Транскрипция всех сур корана для заучивания. Суры из Корана: слушать онлайн mp3, читать на русском и арабском языке, скачать

У каждой конфессии есть своя священная книга, которая помогает направить верующего на правильный путь и помочь в нелегкую минуту. У христиан это Библия, у евреев - Тора, а у мусульман - Коран. В переводе это название означает «чтение книг». Считается, что Коран состоит из откровений, которые были произнесены пророком Мухаммедом от имени Аллаха. В наше время существует современная редакция книги, которая обобщает самую важную информацию, и в которой собраны оригинальные записи.

Сущность Корана

Священная книга мусульманской общины в свое время была написана Мухаммедом и его подвижниками. Древние предания гласят, что передача Корана длилась 23 года. Осуществлял ее ангел Джабраил, и, когда Мухаммеду исполнилось 40 лет, он получил книгу целиком.

В наше время существует несколько определений Корана. Некоторые утверждают, что это руководство для человека, которое создал сам Всевышний. Другие уверяют, что священная книга - это настоящее чудо, а также доказательство того, что пророчества Мухаммеда были подлинными. Ну и, наконец, есть и такие люди, которые свято верят, что Коран - несотворенное слово Божье.

Происхождение слова «сура»

Главы Корана долгое время исследовались различными учеными, но огромный вклад в их расшифровку сделал профессор и доктор филологических наук Габдулхай Ахатов. Вместе с тем он выдвинул ряд предположений, среди которых есть и такое, что название разделов этой книги обозначает высокий статус, положение. Также есть версии, согласно которым «сура» - это производная от «тассур», которое переводится как «восхождение».

На самом деле значений данного слова очень много. Каждый ученый, филолог, исследователь выдвигает свои собственные предположения, на которые, конечно, не стоит полагаться, как на чистую правду. Габдулхай Ахатов также рассматривал вариант, согласно которому «сура» в переводе означает «ограждение» или «крепостная стена». Кроме того, ученый проводил аналогию со словом «даствара», которое переводится как «браслет», а последний, в свою очередь, является символом вечности, цельности, непрерывности и нравственности. В итоге Ахатов пришел к выводу, что понятие «сура» имеет десятки разных значений. То есть оно многогранно, и каждый волен объяснять и переводить его как пожелает. Ведь на самом-то деле главное - не само слово, а его смысл, значение и вера.

В конце концов Габдулхай пришел к выводу, что «сура» - это глава книги Корана, которая способна изменить весь мир человека, перевернув его с ног на голову. Исследователь делал акцент на том, что при чтении каждый должен формировать духовную энергию, тогда магическое действие сур проявится.

Что представляют собой суры?

Священная книга состоит из 114 глав - это, собственно, и есть суры Корана. Каждая из них еще подразделяется на несколько откровений (аятов). Их число может варьироваться в промежутке от 3 до 286.

Все суры священного Корана подразделяют на мекканские и мединские. Возникновение первых ассоциируется у людей с пребыванием пророка в городе Мекка. Этот период длился с 610 по 622 год. Известно, что в общей сложности мекканских сур насчитывают 86. Интересным фактом является порядок расположения глав. Например, он может начинаться с 96-й суры и заканчиваться 21-й.

Характеристика мекканских сур

Суры Корана длительный период времени интересовали мусульман и продолжают это делать и в наше время. Рассматривая группу под названием «мекканские», хотелось бы также отметить, что они бывают разных видов. Такая классификация появилась благодаря Теодору Нёльдеке. Он предполагал, что мекканских сур 90, и они должны располагаться в зависимости от периода возникновения.

Таким образом, Нёльдеке выделил три вида мекканских сур: поэтические (с 1 по 5 год миссии пророка Мухаммеда), рахманские (5-6 гг.) и пророческие (начиная с 7 г.). Первая группа представлена главами, которые изображены в выразительной форме, в рифмованной прозе. Поэтический вид подразумевает изображения картин Судного дня, адских мучений и содержит догматы единобожья.

Рахманские суры Корана получили свое название в честь Аллаха Рахмана, которого именовали Милостивым. Считается, что именно во второй мекканский период возникли первые предсказания. Третья группа сур наиболее насыщенна. В этот период текст наполняется повествованиями о древних пророках.

Характеристика мединских сур

Мединские суры Корана характеризуют период пребывания Мухаммеда в Медине, датируемый 622-632 гг. Считается, что эти главы священной книги содержат указания и различные предписания, касающиеся религиозных, уголовных и гражданских дел. В данной группе насчитывается 28 сур. Они также расположены хаотично, то есть нет определенной последовательности.

Особенности сур

Издавна мусульмане полагали, что каждая сура наделена священным смыслом, пропитана мудростью, способной предотвратить беды и несчастье, а также уберечь от ошибок. Конечно же, просто ознакомившись с содержимым Корана, человек не будет себя чувствовать, как у Бога, то бишь Аллаха, за пазухой, да и все проблемы вмиг не исчезнут. Чтение должно проходить в состоянии упования, с целью обрести благословение Всевышнего. Ведь только вера способна исцелить и направить человека на лучший жизненный путь.

Среди огромного количества и разнообразия сур особо выделяются следующие: аль-Баккара, аль-Фатиха, Ясин, молитва для очищения дома, ан-Наср, аль-Инсан и другие. В Коране уделяется внимание верующим и противникам Аллаха. Поэтому порой можно наткнуться на ужасающие строки на страницах священной книги.

Сура Аль-Баккара

Практически для каждого мусульманина священной книгой является Коран. Сура Бакара считается одной из самых могущественных и значимых. По счету она вторая и является самой длинной. Баккара состоит из 286 аятов. В общей сложности она включает 25613 Чтобы понять, в чем заключается суть данной главы, необходимо прочитать предыдущую - аль-Фатиха. Сура Баккара является ее продолжением. Она подробно разъясняет содержание предыдущих откровений и считается руководством, которое было послано Аллахом.

Данная сура учит человечество жизни, условно разделяя всех людей на три категории: правоверных, тех, кто не верит в Аллаха, и лицемеров. В конечном итоге смысл данной главы заключается в том, что все должны признать, что Бог существует, и поклониться ему. Помимо этого, сура рассказывает людям о жизни Исраила и его сыновей, о временах Моисея и милости Аллаха к ним. Все суры Корана имеют особое значение, но Баккара словно вводит читателя в курс дела, рассказывает предысторию.

Похоронный обряд мусульман

Как и у каждого народа, здесь умершего провожают в долгий и спокойный путь. Вместе с тем мусульмане соблюдают некоторые традиции и правила, которые описаны в священной книге под названием «Коран». Ясин-сура повествует именно о похоронных обрядах. По счету она расположилась на 36 месте, но по важности она одна из главных. Считается, что сура была написана в городе Мекка, а состоит она из 83 аятов.

Ясин посвящается тем, кто не хотел слушать и веровать. Сура утверждает, что в силах Аллаха возродить мертвого, и тогда он будет считаться его рабом. Также глава повествует о борьбе между верующими и неверными и о результате этих сражений. Многие мусульмане считают суру Ясин сердцем Корана.

Молитва для очищения дома

Как уже отмечалось выше, Коран - священная книга мусульман, которой они придают огромное значение. Каждая сура несет свой таинственный и неповторимый смысл. Помимо описаний жизни пророков и размышлений о смысле бытия, существуют также молитвы, которые помогают людям защитить родных от недугов и бедствий, а также очистить свой дом от злых духов и попросить у Аллаха счастья, любви и многого другого. Вот такой он многогранный - Коран. Сура для очищения дома - одна из многих глав, убеждающих в том, что мусульманам не чужды и хлопоты по хозяйству, а не только борьба с неверными.

Суру для очищения дома необходимо как можно чаще читать. Также ее можно прослушивать в качестве аудиозаписи, мысленно выгоняя из любимого жилища нечисть. Сущность главы заключается в обращении человека к Аллаху, который защитит и поможет в любое время. Как правило, молитву для очищения читают по три раза утром и вечером. Некоторые рекомендуют закреплять чтение еще строками аятов трона.

Таким образом, отдельные суры Корана играют важную роль в жизни мусульманской общины. Долгие годы они вдохновляют, придают сил и спасают людей от бед, несчастий и прочих неприятностей. Все они, по сути, являются Божьим откровением, истиной, которая не требует доказательств. А что исходит от творца, то обязательно приносит человеку добро. Нужно только верить в это.

Родиной кешью принято считать Бразилию. Там это дерево до сих пор произрастает в диком виде, а также дикий орех кешью встречается и в островах Карибского моря. Впервые начали культивировать его в Бразилии, а на сегодняшний день более 30 стран являются основными поставщиками сырья на мировой рынок. Экспортируют его такие страны с теплым климатом, как Индия, Вьетнам, Бразилия, Индонезия, Малайзия, Таиланд и т.д. Данный вид ореха не растет на территории России, а из стран бывшего СССР выращивается лишь на юге Азербайджана.

В скорлупе ореха кешью содержится едкий бальзам с ядовитыми веществами (кардол), который вызывает кожное раздражение.

Разделка орехов производится вручную, и процесс этот весьма опасен: даже среди бывалых «раздельщиков орехов» нередко наблюдаются случаи ожогов кардолом. Из-за этого собирают орехи в перчатках и перед употреблением вываривают в особой жидкости, после чего скорлупа делается безвредной и хрупкой

Если вы поедете в какую-нибудь тропическую страну, и у вас появится возможность самому почистить кешью, даже не пытайтесь, так как это очень вредно для здоровья!

Польза орехов кешью

Стабильное употребление в пищу данных орехов улучшает мозговую деятельность, повышает память и концентрацию внимания.

Кешью приносит особую пользу людям, с повышенным холестерином, а также страдающим атеросклерозом и нехорошим состоянием сосудов (присутствие атеросклеротических бляшек, тромбообразование и болезни сердца).

Орех очень полезен и обладает противосклеротическим действием. Он результативно влияет на работу сердечно-сосудистой системы: укрепляет стенки сосудов, делает их эластичными, а еще улучшает кровообращение. Высокое содержание в составе калия, целебно воздействует на сердечную деятельность: нормализуется выработка гемоглобина, улучшается состав крови.

Частое употребление плода кешью укрепляет иммунитет, а также помогает при бронхите, анемии (малокровии) и т. д.

Кешью в умеренном количестве способен нормализовать уровень сахара в крови.

Всевышний Аллах сказал : {Когда ты читаешь Коран, Мы устанавливаем между тобой и теми, кто не верует в будущую жизнь, завесу, прикрывающую тебя. И кладем на их сердца покрывала и в уши их глухоту, чтобы они на понимали его, а когда ты упомянешь о Господе твоем в Коране, что Он Един, тогда они обратятся к тебе своими спинами, убегая}.

Абу Амама аль-Бахли говорил, что он слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Читайте Коран, потому как он явится в День Страшного Суда заступником для своего владельца”.

Салиму от отца его бало известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Зависть может быть хорошей только в двух случаях - к человеку, которому Аллах дал Коран, и он читает его днем и ночью, и к человеку, которому Аллах дал богатство, и он расходует его днем и ночью”.

Абдуллах ибн Амри говорил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Пост и Коран - они оба ходатайствуют за раба божьего в День Страшного Суда. Пост говорит - о, Господь мой! Я удерживал его от пищи и от желаний днем, сделай меня ходатаем за него. И Коран говорит - я удерживал его от сна ночью, сделай меня ходатаем за него. И так они оба ходатайствуют за него”.

От Анаса (да будет доволен им Аллах) известно, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Истинно, у Аллаха два типа людей”, и тогда его спросили: “кто они, эти люди Аллаха?”. Он ответил: “Читающие Коран - это они люди Аллаха и Его свита”.

Абу Хурайра сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Явится Коран в День Страшного Суда и скажет: о, Господь мой! Одень его, - тогда наденут на него корону чести. И скажет потом: о, Господь мой! Добавь ему, - тогда облачат его в одеяния чести. Еще скажет: о, Господь мой! Будь доволен им - тогда Он будет доволен им и скажет ему: читай и возвышайся, и да пребудет тебе с каждым аятом благое.”

От Абу Хурайры известно, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: “Не собираются люди в одном из домов Аллаха читать Книгу Аллаха и совместно изучать ее без того, чтобы не было ниспослано на них спокойствие и не были охвачены они милостью, и не окружены были ангелами; Аллах вспомнит всех, кто был при этом”.

Абу Муса аль-Ашари (да будет доволен им Аллах)поведал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Мусульманин, который читает Коран, подобен цитрусу - у того и запах приятный, и вкус; а верующий, который не читает Коран, похож на финик - аромата нет, а вкус сладкий”.

Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: “Знающий Коран в одном ряду с благочестивыми, правдивыми писцами, а кто читает Коран, запинаясь и преодолевая трудности при этом, тому два вознаграждения”.

Абдуллах ибн Амри передает слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который говорил: “Скажут владельцу Корана - читай и возвышайся, и читай нараспев, как ты читал нараспев на земле, истинно, твое место вровень с последним аятом Корана из тех, что ты прочел”

ДОСТОИНСТВО ЧТЕНИЯ ХОТЯ БЫ ОДНОЙ БУКВЫ ИЗ КОРАНА

Абдаллах ибн Масъуд говорит, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Кто прочел одну букву из Книги Аллаха, тому зачтется этим одно благое, а за каждое благое дело воздается в десять раз больше. Я не говорю, что {"Алиф, лам, мим"} - это одна буква, но "алиф" есть буква, и "лам" - буква, и "мим" - буква."

ДОСТОИНСТВО ЧТЕНИЯ ДВУХ, ИЛИ ТРЕХ, ИЛИ ЧЕТЫРЕХ АЯТОВ ИЗ КНИГИ АЛЛАХА

От Укбы ибн Амира известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Если кто из вас отправится утром в мечеть и узнает или прочитает два аята из Книги Всемогущего и Великого Аллаха, то не лучше ли это двух верблюдиц; а если три аята - не лучше ли трех верблюдиц; а четыре аята -не лучше ли четырех; и любое число аятов не лучше ли будет такого же количества верблюдов?!"

Абу Хурайра сообщает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Не захочет ли кто из вас, вернувшись к своей семье, найти там три огромных тучных верблюда?" Мы ответили - "да". Он сказал: "Три стиха Корана, которые кто-то из вас прочтет в своей молитве, будут лучше ему, чем три огромных тучных верблюда."

ДОСТОИНСТВО ЧТЕНИЯ СТА АЯТОВ КОРАНА

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) известно, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Кто прочтет ночью сто аятов Корана, тот не будет записан в беспечные, а будет записан в набожные".

Тамим ад-Дари сообщает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Кто прочтет сто аятов ночью, тому записано будет служение Богу на протяжении всей ночи".

ДОСТОИНСТВО СОВЕРШЕНИЯ МОЛИТВЫ С ЧТЕНИЕМ ДЕСЯТИ ИЛИ СОТНИ АЯТОВ КОРАНА

От Абдаллаха ибн Амру ибн аль-Ас (да будет доволен им Аллах) известно, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Кто совершит молитву с десятью аятами, тот не будет записан в беспечные, а кто совершит молитву с сотней аятов, тот записан будет в набожные, а тот, кто прочтет тысячи аятов, записан будет, как накопивший."

И Абу Хурайра передал слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: "Кто соблюдает эти предписанные молитвы, тот не будет записан в беспечные, а кто прочитает ночью сто аятов, тот записан будет в набожные."

ДОСТОИНСТВО ЧТЕНИЯ СУРЫ "АЛЬ-ФАТИХА" ("ОТКРЫВАЮЩАЯ")

Ибн Аббас рассказывал: "В то время, когда Джабраил сидел рядом с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), он услыхал звук сверху и, подняв голову, произнес: "Это дверь из небес открылась, которая не открывалась никогда, а только сегодня". И спустился из нее ангел, и он произнес: "Это ангел спустился на землю, который не спускался никогда, а только сегодня". И, поприветствовав, ангел сказал: "Возвещай двумя светочами, которые тебе ниспосланы и никакому пророку до тебя - "Фатиха" Корана и конец суры "Корова", никогда не прочтешь ни буквы из них, кроме как в предоставленных тебе." Абу Сайд ибн аль-Маъла рассказывал: "Когда я молился, меня позвал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), и я не ответил ему. Я сказал: "О, Посланник Аллаха, потому как я молился". Он сказал: "Разве не говорит Аллах: {Слушайтесь Аллаха и Его Посланника, когда он вас призовет}." Потом он сказал: "Разве не научу я тебя величайшей суре Корана перед тем, как ты выйдешь из мечети?" Затем взял мою руку, и, когда мы захотели выйти, я напомнил: "О, Посланник Аллаха, поистине ты сказал, что обязательно научишь меня величайшей суре Корана." Он сказал: {Хвала Аллаху, Господу миров}, это первая сура Корана и благородный Коран, который мне ниспослан".

И дядя Хариджа ибн ас-Салта рассказывал, что когда он проходил мимо племени, ему сказали: "Истинно, ты пришел с добром от Этого Человека. Сними заклятие с одного нашего соплеменника!" И привели его к человеку, находящемуся в путах слабоумия. И отчитывал он его первой сурой Корана три дня по утрам и вечерам и всякий раз, заканчивая, сплевывал, и после того с больного словно бы пали оковы. Они за это дали ему что-то. Он пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и рассказал ему. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Ешь, и клянусь тем, кто съел за ложное заклинание, что ты уже съел за истинное излечивание."

Ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) также рассказывал, как группа сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) проезжала мимо Маа и перед ними возник один из жителей Маа, который спросил: "Нет ли среди вас излечивающего чтением? У нас в Маа есть ужаленный человек." После чего один из группы отправился за ним и прочел суру "аль-Фатиха" тому, кому надо было, и тот поправился, читавший Коран принес врученного ему барана к своим спутникам. Однако те не пожелали этого, сказав: "Ты взял за Книгу Аллаха вознаграждение". Придя в Медину, они сообщили: "О, Посланник Аллаха, он взял за Коран вознаграждение", на что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "Истинно, самое достойное из того, за что вы взяли вознаграждение, - это Книга Аллаха."

Абу Хурайра сказал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Кто совершит молитву, не прочитав в ней Первой суры Корана, тот не выполнит главную часть молитвы". Он повторил это три раза и добавил, что такая молитва будет несовершенной. Абу Хурайре возразили: "Мы же будем за Имамом", на что он ответил: "Читай ее себе, истинно, я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Всевышний Аллах сказал: "Я поделил молитву между Мной и Моим рабом на две половины, и рабу Моему достанется то, что он просит. И если раб скажет - хвала Аллаху, Господу миров. Всевышний Аллах скажет - Меня восхвалил Мой раб. А если он скажет - Милостивому, Милосердному, Всевышний Аллах скажет - Мне воздал хвалу Мой раб. А если он скажет -Владыка Судного Дня, Он скажет - Меня превознес Мой раб. И если скажет - Тебе мы поклоняемся и у Тебя просим помощи, Он скажет - это делится между Мной и Моим рабом, и рабу Моему дано будет то, что он просит. И если скажет - Веди нас правильным путем, путем тех, кому Ты оказывал благодеяния, не тех, на кого Ты гневался и не заблудших. Он скажет, что это - Моему рабу, и рабу Моему дано будет то, что он просит."

Абу ибн Кааб сказал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передал слова Всевышнего: "Не ниспослал Аллах ни в Торе, ни в Евангелии ничего подобного Первой суре Корана и это -семь стихов Корана, и они поделены между Мной и между Моим рабом, и рабу Моему дано будет то, что он просит."

ДОСТОИНСТВО ЧТЕНИЯ СУРЫ "КОРОВА" И СУРЫ "СЕМЕЙСТВО ИМРАНА".

Отец Абу Амамы аль-Бахли сказал, что он слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Читайте Коран, потому что, истинно, он явится в День Страшного Суда заступником для своего владельца, читайте суру "Корова" и суру "Семейство Имрана", потому как обе они явятся в День Страшного Суда словно бы два облака или словно бы две тени или словно две стаи птиц, парящих и задающих друг другу вопросы о своих друзьях, читайте суру "Корова", так как чтение ее благословенно, а пренебрежение ею влечет горе, и не потерпит она лжи".

И от Абдаллаха ибн Масъуда известно, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Пусть не застанут кого-то из вас в тот момент, когда положив нога на ногу и напевая, оставит он чтение суры "Корова", истинно, шайтан убегает из дома, в котором читают суру "Корова" и, истино, пустота домов есть внутренняя их пустота от отсутствия Книги Аллаха, Всемогущего и Великого."

Также и Абу Хурайра говорил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Не делайте ваши дома кладбищами, истинно, шайтан убегает из дома, в котором читают суру "Корова".

Ан-Навас ибн Самъан аль-Килаби сообщает, что он слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Принесут Коран в День Страшного Суда и его чтецов, которые поступали в соответствии с ним на земле, и предъявят они суры "Корова" и "Семейство Имрана." И привел Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) три примера: "Словно бы они два облака или две темных тени, между которыми восход, или словно две стаи птиц, парящих и задающих друг другу вопросы о своих друзьях".

И от Асмы, дочери Язида, известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Величайшее Имя Аллаха в этих двух аятах: {Ваш Бог -Единый Аллах, нет божества кроме Него, Милостивого, Милосердного} и начало суры "Семейсто Имрана" - {Алиф, Лам, Мим, Аллах - нет божества кроме Него, Живого, Вечносущего}."

ДОСТОИНСТВО ЧТЕНИЯ АЯТА "АЛЬ-КУРСИ"

Абу ибн Кааб поведал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "О, Абу аль-Мунзир, знаешь ли ты, какой аят из Книги Аллаха для тебя важнейший?" Тот ответил: "Аллах и Его Посланник лучше знают!" Он опять спросил: "О, Абу аль-Мунзир, знаешь ли ты, какой аят из Книги Аллаха для тебя важнейший?" Тогда тот ответил: {Аллах - нет божества кроме Него, Живого, Вечносущего}. После чего Он, похлопав его по груди, сказал: "Клянусь Аллахом, пусть облегчит тебе жизнь наука, Абу аль-Мунзир".

От Абу Амамы Сада ибн Ижлан аль-Бахли (да будет доволен им Аллах) известно, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Кто прочтет аят "Аль-Курси" после каждой обязательной молитвы, тот будет на месте сражающегося за пророков Аллаха, Великого и Всемогущего, пока не станет мучеником за веру".

Абу Аюб аль-Ансари рассказывал, что была у него кладовая с финиками, и приходила туда ведьма и воровала их. Он сказал, что пожаловался об этом Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), и он велел ему: "Иди, а если ты увидишь ее, то скажи - во Имя Аллаха, ответь мне, Посланник Аллаха!" И вот удалось ему изловить ее, и она поклялась не возвращаться более, и он ее отпустил, после чего опять пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Он спросил: "Что сделала твоя пленница?" Он ответил: "Дала клятву не возвращаться более". Он сказал: "Она говорила неправду, у нее привычка ко лжи". И вот он поймал ее еще раз, и она опять поклялась не возвращаться, и он опять ее отпустил, и пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Он спросил: "Что сделала твоя пленница?" На что он ответил: "Дала клятву не возвращаться". Он сказал: "Она говорила неправду, у нее привычка ко лжи". И снова он схватил ее, сказав: "Я тебя не оставлю, пока не отведу к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)". И тогда она говорит ему: "Поистине, я научу тебе кое-чему из аята "Аль-Курси", ты читай его у себя дома, и никогда не приблизится к тебе шайтан и никто другой". И вот, по его словам, пришел он к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), и он спросил: "Что сделала твоя пленница?" Он рассказал ему о том, что она говорила, и тогда он сказал: "Сказала правду, будучи лгуньей".

И Абу Амама говорил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Кто прочтет аят "Аль-Курси" после каждой молитвы, тому не запретят войти в Рай, как только он умрет".

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поручил мне хранение милостыни месяца Рамадана. И приходит ко мне некто и стал брать еду горстями. Я схватил его, сказав: "Клянусь Аллахом, я обязательно поведу тебя к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)". Тот говорит мне: "Поистине я беден и у меня дети, я очень нуждаюсь". И тогда я отпустил его. Наступило утро и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: "О, Абу Хурайра, что сделал вчера твой пленник?" Я ответил: "О, Посланник, он жаловался, что нуждается и что у него дети, и я пожалел его и отпустил. Он сказал: "Не солгал ли он тебе? Ведь он вернется". И тогда я понял, что точно вернется, из этих слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) - "Ведь он вернется". Я стал караулить его, и он пришел и опять принялся хватать еду горстями. Поймав его, я сказал: "Я обязательно отведу тебя к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)". Тот попросил: "Оставь меня! Я действительно беден и у меня дети, я больше не вернусь". И я опять пожалел его и отпустил. А утром Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил меня: "О, Абу Хурайра, что сделал твой пленник?" На что я ответил: "О, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он пожаловался, что нуждается и что у него дети, и я, пожалев, отпустил его". Он сказал: "Не солгал ли он тебе? Ведь он вернется". И я устроил на него засаду в третий раз. И он явился и начал хватать еду. Поймав его, я сказал: "Я обязательно отведу тебя к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и это последний третий раз, когда ты уверяешь, что не вернешься, а после приходишь снова". Тот взмолился: "Оставь меня, я научу тебя словам, при помощи которых Аллах принесет тебе пользу". Я спросил: "Что это за слова?" Тот ответил: "Когда отправишься спать, то читай аят "Аль-Курси" - {Аллах - нет божества кроме Него, Живого, Вечносущего}, пока не закончишь стих, и, поистине, никогда не оставит тебя Аллах без защитника и никогда не приблизится к тебе шайтан, пока не наступит утро". И тогда я отпустил его. А утром Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) спросил меня: "Что сделал вчера твой пленник?" Я ответил: "О, Посланник Аллаха, он утверждал, что он научит меня словам, которые принесут мне пользу от Аллаха, и я отпустил его". Он спросил: "Что за слова тебе сказаны?" Я ответил, что он сказал мне: "Когда отправишься спать, то прочитай аят "Аль-Курси" от начала до конца - {Аллах - нет божества кроме Него, Живого, Вечносущего}. И еще сказал, что никогда не оставит меня хранитель от Аллаха и что никогда не приблизится ко мне шайтан, пока я не встану утром, ведь слова эти более всех других побуждают к хорошему". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) воскликнул: "Неужели он сказал тебе правду, будучи лжецом! Знаешь, кто разговаривал с тобой целых три ночи, о, Абу Хурайра?" Я ответил: "Нет". И тогда он сказал: "Это шайтан!"

Абу ибн Кааб (да будет доволен им Аллах) рассказывал также, что был у него амбар с финиками, и стали они уменьшаться в количестве. "Однажды ночью я охранял, - говорит он, - как вдруг увидал существо похожее на возмужалого парня и поприветствовал его. Тот ответил приветствием, а я спросил: "Ты кто? Джинн или человек?" Он ответил: "Джинн", и сказал еще: "Дай мне твою руку", и протянул свою, и рука его была собачьей, и волосы его тоже были собачьими. Я спросил: "Это ли образ джинна?" Тот сказал: "Джинны узнали, что тут среди вас есть человек сильнее меня". Я опять спросил: "Что привело тебя?" Тот ответил: "До нас дошло, что ты любишь милостыню, и вот мы пришли за долей из твоей еды". Я спросил: "Что же нас спасет от вас?" Джинн ответил: "Это аят, который есть в суре "Корова" - {Аллах - нет божества кроме Него, Живого, Вечносущего}, кто его прочтет, когда наступит вечер, тот будет защищен от нас до наступления утра, а кто прочтет его, когда встанет утром, тот будет защищен от нас до наступления вечера". И утром пришел Абу ибн Кааб к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и все рассказал ему. Он сказал: "Сказал правду злой дух".

ДОСТОИНСТВО ЧТЕНИЯ КОНЦА СУРЫ "КОРОВА"

От Абу Масъуда (да будет доволен им Аллах) известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Кто прочтет два аята из конца суры "Корова", того ночью они защитят".

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Когда Джабраил сидел рядом с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), он услыхал звук сверху и, подняв голову, произнес: "Это дверь из небес открылась, которая не открывалась никогда, а только сегодня". И спустился из нее ангел, и он опять произнес: "Это ангел спустился на землю, который не спускался никогда, а только сегодня". И, поприветствовав, ангел сказал: "Возвещай двумя светочами, которые тебе ниспосланы и никакому пророку до тебя — "Фатиха" Корана и конец суры "Корова", никогда не прочтешь ни буквы из них, кроме как в предоставленных тебе."

От ан-Наамана ибн Башира известно, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Истинно, Аллах Благословенный и Всевышний написал Книгу за тысячи лет до того, как сотворил небо и землю, и ниспослал из Нее два аята, которыми заканчивается сура "Корова", и да не прочтут их в доме в течение трех ночей без того, чтобы не проник в него шайтан".

Укба иби Амир аль-Джахни говорил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Читай два аята из суры "Корова", ибо, истинно, они дарованы мне из сокровищницы, что под Троном (Аллха)".

ДОСТОИНСТВО ЧТЕНИЕ СУРЫ "ПЕЩЕРА".

Аль-Бараа сказал: "Человек читал суру "Пещера", а рядом с ним была лошадь, связанная веревкой, и настигали его тучи, все приближаясь и приближаясь, и лошадь рвалась в испуге. Когда наступило утро, он пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и рассказал ему. И он изрек: "Это спокойствие снизошло с Кораном".

И от Абу Сайда аль-Хадари (да будет доволен им Аллах) известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Истинно, кто прочтет "Пещеру" в пятничный день, тому озарено будет светом все то, что между двумя пятницами".

И в хадисе сказано: "Кто прочтет суру "Пещера" в пятницу, тому освещено будет то, что между ним и Каабой".

Абу Сайд аль-Хадари (да будет доволен им Аллах) сказал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Кто прочтет суру "Пещера" так, как она была ниспослана, тому будет свет в День Страшного Суда от его местонахождения до Мекки, а кто прочтет десять аятов из ее конца, тот потом при встрече с Антихристом не окажется под его властью".

И от Абу Дардаа известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Кто выучит наизусть десять аятов из начала суры "Пещера", тот будет защищен от Антихриста".

ДОСТОИНСТВО ДЕСЯТИ ПЕРВЫХ АЯТОВ ИЗ СУРЫ "ВЕРУЮЩИЕ"

Умар ибн аль-Хаттаб говорил: "Когда на Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) было ниспослано Откровение, перед ним послышался гул, подобный шуму пчел. Мы остановились на час, и Он обратился лицом к Кибле и, воздев руки, сказал: "О, Мой Аллах, прибавь нам и не уменьшай нам, и жалуй нас и не презирай нас, и воздай нам и не запрещай нам, и предпочитай нас и не испытывай нас, и будь доволен нами и сделай нас довольными". Еще сказал: "На меня ниспосланы уже десять аятов, и кто прочтет их - войдет в Рай", потом прочитал нам {Блаженны верующие} до самого конца.

ДОСТОИНСТВО СУРЫ "ПОБЕДА"

Зайд ибн Аслам узнал от своего отца, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправлялся иногда в путешествия, и Умар ибн аль-Хаттаб однажды сопровождал его ночью и о чем-то его спросил. А Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не ответил ему. Погодя он еще раз спросил его, и он не ответил ему. Потом опять спросил его, и он не ответил ему. И тогда сказал он Умару: "Чтоб тебе пусто было! Ты приставал с вопросами к Посланнику Аллаха трижды несмотря на то, что всякий раз он не отвечал тебе". Умар рассказывал: "Тут двинулся мой верблюд, пока не вынес меня к народу, и испугался я, как бы по мою душу не был ниспослан Коран". Он сказал: "Я бы не замедлил услышать кричащего, взывающего ко мне". Умар сказал: "Я испугался, как бы по мою душу не был ниспослан Коран". И рассказывает далее: "Пришел я к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и поприветствовал его. Он сказал: "На меня была ниспослана сура, и она мне милее всего, даже восхода солнца", после чего прочел: {Истинно, Мы даровали тебе ясную победу}.

ДОСТОИНСТВО СУРЫ "ЦАРСТВО"

От Абу Хурайры известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Есть в Коране сура из тридцати аятов, которая ходатайствует за своего владельца, пока не прощено ему будет: {Свят тот, у кого в руках царство}.

ДОСТОИНСТВО СУР: "ОКУТЫВАНИЕ", "РАЗВЕРЗАНИЕ", И "РАСКОЛ"

Ибн Умар сообщает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Кто хочет посмотреть на День Страшного Суда так, как если бы он увидал его воочию, тот пусть читает {Когда солнце окуталось тьмою} и {Когда небо разверзлось} и {Когда небо ракололось}."

ДОСТОИНСТВО СУРЫ "ЗЕМЛЯТРЯСЕНИЕ"

От Абдуллаха ибн Амри известно, что некто пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: "О, Посланник Аллаха, научи меня читать Коран". Он сказал: "Читай трижды {Алиф, лам, ра}." Человек ответил: "Я стар, и мой язык отяжелел и огрубело сердце мое". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Читай трижды {Ха Мим}. Человек опять сказал тот же самое: "Но все же научи меня о, Посланник Аллаха, всеобъемлющей суре!" И научил его Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) - {Когда содрогнется земля от своего трясения} пока не дошел до {Кто совершит благое весом с пылинку, тот увидит его, и кто совершит злое весом с пылинку, зло, тот увидит его}. Человек сказал: "Клянусь Тем, Кто послал Тебя с истиной, мне все едино, но не прибавить ли мне к этому что-то еще, пока я не встречу Аллаха, Всемогущего и Великого, поведай мне все же, что должен я делать из того, что в моих силах?" Он сказал ему: "Совершение пяти молитв и соблюдение Поста месяца Рамадана, совершение Хаджа и исполнение милостыни, той, что тебе положена, и побуждай к благому и удерживай от греховного".

ДОСТОИНСТВО ЧТЕНИЯ СУРЫ "НЕВЕРНЫЕ"

Фарве ибн Науфил от отца его было известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Науфилу: "Читай {Скажи: о, вы, неверные}, затем усни по ее окончании, потому что она есть спасение от язычества".

ДОСТОИНСТВО ЧТЕНИЯ СУР "НЕВЕРНЫЕ" И "ИХЛАС"

Абу аль-Хасан Мухаджир сообщает: "Пришел человек во времена Зияда в Куфу, и слышал я, как он рассказывал, что, будучи в поездке вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он управлял верблюдом и, по его словам, его колено касалось его колена. И он, услыхав, как человек читает: {Скажи: о, вы, неверные}, сказал: "Он спасен от язычества". И он же (т.е. Пророк), услыхав, как человек читает {Скажи: Он - Аллах, Един}, сказал: "Он прощен".

ДОСТОИНСТВО ЧТЕНИЯ СУРЫ "ИХЛАС"

От Айши известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил одного человека в отряд, и тот, читая своим сотоварищам молитву, заканчивал ее сурой "Ихлас" {Скажи: Он, Аллах, Един}. Когда они вернулись, то рассказали об этом Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), и он сказал: "Спросите у него, для чего он делал это?" Они спросили у него, и он ответил: "Потому что это - эпитет Всемилостивого и я люблю читать ее". И сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): "Сообщите ему, что Аллах любит его"

Сахл ибн Мааз ибн Анас аль-Джахни знал от своего отца Мааза ибн Анаса аль-Джахни, сподвижника Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Кто прочтет {Скажи: Он, Аллах, Един} до конца десять раз, тому Аллах возведет дворец в Раю".

И Абу Дардаа (да будет доволен им Аллах) поведал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), спросил: "В состоянии ли кто из вас прочесть за одну ночь одну треть Корана?" Его вопросили - как же прочесть одну треть Корана? Он ответил: сура {Скажи: Он Аллах, Един} равняется одной трети Корана".

Пророк говорил (да благословит его Аллах и приветствует): "Произнеси {Скажи: Он, Аллах, Един} и две суры, начинающиеся со слов "Я ищу убежище у Господа" (т.е. суры "аль-Фаляк" и "ан-Нас"), когда наступит вечер и когда наступит утро, трижды, и это защитит тебя ото всего".

ДОСТОИНСТВО СУР "РАССВЕТ" И "ЛЮДИ" И ИХ ЧТЕНИЕ

От Укбы ибн Амира известно, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "А разве не знаешь ты аятов, ниспосланных этой ночью, подобных которым не услышат никогда: {Скажи: я ищу убежище у Господа рассвета} и {Скажи: я ищу убежище у Господа людей}."

И Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда болел, читал самому себе суры "Рассвет" (аль-Фаляк) и "Люди" (ан-Нас), сплевывая, а когда усиливалась его боль, она читала за него и, взяв его руку, потирала ею, надеясь на благодать.

Укба ибн Амир говорил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Разве я не сообщил тебе, что самое наилучшее из того, к чему прибегают ищущие спасения, это {Скажи: я ищу убежище у Господа рассвета} и {Скажи: я ищу убежище у Господа людей}."

И Укба ибн Амир также поведал: "Я вел с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) его верблюда в поездке, и он мне сказал: "О, Укба, а не научить ли тебя двум лучшим сурам, которые ты будешь читать". И он научил меня: {Скажи: я ищу убежище у Господа рассвета} и {Скажи, я ищу убежище у Господа людей}.

Укба ибн Амир рассказывал: "Однажды я следовал за Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он был верхом, и я положил свою руку на его ноги, сказав: "Научи меня читать, о Посланник Аллаха, суру "Худ" и суру "Юсуф". И он ответил: "Никогда не прочтешь ничего более значимого для Аллаха, чем {Скажи: я ищу убежище у Господа рассвета} и {Скажи: я ищу убежище у Господа людей}.

Также Укба ибн Амир поведал: "Однажды я ходил с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и он произнес: "О, Укба, скажи." Я спросил: "Что же я скажу, о Посланник Аллаха?", а он ничего не ответил мне. Потом Он опять произнес: "О, Укба, скажи", и я спросил: "Что же я скажу, о, Посланник Аллаха?" И он ничего не ответил мне. Тогда я сказал: "О, мой Аллах, пусть он повторит мне!", и он произнес: "О, Укба, скажи." Я спросил:

"Что же я скажу, о. Посланник Аллаха?" Он велел: {Скажи: я ищу убежище у Господа рассвета}, и я прочитал это до конца. Потом он произнес: "Скажи", и я спросил: "Что же я скажу, о. Посланник Аллаха?" Он велел: {Скажи: я ищу убежище у Господа людей}, и я прочитал это до конца. После чего Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) изрек: "Ни один просящий не просил словами, подобными этим двум аятам, и ни один из ищущих защиты не просил ее такими словами".

Хамуд ибн Абдуллах аль-Матар

Коран – это священная книга мусульман . Само слово «Коран » можно перевести с арабского языка как «назидание», «чтение вслух».

Первое откровение Пророк Мухаммад получил в возрасте 40 лет в Ночь могущества (месяц Рамадан). А передача Священной Книги осуществлялась через ангела Джабраила на протяжении 23 лет. Коран был записан сподвижниками Мухаммада со слов Пророка.

Коран состоит из 114 глав - сур. Суры состоят из аятов. Порядок сур не отражает хронолию их ниспослания, так как аяты-откровения приходили пророку (мир ему) в разных местах и разном времени, которые он запоминал наизусть и позже составил аяты в существующие суры. Суры Корана сохранились в неизменном виде со времен их откровения, т.е. более 14 веков назад. Ни одной буквы, ни одного пунктанационного знака не было изменено в Священной книге .

Предлагаем Вашему вниманию смысловой перевод, тафсир(толкование), транскрипцию отдельных сур Священного Корана. Новообращенному мусульманину в первую очередь необходимо выучить Суру "Аль-Фатиха", её надо читать при совершении намаза.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Сура (араб. سورة) – одна из 114 глав Корана. Все суры Корана, кроме девятой, начинаются со слов басмалы «Во Имя Аллаха, Милостивого и Милосердного» (араб.بِسْمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحْمَـٰنِ ٱلرَّحِيمِ). Каждая сура состоит из аятов (откровений). Количество аятов в сурах варьируется от 3 (суры Аль-Аср, Аль-Каусар, Ан-Наср) до 286 (сура Аль-Бакара). Начиная со второй суры аль-Бакара, суры в Коране расположены приблизительно в порядке убывания количества аятов.

По месту ниспослания суры делятся на мекканские и мединские суры. Деление сур на мекканские и мединские является, прежде всего, следствием стилистических и тематических соображений. Классификация сур по этим периодам основана на таких факторах, как длина стиха и наличие или отсутствие некоторых ключевых понятий или слов (например, ар-Рахман как имя Бога).

Имеется три мнения в разделении сур на мекканские и мединские:

1. Принимая в расчет время ниспослания.

  • Мекканские суры: всё, что было ниспослано до хиджры (переселения), даже если вне Мекки. Это до того момента, когда Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, въехал в Медину.
  • Мединские суры: всё, что было ниспослано после хиджры, даже если не в Медине. Даже если было ниспослано в Мекке. Это мнение высказал Яхья ибн Салям Басри (умер в 200 году по хиджре).

2. Принимая в расчет место ниспослания.

  • Мекканские: все, что было ниспослано в Мекке и в её окрестностях, как Мина, Арафат, Худайбия.
  • Мединские: все, что ниспослано в Медине и её окрестностях, как Ухуд, Куба.

3. Принимая в расчет тех, к кому обращаются.

  • Мекканские: там, где идет обращение к жителям Мекки.
  • Мединские: там, где идет обращение к жителям Медины.

Значение и происхождение слова «сура»

Лингвистическое значение актуального для Корана слова «сура» исследовал выдающийся учёный-востоковед и тюрколог доктор филологических наук профессор Г. Х. Ахатов.

Исследователь выдвинул ряд предположений:

  • данное слово означает упрощенную форму слова «сура», произносимого с согласным звуком хамза (ء), и означающего «объедки» или «остатки пищи на посуде», потому что сура Корана считается как бы отдельным его куском/отдельной частью. Однако этому предположению, как установил профессор Г. Х. Ахатов, есть серьёзное препятствие: написание буквы хамза изобрел спустя 2 века после появления Корана, Халиль ибн Ахмад аль-Фарахиди, взяв за основу букву «айн» (ع) и придумав хамзу (ء).
  • слово «сура» происходит от корня «сур», что может означать «ограждение» и «крепостная стена». То есть суры прочно охраняют, ограждают айаты и объединяют их в одно целое.
  • слово «сура» может происходить от слова «савор», от арабизированного персидского слова «даствара – дастбанд» («браслет»). Испокон веков браслет считался символом вечности, непрерывности, цельности и нравственности, и, исходя из этого сура как бы крепко окольцовывает айаты Священного Корана духовной нравственностью.
  • слово «сура» нередко обозначают высокий статус, высочайшее положение. Божественное слово даже в пределах одной суры обладает высочайшим положением.
  • слово «сура» вполне могло быть производным от слова «тасаввур» в значении слова «восхождение»: айаты суры создают духовное восхождение…
  • слово «сура» (سورة) может являться искажением слова «сура» (صورة), означающего «катринка».

В результате комплексного лингвистического и сравнительно-исторического анализа профессор Г. Х. Ахатов пришёл к объективному научному выводу, что слово «сура» в лингвистическом смысле имеет ни какое-либо одно, а полифоническое (многозначное) значение, то есть, по мнению ученого, «сура» – это глава Корана, которая выполняет не только разделительные функции «высокими стенами», ранжируя текст, но в большей степени несет на себе «архитектурные» – духовно-энергетически функции, которые способствуют формированию особой внутренней духовной энергии верующих при чтении айатов.

Мекканские суры

Мекканские суры (араб. آية مكية – мекканские аяты) – хронологически ранние суры Корана, ниспосланные, согласно исламской традиции, пророку Мухаммеду до хиджры.

Особенности мекканских сур

  1. Все суры, начинающиеся с отдельных букв, кроме сур «Аль-Бакара» и «Алю Имран», являются мекканскими.
  2. Все суры, в которых есть указание совершить земной поклон, являются мекканскими.
  3. Все суры, в которых есть слово كَلَّا (Но нет!), являются мекканскими, потому что многие мекканцы были горделивыми и высокомерными. Использование этого слова ставило их на место и, словно, предупреждало таких людей.
  4. Все суры, повествующие о пророках и древних общинах, кроме суры «Аль-Бакара», являются мекканскими.
  5. Все суры, в которых повествуется об истории почтенного Адама и Сатаны, кроме суры «Аль-Бакара», являются мекканскими.
  6. Почти все суры, в которых есть фраза يَا اَيُّهَا النَّاسُи, при этом, нет фразы يَا اَيُّهَا الَّذِينَ امَنُوا, являются мекканскими.
  7. Большинство коротких сур представлено мекканскими сурами.

Тематика мекканских сур

  1. В меккканских сурах часто напоминается о вере в Аллаха.
  2. Сообщается об ошибочности многобожия, говорится о том, что это слепое следование, говорится, что этот путь, по которому шли предки, является неверным, а также Коран призывает к использованию собственного разума.
  3. В мекканских сурах на первый план выходят такие темы, как величие Аллаха, Его власть, важность покорности Ему, а также вера в Судный День.
  4. В мекканских сурах подробно рассказывается о противостояниях пророков, живших ранее, с их народами.
  5. В этих сурах в разных формах преподносятся такие темы, как моральные принципы, праведность, благодеяния, важность посещения родных, хорошие отношения с родителями, права соседей, важность контроля языка и сердца, а также такие грехи, как неверие, притеснение других людей, грешность, закапывание детей живьем, убийства, прелюбодеяния и аморальность всего этого.

Стиль мекканских сур

Основываясь на критериях, взятых из самого Корана, именно на его лексике и стиле, немецкий востоковед Г. Вейль, вслед за ним Т. Нёльдеке делят суры мекканских откровений на три группы.

  1. В первую группу входят совершенные в литературном отношении суры. Возвышенный стиль, украшенный смелыми образами, короткие и очень ритмичные стихи содержат простые, и в то же время строгие наставления. Смысл этих стихов зачастую неясен, особенно в тех случаях, когда делаются трудноуловимые намеки. Кроме того, в этой группе очень часто встречаются заклятия, основанные в большинстве случаев на явлениях природы, но многие из них также остаются загадкой. Эти заклятия призывают человека поразмыслить о своем спасении. Короткие, выражающие смятение чувств суры не все были поняты современниками Мухаммеда. Древнейшей из них считается сура 96.
  2. Суры второй группы спокойнее, заклятия в них постепенно уступают место формуле: «Это – откровение аллаха!» или приказанию: «Скажи!», с которым Аллах обращается к своему Пророку. Предсказание о страшном суде отступает на задний план перед провозглашением единобожия: Мухаммед решительно порывает с идолопоклонниками. Суры становятся длиннее. В них встречаются некоторые, еще смутные указания относительно правил поведения и обрядов, намеки на предшествовавших Мухаммеду пророков.
  3. Таких сказаний о пророках становится все больше в третьей группе мекканских сур, что является, по-видимому, смутным отражением легенд еврейской агады (части Талмуда, состоящей из включающая сказаний, притч и легенд). Такие сказания занимают примерно 1500 стихов, т. е. одну четвертую часть Корана. Их цель – показать неверным, как в старые времена бог поражал людей, отказывавшихся внимать пророкам. Эта изобилующая повторениями третья группа сур, написанных уже не столь уверенным стилем и скорее риторических, нежели поэтических, – наименее примечательная часть книги, несмотря на то, что легенды имеют фольклорный интерес. Заклятия, столь частые в более древних сурах, окончательно исчезают. Аллах часто обозначается словом рахман («милостивый»). В позднейших сурах это слово исчезает. Один востоковед объясняет это следующим образом: Мухаммед, должно быть, опасался, как бы верующие не увидели в этом рахмане божество, отличное от аллаха. В худейбийском соглашении мекканцы, отказавшись от формулы, содержавшей это имя, сохранили старую формулу: «Во имя твое, о Аллах!»

Итак, первая группа сур поэтического тона соответствует первым четырем годам деятельности Мухаммеда; вторая группа, полупоэтического-полуриторического тона – пятому и шестому годам, и третья группа, риторического тона, содержит суры откровений шестого года до хиджры. Такова классификация мекканских частей Корана, принятая Нёльдеке. «Картины конца света и страшного суда, написанные яркими красками, призывы готовить себя к ним, оставив неверие и мирскую жизнь, повествования о судьбе древних народов и их отношении к пророкам, которые были посланы к ним, повествование о сотворении мира и чудесном создании человека для доказательства всемогущества бога и зависимости от него всякой твари, которую он может уничтожить и воскресить по своей воле, – таково содержание древнейших частей этой книги откровений» (Гольдциер).

Мединские суры

Мединские суры, или Мединские главы Корана – это те поздние суры, которые, согласно исламской традиции, были ниспосланы пророку в Медине, после хиджрыМухаммеда из Мекки. Эти суры появились, когда мусульмане были в большем количестве, чем тогда, когда они были угнетённым меньшинством, как в Мекке.

Особенности мединских сур

  1. В этих сурах разрабатываются принципы права, наказания, вопросы наследства, социальные правила, принципы государственного права.
  2. В этих сурах есть дается разрешение вести военные действия и описываются положения, связанные с этим.
  3. Все суры, в которых говорится о лицемерах, кроме суры «Аль-Анкабут», являются мединскими.
  4. В мединских сурах рассматриваются такие темы, как отношения с иудеями и христианами, а также попытки призвать их к истине и отказаться от своих заблуждений.

Стиль и тематика мединских сур

Эти суры мединского периода написаны религиозным и политическим законодателем, который должен был уже не проповедовать свою религию, а систематизировать религиозное учение и в то же время заложить фундамент нового общества. По стилю эти суры почти не отличаются от мекканских сур третьей группы, если не считать новых слов, введенных в различных предписаниях. По вопросу о последнем стихе откровений мнения разделились. Многие авторы сходятся на том, что это стих 5 суры 5.

Что же касается содержания, то в сурах имеются некоторые намеки на происходившие тогда события. Так, есть призыв должным образом уважать Пророка и его семью; восхваление тех, кто умирает на «пути Аллаха», выпады против «лицемеров», этих фарисеев ислама, и против христианской троицы (например, сура 4, 169: «Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, – только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его… не говорите – три!.. Поистине, Аллах – только единый бог». Действительно, Иисус появляется только в мединских сурах); встречаются также выпады против евреев. По поводу евреев следует напомнить, что в мекканских сурах Авраам выступает только в качестве одного из пророков, предшествовавших Мухаммеду, вне всякой связи с арабами. В мединских же сурax, после разрыва Мухаммеда с евреями, деятельность Авраама стала связываться непосредственно с арабами: согласно Корану, он со своим сыном Исмаилом создал не только мекканское святилище, но и чистую первоначальную религию, ту самую, которую стремится восстановить Мухаммед и которую исказили евреи и христиане.

Предписания по религиозным, гражданским и уголовным делам собраны главным образом в сурах 2, 4 и 5, насчитывающих более 500 стихов (примерно десятая часть Корана). Однако в мединских сурах нельзя найти какого-либо кодекса законов в

полном смысле слова, и следует еще раз повторить, что вопреки получившему слишком большое распространение ошибочному мнению мусульмане не ведут судопроизводство по Корану. Не следует также думать, что мединские суры имеют исключительно законодательный характер. Некоторые стихи в них относятся к одним из наиболее красивых мест Корана (как, сура 2, 135 и сл.). Некоторые другие стихи совершенно ясно излагают религиозные верования и обязанности образцового мусульманина (например, сура 2, 172: «Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие – кто уверовал в Аллаха, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, – и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастье и бедствии и во время беды, – это те, которые были правдивы, это они – богобоязненные»).

Польза от знания мекканских и мединских сур

  • Знание мекканских и мединских сур помогает узнать историю законодательства и понять мудрость Аллаха. Проследить за постепенным ниспосланием положение шариата. Как объяснение в начале основ, затем подробностей.
  • Использование этого в толковании аятов Корана.
  • Изучение жизнеописания пророка.
  • Использование способов доведения до людей религии на практике. Тот, кто еще не уверовал, к нему обращаться, используя мекканские аяты, среди мусульман – мединские.

Некоторые суры Корана

  • Сура «ад-Духа» – средство от страха перед Судным днем. Вполне естественно, что у человека возникает страх перед предстоящим днем Великого Суда, ведь именно там будет решаться наше будущее протяженностью в вечность. Однако Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подсказал хорошее средство избавления от подобного страха, сказав: «За того, кто прочитает суру «ад-Духа», ночью семьдесять тысяч ангелов будут просить прощения до самого утра».
  • Сура «аль-Фатиха» – спасение от любой трудности. Как сказал великий богослов Хасан Басри, Коран собрал в себе все знания, ниспосланные в писаниях ранее, а «Фатиха» является основой Корана. Поэтому многие ученые, в том числе и Хасан Басри, советовали правоверным искать спасение от бушующего шторма жизненных невзгод именно в этой суре.
  • Сура «аль-Вакый’а» – спасение от бедности. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) уделял большое внимание вопросу взаимопомощи и поддержки между представителями уммы. Он (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал верующим о приумножении имущества тех, кто искренне дает подаяние и выплачивает закят, и об обязанности каждого верующего помочь своему брату по вере, который по стечению тех или иных обстоятельств оказался в трудном материальном положении. Для того, чтобы выйти из состояния нужды, Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) советовал также читать суру «аль-Вакый’а»: «Если человек будет читать каждую ночь суру аль-Вакый’а, его никогда не коснется бедность. Аль-Вакый’а – это сура богатства, читайте ее и обучите ее своим детям».
  • Сура «аль-Мульк» – спасение от мук в могиле. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) каждую ночь читал эту суру и говорил при этом другим: «»В Коране есть сура из тридцати аятов, которые заступятся за человека, который их читал, и помогут ему получить прощение. Эта сура – аль-Мульк».

Читайте также: