Карта вашего внутреннего мира. Арт терапии вам в помощь. Проективная методика "карта внутреннего мира" Рисунок мой внутренний мир

В начале 90-х годов двадцатого века я, Александр Юранов, решил заняться изучением человека. Я мечтал об этом с детства. Еще со школы. Я не стал гуманитарием. Я не стал военным. Я стал химиком-технологом. И не жалею об этом.

Среднюю школу я закончил на Украине. Сейчас там идет война. Печально. Там похоронены мои родители. Они верили в меня и в мое будущее. Они не контролировали каждый мой шаг. Они не опекали. Они знали, что я могу противостоять соблазнам.

Родители видели мои первые рисунки. Они знали, что я увлекся парапсихологией и активно читаю книги, связанные с другой, невидимой реальностью. Они не понимали, как я смогу жить, не работая на производстве. Мать понимала, что меня не остановить и не переубедить. Я хотел научиться помогать людям. Я хотел познать себя во всей полноте.

В те далекие годы, ко мне пришло понимание того, что кроме плоти, которую мы можем видеть обычными глазами, есть невидимы Внутренний Мир. Он есть. Он реально существует. Он представляет собой наше божественное начало. Без Внутреннего Мира я всего лишь биологическая машина. С Внутренним Миром я личность, способная любить, творить и радоваться.

И сегодня я благодарен своим родителям, которые дали мне мою плоть. Поэтому я могу существовать в материальной среде и общаться с вами. Я благодарен Богу за то, что он создал меня человеком. Я благодарен ему за то, что он создал меня мужчиной. Родители не могут дать ребенку Душу и Сознание. Душу и Сознание ребенку дает Бог.

Поставьте руки в стороны и поднимите их чуть вверх. Кончики ваших пальцев могут ощутить границу вашего Внутреннего Мира. Это вы есть в единстве материального и энергоинформационного. В вас, как в личности, слито воедино земное (материальное) и божественное (энергоинформационное).

Берегите свою плоть. Берегите свой Внутренний Мир. Плоть чуть раньше или чуть позже состарится и разрушится. Внутренний Мир, то есть вы как личность, продолжите свой путь в будущее. Работая с моим альбомом «Внутренний Мир человека. Гармония формы и цвета», вы восстанавливаете связи между своей плотью и своим Внутренними Миром. Вы делаете себя гармоничной, красивой личностью.

Обложка без названия

Перед вами лежит альбом. Вы не увидите на обложке его названия. Я сделал это специально. Название не должно отвлекать от рисунка. На обложке вы видите пути, по которым вы можете пройти, работая с альбом.

Доверьтесь своим глазам. Положите альбом на стол или на колени. И просто рассматривайте обложку. Рисунок поможет вам забыть о повседневной суете. Вы настроитесь на работу со своим Внутренним Миром и своей плотью. Вы вспомните о себе. Помогая себе, вы помогаете тем, кто находится рядом с вами. Ведь ваше внутреннее состояние влияет на их внутреннее состояние. Вы печалитесь и они печалятся. Вы радуетесь и они радуются.

Вы интуитивно почувствуете, что пришло время открыть альбом. И даже после этого вы не увидите название альбомов и фамилию автора. Сегодня я убрал этот лист, чтобы он не мешал вам работать с данным альбомом. Переходите сразу к инструкции. Вам будет достаточно прочитать ее один раз, чтобы понять как правильно смотреть альбом. Обратите внимание на расположение альбома, когда работаете с очередным рисунком.

Хочу сразу сказать, что при работе с альбомом важна регулярность. Смотрите альбом каждый день. Помогите себе находиться в сбалансированном состоянии. Укрепите внутри себя стремление быть здоровой и красивой личностью. И будьте такой личностью. Я уверен, альбом «Внутренний Мир человека. Гармония формы и цвета» поможет вам сбалансировать и оздоровить себя.

Данный альбом хорошо снимает напряжения с головы и со всех отделов позвоночника. Помогите сами себе. Сядьте правильно. Не скрещивайте ноги. Не скрещивайте руки. Выпрямите позвоночник. Следите за тем, чтобы ваша голова не заваливалась вперед или назад, вправо или влево. Данная поза поможет вам работать с рисунками альбома более эффективно.

Пусть вас не смущает слово "работа". Работать - значит смотреть на рисунок, скользя по рисунку глазами. Через глаза вы будете активно взаимодействовать с формой и цветом. Вы начнете шаг за шагом восстанавливать энергетический и информационный баланс своей плоти и своего Внутреннего Мира.

Просто смотрите и чувствуйте, как меняется ваше внутреннее состояние. Как меняется состояние вашей головы и вашего позвоночника. Позовночник перестанет быть «сухим». Он пропитается физической энергией и будет сильным. Он пропитается эфирной энергией и будет гибким. Позвольте рисункам вам помочь.

На первом рисунке схематично изображен ваш Внутренний Мир. Рассматривая данный рисунок, вы восстанавливаете целостность своего Внутреннего Мира. К сожалению, многие из нас привыкли находиться в полуразрушенном состоянии. Как результат низкая работоспособность, быстрая утомляемость, слабая защита от инфекций.

Смотрите альбом «Внутренний Мир человека. Гармония формы и цвета» регулярно и вы незаметно для себя преодолеет внутреннюю разруху. Вы сами восстановите себя. Вы вернете себе силы. Вы восстановите свою внутреннюю светимость. Вы будете радоваться жизни. Долой уныние! Долой болезни! Радуйтесь жизни. Хватит страдать!

Работая день ото дня с альбомом вы научитесь расслабляться. Вы научитесь пребывать в потоках света. Вы почувствуете, что к вам возвращается возможность задавать себе вопросы и получать на них правильные ответы. Почему? Потому, что вы работая с рисунками восстановите свою интуицию.

Прямоугольная голова

В те годы не было ноутбука, на котором я сейчас рисую и пишу тексты. Были листы бумаги. Были фломастеры. Линейка, простой карандаш и циркуль. Мне хотелось показать, как энергетически выглядит голова. Что, с этой точки зрения представляют собой все отделы позвоночника.

Я всегда интуитивно чувствовал форму и цвет. Постарайтесь понять, что рисунок представляет собой сложный геометрический знак, который дает вам подсказки что надо делать и как своей мыслью. Глядя на форму и цвет, выделяя из рисунка те или иные цветовые фрагменты или структуры, вы восстанавливаете свою голову.

С головы уходит тяжесть. Может пройти боль. Голова попросту светлеет. Из нее уходит энергетическая и информационная муть. Не держите эту грязь внутри себя. Иногда она помогает умничать, наводя тень на плетень. Зачастую эта муть делает нас примитивными, наивными и доверчивыми.

Позвольте себе быть собой. Учитесь принимать осознанные решения. Рассматривая рисунок головы, вы все четыре головы: тонко материальную, плотно материальную, физическую и эфирную согласуете между собой. Согласовывая головы между собой, вы восстановите структуру и функцию энергетических центров в вашей голове. Вы отрегулируете связи между этими центрами.

На вашу работу отреагирует ваш головной мозг. Из мозга уйдут напряжения. Он очистится от ненужной информации. Ваше настроение улучшится. Изменится в нужную сторону гормональный фон. Вы будете дружить с головой, а не бороться с ней.

Альбом поможет вам сделать так, чтобы ваша голова всегда была на своем месте, а не болталась где-то в стороне и не валялась у вас под ногами.

Такие разные отделы позвоночника

Смотрите все рисунки подряд. Не следует смотреть только тот отдел позвоночника, в котором, как вы полагаете, есть проблемы. Сначала вы смотрите шейный отдел позвоночника, затем грудной, поясничный и крестцовый. Каждый отдел позвоночника имеет две проекции. Они одинаковые по форме и разные по энергетике.

Почему так? У человека есть мужское и женское начала. Альбом создан и для мужчин, и для женщин. Работая с альбомом, вы восстанавливаете мужское начало и согласовываете его с женским началом, если вы мужчина. Вы восстанавливаете женское начало и согласовываете его с мужским началом, если вы женщина.

Все четыре отдела позвоночника разные. Они должны пропускать через себя энергию и информацию. Энергия и информация помогают материальному позвоночнику работать без сбоев. Они стабилизируют его функцию и структуру. Вы сидите. Смотрите на рисунки, листая альбом и чувствуете, как меняется состояние вашего позвоночника. Вы почувствуете как восстанавливается его проводимость.

Работа с альбомом хорошо сочетается с мануальной терапией и остеопатией. Важно восстановить энергоинформационные проекции позвоночника. Согласовать его структуру и функцию с Внутренними Миром и энергетическими центрами.

В восточной медицине эти центры называют чакрами. Важно, чтобы чакры находились на своих местах. Они должны находиться в своих пространственных ячейках. Чакры являются энергетическими насосами, которые качают базовые энергии в такие системы, как кровеносная, лимфатическая, иммунная, эндокринная, нервная.

Окончательная балансировка через глаза

Сделайте так, чтобы все четыре отдела позвоночника работали слаженно и согласованно. Сделайте так, чтобы голова и позвоночник работали слаженно и согласованно. Как это сделать? Просто регулярно, каждый день, без пропусков, смотрите альбом «Внутренний Мир человека. Гармония формы и цвета».

Последний рисунок альбома, поможет вам окончательно сбалансировать свою плоть со своим Внутренним Миром. Через один глаз, вы получаете информацию о том, как обновить свою личную программу через информационный канал с другими уровнями Бытия. Через другой глаз, вы получаете информацию о том, как обновить программы плоти в области головного и спинного мозга.

Каждый глаз смотрит на свой квадрат. Сначала вам будет непривычно так смотреть на рисунок. Будет желание сначала посмотреть один квадрат, а затем другой. Можно рассматривать и так. Но в конце работы с альбомом вы должны посмотреть на квадраты одновременно.

Левый глаз смотрит и видит левый квадрат. Правый глаз смотрит и видит правый квадрат. Через данную практику, вы восстанавливаете чувство равновесия. У вас не будет кружиться голова. Вы будете уверенно чувствовать себя в самых разных пространствах.

Через глаза вы также запускаются волны согласования. Они идут в двух направлениях. Одни волны идут от плоти во Внутренний Мир. Другие волны идут от Внутреннего Мира к плоти. Идет активный процесс согласования вашего материального начала с вашим Внутренним Миром.

Кто даст гарантию, что вам поможет альбом?

В те далекие годы, мы были полны энтузиазма. Мы надеялись и верили, что жизнь будет другой. Мы хотели стать другими. Менялась страна. Менялись те, кто в этой стране живет. В то время я показывал отдельные рисунки группе энтузиастов, которые ощущали влияние рисунков на себе.

Они ощущали тепло в позвоночнике и чувствовали как с головы и позвоночника уходят напряжения. Я смотрел и видел, как энергетически меняются их позвоночники. Процессы очищения шли мощно и активно. Я понимал, что отдельные рисунки пора объединить между собой.

Затем возникла идея сделать альбом. У меня не было средств. Мы обратились за помощью в Институт Технологии и дизайна. Они помогли нам напечатать альбом. Времена в стране стали другими. Мы стали жестче и прагматичнее. Альбом работает в любые времена. Здесь работает не моя энергетика. Здесь работает моя идея.

Суть этой идеи в том, что рассматривая сложные символьные знаки в виде отдельных рисунков личность сможет восстановить себя, сможет себе помочь. Вы можете дать гарантию сами себе, если будете каждый день смотреть альбом «Внутренний Мир человека. Гармония формы и цвета».

После работы с альбомом, прислушивайтесь к себе. Получайте интуитивные подсказки, что делать и как. Учитесь доверять себе и своей интуиции. В конце концов, станьте собой, красиво соединив внутри себя земное и небесное начало.

Александр Юранов,
Руководитель Творческой мастерской Эссана,
город Санкт-Петербург.

С помощью данной методики можно решить следующие задачи:

Ø Накопить данные об индивидуальной динамике процесса формирования образа цели.

Ø Обследуясь многократно, можно увидеть, изменяется у Вас образ цели или является устойчивым.

Ø На основании этих данных можно составить прогноз относительно перспектив его психологической коррекции, сформулировать задачи психологической работы с ним.

Процедура Тестирования

Материалы : лист белой бумаги формата А4, цветные карандаши.

Инструкция

Сегодня нам предстоит отправиться в путешествие в собственный внутренний мир — во внутреннюю, фантастическую страну.

Вы можете спросить: «Как мы отправимся туда, куда невозможно прийти, где нельзя все рассмотреть, потрогать руками?» И будете правы: этой страны нет на карте мира. Правда, в сказках есть указание на то, что некоторые герои там побывали и в дальнейшем добились успеха. Помните задание: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»? Вот сейчас нам как раз и предстоит подготовиться к подобному путешествию.

Итак...

Без чего опытный путешественник не отправится в путь? Конечно, без карты. Но, скажите, видели вы в продаже «Карту внутренней страны»? Действительно, такие карты не продаются. Что же делать? Придется рисовать карту самостоятельно.

Сначала положите перед собой лист бумаги. Теперь подумайте о контуре, который определяет границы страны. Контур образует как бы силуэт страны.

Одни путешественники считают, что контур внутренней страны должен напоминать силуэт человека, другие рисуют символ сердца, третьи обводят свою ладонь, четвертые изображают фантастический контур... Разум здесь не поможет, только сердце и рука путешественника знают силуэт его внутренней страны. Пожалуйста, возьмите карандаш и дайте возможность своей руке нарисовать замкнутый контур страны.

Каков ее ландшафт? Чтобы это увидеть, необходимо раскрасить внутреннее пространство страны, ограниченное контуром. Главное — не думать долго, а просто дать своей руке возможность легко выбирать карандаши и раскрашивать карту. Вероятно, там появятся горы и долины, низменности и возвышенности, реки, моря, озера, леса, пустыни, болота...

Итак, карта внутренней страны готова. Это прекрасно. Но скажите, можно ли пользоваться этой картой? Похоже, пока это трудно. Почему? Возможно, чего-то не хватает? Для того чтобы «прочитать карту», нужны условные обозначения! Обычно условные обозначения помещаются внизу страницы. Или, если ваша карта заняла весь лист, вы можете поместить их на обороте листа.

Пожалуйста, сделайте надпись: «Условные обозначения». Теперь нам предстоит составить список использованных вами условных обозначений. Для этого каждый цвет, который вы использовали при раскрашивании карты, внесите в условные обозначения в виде небольшого цветного прямоугольника.

Если вы использовали красный цвет, в списке обозначений появится красный прямоугольник; если при раскрашивании карты вы использовали зеленый цвет, появится зеленый прямоугольник, и так далее.

Расположите цветные прямоугольники друг под другом, как это обычно делают картографы.

Если вы использовали специальные значки для обозначения рек, водоемов, болот, лесов, полей, гор, их также необходимо представить в списке условных обозначений.

Теперь необходимо дать свое название каждому цветному прямоугольнику, каждому значку. Поскольку это карта внутренней страны, то и ее ландшафт будет связан с вашими внутренними процессами: мыслями, чувствами, желаниями, состояниями.

Могут появиться поляны раздумий, леса желаний, пещеры страхов, моря любви, реки мудрости, болота непонимания, пики достижений и прочее. Какой внутренний процесс, чувство, мысль, желание будет обозначать каждый цветной прямоугольник, — решать только вам. Это ваша страна, это ваша карта. Не стоит долго думать, первое, что приходит в голову, может оказаться самым правильным...

Итак, карта готова. Теперь по ней легко ориентироваться, особенно если знать направление.

Что делают путешественники, собираясь в путь? Изучают карту и прокладывают маршрут своего путешествия. В первую очередь они намечают цель. Иначе зачем отправляться в путь?

Пожалуйста, возьмите яркий карандаш или ручку, внимательно рассмотрите карту и отметьте флажком цель предполагаемого путешествия. То есть место на карте, в котором вы хотите оказаться. Этот значок назовем «флажок цели».

Теперь рассмотрите границы страны и отметьте особым флажком место, в котором вы планируете войти в эту страну. Этот значок назовем «флажок входа».

Итак, у вас есть два флажка: «флажок цели», обозначающий место, являющееся целью вашего пути, и «флажок входа», обозначающий место, с которого начнется ваш путь.

Теперь нужно проложить маршрут до цели. Посмотрите, где находится «флажок цели» и как к нему лучше добраться. Как вы пойдете от «флажка входа» до «флажка цели»? Пожалуйста, обозначьте свой маршрут пунктиром или небольшими стрелочками.

Путешествие всегда предполагает возвращение домой. Проложив маршрут к цели своего пути, опытный путешественник рассматривает варианты возвращения домой, выхода из страны. Пожалуйста, рассмотрите внимательно свою карту и отметьте особым флажком место, в котором вы планируете выйти из страны. Этот значок назовем «флажок выхода». Иногда он совпадает с «флажком входа», иногда — нет. Проложите маршрут от «флажка цели» до «флажка выхода».

Итак, у вас есть карта, есть цель пути и маршрут. А значит, есть готовность к путешествию по собственной внутренней стране.

Но, говорят, если подробно рассмотришь маршрут своего путешествия, то как будто бы совершишь его. Представьте себе, что вы возвратились из путешествия, положили перед собой лист бумаги и написали: «Это путешествие научило меня...» Пожалуйста, закончите фразу.

А теперь взгляните на весь свой маршрут и отметьте каким-либо значком ту точку, в которой, как вам кажется, вы находитесь сейчас. Спасибо!

Психологический Анализ

Семь Ключей От «Карты Внутренней Страны»

1. Энергия рисунка

Энергия рисунка — это особое ощущение от рисунка; чувства, которые вызывает карта.

2. Местоположение «флажка цели»

Название территории, на которой расположен «флажок цели», — это метафора неосознанного, интуитивного стремления автора карты. В данном случае неосознанной цели. Допустим, «флажок цели» находится на Возвышенности достижений. Это означает, что автор рисунка активно стремится к определенным социальным достижениям, так как горы, возвышенности символизируют социальный рост, развитие.

Другой пример — «флажок цели» находится на Поляне раздумий. Это означает, что в данный момент для автора актуален процесс размышлений, но, вероятно, он пока не может посвятить этому столько времени, сколько необходимо. Может, он колеблется с принятием решения, или занят решением некоторой задачи, или ощущает, что нужно остановиться и подумать, все взвесить и сделать важный выбор, который может стать судьбоносным.

Еще пример — «флажок цели» находится в Море желаний на Острове любви. Это означает, что в данный момент для автора наиболее важными являются романтические взаимоотношения, поиск партнера или совершенствование отношений с ним. Вода (озера, моря, реки) символизирует чувственность, эмоциональность, чувствительность, женственность, эротизм. Поэтому, если «флажки целей» попадают на водную территорию, это часто свидетельствует о том, что создатель карты чувствителен, интуитивен, эмоциональная жизнь для него имеет большое значение.

«Флажок цели» может находиться на пересечении двух или трех территорий. Это означает, что образ цели объединяет несколько процессов. Каких — об этом расскажут названия территорий. Для того чтобы автор чувствовал себя удовлетворенным, ему необходимо гармоничное сочетание, объединение этих процессов.

Итак, местоположение «флажка цели» расскажет о том, к какому состоянию неосознанно стремится автор карты (гармонии, отдыха, ясности, удовлетворенности, успеха и пр.). Это состояние будет относиться к определенной группе потребностей.

3. Расположение «флажка цели» относительно центра карты

Если «флажок цели» расположен в центре карты, это означает, что образ цели является интегрирующим для личности автора. То есть достижение данной цели позволит гармонизировать его состояние, мироощущение, обрести покой и стабильность. С другой стороны, центральное положение «флажка цели» указывает на способность автора находить общее в различных точках зрения, координировать, балансировать, уравновешивать разнообразные процессы в команде.

Всю карту можно условно разделить на три равные части по вертикали и три равные части по горизонтали. Каждая вертикаль и горизонталь имеют определенное символическое значение.

По горизонтали

Левая, «женская» часть — символизирует прошлое, то, что человек уже имеет, на что может опираться. Левая часть также может символизировать внутренний мир человека; отражать его глубинные личностные процессы. Интроверсия.

Центральная часть — символизирует настоящее, актуальные для человека процессы, то, о чем он думает, к чему стремится, что является для него значимым.

Правая, «мужская» часть — символизирует будущее, социальные процессы, взаимоотношения в социуме, устремленность в будущее. Экстраверсия.

По вертикали

Верхняя часть символизирует ментальные процессы: мысли, идеи, фантазии, планы, воспоминания.

Центральная часть символизирует эмоциональные процессы.

Нижняя часть символизирует сферу реальных действий. Реализацию планов. Землю, почву под ногами.

Если «флажок цели» находится в верхней части карты, можно говорить о склонности автора рисунка к ментальным построениям. Если «флажок цели» расположен в правой верхней части, — перед нами «генератор идей», человек, устремленный в будущее. Ему нетрудно искать и находить новые, нестандартные решения.

Смещение «флажка цели» в правую часть свойственно людям, ориентированным в будущее, стремящимся к социальным достижениям, инновациям.

Справедливо для правшей. У левшей символическое значение определяется «зеркально».

4. Характер маршрута

Теперь область наших исследований — маршрут от «флажка входа» до «флажка цели». Линия маршрута и его характер расскажут о том, каким образом и по какому сценарию человек склонен добиваться желаемого, идти к своей цели.

Вопросы для анализа пути к цели:

— Через какие территории пролегает маршрут к цели?

Например, маршрут к цели пролегает сначала через Горы препятствий, потом через Долину разочарований, затем через Пустыню поиска, к Озеру надежды на Вершину успеха. Это означает, что в начале пути автор склонен рисовать себе препятствия, ограничения (Горы препятствий). Это приводит его к разочарованию, он может потерять веру в свои силы (Долина разочарований). Но потом он берет себя в руки и начинает искать выход из создавшегося положения (Пустыня поиска). Благодаря этому у него появляется надежда и энергия для достижения цели (Озеро надежды). И при условии, что он будет верить в победу, он достигнет цели (Вершина успеха).

Анализ маршрута позволит понять, склонен ли автор неосознанно придумывать препятствия на пути к достижению цели? Чаще всего человек сам себе изобретает ограничения и ловушки. Как говорил известный сатирик: «Мы сами себе придумываем трудности, а потом мужественно их преодолеваем».

— Маршрут проложен по прямой или петляет по всей стране?

Это наблюдение позволит определить стратегию движения к цели. Есть люди, которые идут прямо, не сворачивая, не отвлекаясь. Помните, в фильме «Чародеи» Ивана учили проходить сквозь стену? Для этого было необходимо: видеть цель и верить в себя. Оба этих условия есть у тех, чей путь проложен по прямой. Правда, у таких людей есть одна особенность: они могут быть одержимы целью. С одной стороны, это прекрасно. Но с другой — это может мешать им видеть маленькие чудеса повседневности.

Если путь петляет по стране, это означает, что автор карты человек творческий, увлекающийся, любознательный. Ему хочется везде побывать, все посмотреть. Это прекрасно.

— Есть ли на маршруте территории, где происходит «хождение по кругу»?

Территория, на которой приходится ходить по кругу, либо является камнем преткновения, нерешенной проблемой, либо значимым для человека ресурсным состоянием.

5. Расположение «флажка входа» и «флажка выхода»

«Флажок входа» и «флажок выхода» задают начало и конец пути. Они могут быть расположены в пяти основных комбинациях:

1. «Флажок входа» и «флажок выхода» совпадают (или находятся в одной части карты). Человек приходит к тому, с чего начал, но на новом уровне, с новыми знаниями. Символизирует завершение цикла «спирали жизни» и переход на следующий уровень. Человек умеет учиться на собственном опыте, гармонично доводить дело до конца.

2. «Флажок входа» находится в нижней части, «флажок выхода» — в верхней. Человек склонен идти от практики — к теории. Сначала действует, пробует, потом осмысляет. Исследователь, идущий эмпирическим путем. Человек дела.

3. «Флажок входа» находится в верхней части, «флажок выхода» — в нижней. Человек склонен идти от теории — к практике. Он умеет сначала все обдумать, взвесить, потом перейти к делу.

4. «Флажок входа» находится в левой части, «флажок выхода» — в правой. Прежде чем принять решение, начать какое-либо дело, человек может переживать, обдумывать стратегию, тревожиться. Но, начав движение, обретает чувство перспективы. Умеет использовать прежние наработки команды в новых делах.

5. «Флажок входа» находится в правой части, «флажок выхода» — в левой. Человек умеет тонко чувствовать различные новые веяния, имеет нюх, чутье на нечто выгодное и перспективное. Умеет «встраивать» инновационное в традиционное.

6. Урок путешествия

Здесь центром внимания становится продолжение фразы: «Это путешествие научило меня, прежде всего...» Высказывание, которым автор продолжил эту фразу, расскажет о том, над чем в данный момент «работает» его внутренний мир, над чем он размышляет, какие вопросы неосознанно решает, в каком направлении развивается.


На всей деятельности человека лежит печать его личности, и в наибольшей степени ее особенности проявляются именно в творчестве. Рассматривая картины на выставке или в картинной галерее, мы видим не только произведение искусства, но и внутренний мир его создателя, пытаемся понять, что же именно подтолкнуло автора к написанию того или иного полотна.

Рисунок является не чем иным, как отображением мыслей, чувств, мироощущения и характера человека, он служит средством проникновения в духовное пространство человека.

О чем расскажет рисунок?

Психологический анализ личности человека по его рисункам как метод профессиональной психологии возник в начале XX века. Тогда появились первые тесты, целью которых являлась диагностика разных аспектов личности по рисункам человека.

В наше время у психологов не возникает никаких сомнений в том, какое большое значение имеет рисунок в психологии, ведь именно рисунок является важнейшим источником знаний о психике человека.

Психологическая «расшифровка» рисунка дает качественное представление о личности взрослого человека, «подделать» или предугадать результат практически невозможно, ведь диагностика и интерпретация рисунка – сложный и многослойный процесс, в чем-то схожий с определением .

Доктор психологических наук, профессор Елена Потемкина в период с 1985 по 1995 годы провела масштабное психологическое исследование. Это анализ и интерпретация более 100 000 рисунков, которые были выполнены людьми разного возраста и сфер деятельности, находившихся при этом в разных жизненных обстоятельствах и психических состояниях.

Таким образом, профессору удалось составить общую модель анализа рисунка, с помощью которой стаёт возможна качественная диагностика и интерпретация особенностей психологии человека, определение его характера по рисунку.

В таблице представлены общие признаки, по которым можно определить отдельные особенности личности.

Общая модель анализа рисунка

Психологическая диагностика с помощью рисунка в психологии называется проективной диагностикой. Такое название объясняется тем, что в психологии рисунок является индивидуальной проекцией внутреннего мира человека, его характера и личностных особенностей. Тесты по рисункам человека психология называет проективными тестами или методиками, они имеют ключевое значение среди других методик.


Существует много интересных проективных методик, как например «Рисунок семьи» или , которые многое могут поведать о характере создателя рисунка.

О чем же конкретно говорят рисунки человека?

Вы узнаете об этом на примере интерпретации проективной методики «Автопортрет».

Безусловно, качественная диагностика должна совершаться профессиональным психологом с использованием широкого диапазона различных методов, но ведь мы с вами знаем, как интересно бывает самостоятельно «продиагностировать» себя и своих близких, узнать о себе и других нечто новое и интересное. На просторах интернета можно найти множество различных тестов, но уверенны ли вы в их подлинности и эффективности?

Именно поэтому вашему вниманию предлагается полное описание профессиональной проективной методики «Автопортрет» в адаптации американского исследователя Р. Бернса с дополнениями Е. Потемкиной.

Напишите свой автопортрет

Задание теста довольно простое и звучит так: «Возьмите простой карандаш или ручку, лист бумаги, размером 10х15, и нарисуйте на бумаге самого себя, одного, а возможно с семьей или коллегами. Ваши художественные способности не имеют значение».

Интерпретация по элементам рисунка:

Голова

Большая голова говорит о больших интеллектуальных претензиях человека или наоборот, о недовольстве развитием интеллекта. Маленькая голова говорит о неадекватности суждений относительно своих интеллектуальных или социальных возможностей.

Глаза

Большие глаза характеризуют подозрительность, а также сильную зависимость от общественного мнения. Маленькие либо закрытые глаза говорят о повышенной сосредоточенности на своей личности или закрытости человека.

Уши и нос

Увеличенные уши говорят о высокой чувствительности к критике. Если нос выделен как выдающийся акцент внешности, это говорит сексуальных проблемах. Сильно выделенные ноздри являются свидетельством агрессии.

Рот

Выделенный рот может свидетельствовать о проблемах с речью. Если рот не нарисован вообще, то это означает негативное психическое состояние, возможно, депрессию, или просто вялость в общении.

Руки

Являются символом контакта человека с обществом и миром в целом. Скованные руки говорят о жесткости, замкнутости, повышенных требованиях к себе. Вяло-опущенные руки говорят об общей неэффективности человека. Слабые, хрупкие руки предполагают неуверенность в себе. Длинные и сильные руки наоборот, говорят о силе и амбициозности. Очень короткие руки являются свидетельством чувства неадекватности.

Ноги

Крупные ноги означают потребность в безопасности. Чем длиннее ноги, тем больше выражено желание быть независимым. Отсутствие ног предполагает нестабильность, ощущение пустоты, отсутствия жизненного фундамента.


Интерпретация по типу изображения:

  • Схематическое изображение. Изображение в виде общих деталей и схем принадлежит людям интеллектуального склада, «мыслителям», для которых наиболее важную роль играют общие сведения о разных явлениях.
  • Реалистическое изображение. Это детальное прорисовывание внешности, характерное для человека педантичного, склонного к глубокому анализу и постоянным уточнениям.
  • Изображение-метафора . Человек рисует себя не человеком, а каким-либо предметом, существа или явления, например, животного, дождя, кружки, персонажа фильма или книги. Это говорит о развитой креативности, художественном складе, развитом воображении и творческих способностях. Такой человек обладает хорошим чувством юмора.
  • Портрет в интерьере. Человек рисует себя на фоне пейзажа, в определенных обстоятельствах. окруженным разными предметами. Это говорит об экстраверсии, о желании находиться в окружении других людей.
  • Эмоциональный портрет. Изображение себя в неком эмоциональном состоянии. Это говорит о высокой эмоциональности и чувствительности, о склонности к глубокой саморефлексии. Часто человек рисует противоположную эмоцию: он грустит, но изображает себя с улыбкой на лице.
  • Изображение портрета со спины. Вместо лица человек рисует затылок, что говорит о внутреннем противоречии, о желании продемонстрировать свою . Это также может свидетельствовать о нежелании изображать некоторые детали, например, лицо.
  • Эстетическое изображение. Свойственно людям с развитыми художественными способностями и эстетическим вкусом.

Небольшой сюжет «О чем говорят ваши рисунки».


Психологи хорошо знают, что самый простой способ узнать что-либо о личности человека, его характере или настроении в данный момент – попросить его что-либо нарисовать. Мы также можем воспользоваться этим психологическим тестом и под каким-нибудь предлогом провести его с кем-то из своих знакомых или потенциальным партнером.

Лучше всего попросить нарисовать человеческую фигуру. Если на листе бумаги нарисовано несколько маленьких человечков , то ваш партнер ощущает себя неуверенно или хочет уклониться от неприятных обязанностей. Возможно, он ощущает дискомфорт в общении с вами.

Человечек, изображенный схематично – «палка, палка, огуречик» - свидетельствует о том, что ваш визави замкнут в себе и никого не хочет допускать в душу.

Допустим, вам предъявили нечто, похожее на настоящий портрет . Обратите внимание на детали внешности нарисованного человека. Если голова и туловище повернуты анфас , то ваш друг или знакомый открыт для общения. Голова повернута в профиль , а тело анфас – он испытывает проблемы в общении.

Многие люди во время лекций, заседаний и даже разговоров склонны чертить что-то на бумаге, если она есть под рукой, в блокноте, на полях тетрадей или даже книг. Они делают это автоматически, а между тем такие «подсознательные» рисунки могут многое поведать о . Кстати, чаще всего этим занимаются мужчины, а не женщины.

Например, если мужчина рисует машины , то он, скорее всего, зациклен на сексе. Но думает не столько об удовольствии партнерши, сколько о своем. Сами решайте, нужен ли вам такой спутник жизни.

Мужчина, рисующий сердечки , обладает искренностью и непосредственностью. В душе он романтик, но пытается тщательно скрыть это. Однако его «художества» непременно его выдадут. Не самый худший вариант, правда?

Если мужчина рисует деревья , то он честен, дружелюбен и добр. Он будет вести себя по отношению к вам как и никогда не станет скрывать своих чувств.

Цветы рисуют мужчины с романтичной и сентиментальной натурой, склонные к игривости. Такой человек может порой задевать вас своими шутками, но он способен на верность и никогда не заставит вас скучать.

Если мужчина изображает фантастических животных и растения , то он мечтатель и фантазер. Он может в целом оказаться неплохим человеком, но его нелегко спустить с небес на землю.

Случается, что мужчина в вашем обществе упорно рисует треугольники . Это говорит о его сильном к вам. Но у таких людей критический склад ума, и они эгоистичны. Вряд ли такой тип сможет беззаветно вас любить.

Иногда мужчина оставляет на бумаге целую картину : домик, из трубы идет дым, вокруг растут деревья, стоит группа человечков, и так далее. Такой пейзаж свидетельствует о богатом внутреннем мире автора. Он может оказаться очень благородным человеком и прекрасным любовником, правда, его не всегда легко понять.

Из ломаных линий и непонятных форм говорят о том, что перед вами сложная, быть может, патологическая натура. Либо мужчина в настоящий момент переживает депрессию или стресс. К такому потенциальному партнеру нужно присмотреться получше, прежде чем пытаться строить с ним отношения.

Наконец, рисование помогает заглянуть во внутренний мир детей. Если вашего ребенка что-то беспокоит, то дайте ему лист бумаги и цветные карандаши и попросите нарисовать его семью, какой он ее себе представляет. Можно попросить нарисовать и абстрактную семью.

Обычно дети рисуют себя, родителей, дедушек-бабушек, братьев, сестер, домашних животных (если есть).

Обратите внимание, какие именно цвета использует ребенок для рисунка. Себя самого и любимых членов семьи он, скорее всего, изобразит яркими красками. А вот если кто-то из домочадцев вызывает у него негативные эмоции – например, страх - то они могут изображаться черным или серым цветом. Вообще, если тона рисунка яркие и теплые, то в семье, скорее всего, все хорошо. Если преобладает черно-белая или серая цветовая гамма – определенно, есть проблемы.

Присмотритесь также к размерам . Ребенок изобразил себя слишком маленьким? Он , возможно, в семье с ним совсем не считаются. Если же он нарисовал себя слишком большим, это свидетельствует о его эгоизме: такой малыш привык, что вся семья «вращается» вокруг него.

Как расположены фигуры на рисунке? В центре листа чаще всего размещается тот, кого ребенок считает главным в доме. По краям и на заднем плане нарисованы менее авторитетные личности, не имеющие «права голоса».

Персонажи на листе держатся за руки? Значит, в семье хорошие, теплые, «правильные» отношения. Стоят «руки по швам»? Плохой признак. Что-то не так!

Посмотрите, какие глаза у изображенных персонажей. Если они у кого-то очень большие, этот человек является чересчур беспокойным – возможно, он постоянно дергает малыша… Глазами в виде точек или щелочек дети обычно снабжают тех, кто склонен что-то им запрещать или же слаб и беспомощен.

Если малыш нарисовал не только членов собственной семьи, но и посторонних людей , то ему не хватает родительской теплоты. Подсознательно он ищет человека, который сможет удовлетворить его потребность в душевной близости.

Часто на рисунках присутствует солнце . Оно подсознательно воспринимается детьми как символ тепла и защиты. Те люди и предметы, которые на рисунке находятся между ребенком и светилом, мешают ему ощущать себя уверенно и гармонично.

Читайте также: