раку, выполнение которой было завершено при царе Федоре Иоанновиче.


Симеон Богоприимец.
Фреска Успенского собора

Собор был расписан фресками за три с небольшим летних месяца 1684 г. ярославскими и троицкими мастерами под руководством одного из известных иконописцев того времени Дмитрия Григорьевича Плеханова. С именем этого художника связано выполнение целого ряда замечательных росписей, в том числе фресок Архангельского собора в Московском Кремле (1660-1666), Успенского собора в Ростове (1676), Софийского собора в Вологде (1686-1688) и других.


Святитель Алексий, митрополит Московский.
Роспись южной стены Успенского собора


Стенопись Успенского собора выполнена в лучших традициях фресковой живописи XVII столетия и представляет собой целостный и яркий комплекс. На протяжении XVIII-XIX вв. она неоднократно поновлялась и в некоторых местах сохранилась под несколькими слоями записей. На северной и южной стенах в четырех регистрах помещены изображения на евангельские сюжеты, на темы акафиста Божией Матери, семи Вселенских Соборов и пояс «полотенец», на западной стене - «Страшный Суд». На мощных пилонах и в оконных проемах изображены фигуры святых.


Равноапостольный великий князь Владимир. Роспись пилона


Примечательной особенностью монументальной росписи собора являются многочисленные изображения русских святых княжеского происхождения: благоверных князей Владимира Киевского, Бориса и Глеба, Александра Невского, Михаила Черниговского, Довмонта Псковского, царевича Димитрия и других. Важное место занимают изображения особо чтимых преподобных отцов: Онуфрия Великого, Петра Афонского, Павла Фивейского, Антония и Феодосия Печерских, Зосимы и Савватия Соловецких.

Специальная тема росписи - образы Радонежских чудотворцев преподобных Сергия и Никона, Михея, Максима Грека, Саввы Стромынского, в том числе редкое изображение архимандрита монастыря Дионисия (Зобниновского).


Отрок Иисус Благословляющий. Роспись малого купола Успенского собора

Центральный купол заполняет образ Христа Вседержителя, в малых изображены Господь Саваоф, Отрок Иисус Благословляющий, образ Пресвятой Богородицы «Знамение» и святой Иоанн Предтеча, в барабанах - фигуры праотцев и пророков.


Иконостас Успенского собора

По-видимому, одновременно с фресками был создан резной золоченый пятиярусный иконостас, включающий в настоящее время 76 икон. Большинство икон в иконостасе относится к концу XVII в. Иконы неоднократно поновлялись и находятся под записью XIX в.


Тайная вечеря, 1685 г.

В конце XVII в. в написании икон для Успенского собора принимал участие знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Среди них - одна из последних работ иконописца, подписная икона «Тайная вечеря» (1685 г.; в настоящее время находится в музее «Ризница» Троице-Сергиевой Лавры). Исследователи считают, что изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов на Царских вратах также являются работой Симона Ушакова.


Царские врата иконостаса
Успенского собора


В местном ряду слева и справа от Царских врат представлены наиболее ранние памятники, в том числе иконы первоначального комплекса конца XVI в. Храмовый образ «Успение Пресвятой Богородицы», а также иконы «Святая Троица с бытием» и «Благовещение Пресвятой Богородицы» относятся ко времени освящения собора в 1585 г. Иконы «София Премудрость Божия», «Предста Царица одесную Тебе» и «Похвала Пресвятой Богородицы» датируются 30-ми гг. XVII в.


Успение Пресвятой Богородицы. 1585 г.

Внутри собора сохранились два бронзовых литых и чеканных паникадила XVII в. работы мастеров московской Оружейной палаты, подаренные в монастырь представителями рода Яновых.


Центральное паникадило, XVII в.

У западной стены собора, по обеим сторонам главного входа, стоят 5 каменных надгробий, под которыми покоятся: супруга короля Левонии Магнуса королева Мария Старицкая (в монашестве Марфа, +1614 г.) - дочь удельного князя Владимира Андреевича Старицкого; ее дочь королевна Евдокия (+ 1589 г.), архиепископ Рязанский Моисей (+ 1651 г.), духовник царя Михаила Федоровича Романова и одного из ктиторов собора, архиепископ Московский Августин (Виноградский, +1819 г.), митрополит Московский Макарий (Булгаков, + 1882 г.).


Западная стена Успенского собора

АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОГО И ТРОИЦКОГО СОБОРОВ

Кинешма, Советская улица, 2.
Ансамбль состоит из двух соборов - Успенского и Троицкого, колокольни и дома священника. Он расположен на высоком берегу Волги, на территории бывшей кинешемской крепости. Композиционно ансамбль слагается из развитых приземистых объемов церквей, расположенных на одной оси (запад-восток) и связанных между собой лаконичной вертикалью колокольни. Им всем аккомпанирует простая и единообразная двухэтажная обстройка. Взаимное расположение зданий ансамбля и кварталов окружающей застройки образует две площади: внутреннюю - замкнутую, ограниченную объемами церквей, дворовыми постройками и оградой; и внешнюю - ограниченную с трех сторон собственно объемом Троицкой церкви: восточной, кварталами городской застройки с южной и западной сторон. С северной стороны площадь открывается на Волжский бульвар. Ансамбль имеет крупный масштаб, характерный для площадей эпохи классицизма. Архитектура сооружения обладает высоким художественным совершенством, великолепно использованы природные особенности местности.

Ансамбль хорошо просматривается со стороны реки и доминирует над окружающей застройкой.

Ансамбль как памятник культовой архитектуры выявлен и поставлен на гос.учет в 1945г., а с 1960г. он на гос.охране республиканского (федерального) значения.

Соборы были закрыты в 1938 г. и превращены в гаражи, но в 1945г. вновь открыты. Правда, Троицкий собор был вторично закрыт в 1964г., до 1991г. размещалась картинная галерея. Ныне весь ансамбль принадлежит Русской Православной Церкви.

Состояние его хорошее, ремонт проводится регулярно. Реставрация же проводилась только один раз - в 1988г. на Троицком соборе были восстановлены разрушенные ранее четыре барабана и перекрыт купол центрального барабана. А через год, в 1989г. на территории ансамбля были снесены все деревянные хозпостройки и на их месте, вдоль южной ограды построены два одноэтажных здания из кирпича.

Успенский (кафедральный) собор.

Зимний, кирпичный. Построен в 1745г. на средства прихожан. В 1855г. в нем произведен капитальный ремонт, сделан новый иконостас и подновлена настенная роспись.

В 1885г., по-видимому, была перестроена центральная часть церкви, к которой впоследствии, в начале ХХ в., были пристроены два боковых придела. К этому же времени относится и возведение куполов на кровле собора, пропорции и характер архитектурного решения которых типичны для эклектических веяний архитектуры начала XX в.

Собор представляет собой пятинефный, пятикупольный, шестистолпный храм. (Первоначально - трехнефный, шестистолпный). В объемно-пространственном отношении это куб, к которому по бокам примыкают поздние нефы. Каждый из пяти нефов заканчивается полуциркульной в плане абсидой. Перед западным фасадом к главному входу пристроен удлиненный объем баптистерия. Основной объем храма перекрыт системой сомкнутых и цилиндрических с распалубками сводов и куполов, имеющих снаружи шлемовидную форму и опирающихся на цилиндрические световые барабаны, прорезанные четырьмя (центральный - шестью) оконными проемами. Система перекрытий поддерживается несущими стенами и опорными столбами. Боковые нефы перекрыты системой цилиндрических сводов и распалубками, апсиды - сферическими полукополами.


Декоративное убранство фасадов главного объема традиционно: гладкие оштукатуренные стены, арочный фриз, простой уголковый карниз; углы декорированы пилястрами. Поверхность световых барабанов гладкая, нерасчлененная. Оконные проемы завершены полуциркульными арками.

Декор фасадов поздних пристроек характерен своей эклектичной пышностью. Поверхность стен сильно расчленена фигурными пилястрами, колонками, ширинками и другими деталями. Два яруса оконных проемов забраны узорчатыми металлическими решетками и украшены наличниками. Внешняя поверхность стен абсид обработана рустом и украшена круглыми ложными проемами.


Интерьеры собора расписаны масляной живописью на библейские и евангелические сюжеты.

Роспись собора возобновлена, как сообщает храмозданная надпись, в 1855 году. Роспись, в которой сочетаются классицистические и псевдобарочные черты, характерна для середины 19 века. На своде ангельские головки и Святой дух в виде голубя, а на арках - мелкий витиеватый растительный орнамент и церковные атрибуты. На стенах в три яруса помещены сцены из Евангелия и Деяний апостолов. Среди них на боковых стенах выделяются композиции «Ангелы у престола». Более необычен иконографический состав росписи, расположенной в три яруса на столбах, куда помимо традиционных изображений святых включены композиции на темы евангельских блаженств, притч, сцен из Апокалипсиса. Главный двухъярусный деревянный резной иконостас в формах позднего классицизма типичен для середины 19 века.

Сохранились металлическая утварь, люстры и прочее. Полы кафельные, орнаментированные. Кирпич имеет размеры 30х15х7,5 см.

В соборе три престола: центральный - в честь Успения Божьей Матери, боковые - в честь святого благоверного князя Александра Невского и святого князя Владимира.

В 1834 г., 9 октября (ст.ст.) собор посетил, во время путешествия по Волге император Николай I, а в 1850 г. великие князья Николай и Михаил Николаевичи (в храме установлены соответствующие памятные доски).

(По материалам Ополовниковой Е.А.,1971 и Дьякова А.Б.,1973 г.)

Зимой 1992г. кровли и купола зданий ансамбля были покрыты серебристой кровельной жестью.

В 2008г. купола Успенского собора были позолочены.

(собственная информация)

ТРОИЦКИЙ СОБОР



Летний, кирпичный. Построен на средства прихожан в 1838 г. по проекту И.Е.Ефимова, воспитанника Петербургской Императорской Академии. Первоначально собор представлял собой однокупольный храм. В начале ХХ в. были возведены еще четыре главы на широких массивных барабанах. Ныне он представляет собой пятикупольный сводчатый храм, симметричный в плане и перекрытый шлемовидными куполами. С южной, западной и северной сторон объем храма декорирован четырехколонными портиками дорического ордера (сохранилась роспись на портиках). С восточной стороны к нему примыкает полуциркульная в плане абсида.

Храм перекрыт системой циллиндрических сводов и сферических куполов, опирающихся на периметр несущих стен и четыре массивных каменных столба, на которых покоится барабан главного купола. Все оконные проемы завершены полуциркульными арками. Плоскости наружных стен заканчиваются гладким фризом и карнизом с сухариками, характерными для зданий, построенных в стиле русского классицизма.

Внутренние и наружные поверхности стен оштукатурены. В интерьере имеется масляная роспись: своды, часть стен, барабаны куполов и сами купола расписаны на библейские и евангелические сюжеты.

В куполе изображен Саваоф, в простенках барабана - апостолы и избранные святые, в нижней части барабана - четыре композиции на библейские и евангельские сюжеты, в парусах - евангелисты. На склонах сводов и в рукавах креста - написаны евангельские события.
Полы кафельные, орнаментированные. Здание построено из кирпича - 7х13х26-27 см. Подиумы портиков и ступени, ведущие на них, - из белого камня. Дверные проемы также завершены арками и украшены кованными узорчатыми решетками. Фундаменты кирпичные.

В соборе три престола: центральный - в честь Пресвятой Троицы, боковые - в честь Покрова Богородицы и святого Алексия, митрополита Московского.

Конструктивная схема сооружения основывается на использовании в качестве несущих конструкций периметральных стен, толщина которых уменьшается по мере повышения высоты сооружения.

Колокольня оштукатурена и покрашена. В толще западной стены размещена внутристенная лестница, в противоположной стене устроена шахта.
Покрытия куполов и скатов выполнены из листового железа и покрашены масляной краской.

(По материалам Ополовниковой Е.А.,1971 и Дьякова А.Б.,1973г.)

До года на колокольне был установлен католический крест (причина и время его появления неизвестна).

В 1991г. возникла угроза падения креста и 10-метрового шпиля. К этому привели, начиная с 50-х годов, покраска здания не традиционной известкой, а цинковыми белилами. Были предприняты укрепление 4-го яруса металлическими конструкциями (монтажники-высотники Ярославского ПТО «Мостоотряд №6»), замена старой кровли, обжиг ранних наслоений белил.

Летом 1992г. работы были завершены, был смонтирован новый (православный) металлический крест, изготовленный на заводе «Автоагрегат».

(публикации газеты «Приволжская правда»)

Троицко-Успенский собор в Кинешме (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Ансамбль Троицко-Успенского собора в Кинешме можно увидеть на возвышенности на берегу Волги, на территории старого городского укрепления. Комплекс состоит из двух соборов: летнего Троицкого и зимнего Успенского. Это прекрасный и масштабный ансамбль, возведённый в стиле классицизма в 19 веке, и в него помимо двух церквей входят колокольня и дом священника.

В 1938 г. собор был закрыт, затем открыт в 1945 г. и снова закрыт в 1964 г. С этого времени и до перестройки внутри находилась художественная галерея. В наше время все здания комплекса восстановлены, и обе церкви действуют.

Более старый Успенский собор был выстроен в 1745 г. на пожертвования верующих. Спустя столетие собор капитально отремонтировали и спустя несколько десятилетий, очевидно, немного перестроили. Так, купола относятся к рубежу 19-20 веков. Сегодняшний облик собора - это крупный кубической формы храм с пятью нефами и пятью куполами. Каждый неф завершает полукруглая апсида, в западной части к основной конструкции пристроен баптистерий.

Первоначально Успенский собор выглядел довольно скромно и сдержанно, но его позднейшие пристройки уже отражают стилистические веяния позднейшего времени: это обилие декоративных деталей на стенах, узорные решётки в окнах с наличниками, круглые фальш-проёмы в апсидах. Внутри собора можно увидеть росписи масляными красками, а также старинный иконостас из дерева и оригинальные предметы утвари. Стоит обратить особое внимание на деревянную скульптурную композицию над внутренним восточным порталом: это раскрашенное изображение Тайной вечери, сделанное в первой половине 19 веке в народном стиле, немного грубое, но выразительное.

Троицкий летний собор был возведён в 1838 г. Автором архитектурного проекта стал И. Ефимов, член Петербургской академии. Оригинальное здание собора было с одним куполом, но в начале следующего столетия к нему добавились ещё четыре главы. Сегодня собор представляет собой симметричную церковь с пятью полукруглыми куполами и красивыми классическими треугольными портиками. Их поддерживают колонны с дорическими капителями. В интерьере Троицкого собора также можно увидеть росписи маслом, самые ранние из которых датируются серединой 19 века.

Лучший вид на собор открывается с реки.

Особенно выделяется стройная пятиярусная колокольня собора, построенная в 1798 г. Она считается одной из наиболее живописных в Ивановской области. Это классическая русская колокольня того периода с дорическими колоннами и элементами барокко, сужающаяся к верху.

Также к Троицко-Успенскому собору относится каменная часовенка, которая стоит над братским захоронением жителей Кинешмы, защитников города, погибших в 1906 г. при польском нашествии Лисовского.

В числе наибольших ценностей собора - Фёдоровская икона Божьей Матери, написанная при царствовании Михаила Фёдоровича, а также Новый завет того же исторического периода, который был напечатан при патриархе Филарете.

С 1960 г. собор причислен к охраняемым памятникам федерального значения.

Троицкий собор

1513 в селе Новой Александрове слободе в осыпи соборная церковь каменная Покров Пресвятые Богородицы да у тое ж церкви два предела каменных (из писцовых книг Новоалександровой слободы 1675 года)

В конце XV — начале XVI века в новой Александровской слободе возводится загородная резиденция Великого Князя Московского Василия Иоанновича (1505 – 1533). Центром построек великокняжеского двора стал Покровский собор — третий по величине после Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля. Дата его освящения зафиксирована в богослужебном сборнике первой половины XVI в. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры: «Лета 7022 (1513) декабря 11 священа бысть церковь Покров Святей Богородицы в новом селе в Олександровском, тогды ж князь Великий и во двор вшел».

Архитектура храма обусловлена ориентацией мастеров Василия III на главную святыню близлежащего Троице–Сергиева монастыря – храм во имя Святой Троицы. Кирпичная кладка стен, сводов и главы Покровского собора эффектно контрастирует с белокаменной кладкой столбов четверика, порталов, архитектурного декора и входных киотов, белокаменного подклета с обходной галереей. Особенности композиции и орнаменты украшающей храм резьбы представляют замечательный пример объединения итальянского декора и ранне-московской белокаменной резьбы начала XV в.

В начале XVII века шведский дипломат Петр Петрей де Ерлезунда так описывал облик Покровской церкви: «Камни ее расписаны разными красками так, что один черный, другой - белый и посеребренный, третий - желтый и позолоченный; на каждом нарисован крест. Все это представляет красивый вид для проезжающих дорожных людей».

Внутренним украшением храма стали выполненные в XVI веке красочные, разнообразные по своим повествовательным сюжетам фрески, а также царские трофеи — привезенные из Новгородского и Тверского соборов врата XIV века, установленные в западный и южный порталы. Первоначальный иконостас собора представлял собой каменную алтарную преграду с фресками. Поверх нее находились тябла с иконами деисусного чина. Каменный престол был обложен медными посеребренными пластинами, резная сень над ним была позолочена.

Главный престол собора первоначально был освящен во имя Покрова Божией Матери. В северной части открытой белокаменной галереи был устроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского, в южной – святителя Николая Чудотворца. Под алтарем, в белокаменном подклете, находилась крипта для захоронений.

Причт Покровского собора в XVII веке составляли протопоп, 2 попа, диакон, 2 пономаря, 3 сторожа и просвирница. Все они получали из царской казны денежное годовое жалование. Грамотой царя Алексея Михайловича с 1672 года его выдавали в Александровой слободе из кружечного двора «без московской волокиты». Кроме того, священнослужители получали жалование зерном (рожь и овес), а к праздникам – сукно на одежду. Из царских приказов поступали в собор ладан, церковное вино, воск на свечи, мука для печения просфор. Имевший редкий в то время высокий чин протопопа настоятель собора был старшим над священниками всех окрестных селений.

Молитвы к Богу в Покровском храме возносил во время посещений Александровой слободы его создатель Великий Князь Василий III Иоаннович. Царь Иоанн IV Васильевич был усердным богомольцем собора с декабря 1564 по декабрь 1581 года. В 1645 году в Покровском соборе молился Царь Михаил Феодорович, в дар он оставил вызолоченный потир и большое серебряное кадило. В 1671 году приезжал Царь Алексей Михайлович.

Царь Феодор Алексеевич (1676-1682), ежегодно посещавший Успенскую девичью обитель в 1676-81 годах, был в Покровском соборе 29 ноября 1676 года, 30 сентября 1680 года слушал всенощное бдение на престольный праздник Покрова, а за Литургией молился 1 октября в Никольском приделе.

К 1682 году приходской Покровский собор перешел в ведение Успенского монастыря, и, вероятно, в это же время был переосвящен в честь Пресвятой Троицы. Жалование протопопа стал получать монастырский духовник, служили с тех пор в церкви монастырские священники и диаконы, а просфорница стала не нужна, так как просфоры пекли отныне монахини.

В сентябре 1687 года, к приезду в монастырь царя Петра Алексеевича, в Троицком соборе московскими царскими мастерами был поставлен новый пятиярусный иконостас, сохранивший и часть икон XVI века. Перед ним в 1696 году затеплились 6 серебряных с золочеными украшениями лампад и 7-я подъемная, подаренные Царевичем Алексеем Петровичем для поминовения своей бабушки — царицы Наталии Кирилловны.

В сентябре 1700 года в бывшем Никольском приделе освящен престол в честь праведного Симеона Богоприимца (упразднен в 1870 году).

К началу XVIII века окружающая собор галерея была закрыта, объединив в одно здание две западные белокаменные палаты, где помещались богатая ризница и монастырская библиотека с коллекцией рукописей, документов и старопечатных книг.

В XVIII-XIX вв. в Троицком соборе неоднократно производились большие ремонтные работы. На средства купца Зубова в Сергиевском приделе в 1852 году был установлен новый резной позолоченный иконостас, а к 1889 году в таком же стиле на средства александровских купцов Первушиных – пятиярусный в центральном храме, с сохранением старых икон. В 1887-89 гг. под руководством археолога Г.Д. Филимонова художником-живописцем А.Д. Белоусовым очищены от трехслойной записи масляными красками алтарные росписи и 6 фресок на столбах, а по нижней части стен открыты хорошо сохранившиеся полотенца.

Весной 1922 года комиссией по изъятию церковных ценностей были вывезены многие драгоценные оклады, ризы и венцы с икон, а наиболее ценные предметы переданы местному музею. В январе 1923 года Троицкий собор был отобран у монастыря и передан в ведение музея, которым использовался как склад для хранения реквизированных церковных ценностей из храмов и монастырей Александровского уезда, а с 1931 года – как антирелигиозный отдел.

В мае 1923 г. в ходе реставрации архитектор П.Д. Барановский снял с Троицкого собора 4 поздних главы (1824-25 гг.). В 1926 году была смыта позолота с иконостасов, а вскоре разобран и сам иконостас собора.

В 1927 году размещенными на территории беспризорниками из Троицкого собора были украдены несколько подсвечников и лампад. В последующие годы наиболее ценные иконы и оклады, церковная утварь, рукописи, изразцы были вывезены в фонды Государственного Исторического музея (г. Москва) и Владимиро-Суздальского музея (г. Суздаль).

По неотступным просьбам верующих в 1946 году власти разрешили возобновить богослужения в Троицком соборе монастыря. 24 августа (в день памяти преп. Корнилия) он был передан в аренду приходской общине и на долгие годы стал единственным действующим храмом в районе.

В эти трудные для церкви годы священнослужителями в нём были образованные, высокой духовной жизни пастыри: протоиереи Петр Успенский, Николай Харьюзов, Леонид Розанов, Андрей Бородачёв, профессор протоиерей Андрея Сергеенко, протодиакон Сергий Зензивеев и другие. Почти все они перенесли страдания за веру: тюрьмы и лагеря, унижения и притеснения. Среди прихожан храма были уцелевшие монахини, которые пели на клиросе, прислуживали в алтаре.

Утраченный иконостас был заменен новым, выполненным в стиле позднего классицизма, из церкви села Покрова. В конце 1940-х годов под руководством архитекторов П.С. Полонского и Н.В. Сибирякова значительно обветшавший храм на средства прихода был отремонтирован. Удалены два боковых крыльца, сделана отмостка вокруг храма с отводом воды, восстановлены подклеты, отремонтирован купол и устроено водяное отопление. В 1980-х годах Владимирской реставрационной мастерской были произведены пробные расчистки фресок XVI в., а также поновлена фресковая живопись купольной части, северной и западной стен основного объема.

С открытием монастыря 1 января 1992 года в Троицком соборе возобновились богослужения по монастырскому уставу и чтение неусыпаемой псалтири. В мае 1995 года в соборе были помещены обретенные мощи преподобного Корнилия (†1681), перед которыми стали служиться молебны. За два десятилетия монастырем произведены большие ремонтно-реставрационные работы, закончено восстановление уникальных фресок. В 2010 году воссоздан пятиярусный тябловый иконостас.

Читайте также: